Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВыступление на МО по теме "Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка"

Выступление на МО по теме "Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка"

Скачать материал

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №1 села Покойного  Буденновского района» Ставропольского края.

 

 

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

 

 

 

Выполнила:

Симоненко Т.И.

 

                Теоретические основы обогащения активного словарного запаса учащихся.

 

                  Источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

 

               Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

 

               Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся.

 

                     Лексические упражнения как средство повышения активного словарного запаса учащихся.

 

              Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка.

 

          Заключение.

 

           Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Жизнь общества, вся история человечества, история науки техники и культуры отражаются в словах. «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и  озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», - говорил К.Паустовский  [1, с. 66].

     Обогащение словарного запаса на уроках русского языка позволяет разнообразить семантическую информацию – понятийную, эмотивную, функционально – стилистическую  и грамматическую. Чем большим количеством слов владеет ученик, тем точнее реализуется коммуникация между детьми как в устной, так и в письменной форме.

     Владение большим количеством запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

     Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т.д.

     Словарное богатство русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, близких по значению (синонимов); слов, противоположных по значению (антонимов); устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

     Всем этим богатством обязательно должен владеть каждый школьник. И этому должны способствовать учителя, применяя различные приемы, методы и средства по обогащению активного словаря младших школьников, в частности и лексические упражнения.

     Теоретические основы обогащения активного словарного запаса учащихся

 

     Обогащение словарного запаса учащихся — это: а) область ме­тодики преподавания русского языка; б) одно из направлений в рабо­те по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка.

     Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке, во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуни­кация между людьми как в устной, так и в письменной форме). Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлека­ла внимание методистов и учителей русского языка еще в дореволю­ционной школе. Так, Ф. И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова», И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать де­тей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов,   научить  пользоваться  словами   и   выражениями,  обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [22, с. 234].

 

     Источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка:

 

     Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чте­ние книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.

     Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

     Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных значений. Понимание детьми этой связи — основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.

      Источники расшире­ния запаса слов у учащихся были выявлены уже в дореволюционной методике русского языка: учебная речь учителя, чтение книг, пости­жение учебных предметов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В настоящее время к ним прибавились радио, кино, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.

     Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми — зрительно или на слух, — составляют следующие группы: воспринимае­мые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов); воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, те­атральных представлений); воспринимаемые одновре­менно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, спе­циальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).

 

 Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка:

         Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены.

     Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие — их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй — семантическое направление. В школьной практике необходимы оба направления в сло­варной работе, так как каждое из них решает свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединило следующие виды работы над словом: словарно-морфологическую, словарно-орфоэпическую, словарно-морфемную и словарно-орфографическую. Семантическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т. е. собственно словарную работу в школе.

     Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся — носителей русского языка — эта энная часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В методике преподавания русского языка эти задачи не реализованы.

     В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся  учителя  опираются  на  словарь текстов  учебников  по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

 

      Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся:

 

     Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на следующие предпосылки (условия), реализованные в учебном процессе: лингвистические (некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов); психологические (знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов); дидактичес­кие (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса по русскому языку). Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся.

     Лингвистические предпосылки. Лингвистические предпосылки — это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им   базовых учебно-языковых умений. К базовым относятся те знания о языке, которые помогают раскрыть слово: а) как единицу лексической системы язы­ка; б) как элемент грамматической системы языка; в) как элемент стилистической дифференциации языка. Базовые учебно-языковые умения обеспечивают формирование у школьников умения правильно «потреблять новые и известные слова в соответствии с их значениями и сферами употребления».

     Базовые лексикологические понятия характери­зуют слово: а) как номинативную единицу языка; б) как совокупность разных лексических значений; в) как элемент лексической парадигмы; г) как носителя информации о происхождении и употреблении слова; д) как элемент стилистической дифференциации языка. Большинство понятий, характеризующих слово с указанных точек зрения, включены в действующую программу. Их изучение обеспечи­вает необходимые лексикологические условия для работы по обогащению запаса слов у учащихся.

     Важное практическое значение имеют и базовые лексико-графические понятия (они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснять значение и сферы употребления слов.

     Базовыми учебно-языковыми лексикологическими умениями являются: а) толкование лексического значения известных учащимся слов; б) определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте; в) нахождение в контексте изученных лексических явлений; г) подбор и группировка изученных лексических явлений; д) пользование толковым словарем. Владение этими умениями существенно способствует расширению словарного запаса слов у учащихся.

     Базовые грамматические понятия дают учащим­ся знания о структуре и морфологии слова, его синтаксических связях в словосочетании и предложении, создают предпосылки работы по обогащению словарного запаса, знание детьми следующих грам­матических понятий из области

·        словообразования: части слова, приставка, корень, суф­фикс, окончание, сложное слово, сложносокращенное слово, словообразовательная модель, однокоренное слово, исходная единица об­разования слова, производное и непроизводное слово;

·        морфологии: часть речи, значение части речи, абстрактные и конкретные слова, единичные и собирательные слова, лексико-грамматическая группа слов, собственные и нарицательные слова, ка­чественные и относительные слова;

·        синтаксиса: словосочетание, предложение, член предло­жения.

     Работа по обогащению словарного запаса учащихся опирается на следующие учебно-языковые грамматические умения: а) определение состава слова; б) установление исходной единицы производного слова; в) подбор однокоренных слов; г) определение значения группы слов; д) разбор предложения по членам; е) установление связи слов в словосочетании; ж) группировка слов по каким-либо лексико-семантическим значениям.

     Базовые стилистические понятия характеризуют слово с точки зрения оценки реалии и оценки самого лексического языкового явления. Ими являются стиль языка, стилистическое средство (нейтральное, высокое, сниженное), названия стилей (раз­говорный, официально - деловой, публицистический, научный, худо­жественный).

     В процессе словарной работы учитель должен специально обра­щать внимание на базовые понятия, используя их как необходимый фон обогащения словарного запаса школьников.

     Психологические предпосылки. Психологические предпосылки — это особое психологическое отношение говорящих (пишущих) к сло­вам. Психологами выявлены следующие положения, имеющие важное значение для организации словарной работы: слово усваивается быстрее и прочнее, если обучение его употреблению следует без пере­рыва за его семантизацией, если восприятие мира и слова окрашено эмоционально, если в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи, если специально формируется внимание к незнакомым словам.

     Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса уча­щихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополне­нию своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе форми­рования у них внимания к незнакомым словам в тексте — слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обога­щению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного пони­мания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют не­понятные слова или неправильно их понимают.

     Для формирования у школьников умения видеть незнакомые слова используется следующая методика: до выполнения основно­го задания учащиеся читают упражнение и называют непонятные слова (обычно это профессиональные, устаревшие, слова с пере­носным значением, стилистически окрашенные слова), их значение разъясняет учитель; после выполнения задания и проверки детям предлагается объяснить некоторые слова, не названные в числе непонятных, но в знании которых учащимися учитель сомне­вается.

     В начале учебного года преподаватель рекомендует школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных книг, га­зет, журналов, из прослушанных радио- и телепередач. Листочки эти учитель через какой-то промежуток времени собирает, состав­ляет небольшие тематические словники, которые можно исполь­зовать на уроках, на внеклассных занятиях, для уголка русского языка «Знаешь ли ты?», «История слов» и т. д.

     Существенное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности — языкового средства наименования реалии. В связи с этим необходимо, используя спе­циальную методику, «развести» в сознании детей реалию (предмет, признак, действие) и слово, его называющее, так как они их отождествляют. Для решения данной задачи можно использовать сле­дующие упражнения: 1) называние изображенных предметов и чтение слов, называющих эти предметы (делается вывод о том, что есть предметы — мы их видим — и есть слова для называния этих предметов — мы их слышим, читаем); 2) рисование по загадке предмета и подписывание под ним слова, его называющего; 3)запись слов, называющих предметы; 4) узнавание слова, пропущен­ного в загадке; 5) называние предмета разными словами; 6) назы­вание одним словом разных предметов.

     Дидактические предпосылки. Дидактические предпосылки   (условия)   обогащения словарного запаса учащихся — это расширение знаний о мире и особенности организации учебного процесса.

     Занимаясь обогащением словарного запаса учащихся, необходимо опираться на издавна установленную связь между усвоением новых знаний и новых слов, так как новые знания закрепляются в форме слов. Знания о мире на уроках русского языка являются источником   содержания   обучения   школьников   коммуникативным умениям, а также служат базой расширения их словарного запаса.

     На уроках русского языка учащиеся получают как языковые, так и неязыковые знания. Знания о языке дети приобретают в процессе его изучения, и вместе с ними они пополняют свой словарный запас,    усваивая    лингвистическую    терминологию.    Внеязыковые (экстралингвистические) знания (об окружающем мире) учащиеся на уроках русского языка черпают частично из текстов упражнений, а также на экскурсиях в природу, в результате знакомства с произведениями искусства, участия в спорте, посещения театров, музеев, производственных объектов и т. д., где они вместе с новыми знаниями усваивают новые слова. Задача учителя — использовать новые слова в учебном процессе при изучении грамматики и в работе по развитию речи детей.

     Знания учащихся о мире, как известно, пополняются на всех учебных предметах, поэтому важным источником расширения словарного запаса на уроках русского языка является использование межпредметного учебно-дидактического материала, который бывает неконтекстным и контекстным. В первом случае ис­пользуются отдельные слова или тематические группы слов, словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета, во втором — тексты, содержащие отдельные сведения из других школьных предметов.

     Учебно-дидактический межпредметный материал используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закреп­ляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет учителю показать, что язык выражает все из окружающей жизни, служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.

         

 

 

 

         Лексические упражнения как средство активного словарного запаса учащихся:

    Данные упражнения включают следующее: 1) объяснение новых и непонятных слов; 2) работу по уточнению значения слов; 3) работу над многозначностью слова и изобразительными средствами языка.

 

1. Объяснение новых непонятных слов:

 

В столбиках или на полях учебника часто встречаются слова, которые детям этого возраста непонятны: ваза, лото, рысь, аэродром и др. Для объяс­нения их значения учитель проводит с детьми беседу, дает от­дельные слова в предложениях или в словосочетаниях (ваза для цветов; Лото это игра; Самолет вылетел с аэродрома) или показывает рисунок (аэродром), картинку (играют в лото).

Работа над словом на уроках не ограничивается только объяснением непонятных слов. Дети группируют слова, объединяя их по признаку сходства (ме­бель: стул, стол, шкаф, кровать; посуда: стакан, чашка, ва­за, тарелка) или по признаку различия (высокий низкий, ле­вый правый и т. д.). Понятия усваиваются детьми и путем сравнения различных предметов, находящихся в классе или на­рисованных на картинках (например, стол выше парты, ка­рандаш толще ручки, тетрадь тоньше книги и т. п.).

Объяснение непонятных слов и выражений продолжается и при проведении чтения. При объяснении непонятных слов в читаемом произведении очень важно выделять для объяснения слова, которые впервые встречаются детям или, по их признанию, непонятны им и поэтому могут мешать правильному пони­манию смысла читаемого. Таких слов в произведениях обычно бывает немного. На словах, которые не мешают пониманию всего текста в целом, не имеет смысла специально останавли­вать внимание учащихся. В стихотворении Н. А. Некрасова встретилось слово сумерки («В зимние сумерки нянины сказки Саша любила»). Учитель задает учащимся вопрос: «В сумер­ки— когда это?» Ответ детей покажет учителю, верны ли их представления о смысле слова: «В сумерки — под вечер или когда вечереет». Подобные ответы показывают, что дети пони­мают смысл слова и нет необходимости останавливаться более подробно на его значении. Не следует специально разъяснять и такие слова, которые не совсем ясны, если их взять изолированно от текста, но понятны в тексте произведения. Например, в стихотворении 3. Александровой «Зима» дети читают:

Снежок порхает, кружится,

 На  улице бело,

И превратились лужицы

В  прозрачное  стекло.-

Что объяснять здесь учащимся? Что лужи замерзли? Что идет первый снег? Но ведь это знакомое детям содержание, выраженное лишь в стихотворной форме.

Дети в начальных классов рисуют картинки к прочитанному. Конечно, далеко не все они нарисуют так хорошо, что на рисунке будут изображены и «лужи как стекло», и «розовые снегири на вет­ках яблони», но дети в своих рассказах о том, что они изобра­зили карандашом или красками, покажут, насколько хорошо понято ими содержание прочитанного стихотворения. Пересказ учащимися содержания прочитанного произведения помогает учителю выяснить степень понимания детьми значения слов. В этом случае учитель попутно исправляет лексические ошиб­ки детей, требует от них правильного и точного употребления слов.

Излишне подробное растолкование учителем каждого слова часто мешает на уроках, так как делает эти занятия неинтересными для детей. Ребенок должен иметь воз­можность на уроке самостоятельно думать и, может быть, немножко воображать.

Надо отметить, что в школьной практике нередко детям объясняются не только те слова, которые им никогда не встре­чались при чтении, в их игровой, учебной и другой деятельно­сти, смысла которых дети не понимают, но и те слова, смысл которых понятен детям. Получается словотолкование вместо упражнений, способствующих обогащению словаря учащихся. Чтобы избежать подобного положения, учителю целесообразнее обратиться к детям с вопросом, что им непонятно в упражнении, прочитанном стихотворении, рассказе, статье. В таком случае выясняется значение тех слов, словосочетаний и даже целых отрывков прочитанного, непонимание которых затрудняет детей, мешает им понять смысл всего произведения и употреблять слова в пра­вильном их значении.

   2 Работа по уточнению значения слов:

 

Читаемые в классе художественные произведения  дают  богатый  материал  для   речевых упражнений, способствующих уточнению сло­варя   учащихся.   Нельзя  требовать,   как  это иногда бывает, от детей того, чтобы они отвечали на вопросы о том, как и почему автор употребил это, а не другое слово и т. п. Подобные вопросы для детей младшего школьного воз­раста неразрешимы. Здесь важнее показать детям, насколько яркой получается картина, которая нарисована тем или другим словом, той или другой группой слов.  В этом смысле можно говорить об удачном выборе автором-художником слова (ср. выбор красок для картины). Такое «взвешивание» слов повышает речевую культуру детей.

Например, в процессе чтения и разбора стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором» возможны упражнения по подбору синонимов к целому ряду слов: бор, дозор, тропы, вершины и пр. Подбирая синонимы, например, к слову вершина: верх, макушка — и сопоставляя найденные та­ким образом слова с тем, которое употреблено Некрасовым в его стихотворении, учащиеся смогут составить представление о том, как следует выбирать и употреблять слова. Надо учить не только понимать слово, но и целесообразно употреблять его.

Или другой пример. Подобрав слова-синонимы к слову бу­ря, дети могут подумать над тем, как звучала бы в известном стихотворении А. С. Пушкина первая его строка «Буря мглою небо кроет», если бы мы заменили слово буря другими, вроде: ураган, буран, метель, насколько согласованы были бы с этой строкой последующие строки стихотворения и т. д. Учитель в таком случае всегда объясняет детям, как важно уметь подо­брать наиболее подходящее слово для выражения своих впе­чатлений и мыслей, в частности для выражения их в стихотвор­ной форме.

Такие и подобные упражнения обучают не только чтению и пониманию читаемого в узком смысле слова, но вместе с тем учат и владеть русской речью, умению пользоваться словар­ным богатством русского языка.

На уроках грамматики при подборе частей речи возможны разнообразные упражнения лексического характера. Например, даются   существительные   в   творительном   падеже:   топором, пилой, ножницами, косой, нужно подобрать глагол   (что   де­лают?): рубят, пилят, режут, косят и т. д.

При изучении имен прилагательных как особого разряда слов, обозначающих разнообразные признаки предметов, целе­сообразны упражнения в подборе синонимов. Даны слова боль­шой, быстрый, веселый, дети подбирают синонимы: огромный, громадный; скорый, проворный; радостный и т. д.; или к тем же словам надо найти антонимы: большой маленький, быст­рый медленный, веселый грустный.

Подбирая родственные слова к тому или иному прилага­тельному, дети составляют с ними предложения или словосоче­тания, причем они отдают себе отчет в значениях образованных ими слов. Например, от существительного пух образуют дру­гое существительное — пушок (корень пухпуш-), от этих слов образуют прилагательные и вводят их в словосочетания: пуховый (пуховый платок), пушной (пушной зверь), пушистый (пушистый котенок).

Вообще трудно себе представить грамматические занятия без упражнений лексического характера. Чем больше слов при­влекается для выяснения и закрепления грамматических зна­ний, тем осознанней и прочней эти знания.

Наиболее ценные упражнения лексического характера свя­заны с понятиями «синоним» и «антоним». Синонимы — это сло­ва, близкие, хотя и неодинаковые по смыслу (храбрый, смелый, отважный, бесстрашный). Антонимы — слова с противополож­ным значением (новый старый, смелый трусливый, чисто грязно, тихо громко, хвалить бранить или порицать, закри­чать замолчать).

Работа над синонимами и антонимами важна потому, что умение подобрать подходящий синоним или антоним позволяет: 1) разнообразить речь (плохо, когда повторяется в детском со­чинении несколько раз одно и то же слово); 2) употреблять в речи более точные слова и выражения, например: котенок (развязывает или разматывает) клубок ниток; собака язык (высунула или выставила).

Упражнения в подборе синонимов и антонимов особенно полезны для  выработки точности  речи.  Для этих  целей  можно иногда брать и отдельные слова:

синонимы: шалун озорник, баловник; работа труд, дело; большой громадный, огромный; храбрый смелый, отважный, бесстрашный; бежать нестись; мучить беспокоить,  терзать, волновать; скоро быстро;

антонимы:   враг друг,   правда ложь,   болезнь здоровье,   шум ти- -шина,   полезный вредный,   трудный легкий,   старый молодой,   тупой — острый, обрадовать опечалить, спешить медлить, начать кончить,  гово­ритьмолчать,   слабо-сильно,   хорошо плохо,   медленно быстро,   дол­госкоро, тепло холодно, весело печально.

Упражнения в употреблении синонимов и антонимов, одна­ко, лучше всего проводить в связи с составлением словосоче­таний, предложений и даже связных текстов, потому что только в связи с другими словами слово, имеющее несколько зна­чений, обнаруживает свое конкретное значение. В самом деле, к слову чистый могут быть подобраны разные синонимы в за­висимости от того, с какими словами оно связано; к слову го­рячий можно подобрать синоним теплый, если говорят о печ­ке, о воде, о хлебе, но к тому же слову горячий в словосоче­тании горячий человек синонимами будут слова решительный, а может быть раздражительный (смотря по смыслу связного текста — рассказа или описания); тому же слову горячий мо­гут соответствовать по значению слова напряженный; трудный в словосочетании горячее время. А раз к одному и тому же слову можно подобрать разные синонимы, то разными для него будут и антонимы: горячая вода холодная, горячий че­ловекспокойный или хладнокровный; слову мелкий в сло­восочетании мелкая река можно противопоставить слово глу­бокая, но к тому же слову в словосочетании мелкая рыба при­дется подобрать антоним крупная и т. д.

Вначале, для того - чтобы объяснить, что такое синонимы или антонимы (можно обойтись и без этих терминов, а говорить о близких и противоположных по смыслу словах), можно взять отдельные слова и к ним подбирать синонимы или антонимы. В дальнейшем же, в процессе упражнений, в работе над сино­нимами важно научить детей выбирать для своей речи такие слова из синонимических, т. е. близких по значению, какие подойдут к определенному контексту. Это уже, в сущности, словарно-стилистическая работа.

Вот несколько примеров для подобных упражнений.

В предложении предлагается раскрыть скобки и оставить из слов, стоящих в скобках, одно, наиболее подходящее: Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро. Ло­шади очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сто­рону.

Возможны такого рода упражнения: вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значе­нию: брызгать, плескаться; литься, лить:

Вода ...из ведра. Искры ... из-под молота. Волны ти­хо ... у берега. Дождь ... как из ведра.

В таком же роде должна быть поставлена и работа над сло­вами с противоположным значением  (с антонимами).

Учащимся может быть дано задание подобрать к данным словам слова с противоположным значением. При выборе слов с противоположным значением надо иметь в виду контекст и выбирать то слово, которое отвечает смыслу речи в целом.

Например, в связи с чтением отрывка из произведения И. С. Тургенева, озаглавленного «В летний день», учащиеся, характеризуя обстановку в утреннем лесу, используют слова с противоположным значением: мокрый куст, сухая рожь, густые кусты (орешника) и т. д.

 

   3. Работа над многозначностью слова и изобразительными средствами языка:

 

К лексическим упражнениям относятся и упражнения, при выполнении которых дети получают представление о многозначности слов. Дано несколько словосочетании: золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце; тяже­лая ноша, тяжелая болезнь, тяжелое горе и т. д. Дети находят при­лагательные, имеющие прямое значение, и прилагательные с переносным значением, подбирают к некоторым прилагательным со­ответствующие синонимы: золотые руки искусные руки; золо­тое сердце доброе сердце; тяжелая болезнь опасная болезнь и т. д.

Многообразие переносных значений хорошо показать и на таких примерах: чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо; крепкий материал, крепкий чай, крепкое здоровье. Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы; чистые, вымытые руки; чистая (негрязная), неис­писанная тетрадь; чистое (ясное) безоблачное небо.

Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять слова в переносном значении в собственной речи. Подбираются примеры таким образом, что в одном случае слово употреблено в собственном, прямом зна­чении, а в другом то же слово выступает в переносном значе­нии: У него короткие волосы.У него короткая память; Стол стоит на ножках.Дело стоит; Дети идут в парк.Часы пра­вильно идут.Поезд идет быстро. Затем учащимся дается за­дание самим придумать примеры на прямое и переносное зна­чение слов, причем дается ряд таких слов, как, например, играет, острый, каменный, злится, радуется и т. п.

Работа над изобразительными средствами языка (эпитета­ми, сравнениями, метафорами) идет как в связи со специаль­ными упражнениями по развитию речи, так и в связи с чте­нием художественных произведений. Для овладения каждым из указанных средств выразительной речи необходимы и специ­альные упражнения.

Учитель, конечно, не ставит перед собой задачи, чтобы дети запомнили точное определение различных художественных средств (эпитет, метафора, сравнение и т. д.). Здесь важно дру­гое: научить детей пользоваться наиболее удачными словами в речи (устной и главным образом письменной). Так, например, чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета (эпитет), нужное в дан­ный момент речи, хороши такого типа упражнения: Осенью дует ... ветер. ... ветер гуляет на просторе. ... ветер гонит стаи туч на край неба.

Какие определения подберут учащиеся к слову ветер? Что­бы облегчить работу, учитель может дать несколько определе­ний для выбора. Так, к первому примеру можно дать на выбор следующие  определения:  холодный,  пронизывающий,   сильный и т. п. Ко второму примеру — буйный и т. п. К третьему при­меру — заунывный, вольный и т. п.

Помогает выработке умения подбирать подходящие эпитеты такой прием: учитель читает какой-либо насыщенный эпитета­ми отрывок целиком, затем читает его медленно, опуская эпи­теты, учащиеся воспроизводят их по памяти. Или учитель дик­тует детям отрывок прозы или стихотворения, опуская эпите­ты, и предлагает найти их самостоятельно в книге.

Подобный прием возможен и при работе над сравнениями. Здесь целесообразно исходить не столько из готового текста, сколько из творческих опытов учащихся. Дается текст, а сравне­ния должны подыскать сами учащиеся: Засверкали на солнце росинки, будто .... С треском повалилось дерево, будто .... Трактор шумел, как .... И т. п.

 

      Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка

 

     Лексическая ошибка — один из видов неправильностей, допускаемых учащимися в языковом оформлении своих связных высказываний. Они отражают неполное владение учащимися семанти­кой и правилами употребления слов.

     Виды лексических ошибок. Лексические ошибки делятся на два типа: лексико - семантические и лексико - стилистические. Лексико-семантические ошибки связаны с нарушением лексических норм, а лексико-стилистические — с нарушением стилистических правил употребления слов.

     Лексико-семантические  ошибки  делятся   на  следующие  виды:

-         употребление слова в несвойственном ему значении (например, купить канонаду, т. е. пушку);

-         неправильное   сочетание   слов    (например,    «пожилая лошадь»);

-         употребление нелитературных слов  (просторечных, диалектных, жаргонных, новообразований).

     Лексико-стилистические  ошибки  делятся  на  следующие  виды:

   употребление в тексте одного стиля слов,  фразеологизмов, используемых   преимущественно   в   другом   стиле   (или   в   других стилях);

   неоправданное повторение одних и тех же слов, создающее звуковое однообразие речи;

   тавтология (передача одного и того же по-разному), приводящая к неоправданному удлинению речи;

—       словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.
    
Обозначение лексических ошибок. Для выделения лексических ошибок в тексте детской  работы  школа  использует волнистую линию. Обозначать же их на полях тетради целесообразно с помощью буквенных символов — начальных букв терминов, которые обозначают типы лексических ошибок, а именно:

   лексико-семантические (нарушение нормы) — ЛН, т. е. лексическая нормативная;

   лексико-стилистические     (нарушение  стилистических    правил) — ЛСТ, т. е. лексическая стилистическая.

     Эти символы легко осознаются учащимися. По ним они могут вполне   самостоятельно   проводить   исправление   соответствующих ошибок в своих работах.

     Ознакомление детей с видами ошибок и методика работы над ними. Самостоятельной работе учащихся над лексическими ошибками предшествует специальное ознакомление с их видами. При этом целесообразнее всего знакомить детей с ошибками и способами их исправления постепенно, рассредоточено, по мере изучения лексических понятий.

     Работа   над  лексическими   ошибками   на   уроке. Знакомство с видами лексических ошибок производится на специальном уроке работы над ошибками. В структуре урока работы над ошибками в изложениях и сочинениях выделяются необходимые элементы: ознакомление с одним  из видов лексических ошибок и их условным  знаком;  обучение учащихся  на  2—3  примерах умению исправлять ошибки данного вида; исправление учащимися ошибок этого вида в своих работах.

     Для ознакомления с видом ошибки на классной доске выписы­вается пример с данной ошибкой. Учитель объясняет суть ошибки, способ ее исправления (зачеркивание и надписывание нужного сло­ва). Затем под руководством учителя учащиеся в двух-трех примерах, записанных неправильно на доске, находят лексические ошибки и за­писывают в исправленном виде. Для описанной работы учитель может взять примеры либо из других работ учащихся, либо из той, над ошибками в которой проводится специальный урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение:

                  Обогащение словарного запаса учащихся — это: а) область методики преподавания русского языка; б)  процесс обучения детей речи. Обогащение активного словаря учащихся также одна из главных задач учебного предмета «Pyccкий (родной) язык». В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за развитием словарного запаса учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача обогащения словарного запаса решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка и применяемые на них лексические упражнения создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития активного словаря школьников на межпредметном уровне.

     Работа по обогащению словарного состава речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

     При определении содержания работы по обогащению активного словарного запаса на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их словарный запас требует совершенствования с самых различных точек зрения, если учителя хотят решить воспитательно-образовательные задачи школы.

     В данной работе отражены как теоретические аспекты обогащения активного словарного запаса учащихся с помощью лексических упражнений, так и практические (задания и упражнения, направленные для достижения данной цели).

     Итак, обогащение активного словарного запаса на уроках русского языка  необходимо проводить при ознакомлении детей с любой темой на любом уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Литература

1.                 Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка.-М., 1990.

2.                  Баранов М. Т. О работе с толковым словарем на уроках русского языка в IVVIII классах // Рус. яз. в школе.— 1969.— № 6.

3.                 Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся // Рус.яз. в школе.-1958.-№ 3.

4.    3вегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика.— М., 1967.

5.    Земский А.М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1.-М., 1986.

6.     Кустарева В.А. Методика русского языка.-М., 1982.

7.     Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах.-М., 2002.

8.        Словарная работа в VVII классах // Рус. яз. в школе.—1940.— №5.

9.       Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.-М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на МО по теме "Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выступление на МО по теме "Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка". Проблема словарного запаса у детей младшего школьного возраста остается проблемной и сейчас. В данном выступлении широко и понятно раскрыта тема словарного запаса: теоретические основы, источники обогащения, содержание работы, предпосылки методики работы. В практической части показаны лексические упражнения, как средство активного словарного запаса учащихся, лексические ошибки и работа над ними.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 999 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.07.2020 1020
    • DOCX 72.9 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шерстобитова Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шерстобитова Елена Васильевна
    Шерстобитова Елена Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76440
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 943 человека из 81 региона

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 29 регионов
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции