Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей
семье
Приемными родителями
и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и
папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество;
чувство долга по отношению к родственникам.
Независимо от причин,
по которым взрослые люди приняли на себя роль замещающей семьи, они имеют
определенные представления и ожидания вследствие принятого решения.
Самым
распространёнными ожиданиями являются ожидание «горячей благодарности» от
ребенка за то, что его «спасли» и ожидание, что ребенок будет соответствовать
образу, который есть у взрослых.
Такая ситуация
изначально закладывает «мину замедленного действия» в отношения между взрослыми
и детьми. И чаще всего конфликты между ожидаемым и имеющимся происходит в
опекунских семьях. Возможно, это связано с тем, что опекунами чаще становятся
родственники опекаемого ребенка. В такой ситуации основной причиной принятия
ребенка в семью становится «чувство долга», т.е. взрослые осуществляют «выбор
без выбора». Поэтому в опекунских семьях, как показывает практика, установка
«долга ребенка» выражена ярче.
В приемных семьях
родители, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно скорее забыл тяжелый опыт,
начинают безоглядно удовлетворять все его желания: покупать игрушки, сладости и
др. И в этой ситуации также взрослые, чаще бессознательно, начинают от ребенка
ожидать благодарности.
Таким образом, и в приемной,
и в опекунской семье часто возникают противоречия между возможностями и
поведением ребенка и ожиданиями родителей.
Для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в приёмных
семьях и в опекунских семьях Жирятинский районный ЦПМСС предлагает вам занятия
со специалистами Центра. На занятиях будут рассматриваются вопросы:
·
Почему дети лгут;
·
Почему дети дерутся;
·
Роль поощрений и наказаний
в воспитании детей;
·
Что значит быть
самостоятельным;
·
Мальчики и девочки: учить
по-разному, любить по-разному и др.
На занятиях приемные
родители не просто весело и с пользой проводят время, но и учатся лучше
понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель занятий -
помочь, подсказать родителям, как научить детей играть, помогая им приобретать
необходимые навыки, причем, не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора
того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. В
содержание занятий включены методы игровой терапии, эффективные как для
ребенка, так и для взрослого: игровые упражнения и задания на развитие
познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, ролевые
игры, психогимнастика. Работа строится на проведении тренинговых занятий,
психолого-педагогических бесед, целью которых является гармонизация
взаимоотношений “родитель—ребенок”. Участвуя в совместных родительских
занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность
посмотреть на ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели
взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный
выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность
перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически
безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки
способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга
включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие,
развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.
Занятия дают возможность:
·
посмотреть на свою семью
со стороны;
·
познакомиться с сильными и
слабыми сторонами своей системы воспитания;
·
побыть родителю в роли
ребенка и научиться лучше его понимать;
·
научиться эффективным
способам поддержки ребенка в сложных ситуациях;
·
познакомиться с методами
развития ребенка дошкольного и школьного возраста и научиться применять их на
практике.
Причем родители
убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для замещающей
семьи, трудности могут возникать в любой семье. Такое приобщение к кругу
доверяющих и сочувствующих друг другу людей — основной фактор, обеспечивающий
успешность активной психологической работы и с родителем, и с ребенком.
Темы, обсуждаемые на занятиях
часто становятся поводом для обращений за индивидуальными консультациями.
Родители понимают, что их тревоги, во-первых, оправданы, во-вторых, что для
преодоления озвученной проблемы необходима целенаправленная
коррекционно-развивающая работа, в том числе, и с родителем, и с ребенком. Как
показывает практика, индивидуальные консультации и индивидуальная
коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, являются действенными
формами профилактики и решения вопросов, возникающих в семье.
Алгоритм оказания
помощи в разрешении проблемных ситуаций в семье в случае обращения. Условно
можно выделить несколько этапов на пути решения проблемы:
·
1 этап - обращение семьи за
помощью,
·
2 этап - диагностический,
·
3 этап - коррекционно-развивающий,
состоящий из нескольких ступеней – поиск ресурсов в отношениях между родителями
и детьми, выработка стратегий поведения по изменению существующей ситуации,
·
4 этап - апробация,
·
5 этап - корректировка
сценариев поведения, обсуждение перспектив детско-родительских отношений.
На диагностическом
этапе педагог-психолог знакомится с содержанием проблемы, возникшей в семье. На
данной стадии выявляются родительские установки и реакции, семейные ценности,
стиль семейного воспитания, сферы проблем и ресурсов в отношениях между
родителями и их детьми.
Также проводится
изучение индивидуальных особенностей детей и родителей. На основе полученной
информации составляются рекомендации по изменению отношения к существующим
проблемам и по способам и стратегиям поведения в различных ситуациях.
При анализе результатов
диагностики с родителями обсуждаются их профессиональные и личные цели, их
видение будущности ребенка, какие способности и возможности ребенка они бы
хотели развивать и т.д. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
позволяет вносить изменения в родительские установки и ожидания родителей. Зачастую
родители с удивлением узнают, что их представления о развитии и обучении
ребенка не совпадает с его возможностями.
Наиболее частыми
проблемами и вопросами для обращений родителей являются:
·
вопросы учебной
успеваемости приемных и опекаемых детей в школе;
·
вопросы установления правил
и их соблюдения;
·
сложности в общении, в том
числе: истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание,
неадекватные требования, повышенная обидчивость провокационное поведение
ребенка и т.д.;
·
ревность одного из
родителей к приёмному ребёнку, избирательное отношение к детям в семье
Дети, попав в
замещающую семью, могут вести себя совершенно по-разному: одни сразу же
называют взрослых «мамой, папой, бабушкой», другие наблюдают за происходящим,
третьи начинают «испытывать (проверять)» чувства взрослых. Сомнения ребенка,
имеющего негативный опыт нежелательности, безразличного отношения к нему,
обоснованы и понятны. Но иногда продолжительность таких «проверок»
затягивается, вызывая у родителей самые разные чувства: от недоумения и обиды
до страха и злости. Поскольку вышеназванные чувства принято считать негативными,
то многие родители пытаются их игнорировать, скрыть даже от самих себя – то
есть не принимают их, не пытаются понять причины проблем, тем самым углубляя
зарождающийся конфликт. Задача педагога-психолога в данной ситуации помочь
родителям понять, что именно приводит к возникновению тех или иных эмоций.
Третьим этапом в
разрешении проблемных ситуаций является коррекционно-развивающая деятельность,
которая, по сути, начинается уже на ознакомительном и диагностическом этапе
работы с принимающей семьей. Стремление к идеалу в выполнении родительских
обязанностей приводит к тому, что некоторые родители ставят перед собой и перед
детьми очень высокие требования. Так как достичь такого уровня очень сложно или
вообще невозможно, то у людей накапливается раздражение, усталость,
разочарование в собственных возможностях и действиях. Некоторые родители
впоследствии начинают искать виновных, и тогда виноватой стороной может стать
ребенок.
На этапе апробации с
родителями разрабатывается алгоритм действий для ситуаций, вызывающих
напряжение или сопротивление у родителей, у детей. Намного сложнее ситуация
представляется в том случае, когда конфликт возникает в семье, где есть
подростки и замещающие родители в преклонном возрасте. Подростки в силу
возрастных особенностей, «испытывают границы дозволенного» или стремятся к
ранней автономизации от взрослых, заявляя о своей самостоятельности. Пожилые
люди требуют уважения и послушания, апеллируя к имеющемуся опыту, возрастным
заслугам и т.д. При этом каждая из конфликтующих сторон намеренна «твердо
стоять» на своих позициях. Остроты проблеме могут добавлять накопившиеся обиды.
Как только удается получить минимальный опыт преодоления конфликтов, у членов принимающих
семей появляется желание следовать предложенному плану действий, снижается
уровень претензий другу к другу. Это не означает, что все проблемы разрешаются
одномоментно и проблемы (конфликты) не возникают. Но даже небольшой опыт
разрешения проблем является хорошим стимулом для членов семьи в постепенном
изменении отношений внутри семьи (в создании доверительной обстановки внутри
семьи).
В целом, необходимо
отметить, что проблемы, возникающие в замещающих семьях, не отличаются от
проблем, возникающих в семьях с кровными детьми. Но ситуация воспринимается
острее, в связи с обстоятельствами, и в первую очередь, это связано с чувством
неоправдывающихся ожиданий. Поэтому, именно психологическая поддержка
родителей, обучение приемам и способам воспитания и конструктивного
взаимодействия, является необходимым условием комплексной психологической
работы с принимающей семьей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.