Урок географии курса 7-го
класса. Тема: "Внутренние воды Южной Америки"
Цели
и задачи виртуальной экскурсии:
Сформировать
у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки;
познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у
учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя
географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету;
воспитание любви к природе.
Оборудование
урока:
Физическая
карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и
магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого
учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах
Южной Америки.
Ход урока:
1.
Организационный момент:
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет
урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия
не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это
будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить
некоторые требования:
·
Наличие путеводных дневников
и карт, в которых мы будем делать заметки;
·
Вы должны быть внимательны и
помогать вашему экскурсоводу.
2.
Изучение нового материала:
Начиная наше
виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова,
чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по
своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.
Учащиеся: Это - Южная Америка
На экране
открывается слайд № 1 – Южная Америка.
Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с
этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.
Открывается
слайд № 2 – Внутренние воды.
Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках,
запишите тему урока.
ель
нашей экскурсии –
познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с
организмами, населяющими их.
Слайд № 3–
Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.
Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для
лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.
·
Что вы можете сказать о
речной системе материка?
Учащиеся:
На материке много рек.
·
А какие компоненты природы
оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
Учащиеся:
Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.
Слайд № 4 –
заголовок – Реки Южной Америки.
Учитель: Уважаемые экскурсанты,
запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок
«Реки
Южной Америки».
Теперь
откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы
не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите
внимательно в карты и скажите:
·
К бассейнам каких океанов
относятся реки Южной Америки?
Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого
и Атлантического океанов.
Учитель:
·
Почему все крупные реки текут
в Атлантический океан?
Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина
такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных
связей).
Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это
в схематичном виде.
Слайд № 5 –
схема –опора. ( Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО)
Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО)
значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на
схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт
наша экскурсия.
Слайд №6
– значение названия рек в переводе на русский язык.
Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники.
Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.
Слайд №7 –
дополняется схема фрагментом о климате.
Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная
сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?
Слайд № 8 –
схема дополняется заключительным фрагментом.
Учащиеся:
Большое влияние на речную
сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная
части материка получают большое количество осадков, а их распределению
способствует равнинный рельеф на основной части материка.
Учитель:
·
А теперь кто повторит, что мы
зашифровали на схеме?
(Учащиеся,
опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное)
Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает
наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.
Слайд № 9 –
таблица «Крупнейшие реки».
Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из
неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их
длину, площадь бассейна, притоки.
(Такие же
таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).
Глядя в
таблицы, ответьте на следующие вопросы:
·
Самая длинная река Южной
Америки?
·
Самая короткая река Южной
Америки?
·
Самая маленькая по площади
бассейна река?
(Учащиеся,
глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).
Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной
Америке на реках очень много водопадов.
Слайд № 10 – таблица «Крупнейшие водопады».
На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.
·
Как называется самый высокий
водопад?
Учащиеся:
Водопад Анхель.
·
Как называется самый низкий
водопад?
Учащиеся:
Водопад Игуасу.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня,
уважаемые экскурсанты.
А
теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.
Слайд № 11 –
Амазонка.
Это
река Амазонка.
Глоссарий –
Амазонка.
P.S.(Учитель
обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке,
которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и
красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе
урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии).
Учитель: Найдите у себя на путеводителях место
нашей остановки.
Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине
после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон.
У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический
океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое
питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка –
обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.
Глоссарий – Укаяли.
В верховьях
реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся
загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.
Глоссарий – барранко.
Это
барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с
шумом падают в воду.
Слайд № 12 –
река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.
И в Амазонке,
и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете,
посмотрев сюжет фильма о реке.
Слайд № 13 –
кинофрагмент об Амазонке.
Несмотря на
то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек
богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На
поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту
Слайд № 14 –
дельфины
и знаменитых
рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.
Глоссарий –
пираруку
Слайд № 15 –
пираруку (иллюстрация)
Это
гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до
90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.
Слайд № 16 –
пираруку ( фотоснимок в воде).
Однако, самые
известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.
Глоссарий – пираньи.
Слайд № 17 –
пираньи (иллюстрация)
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса.
Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы
привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок)
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок).
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
·
Кто такие кайманы?
Учащиеся:
Это вид крокодилов.
Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний).
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.
·
Как она называется?
Учащиеся:
Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам
пора продвигаться дальше.
Следующая
наша остановка – река Ориноко.
Слайд № 22 –
река Ориноко.
Глоссарий – Ориноко.
Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на
Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко
кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с
индейского её название так и звучит – «Река», так как она
судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С
приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В
сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый
высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на
картах).
Глоссарий – Карони,
Анхель
Слайд № 23 –
водопад Анхель.
Назван так по
имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был
открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли.
Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их
запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка»,
все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил
спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он
увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия
этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой.
Так был открыт знаменитый водопад.
А мы
продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река
Парана.
Слайд № 24 – река Парана.
Глоссарий – Парана.
В переводе с
индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры.
Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной
окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который
характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон
и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500
км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского
плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим.
Особой известностью пользуется водопад Игуасу.
Слайд № 25 –
водопад Игуасу (1)
Глоссарий – Игуасу.
(находим его на картах)
В переводе с
индейского Игуасу – «большая вода».
Слайд № 26 –
водопад Игуасу (2)
Водопад стал
известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский
конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его
системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.
Слайд № 27 –
кинофрагмент о водопаде.
Наше
путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили.
Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
·
С какими реками Южной Америки
вы познакомились?
·
Какой тип питания у этих рек
преобладает?
·
Почему на некоторых реках
Южной Америки встречаются пороги и водопады?
(Учащиеся
дают ответы на поставленные вопросы.)
Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она
была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах
этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать
дальше.
·
Что вы можете сказать о
наличии озёр на территории материка?
Учащиеся:
Озёр на материке
мало.
Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3
названия, а остальные не подписаны,
настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их
рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 28 – таблица «Крупнейшие озёра».
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание
на
самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся: озеро Маракайбо.
Учитель: Верно, это озеро Маракайбо.
Глоссарий – Маракайбо.
Лагунное
озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на
картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое
играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.
Глоссарий – Титикака.
Слайд № 29 –
схема –опора – начало
Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё
некоторые заметки на память.
Слайд № 30-33
– построение схемы- опоры об озере Титикака.
(Построение
схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют
рассказ по этой схеме самостоятельно).
Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.
Слайд № 34 – озеро
Титикака (1).
Название
озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы
сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль
внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного
нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.
Глоссарий – Уру.
по мнению
этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру
– первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их
сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает
тростник - тотора.
Глоссарий – тотора.
Из него
индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.
Слайд № 35 –
озеро Титикака (2).
Сейчас на
озере функционирует плавучая церковь и школа.
У побережий
озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут
образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким
примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.
Слайд № 36 –
озеро Лаго.
3.
Заключение:
Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки
заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её
проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо
выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух
вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был
каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение
на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.
4.
Проверка усвоения материала:
Учащиеся
выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в
двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы
учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды
уже с ответами на экране.
Слайд № 37 –
1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.
5.
Домашнее задание: (выдаётся
в распечатанном виде персонально для каждого учащегося).
Используя
п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения,
которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему
следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам
Южной Америки.
Приложение 1
Приложение 2
Использованная литература:
1. Элькин Г.Н.
«География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001.
2. Никитина Н.А. « Поурочные разработки по географии». Москва «Вако», 2005.
3. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990.
4.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. «По материкам и океанам». Москва «Просвещение»,
1988.
5.Рянжин С.В. Новый Экологический Букварь. СПб «Анатолия», 2006.
6. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. Учебник географии материков и
океанов. Москва
«Дрофа», 2000.
7.Крылова О.В. Материки и океаны. Москва «Просвещение», 2000.
8.DVD - диск «Южная Америка».
9. Большая детская энциклопедия по географии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.