СЛАЙД ПЕРВЫЙ.
После смерти Пушкина Россия получила достойного
его продолжателя – Лермонтова, чей талант, патриотизм, умение тронуть словом душу
до сих пор удерживают его произведения в школьной литературе и сердцах многих
людей. Интересны не только стихи, но и биография гениального поэта со своими
взлётами и падениями, радостями и разочарованиями. Давайте обратимся к важному
периоду в жизни Лермонтова – его детству. Мы предлагаем совершить небольшую
экскурсию по местам, где Лермонтов провёл свои детские годы.
СЛАЙД ВТОРОЙ.
Шёл 1814 год. В то
время как русские войска возвращались в опалённую пожаром Москву, встречающую
их с ликованием, в маленьком домике у
Красных Ворот, в ночь на 15 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия
Лермонтова родился сын Михаил. Детство будущего поэта было весьма
невесёлым. Бабушка поэта не могла примириться с неравным
браком своей единственной дочери, ведь отец Лермонтова был бедным тульским
помещиком, а мать же происходила из знатной и богатой семьи.
СЛАЙД ТРЕТИЙ.
Отношения между отцом и сыном были
весьма тёплыми и спокойными, но на них оказывало влияние непонимание между ним
и Арсеньевой. И эти отношения не могут быть
поставлены в вину Юрию Лермонтову - и так, несомненно, смотрел на них сам
Михаил Юрьевич, в течение всей своей жизни не перестававший питать глубокую
преданность к отцу, а когда он умер - к его памяти. О настоящих
чувствах сына к отцу мы узнаем из стихотворения:
«Ужасная судьба отца и сына - жить
розно и в разлуке умереть». Также Лермонтов выразил свои
чувства к отцу в стихотворениях : "Эпитафия" ("Прости! Увидимся
ль мы снова?"), "Я видел тень блаженства; но вполне...",
"Пусть я кого-нибудь люблю...".
Свою мать поэт помнил смутно, так как она умерла, когда
Лермонтову было всего три года. Зато, в его памяти надёжно поселились
воспоминания о её голосе и чудесной колыбельной, которая нашла отголоски во
многих его произведениях. «Когда я был трех лет, - Вспоминает Лермонтов. - то была песня, от
которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал
ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
Лермонтов
искренне любил свою бабушку, в его сердце жила благодарность за то, что она
была рядом всю его жизнь… В переписке и в воспоминаниях
современников и родни поэта, о бабушке нет ничего отрицательного — внук всегда
оставался любящим, почтительным, а бабушка — заботливой, понимающей.
СЛАЙД ЧЕТВЁРТЫЙ.
Лермонтову не исполнилось и трёх лет, как его
перевезли из Москвы в Тарханы, где находилось имение его бабушки. Именно здесь
на основе новых впечатлений сформировалось будущее мировоззрение и характер
будущего писателя. Тарханы - бескрайние поля, чистый
прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось
тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных
лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек. Связь
Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной - детские и отроческие
впечатления служили для его поэтического воображения неиссякаемым источником.
Тарханы были тем
местом, куда Лермонтов стремился при жизни и где мечтал обрести вечный покой. В
поэме "Черкесы" юный поэт опишет родные места, усадьбу, где вырос:
Свод неба синий тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струёй, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван, листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.
СЛАЙД ПЯТЫЙ.
На этом слайде внутреннее убранство
господского дома в Тарханах. В центре – кабинет Лермонтова. На слайде слева классная комната.
КАБИНЕТ
ЛЕРМОНТОВА
Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе
книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и
печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений
Лермонтова, написанных в Тарханах.
Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко
Лермонтову. В центре - портрет А. С. Пушкина, которого он считал
непревзойденным поэтом.
И, может быть, в этом кабинете Лермонтовым было написано письмо другу:
„Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты
его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель (здесь все время
ужасные), снег в сажень глубины, лошади вязнут и соседи оставляют друг друга в
покое".
На слайде слева классная комната.
КЛАССНАЯ
В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена
отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс учёбы
того времени. Руководила курсом обучения, вероятно, „милая тетенька" М.
А. Шан-Гирей.
Ведь именно ей тринадцатилетний Лермонтов сообщал из Москвы о своих успехах: „Милая
тетенька! Я думаю, что Вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике
учу синтаксис и что мне дают сочинять: я к вам это пишу не для похвальбы, но,
собственно, от того, что вам это будет приятно: в географии я учу
математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее: прежнее
учение истории мне очень помогло".
СЛАЙД ШЕСТОЙ.
Бабушка изо всех сил пыталась окружить бедного Мишу любовью и
заботой, чтобы тот не чувствовал себя покинутой сиротой. В доме постоянно
проживали его сверстники, дети родственников или простых соседей. Вместе они
играли, строили и штурмуют снежные крепости. В летнее время устраивают
потешные бои в манере Петра I, часами пропадают в лесу и на речке. Отличительно, что во
всех играх Лермонтов играет роль командира, неистощимого на выдумки. Дети любят
его за свойственную ему прямоту, настойчивость и верности дружбе. Недалеко от барского дома, на возвышении маленькому Лермонтову
были вырыты траншеи, сохранившиеся в парке до настоящего времени.
Можно
представить, как нетерпеливый, живой, он внимательно следил за сооружением
бастионов, вникал во все мелочи и детали строительства, торопил мужиков,
назначенных копать ров, насыпать вал, плести и ставить плетни. С упоением
слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько
же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя…»
СЛАЙД СЕДЬМОЙ.
От юго-западной границы Тархан начинается дорога
в Апалиху, имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей. Издалека
видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж.
Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей
в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке...
Сегодня Апалиха - роскошный парк,
который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом
вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно
приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам
природы, по-новому прочитываются баллады "Тростник",
"Русалка"...
СЛАЙД ВОСЬМОЙ.
Лермонтов и русская усадьба с ее меланхолической
умиротворенной жизнью кажутся несовместимыми. Однако в Подмосковье существуют
не только пушкинские, но и лермонтовские места. Одно из них - Середниково.
В 1825 году это имение купил брат бабушки Лермонтова - Д.А.
Столыпин. Но в январе 1826 он скоропостижно скончался здесь, в Середниково.
Поместье осталось его вдове - Екатерине Аркадьевне. А летом 1829 года к ней в
гости на каникулы приехал вместе со своей бабушкой юный Михаил Лермонтов.
Здесь
он бродил по парку и окрестным лесам, сочинял первые стихи. Здесь он мечтал,
сидя на берегу пруда, в котором как в зеркале отражались старые березы, липы и
лиственницы. Здесь в библиотеке он читал и переводил книги, а в гостиной слушал
музыку. Отсюда он ходил в соседние усадьбы: Федоровку к Верещагиным и
Большаково к Сушковым.
Удивительно, но все сохранилось до наших дней: и двухэтажный дом с башенкой,
соединенный колоннадами с двумя парами флигелей, и пруд, и парк, и мосты из
тесаного камня.
СЛАЙД ДЕВЯТЫЙ.
Всё детство он провёл в Пензенской губернии. До десятилетнего
возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука,
бабушка три раза возила его на Кавказ. Величественная природа, необычное
население, рассказы раненых и больных офицеров,
лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках — всё это
оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего известного
поэта.
М.Ю.
Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом
живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские
годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и
сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного
образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович
Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и
живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже
известного тогда художника.
СЛАЙД ДЕСЯТЫЙ.
Поездки на Кавказ значительно улучшили его здоровье, поэтому
по возвращению домой у него начинаются серьёзные занятия общеобразовательными
предметами и иностранными языками, рисованием, стал заниматься музыкой, читал
русскую и иностранную литературу. Разнообразные впечатления откладывались в его
душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне
1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян, как в имении бабушки,
так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском
движении. Отечественная война 1812 года осознавалась Лермонтовым как
героическая страница русской истории, как время, когда русский народ с особой
силой проявил своё мужество и патриотизм. Он восхищался героизмом своего
народа, в нём крепла любовь к родной стране. Рассказы крестьян о Пугачёвском
движении и наблюдения над их жизнью пробуждали у мальчика чувство протеста
против крепостного строя. Впоследствии в романе «Вадим» он отразит слышанные им
в детстве рассказы живых свидетелей восстания. В 1827 году бабушка с внуком
переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании
мальчика. Его стали готовить к поступлению в университетский Благородный
пансион. Осенью 1828 года Лермонтов поступил в четвертый класс благородного
пансиона и началась уже не детская, а отроческая эпоха. В это время он создаёт
такие стихотворения, как «Осень», «Заблуждение купидона», «Цевница», «Поэт».
Во время
учёбы Михаил встречается с отцом, который приезжает на считанные дни два-три
раза в год.
СЛАЙД ОДИННАДЦАТЫЙ.
Нам кажется, из всей жизни
Лермонтова только начало и конец её заключают в себе нечто благоприятное для поэтического
развития его таланта. Лучше всех анекдотов, живее всех рассказов о его
ученических годах и жизни в целом является его бессмертная элегия, задуманная
на бале и дописанная в невольном уединении в 1840 году. Эта элегия носит
название «Первое января» и по праву считается жемчужиной в поэтическом венце
Лермонтова. Здесь история его детских дум и радостей, здесь сведены в одном
фокусе все лучи, когда-то кидавшие свет ранней поэзии на целое детство поэта.
...памятью к недавней
старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут
спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж
грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье,
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного
всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
При этом, мы не можем не
отметить то, что все, услышанные нами в разное время и, порою, от разных людей,
не причастных к поэтической натуре, рассказы о детстве Лермонтова словно
почерпнуты из этого стихотворения. Во всех воспоминаниях мы чётко прослеживаем
образ сосредоточенного и мечтательного (в элегии мы даже видим, что у него была
воображаемая подруга с голубыми глазами и розовой улыбкой), умеющего находить
наслаждение в одиночестве и недовольного, когда что-нибудь открывает его от
уединённых прогулок. И как все дети с подобным развитием, Лермонтов весьма
долгое время был нескладным мальчишкой и даже в молодости не мог избавиться от
застенчивости, которую открывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью
приёмов. К наукам, особенно точным, мальчик Лермонтов особой любви не питал, да
и вообще не подавал блестящих надежд в будущем, отчасти потому, что учился
понемногу, как и многие русские мальчики, отчасти по развитию поэтического
элемента в ущерб прочим. Читал он, естественно, очень много, хотя по большей
части лишь произведения изящной литературы, - поэзия Пушкина и знакомство с
иностранными языками ограждали его от слишком неразборчивого чтения. О том,
когда и как начал писать Лермонтов, многого говорить не можем, потому что в
произведениях его детства не особенных залогов будущего совершенства, и в этом
роде они далеко ниже лицейских стихотворений Пушкина. Дошедшие до нас школьные
произведения поэта, острые и легко написанные, хотя по содержанию своему
неудобные к печати, оставляют в нас чувство весьма грустное.
СЛАЙД ДВЕНАДЦАТЫЙ.
Михаил Лермонтов – второй после Пушкина
поэт России, поэт, внесший неоценимый вклад в копилку мировой поэзии,
представляющий собой вершинное явление русского романтизма. И справедливо
сказал Тургенев: «Стихи Лермонтова – прекрасны», тому подтверждения крепко
поселившаяся в сердцах читателей любовь к творчеству поистине гениального
поэта!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.