Викторина
по
сказкам
Подготовила:
библиотекарь
Лебедева Тамара
Николаевна
Яблоновская
ОШ
Викторина
по сказкам
В.
Катаева «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик»
Викторина
предназначена для учащихся 2–4 классов.
Правила
1. На
столе учителя лежит цветик-семицветик со множеством разноцветных лепестков, на
обороте каждого из которых записан вопрос и количество баллов за верный ответ
на него.
2. Команды
тянут лепестки по очереди. Каждый член команды берет один лепесток, зачитывает
вопрос, команда думает и отвечает. Если команда не знает ответа, болельщики
могут помочь.
3. Из
оставшихся лепестков составляется цветок для болельщиков: в конце игры им будет
предложено помочь любимой команде набрать очки. Если из числа болельщиков не
найдется желающих помочь команде, то команды могут сами ответить на вопрос.
Вопросы и
задания викторины
1. Сказки
«Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» – очень разные, но есть в них
что-то общее. Что? (Герои сказок: папа, мама, Женя и маленький Павлик. 4
балла.)
2. Сколько
и каких баранок купила Женя? (Семь: две – с тмином, две – с маком, две – с
сахаром, одну – маленькую розовую. 5 баллов.)
3. Какие
цветы росли в садике старушки? (Рос один цветок – цветик-семицветик. 1 балл.)
4. Кто
виноват в том, что Женя заблудилась? (Сама Женя. 3 балла.)
5. Сколько
и каких лепестков было у цветика-семицветика? (Семь разноцветных лепестков:
желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. 1 балл.)
6. Сколько
градусов мороза было на Северном полюсе, когда там оказалась Женя? (100ºС. 1
балл.)
7. Сколько
и каких белых медведей вышли к девочке из-за льдины? (Семь: первый – нервный,
второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой
– рябой, седьмой – самый большой. 8 баллов.)
8.
Вспомните текст заклинания, которое заставляет цветик-семицветик исполнять
желания.
(Лети,
лети, лепесток,
Через
запад на восток,
Через
север, через юг,
Возвращайся,
сделав круг.
Лишь
коснешься ты земли –
Быть
по-моему вели. 5 баллов.)
9.
Перечислите, на какие желания потратила Женя лепестки цветика-семицветика.
(Чтобы быть дома с баранками. Чтобы мамина любимая вазочка стала целой. Чтоб
сейчас же быть на Северном полюсе. Чтоб сейчас же очутиться опять в своем
дворе. Чтоб все игрушки, какие есть на свете, стали ее. Чтобы игрушки поскорей
убрались обратно в магазины. Чтобы Витя был здоров. 7 баллов.)
10. Что
взял с собой каждый из героев сказки «Дудочка и кувшинчик», отправляясь за
ягодами? (Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а
маленькому Павлику дали блюдечко. 3 балла.)
11.
Закончите предложения. Папа говорит: «Ягодки – они… (хитрые). Они всегда от
людей… (прячутся). Их нужно уметь… (доставать)». (2 балла.)
12.
Вспомните приговор, с которым надо брать ягоды. («Одну ягодку беру, на другую
смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится». 4 балла.)
13. Кого
встретила девочка Женя в лесу? Как он выглядел? (Старика боровика. «…Небольшой
крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы
сухая травинка». 3 балла.)
14. Какие
обитатели леса заслушались чудесной музыкой дудочки? (Пчелы, бабочка, птенцы
малиновки, грибы, стрекоза. 5 баллов.)
15. Как
Женя обозвала дудочку? За что? Права ли Женя? («У, глупая дудка! – сердито
закричала девочка. – Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас
же!» 2 балла.)
16. Как
обозвал Женю старик боровик? (Хитрой и лентяйкой. 2 балла.)
17. Что
сказал Жене папа? («Вот умница, – сказал Жене папа, – полный кувшинчик
принесла». 2 балла.)
18. Почему
Женя никому ничего не сказала про дудочку? (Ей стыдно было признаться, что она
была лентяйкой. 2 балла.)
19.
Назовите все звания старика боровика. (Старик боровик, коренной лесовик,
главный начальник над всеми грибами и ягодами. 2 балла.)
20.
Покажите на географической карте восток, запад, север, юг. (4 балла.)
21.
Вспомните имя и отчество писателя. (Валентин Петрович. 2 балла.)
Викторина
по сказкам
А.С.
Пушкина
Цель: формирование
интереса к сказкам А. С. Пушкина
Задачи:
1) Активизировать знания
детей о сказках.
2) Учить узнавать сказку по
прочитанному эпизоду.
3) Учить вспоминать героев
сказок, их имена, характеры, внешний вид.
4) Вспоминать порядок
появления героев в сказках.
5) Формировать способность
проявлять бескорыстную радость, душевное волнение при встрече с добрым и
красивым миром
6)Формировать умение разгадывать
кроссворд.
Оборудование: сказки
А.С. Пушкина:
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о попе и работнике
его Балде»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях»,
сундучок, игрушки:
лебедь, старик, старуха, рыбка, комар, чертенок, белка , яблоко,
зеркальце, петушок; кроссворд..
Ход занятия
1.Организационный
момент.
Ребенок читает отрывок из
стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый….»
У Лукоморья дуб
зелёный.
Златая цепь на дубе
том
И днём и ночью кот
учёный
Всё ходит по цепи
кругом .
Кто автор этого
стихотворения? (А.С. Пушкин)
Ребята, сегодня мы поговорим
с вами о великом русском поэте А.С. Пушкине. Он родился в Москве два века
назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием
своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня. Она была мастерица петь
песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была
простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой.
А вы, дети, помните как ее звали? (Арина Родионовна).
Начнет Арина Родионовна
рассказывать сказки так он не шелохнется, боится слово пропустить. А сказки,
которые ему рассказывала няня назывались так «Некоторый царь задумал жениться»,
«поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». на основе этих
сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
Сегодня мы проведем
викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для
всех. Отвечает на него тот, кого я спрошу. За каждый правильный ответ вы
получаете «золотую рыбку». В конце занятия посчитаем, у кого больше рыбок – тот
лучше знает поэзию Пушкина.
Первое задание викторины называется
“Вспоминаем сказки”.
Я буду читать вам отрывки из
сказок, а вы должны сказать мне, из какой сказки был прочитан отрывок.
а) Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(«Сказка о царе
Салтане».)
б) «Не дождался. К старухе
воротился –
Глядь: опять перед ним
землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
(«Сказка о рыбаке и
рыбке».)
в) «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты
волнуешь сине море,
Всюду
веешь на просторе…»
(«Сказка о мертвой
царевне».)
г) «Негде, в тридевятом
царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.»
(«Сказка о золотом
петушке».)
Второе задание
«Волшебный сундучок».
Догадайтесь, что в нем
лежит.
Там лежит предмет, который в
сказке Пушкина говорил человеческим голосом.. (Зеркальце)
-
Какие слова говорила мачеха, глядясь в зеркальце?
- А
еще в сундучке лежит предмет, с помощью которого мачеха пыталась погубить
прекрасную царевну. (Яблоко)
- Из
какой сказки эти предметы?
- А
сейчас я выставлю остальные предметы, а вы должны выбрать те, которые
встречаются в других сказках Пушкина.
На интерактивной
доске проецируется: лебедь, старик, старуха, рыбка, комар, чертенок, белка,
петушок.
Третье задание нашей
викторины игра «Доскажи словечко». Я буду читать начало фразы, а вы должны ее
продолжить.
Царь с царицею простился
В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,
И
царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
— Ей в
приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело:
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
— Жил
старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ
ГОДА!
— Ветер
по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
— Белка
песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!
Четвертое задание
- Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал
невод в море? (Три раза.)
- С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
- С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
- С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
- О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О
чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
- Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и
рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»
- Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(Жил старик со своею
старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой
землянке
Ровно тридцать лет и
три года.)
- Какими словами обращается старик к золотой рыбке?
(«Смилуйся, государыня-рыбка!»)
- Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе
Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь
Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)
- К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал
царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где
искать царевну? (Ветер.)
- В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях». Тридцать три богатыря, три девицы в
«Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего
моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)
- Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал
золотую рыбку?
(Старик ловил неводом
рыбу,
Старуха пряла свою
пряжу.)
И, наконец, последнее
задание нашей викторины – кроссворд. Если мы правильно его разгадаем,
то в выделенных клеточках получится какое-то слово.
Вопросы:
1. Кто взял в работники
Балду?
2. Кто предупреждал царя
Дадона об опасности?
3. Где находилась
Шамоханская царица?
4. Кто в сказке Пушкина поет
песенку «Во саду ли в огороде»?
5. Кто выходил из моря
вместе с Черномором?
6. Как звали няню А.С.
Пушкина?
Поп
петУшок
Шатер
белКа
вИтязи
АриНа
Ну вот, сегодня мы с
вами вспомнили все сказки Пушкина. Пора подводить итоги. У кого больше всех
рыбок? Победителю мы вручаем перо, похожее на то, которым писал свои интересные
сказки А.С. Пушкин.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.