Инфоурок Русский язык КонспектыВикторина по литературе для начальных классов

Викторина по литературе для начальных классов

Скачать материал

 

 

Литературная викторина

по произведениям писателей – натуралистов

 

Разработала учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ» Рослякова Алла Васильевна.

 

Цель: воспитание интереса к чтению произведений о природе; развитие читательского кругозора, памяти, внимания.

 

 

Викторина.

 

Вопросы к рассказам М. Пришвина.

 

- Кому принадлежат эти слова?

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

(М.Пришвину)

 

- Вспомним произведения М.Пришвина. Что значит выражение «Лисичкин хлеб» ?

 

- В каком рассказе ребята кричали утятам: «До свидания, утята!»

(«Ребята и утята»)

 

- Кто такой «Лесной доктор» ? (Дятел)

 

- В каком рассказе луг утром- зеленый, а днем -золотой? («Золотой луг»)

 

- Кого звали «Пиковой Дамой»? (Курицу)

 

- Кто были Борец и Плакса? (Медведи)

 

- Что в рассказе Пришвина спасло Ладе жизнь? (Глоток молока)

 

- О ком рассказывает Пришвин в рассказе «Птицы под снегом»?

(О тетеревах)

 

- Угадайте, о ком идет речь? «Днем – птицы, ночью – мыши, и это весь Васькин мир» (О коте)

 

- В рассказе «О чем шепчутся раки» говорится о том, как раки убежали из корзины. Как им это удалось?

 

- Угадай птицу по описанию: «Это болотная птичка, серая, величиной в два воробья. Мясо у него до того вкусное, что у охотников это любимая птица.» (Бекас)

 

- Кого называли «Синий лапоть»? (Зайца)

 

- О какой ягоде говорит автор в рассказе «Кладовая солнца»?

«Полезная и целебная, с ней хорошо чай пить. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно – красных ягод» (Клюква)

 

Вопросы к рассказам Б.Житкова.

 

- У какого автора есть такие рассказы: «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Кенгуру» ? (Борис Житков)

 

- Кого ловят мангусты ? (Змей)

 

Вопросы к рассказам В. Бианки.

 

 

Виталий Бианки был очень наблюдательным писателем, под его руководством издавалась «Лесная газета».

 

- Отгадайте  по описанию, кто чем поет?

«Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! » (Аист)

 

«Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеро громкий гул: «Трумб-бу-бу-бумм…» - словно бык проревел » (Выпь)

 

«Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь - барабанная дробь» (Дятел)

 

«Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз. И слышно с земли: будто в вышине барашек заблеял » (Бекас)

 

- Узнай животных по описанию из рассказа В.Бианки «Первая охота»:

 

«Стоит в камыше, вытянулась – тонкая - тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается» (Выпь)

 

«Припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв верх поднял. Нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». (Удод)

 

«Извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень». (Ящерка)

 

«Идет себе по земле, никуда не прячется. Остановился да как полоснет в него едкой струйкой – прямо в нос попал» (Жук - Бомбардир)

 

- В рассказе «Мышонок Пик» мышонок встретился с животными. Отгадай, с какими:

 «В траве шуршало. Плюх – шлеп! Кто-то скакал по траве прямо на мышонка. Чьи-то длинные, вытянутые ноги мелькнули над травой».

(Лягушонок)

 

«Тень покрыла мышонка. Кривые когти больно впились в его тело. По голове что-то крепко стукнуло, и Пик перестал чувствовать» (Сова)

 

- О ком рассказывается в рассказе «Музыкант»?

«Вдруг старик услыхал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (Медведь)

 

- От кого спасался бельчонок в рассказе «Бешеный бельчонок»? (От лисицы)

 

-Угадайте, чей нос описывается в рассказ В.Бианки «Чей нос лучше»?

 

«Очень уж мне утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься – трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а все впроголодь живешь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зернышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок»   (Мухолов-Тонконос)

 

«Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю» (Клест – Крестонос)

 

- Почему жужжит шмель и пищит комар?

(От взмахов крыльев)

 

Игра – викторина «Угадай мелодию»

 

Угадайте мелодию, вспомните название песни и спойте один куплет.

 

1. Спой-ка с нами перепелка –перепелочка,

    Раз иголка, два иголка - будет елочка.

    Раз дощечка, два дощечка – будет песенка,

    Раз словечко, два словечко – будет песенка.

(«Вместе весело шагать». Сл. М. Матусовского)

 

2. Малиновки заслыша голосок,

    Припомню я забытые свидания,

    В три жердочки березовый мосток

    Над тихою речушкой без названия.

(«Малиновка». Сл. А. Поперечного)

 

3. Жил да был черный кот за углом,

    И кота ненавидел весь дом:

    Только песня совсем не о том,

    Как не ладили люди с котом.

(«Черный кот». Сл. М. Танича)

 

4. От улыбки станет всем теплей –

    И слону и даже маленькой улитке.

    Так пускай по всюду на земле

    Будто лампочки, включаются улыбки.

(«Улыбка». Сл. М. Пляцковского)

 

5. Где-то на белом свете,

    Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи –

Вертится земля.

(«Песенка о медведях» Сл. Л. Дербенева)

 

6. В траве сидел кузнечик,

    В траве сидел кузнечик,

    Совсем как огуречик,

    Зелененький он был.

(«Песенка про кузнечика». Сл. Н. Носова)

 

7. Осень непогодушка,

    Тополь пожелтел.

    Вдруг на ветке скворушка

    Песенку запел.

(«Скворушка прощается»)

 

8. Раз морозною зимой

    Вдоль опушки лесной

    Шел медведь к себе домой,

    В теплой шубе меховой.

(«Почему медведь зимой спит».)

 

9. То березка, то рябина,

    Куст ракиты над рекой.

    Край родной, навек любимый,

    Где найдешь еще такой!

(«Наш край». Сл. А. Пришельца)

 

 

Вопросы к рассказам Н. Сладкова

 

 

- Кому принадлежат эти слова: «Надо нам выделить хотя бы часть лесов, полей, болот в полное распоряжение птиц и зверей»? (Н.Сладкову)

 

- Кого Н.Сладков называет ранней птичкой?

(Зарянку)

 

- Почему зяблик – зяблик?

(Потому что дрожит, чуть солнце за тучку )

 

- Кто поет песенку подо льдом?

(Оляпка – водяной воробей)

 

- Какая птица шепелявит?

(Скворец- пересмешник)

 

- Кто такие улары?

(Птицы, которые живут в горах)

 

- Кого называют синей птицей?

(Лиловый дрозд)

 

- Кого звали Малышкой и Гришкой в рассказах В.Чаплиной?

(Обезьян)

 

- Кому дали кличку Раджи?

(Бенгальскому тигру)

 

 

Вопросы к рассказам Г. Скребицкого.

 

 

- Кого Г.Скребицкий называл «Луговым пастушком»?

«Совсем не серенький, как принято говорить, но с коричневыми пестринками, а под горлышком ярко-черное пятно, словно черный галстучек» (Перепел)

 

- Какая птица в рассказе «Скрипун - невидимка» скрипела в траве под густым кустом «Др-р-р!» (Коростель, дергач)

 

- Кто был крылатым помощником в рассказе «Крылатый помощник»?

 «Ой, ребята! – Воскликнул Сережа. – Да тут два птенца! Здоровенные, носы крючком, и заячьи лапы валяются, и перья петушка …» Но не успел Сережа как следует все разглядеть в гнезде, как вдруг над ним раздался резкий свист,  огромная птица стрелой кинулась прямо на мальчика. Острые когти впились ему в спину. Птица стала бить его клювом, крыльями» (Орел)

 

- Кого ребята приняли ночью за водяного в рассказе «Водяной»?

(Бобра)

 

 Вопросы к рассказам К.Паустовского .

 

- Как отучили воровать кота в рассказе «Кот - ворюга»?

(Накормили досыта)

 

- Кого приняли за черта в рассказе «Последний черт»?

(Пеликана)

 

- Почему дед решил вылечить зайца в рассказе «Заячьи лапы»?

(Заяц спас его от лесного пожара)

 

Подведение итогов викторины. Вручение грамот лучшим знатокам произведений о природе.

 

 

 

Литература

 

1.     «Рассказы о природе». Сост. Т.Т. Давыденко. Ц-Ч книжное изд. 1989г.

 

2.     Библиотека мировой  литературы для детей. К.Паустовский, Изд. «Детская литература» 1979г

 

3.     Библиотека мировой  литературы для детей. Н.Сладков. Изд. «Детская литература» 1979г.

 

4.     Библиотека мировой  литературы для детей. М.Пришвин, В.Бианки Изд. «Детская литература» 1979г.

 

5.     Веселая биология на уроках и праздниках. И.Д.Агеева. «Творческий Центр». Москва 2005г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Викторина по литературе для начальных классов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литературная викторина

по произведениям писателей – натуралистов

 

Разработала учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ» Рослякова Алла Васильевна.

 

 

Цель: воспитание интереса к чтению произведений о природе; развитие читательского кругозора, памяти, внимания.

Викторина разработана по произведениям писателей - натуралистов. Можно использовать во  вторых - четвертых классах на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности.

Использованы произведения Бианки, Паустовского, Житкова и других писателей. Ученики в интересной и познавательной форме могут найти ответы на поставленные вопросы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 722
  • 41
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.11.2014 1698
    • DOCX 47 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рослякова Алла Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рослякова Алла Васильевна
    Рослякова Алла Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28509
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 149 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе