Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
К 115-летию рассказов А.П.Чехова
«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Я ИГРА
СВОЯ ИГРА
2 слайд
«Чехов - великий, может быть даже в русской литературе величайший, бытописатель. Если бы современная Россия исчезла с лица земли, то по произведениям Чехова можно было бы восстановить картину русского быта в конце XIX века в мельчайших подробностях».
Д. Межковский:
3 слайд
ГЕРОИ ГОВОРЯТ
Пристальный взор Чехова
ПОРТРЕТЫ
ГДЕ ЭТО БЫЛО
100
100
100
200
200
200
300
300
300
I ТУР
4 слайд
Иван Петрович Туркин любил острить, шутить, «всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно».
Какое выражение использует Иван Петрович, оценивая происходящее?
Тема – Герои говорят 100
5 слайд
Недурственно
ОТВЕТ
6 слайд
Продолжите горькую и ироничную фразу Катерины Ивановны: «Я такая же пианистка, как мама …»
Тема – Герои говорят 200
7 слайд
Писательница
ОТВЕТ
8 слайд
Каким сладким эпитетом охарактеризовал учитель Буркин Вареньку Коваленко: «А она тоже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, - одним словом, не девица, а …»
Тема – Герои говорят 300
9 слайд
Мармелад
ОТВЕТ
10 слайд
Где Алёхин попрощался с Анной Алексеевной навсегда?
Тема – Где это было 100
11 слайд
В купе поезда
ОТВЕТ
12 слайд
Где находились ворота, на которых можно было прочесть надпись: «Грядет час в онь же…»
Тема – Где это было 200
13 слайд
На кладбище
ОТВЕТ
14 слайд
«Скоро показались тополя, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было…»
Тема – Где это было 300
15 слайд
Софьино, имение Алехина
ОТВЕТ
16 слайд
“…он ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительной, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».
Тема - Портреты 100
17 слайд
Доктор Старцев Дмитрий Ионыч
ОТВЕТ
18 слайд
«Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам».
Тема – Портреты 200
19 слайд
Катерина Ивановна Туркина
ОТВЕТ
20 слайд
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу...»
Тема - Портреты 300
21 слайд
Николай Иванович Чмша-Гималайский
ОТВЕТ
22 слайд
«Творчество Чехова - непрерывное звено между отцами и детьми, сочетание понятной для всех формы и дерзновенной смелости новатора».
А.Белый
23 слайд
ИРОНИЯ
Смех сквозь слезы
СИМВОЛ
ДЕТАЛЬ
100
100
100
200
200
200
300
300
300
II ТУР
24 слайд
Что описывает автор: «…Старцев…рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются…
Тема – Ирония 100
25 слайд
Игру Катеньки на фортепиано
ОТВЕТ
26 слайд
Каким средством выразительности Чехов добивается усиления иронии: «…когда Беликов лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое»?
Тема – Ирония 200
27 слайд
Контекстуальная градация
ОТВЕТ
28 слайд
О чем должен задуматься читатель, увидев «счастливого» человека: «Николай Иванович засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, …и сказал:
- Как вкусно!..
Было жестко и кисло…»
Тема – Ирония 300
29 слайд
«Тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман», как дешево для обывателя бывает счастье.
ОТВЕТ
30 слайд
Что скрывает автор за фразой Беликова «Как бы чего не вышло»?
Тема – Деталь 100
31 слайд
Философия «футлярной жизни» обывателя
ОТВЕТ
32 слайд
«И он вспомнил все, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек». При мыслях о чем огонек в душе Старцева погас?
Тема –Деталь 200
33 слайд
При мысли о деньгах
ОТВЕТ
34 слайд
С помощью какой детали Чехов показывает рост благосостояния Ионыча?
Тема – Деталь 300
35 слайд
_ «Он шел пешком (своих лошадей у него еще не было)»
- « У него уже была своя пара лошадей и кучер Пнтелеймон в бархатной жилетке»
- «…уезжал уже не на паре , а на тройке с бубенчиками»
ОТВЕТ
36 слайд
Варенье из каких ягод обожал А.С. Пушкин и почему-то презирал А.П. Чехов? Символом чего он сделал эту ягоду в своем рассказе?
Тема – Символ 100
37 слайд
Крыжовник- символ бесцельности «скотоподобного» существования
ОТВЕТ
38 слайд
Перечислите футляры Беликова
Тема – Символ 200
39 слайд
“Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”.
«Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом».
«Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
ОТВЕТ
40 слайд
Что в рассказах А.П.Чехова противостоит футлярной жизни? Какой образ вырастает до уровня символа духовной свободы и гармонии?
Тема Символ 300
41 слайд
Природа
ОТВЕТ
42 слайд
«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение».
М.Пришвин:
43 слайд
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»
А.С.Пушкин
О ПОШЛОСТИ
О СЧАСТЛИВЫХ
ОБ ИМПРЕССИОНИЗМЕ
ФИНАЛ
44 слайд
Прокомментируйте мысль А.М.Горького, доказав ее материалом рассказов «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре»,
«О любви»:
«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней».
ФИНАЛ
45 слайд
«Пошлость пошлого человека» – так можно обозначить проблематику рассказов А.П.Чехова. В них писатель бьет тревогу, заставляет читателя задуматься о том, что люди, способные, честные, призванные совершенствовать окружающую жизнь, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Против пошлости у них нет внутреннего противоядия. Старцев ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число. Наслаждение Николая Ивановича кислыми ягодами только подчеркивает бессмысленность его животного существования. В рассказах звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность, приземленность и нежелание изменить жизнь.
ОТВЕТ
46 слайд
О чем говорит Б.Эйхенбаум: «…Чехов был человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался».
ФИНАЛ
47 слайд
В рассказе «Крыжовник» автор устами Ивана Ивановича говорит о том, что «надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком , что есть несчастные» и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.
Такой молоточек – это голос совести, не позволяющей человеку успокаиваться и стать равнодушным. Б.Эйхенбаум справедливо отметил, что самого писателя можно назвать «человеком с молоточком», т.к. сила его таланта способна проникнуть в сердце каждого, кто знакомится с произведениями Чехова.
ОТВЕТ
48 слайд
Что, по вашему мнению, Л.Н.Толстой называл формой импрессионистов в творчестве А.П.Чехова: «Чехов несравненный художник… Художник жизни... Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... И Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мною. У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов».
ФИНАЛ
49 слайд
Л.Н.Толстой продолжил свою мысль: «Смотришь, как человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого отношения будто эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь, посмотришь, и в общем получается удивительное впечатление. Перед нами яркая, неотразимая картина». Краткость, меткость каждого слова, тонкие метафоры, «музыкальные» слова, лиризм пейзажа – все это признаки импрессионизма Чехова. Его деталь, как мазок художника, в сочетании с другими создает общее впечатление.
ОТВЕТ
50 слайд
В каком рассказе прозвучала следующая мысль: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое»?
Вопросы для болельщиков
51 слайд
В рассказе «Крыжовник»
ОТВЕТ
52 слайд
О ком идет речь в рассказе «Ионыч»: «Пока с …. играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним
о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти»?
Вопросы для болельщиков
53 слайд
Об обывателе
ОТВЕТ
54 слайд
Что, по мнению А.П. Чехова, есть более важное, чем «счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле»?
Вопросы для болельщиков
55 слайд
Любовь
ОТВЕТ
56 слайд
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
А.Чехов
57 слайд
58 слайд
Гитович, Н.И. Чехов в воспоминаниях современников / Составление, подготовка текста и комментарии Н.И.Гитович.- М.: Просвещение,1986. – 429с.
Лакшин, В.Я. Толстой и Чехов, т.2/В.Я.Лакшин. – М.: Московские учебники, 2010. – 167с.
Пришвин, М.М. Дневниковая проза в 2-х т./М.М.Пришвин. - М.: Терра, 1970. – 528с.
Чуковский, К.И. Мастер и человек/К.И.Чуковский. – М.: Русский путь, 2008. – 131с.
Литература
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Внеклассное мероприятие представляет собой интерактивную игру-викторину, вопросы которой призваны ближе познакомить обучающихся 9-10-х классов с содержанием, проблематикой и особенностями художественной формы рассказов А.П.Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Игра сопровождается фотографиями писателя и иллюстрациями к его рассказам. В ходе викторины участники знакомятся с посвященными творчеству А.П.Чехова размышлениями литературных критиков и современников. Интерактивный проект в увлекательной форме позволяет привлечь обучающихся к предмету изучения литературы – живому слову и мысли писателя.
6 653 701 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ровенских Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.