Северо – Казахстанская область
Акжарский район
Бостандыкская средняя школа
ВИКТОРИНА
«Грамотеи русского языка»
(5 класс)
Провела : Сыздыкова Р.К.
Учитель:
Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы с вами проводим внеурочное занятие . И я, как учитель
русского языка, хочу испытать ваши силы, оценить ваши знания по этому предмету.
"Мой верный друг!..
Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов
прекрасный образ родного языка.
А писатель И.С.Тургенев
называл русский язык великим и могучим.
Наше занятие имеет
необычное название - "ВИКТОРИНА".
Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
(Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети
отвечают на них).
Ведущий.
Правильно, а точнее, это
игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к
победе. Виктория – победа.
Вы будете соревноваться, отвечая на вопросы по русскому языку. Для этого
подойдите ко мне и выберите листочки. Грамотеи садятся на первый ряд, умники –
на второй.
«Умники» и «Грамотеи».
Выбираем Капитанов
команд.
Внимательно
слушайте условия заданий и условия их выполнения. Вперёд! К победе!
Задание 1.
Игра
"Доскажи словечко". Команды
отвечают по очереди. За каждый правильный ответ – 1 б.
1.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).
3.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол на наш с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).
4.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).
5.
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).
6.
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).
7.
В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).
8.
В зелёном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).
9.
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).
Ведущий:
Молодцы!
Задание 2. «Прятки».
Найдите другие слова в
слове «грамотей»…Запишите их на листочке. За каждое слово – 1 балл.
Время
– 2 минуты.
Задание
3. «Ошибки вышли погулять». Каждой команде задание.
Найдите и исправьте
ошибки.Объясните орфограммы.Команды отвечают по очереди.
Задание 4. «Составлялки».
Какие слова можно сделать
из этих частей?Самостоятельно запишите получившиеся слова.Проверка
Задание
5. «Путаница»
-
Что такое пословица?- Восстановите пословицы. Объясните их смысл.
Команды
отвечают по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл
Ведущий:
-
Интересна ли наша викторина?- Чем она полезна? - Что нового вы узнали?
-задание
6. Следующий этап – Ребусы
Разгадайте
зашифрованные слова:
100лица,
во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой,
пи100лет.
-задание
7 «Крокодильчики»
Учитель:
Сейчас мы проверим ваши актерские способности. Один человек из команды подходит
ко мне и выбирает фразеологизм. Он должен изобразить его с помощью жестов,
движений, но не произнеся ни одного звука. Если команда угадает выражение, то
получит балл.
Фразеологизмы:
язык без костей, водить за нос,
взять
себя в руки, глаза на лоб лезут.
Задание 8: Нужно раскрыть
смысл крылатых выражений.
(Задания
предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)
1. Рукой
подать. (Близко)
2. В час
по чайной ложке. (Медленно)
3. Во
весь дух. (Быстро)
4.
Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
5.
Работать спустя рукава. (Плохо работать)
6.
Прикусить язык. (Замолчать)
7. Ни
пуха ни пера. (Пожелать удачи)
8.
Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
9. Сломя
голову. (Быстро)
10.
Зарубить на носу. (Запомнить)
11. При
царе Горохе. (Очень давно)
12.
Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
13.
Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
14.
Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
Последнее задание: Конкурс капитанов
:«Гонка за лидером»
Выходят
капитаны команды.
1. Как
называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
2. На
какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
3.
Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
4. К
именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К
мужскому)
5. К
именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К
женскому)
6. К
именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К
среднему)
7.
Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
8.
Определите род имени существительного «трель». (Женский)
9.
Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
10. Как изменяются
имена существительные? (По числам и падежам)
Конкурс
"Алфавит-аукцион"
Ученик должен в
течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы.
А - река?
Б - дерево?
В - дикое
животное?
Г - гриб?
Д - имя девочки?
Е - ягода?
Ж - насекомое?
3 - певица?
И - государство?
К - спортивный
снаряд?
Л - птица?
М - орудие труда?
Н - рыба?
О - огородное
растение?
П - поэт?
Р - школьная
принадлежность?
С - родственница?
Т - писатель?
У - профессия?
Ф - первый
книгопечатник на Руси?
Х - артист?
Ц - строительный
материал?
Ч - единица
измерения времени?
Ш - учебное
учреждение?
Щ - сказочная
рыба-волшебница?
Э - его можно
услышать в горах?
Ю - игрушка?
Я - фрукт?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.