Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВиды загадок в современном русском языке

Виды загадок в современном русском языке

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ВИДЫ ЗАГАДОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.ppt

Скачать материал "Виды загадок в современном русском языке"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ВИДЫ ЗАГАДОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕИсследовательская работа
ученика 5 кл...

    1 слайд

    ВИДЫ ЗАГАДОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    Исследовательская работа
    ученика 5 класса
    МБОУ «Бибиревская оош»
    Западнодвинского района
    Тверской обл.
    Николаева Виталия
    Руководитель работы: учитель русского языка и литературы Полончук О.Г.

  • Цели работы:1. Дать определение загадке.
2. Познакомиться с видами загадок в...

    2 слайд

    Цели работы:
    1. Дать определение загадке.
    2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.
    3. Попытаться самому придумать загадки разных видов.
    4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

  • Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое о...

    3 слайд

    Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
    (Большой энциклопедический словарь)

    С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

  • Просто загадки (загадки-вопросы)Что такое — с тонкой,      хрупкой
И овальною...

    4 слайд

    Просто загадки (загадки-вопросы)
    Что такое — с тонкой, хрупкой
    И овальною скорлупкой?
    А в гнезде оно, смотри,
    Раскололось изнутри. (А.Т.Волобуев)

    С виду – кроха,
    Но силен,
    Озорует слишком;
    Лишь родился,
    Сразу он
    Свой сломал
    Домишко. (В.Нестеренко)

  • Загадки-сравнилкипрямыеотрицательные
(противопоставлялки)Левый с правым
береж...

    5 слайд

    Загадки-сравнилки
    прямые
    отрицательные
    (противопоставлялки)
    Левый с правым
    бережком
    Застегнул,
    как ремешком.
    (В. Нестеренко)
    Мягкий он, но не подушка.
    Скачет он, но не лягушка.
    Круглый он, но не арбуз,
    С ним играет карапуз.
    (А.Т.Волобуев)

  • Загадки-сравнилки    Ночью в небе светит,
    Но не греет.
    То как клин,...

    6 слайд

    Загадки-сравнилки
    Ночью в небе светит,
    Но не греет.
    То как клин,
    То как блин.
    (Виталик Николаев)

    Путешественник отважный,
    Он идет в пустыне важно.
    Не боится он жары.
    Два горба, как две горы.
    (Виталик Николаев)

  • Загадки-сравнилкиСветит она,  словно малое солнце.
Можешь увидеть ее ты в око...

    7 слайд

    Загадки-сравнилки
    Светит она, словно малое солнце.
    Можешь увидеть ее ты в оконце.
    Мрак, темноту, даже страх разгоняет,
    Комнату ярко она освещает.
    (Виталик Николаев)

  • Загадки-зарифмовки, или досказалки Он — растение огородное,
Его листья сырыми...

    8 слайд

    Загадки-зарифмовки, или досказалки
    Он — растение огородное,
    Его листья сырыми едят,
    А еще он — блюдо холодное,
    Называется также ... (салат).
    (А.Т.Волобуев)

    Мама варит, парит, жарит,
    Даже торт умеет печь.
    Ей готовить помогает
    Электрическая …(печь).
    (А.Лугарев)
    Шишки есть. Породы хвойной.
    Ствол блестящий, с желтизной.
    Поднялась высокой, стройной,
    Называется…
    (А.Т.Волобуев)

  • Загадки-зарифмовки, или досказалкиСладкий, круглый, полосатый,
Любят все его...

    9 слайд

    Загадки-зарифмовки, или досказалки
    Сладкий, круглый, полосатый,
    Любят все его ребята.
    Даже милый карапуз
    Скажет:
    Это ведь….
    (Виталик Николаев)
    Ловкая, быстрая, гибкая кошка,
    Но не увидишь ее у окошка.
    Не знает она слова строгое «брысь»!
    Догадался кто это?
    Конечно же, …
    (Виталик Николаев)

  • Загадки-оговорки

    10 слайд

    Загадки-оговорки

  • Загадки-оговорки («Буква заблудилась», «Найди ошибку»)У косы есть 
хвост и р...

    11 слайд

    Загадки-оговорки
    («Буква заблудилась», «Найди ошибку»)
    У косы есть
    хвост и рожки,
    Воду пьет коса
    из плошки.
    (А.Т.Волобуев)
    К нам приплыл усатый дом,
    Килограммов двадцать в нем!
    (М. Яснов)

  • Загадки-нескладушкиоснованы на алогизме – стилистическом приеме, при котором...

    12 слайд

    Загадки-нескладушки
    основаны на алогизме – стилистическом приеме, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта
    Чтобы жулик влезть не смог,
    Служит нам дверной сапог (замок).
    (А.Т.Волобуев)

    Хлеб держа, сказал Егорка:
    Очень вкусно пахнет кошка (корка).
    (А.Т.Волобуев)
    Чтобы вылезли листочки,
    У деревьев лопнут ветки (почки).
    (А.Т.Волобуев)

    Чтобы суп есть и окрошку.
    Мы возьмем скорее вилку (ложку).
    (А.Т.Волобуев)


  • Загадки-обманки(рифмуется неправильный ответ)В третьей партии подряд
Королю...

    13 слайд

    Загадки-обманки
    (рифмуется неправильный ответ)
    В третьей партии подряд
    Королю я ставлю мат.
    Так у Коли и у Сашки
    Я выигрываю в ...
    (А.Т.Волобуев)
    Яркокрылая порхает
    И нектар с цветков сбирает.
    Возле усиков глаза,
    Вот такая…
    (А.Т.Волобуев)

  • Каверзные загадки(каверза – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью...

    14 слайд

    Каверзные загадки
    (каверза – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать)
    О буквах
    Что мы видим
    постоянно
    посредине океана?
    (Букву Е)
    (А.Т.Волобуев)
    Загадки-задачи
    В небе клин гусей
    скользил,
    Десять птиц куда-то
    мчалось.
    Злой охотник двух
    убил.
    Значит, сколько
    птиц осталось?
    (Две убитые,
    остальные улетели)
    (А.Т.Волобуев)
    Вопросы-шутки
    Я мальчишку и девчонку
    Попрошу мне дать ответ:
    Что начнется, коль ребенку
    Исполняется семь лет? (Восьмой год)
    (А.Т.Волобуев)

  • Загадки-переставлялки В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при...

    15 слайд

    Загадки-переставлялки
    В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются
    МЫШЬ имеет длинный хобот,
    РАК кольцом лежит, как обод,
    УЖ ползет хвостом вперед,
    А в подвале СЛОН живет.
    (А.Т.Волобуев)

  • Шарада – усложненная загадкаот франц. charade — «шарада», которая в свою оче...

    16 слайд

    Шарада – усложненная загадка

    от франц. charade — «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado — «беседа», «болтовня».
    Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это — «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.

  • ШарадыПредлог с игрой соедините,
И чудо вдруг произойдет:
Цветок Египта знаме...

    17 слайд

    Шарады
    Предлог с игрой соедините,
    И чудо вдруг произойдет:
    Цветок Египта знаменитый
    Пред вами сразу зацветет.
    (Лото – с)
    Дремлют два предлога
    Около порога,
    Потому-то тишь,
    И не пикнет мышь.
    (К – от)

  • Шарады придумывали еще поэты древнего Рима. А в новые времена их авторами ста...

    18 слайд

    Шарады придумывали еще поэты древнего Рима. А в новые времена их авторами становились многие знаменитые поэты – от А.С.Пушкина до В.Высоцкого. Сочинял шарады и русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев.
    Часть первая моя, от зноя укрывая,
    Усталых путников под тень свою манит
    И, их прохладой освежая,
    С зефиром шепчет и шумит.
    Вторая часть приводит в восхищенье,
    Коль был ее творцом Державин иль Петров;
    Когда ж скропал Свистов,
    Всех погружает в усыпленье.
    А целое – заметь, читатель дорогой! –
    В себе волшебника всю заключает силу,
    Посредством коей он прекрасную Людмилу
    Похитил дерзостно в час полночи глухой
    Из брачной храмины
    В волшебный замок свой. (Бор-ода)
    (К.Ф.Рылеев)

  • ВИДЫ ШАРАД    Логогриф  - род шарады, для решения которой надо отыскать зага...

    19 слайд

    ВИДЫ ШАРАД
    Логогриф - род шарады, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв
    Метаграмма – стихотворная загадка, в которой указывается,
    что с прибавлением к заданному слову по одной букве
    (или замены буквы)
    получается новое слово.

    Анаграмма - это перестановка букв в слове, образующая
    новое слово

  • ЛОГОГРИФ
Она с цветков  сбирает мед,
Ее легко узнает тот,
Кто слово полностью...

    20 слайд

    ЛОГОГРИФ
    Она с цветков сбирает мед,
    Ее легко узнает тот,
    Кто слово полностью прочтет.
    Букву первую отнять –
    И волос получишь прядь.
    Еще одну отнять - и вот
    Встречать с ней можешь Новый год.
    (Пчелка – челка – елка)
    (А.Т.Волобуев)
    Метаграмма

    С буквой «П» - обогревает,
    Сушит, жарит и печет,
    С «Р»-людей объединяет,
    Как река порой течет.
    (Печь – речь)
    (В. Кремнев)



    Анаграмма

    Закрытый экипаж царей –
    В ней ездили под стук копыт.
    Но буквы поменять сумей, -
    И к звездам вмиг тебя умчит.
    (Карета – ракета)
    (А.Т.Волобуев)
    ВИДЫ ШАРАД

  • ШАРАДА И МЕТАГРАММАМой первый слог – предлог.
Второй – найдешь у всех людей....

    21 слайд

    ШАРАДА И МЕТАГРАММА
    Мой первый слог – предлог.
    Второй – найдешь у всех людей.
    А целое? Идет народ по ней.
    У – лица
    (Виталик Николаев)
    С «И» я в море-океане
    Между скалами плыву.
    С «О» - мышей ловлю в чулане,
    На печи в мороз лежу.
    КИТ – КОТ
    (Николаев Виталик)

  • Загадки- акростихиСлово «акростих» происходит от греческого асгоstichis— «кр...

    22 слайд

    Загадки- акростихи
    Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis— «крайний» и stichos — «строка», «стих».


    В «Словаре литературоведческих терминов» — акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы.

  • Двери в нем,
Окошки в нем,
Мы уютно в нем живем.
(Ответ по первым буквам – ДО...

    23 слайд

    Двери в нем,
    Окошки в нем,
    Мы уютно в нем живем.
    (Ответ по первым буквам – ДОМ.)
    (А.Т.Волобуев)
    Двойной акростих – сочетание традиционных
    акростихов и концевых (телестихов)

    Пусть ребенок криклив, непокорно упрям,
    Ананас не прельщает его и клубника,
    Потихоньку рукой проведут по вихрам,
    А потом поцелуют — и нет больше крика.
    (По первым буквам сверху вниз получается — «папа»,
    по последним — «мама»).
    (А.Т. Волобуев)

  • СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК – ОЧЕНЬ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ!

    24 слайд

    СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК – ОЧЕНЬ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ!

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Виды загадок в современном русском языке.doc

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ЗАГАДОК 
В СОВРЕМЕННОМ
 РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

 

 

Исследовательская работа

ученика 5 класса

МОУ «Бибиревская ООШ»

Николаева Виталия

Руководитель: Полончук О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели работы:

1. Дать определения загадке.

2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.

3. Попытаться самому придумать загадки некоторых видов.

4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

 

 Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского язы­ка» и 20-томном «Словаре современного русского лите­ратурного языка» объясняется так: «Краткое иносказа­тельное описание какого-либо предмета или явления, ко­торые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».

В «Большом энциклопедическом словаре» загадка оп­ределена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо пред­мета или явления, испытывающее сообразительность от­гадывающего».

В современном русском языке выделяются следующие виды загадок.

Прежде всего это так называемые  просто загадки, т.е. такие, в ко­торых нет каких-либо характерных особенностей, не­обычных приемов — это загадки-вопросы, или стихо­творные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:

Что такое — с тонкой, хрупкой

И овальною скорлупкой?

А в гнезде оно, смотри,

Раскололось изнутри. (Яйцо.)

Еще один вид загадок — загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим  общий признак. Сравнение — вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопо­ставление с другим и изображаемое явление уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом при­меняются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это — прямые загадки-сравнилки:

Над землей летит как самолет,

Вверх взлетает круто — как ракета.

Стрекозиный хвост его несет

Небольшой пропеллер. Что же это?

(Вертолет.)

Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного срав­нения. «Отрицательное сравнение — особая форма об­разного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного пред­мета другому. О.з.-с. — любимый стилистический при­ем в русской народной поэзии...» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвер­гаются какие-то свойства, признаки предмета, либо да­ются совпадающие признаки, но этот предмет не при­знается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:

Мягкий он, но не подушка.

Скачет он, но не лягушка.

Круглый он, но не арбуз,

С ним играет карапуз. (Мяч.)

Следующий вид загадок — загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще — предпоследней), помога­ющим подобрать нужную отгадку:

Он — растение огородное,

Его листья сырыми едят,

А еще он — блюдо холодное,

 Называется также ... (салат).

Интересный вид загадок — загадки-оговорки. Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Бук­ва заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажаю­щие смысл  фраз, обычно выделяемые в тексте:

У косы есть хвост и рожки,

Воду пьет коса из плошки. (Коза.)

Когда слово с неправильной буквой ставится в риф­му, получаются загадки-нескладушки.

Здесь и далее используется алогизм — стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются и ключевые слова не одной буквой, а несколькими:

Чтобы жулик влезть не смог,

Служит нам дверной сапог (замок).

В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа — пра­вильный и ложный, — а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:

Хлеб держа, сказал Егорка:

— Очень вкусно пахнет кошка (корка).

В распространенных, встречающихся во многих изда­ниях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только не­правильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строч­ками совершенно не в рифму. Вот пример, когда непра­вильный ответ подразумевается:

В третьей партии подряд

Королю я ставлю мат.

Так у Коли и у Сашки

Я выигрываю в ... (в шахматы).

(По рифме же напрашивается  «в шашки»).

 

Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае — шалость, шут­ливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаи­ческих, но есть и стихотворные. Их можно сгруппи­ровать следующим образом.

О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но прин­цип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на са­мом деле подразумевается игра слов, их характерные осо­бенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин. Иногда обыгрывается место бук­вы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается об­манная попытка объединить понятия в связи с одинако­вым расположением каких-то букв в разных словах, т.е. общность предметов связывается с общностью букв.

Некоторые известные поэты (например, Г.Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это — липограмма, или липограмматический стих.

Следующая группа каверзных загадок — загадки-зада­чи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметичес­ких действиях, а на самом деле — проверяется сообрази­тельность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:

В небе клин гусей скользил,

Десять птиц куда-то мчалось.

Злой охотник двух убил,

Значит, сколько птиц осталось?

(Остались две убитые — остальные улетели.)

Еще одна группа каверзных загадок — вопросы-шут­ки. Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается — отгадка должна быть с улыбкой:

Кто на Волгу, кто в Анапу —

Отпусков пришла пора.

 Почему мы купим шляпу

Там, где солнце и жара?

(Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)

Любопытный вид загадок — переставлялки. В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.

Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозна­чающие предмет:

МЫШЬ имеет длинный хобот,

РАК кольцом лежит, как обод,

УЖ ползет хвостом вперед,

А в подвале СЛОН живет.

В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, на­пример, не того цвета. В числительных не на своих ме­стах находятся цифры.

Особняком стоит усложненная загадка — шарада. Произошло слово от франц. charade — «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado — «бесе­да», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопе­дическом словаре», это — «род загадки: загадываемое сло­во разделяется на несколько частей с самостоятельным смыс­лом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т.е. об­разно описываются и каждая часть, и целое слово.

В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысло­вые части и произвольно. О многообразии форм этих за­гадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова со­ставляются из всех или некоторых букв исходного сло­ва, взятых в любом порядке) называется логогриф». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыс­кать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных сло­гов или букв». Такие шарады можно разделить на сле­дующие подгруппы.

Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом слова­ре» это — первое значение слова логогриф — «стилисти­ческий прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает кар­тину постепенного убывания звуков (или букв) первона­чального длинного слова». (См.: пчелка — челка — елка).

Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма... стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».

Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это — «перестановка букв в слове, образующая новое слово... часто встречает­ся в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».

Два или несколько слов могут отличаться одной бук­вой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значе­ние, а при чтении с конца — другое. Некоторые слова отличаются только ударением.

 

Очень интересный вид загадок — загадки-акростихи. Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis— «крайний» и stichos — «строка», «стих». У В.И. Даля в «Толковом словаре» это — «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» — акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются сти­хотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов на­зывается телестих, из средних — мезостих; они могут соче­таться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературо­ведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.

Русские; поэты давно пишут акростихи: например «Загадка акростическая» Ю.А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.

Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г П. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игорем"». «...У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным — с ХI  веха». Азбучный акростих — древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообраз­ную но вариантам систему тайнописи».

В традиционной, ныне самой распространенной фор­ме загадки акростихи прямые. У Г.В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т.д. Чтобы убедиться в правильности ответов, и ясно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:

Двери в нем, 

Окошки в нем,                                                                                                                                                    

Мы уютно в нем живем.

(Ответ по первым буквам — дом.)

В обратных акростихах ответ также читается по на­чальным буквам, но снизу вверх. Именно этот вариант использовался на Руси чаще других.

Теперь о телестихах (греч. tele — «далеко» и suchos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более под­ходящее название — концевые акростихи, поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными.  Пример прямого:                                                                                                                                                                   

Длинный клюв, крыло — в полоску,

С хохолком, но не урод,

Он из птичьих очень броско

Выделяется пород.

Последние буквы строк при чтении сверху вниз обра­зуют название птицы, слово «удод».

Сочетание традиционных акростихов и концевых (те­лестихов) — двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:

Кто они?

Пусть ребенок криклив, непокорно упрям,

Ананас не прельщает его и клубника,

Потихоньку рукой проведут по вихрам,

А потом поцелуют — и нет больше крика.

По первым буквам сверху вниз получается — «папа», по последним — «мама».

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ  СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Виды загадок в современном русском языке"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка - совместная работа ученика 5 класса и учителя.

Цели работы:

1. Дать определения загадке.

2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.

3. Попытаться самому придумать загадки некоторых видов.

4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского язы­ка» и 20-томном «Словаре современного русского лите­ратурного языка» объясняется так: «Краткое иносказа­тельное описание какого-либо предмета или явления, ко­торые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».

В «Большом энциклопедическом словаре» загадка оп­ределена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо пред­мета или явления, испытывающее сообразительность от­гадывающего».

В современном русском языке выделяются следующие виды загадок.

Прежде всего это так называемые  просто загадки, т.е. такие, в ко­торых нет каких-либо характерных особенностей, не­обычных приемов — это загадки-вопросы, или стихо­творные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением.

Еще один вид загадок — загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим  общий признак. Сравнение — вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопо­ставление с другим и изображаемое явление уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом при­меняются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это — прямые загадки-сравнилки.

Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного срав­нения. «Отрицательное сравнение — особая форма об­разного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного пред­мета другому. О.з.-с. — любимый стилистический при­ем в русской народной поэзии...» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвер­гаются какие-то свойства, признаки предмета, либо да­ются совпадающие признаки, но этот предмет не при­знается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами.

 

Следующий вид загадок — загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще — предпоследней), помога­ющим подобрать нужную отгадку:

Он — растение огородное,

Его листья сырыми едят,

А еще он — блюдо холодное,

 Называется также ... (салат).

Интересный вид загадок — загадки-оговорки. Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Бук­ва заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажаю­щие смысл  фраз, обычно выделяемые в тексте:

У косы есть хвост и рожки,

Воду пьет коса из плошки. (Коза.)

Когда слово с неправильной буквой ставится в риф­му, получаются загадки-нескладушки.

Здесь и далее используется алогизм — стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются и ключевые слова не одной буквой, а несколькими:

Чтобы жулик влезть не смог,

Служит нам дверной сапог (замок).

В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа — пра­вильный и ложный, — а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:

Хлеб держа, сказал Егорка:

— Очень вкусно пахнет кошка (корка).

В распространенных, встречающихся во многих изда­ниях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только не­правильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строч­ками совершенно не в рифму. Вот пример, когда непра­вильный ответ подразумевается:

В третьей партии подряд

Королю я ставлю мат.

Так у Коли и у Сашки

Я выигрываю в ... (в шахматы).

(По рифме же напрашивается  «в шашки»).

 

Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае — шалость, шут­ливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаи­ческих, но есть и стихотворные. Их можно сгруппи­ровать следующим образом.

О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но прин­цип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на са­мом деле подразумевается игра слов, их характерные осо­бенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин. Иногда обыгрывается место бук­вы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается об­манная попытка объединить понятия в связи с одинако­вым расположением каких-то букв в разных словах, т.е. общность предметов связывается с общностью букв.

Некоторые известные поэты (например, Г.Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это — липограмма, или липограмматический стих.

Следующая группа каверзных загадок — загадки-зада­чи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметичес­ких действиях, а на самом деле — проверяется сообрази­тельность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:

В небе клин гусей скользил,

Десять птиц куда-то мчалось.

Злой охотник двух убил,

Значит, сколько птиц осталось?

(Остались две убитые — остальные улетели.)

Еще одна группа каверзных загадок — вопросы-шут­ки. Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается — отгадка должна быть с улыбкой:

Кто на Волгу, кто в Анапу —

Отпусков пришла пора.

 Почему мы купим шляпу

Там, где солнце и жара?

(Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)

Любопытный вид загадок — переставлялки. В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.

Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозна­чающие предмет:

МЫШЬ имеет длинный хобот,

РАК кольцом лежит, как обод,

УЖ ползет хвостом вперед,

А в подвале СЛОН живет.

В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, на­пример, не того цвета. В числительных не на своих ме­стах находятся цифры.

Особняком стоит усложненная загадка — шарада. Произошло слово от франц. charade — «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado — «бесе­да», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопе­дическом словаре», это — «род загадки: загадываемое сло­во разделяется на несколько частей с самостоятельным смыс­лом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т.е. об­разно описываются и каждая часть, и целое слово.

В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысло­вые части и произвольно. О многообразии форм этих за­гадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова со­ставляются из всех или некоторых букв исходного сло­ва, взятых в любом порядке) называется логогриф». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыс­кать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных сло­гов или букв». Такие шарады можно разделить на сле­дующие подгруппы.

Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом слова­ре» это — первое значение слова логогриф — «стилисти­ческий прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает кар­тину постепенного убывания звуков (или букв) первона­чального длинного слова». (См.: пчелка — челка — елка).

Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма... стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».

Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это — «перестановка букв в слове, образующая новое слово... часто встречает­ся в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».

Два или несколько слов могут отличаться одной бук­вой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значе­ние, а при чтении с конца — другое. Некоторые слова отличаются только ударением.

 

Очень интересный вид загадок — загадки-акростихи. Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis— «крайний» и stichos — «строка», «стих». У В.И. Даля в «Толковом словаре» это — «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» — акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются сти­хотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов на­зывается телестих, из средних — мезостих; они могут соче­таться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературо­ведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.

Русские; поэты давно пишут акростихи: например «Загадка акростическая» Ю.А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.

Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г П. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игорем"». «...У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным — с ХI  веха». Азбучный акростих — древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообраз­ную но вариантам систему тайнописи».

В традиционной, ныне самой распространенной фор­ме загадки акростихи прямые. У Г.В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т.д. Чтобы убедиться в правильности ответов, и ясно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:

Двери в нем, 

Окошки в нем,                                                                                                                                                    

Мы уютно в нем живем.

(Ответ по первым буквам — дом.)

В обратных акростихах ответ также читается по на­чальным буквам, но снизу вверх. Именно этот вариант использовался на Руси чаще других.

Теперь о телестихах (греч. tele — «далеко» и suchos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более под­ходящее название — концевые акростихи, поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными.  Пример прямого:                                                                                                                                                                   

Длинный клюв, крыло — в полоску,

С хохолком, но не урод,

Он из птичьих очень броско

Выделяется пород.

Последние буквы строк при чтении сверху вниз обра­зуют название птицы, слово «удод».

Сочетание традиционных акростихов и концевых (те­лестихов) — двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:

Кто они?

Пусть ребенок криклив, непокорно упрям,

Ананас не прельщает его и клубника,

Потихоньку рукой проведут по вихрам,

А потом поцелуют — и нет больше крика.

По первым буквам сверху вниз получается — «папа», по последним — «мама».

 

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ  СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 2702
    • RAR 331.5 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полончук Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полончук Ольга Геннадьевна
    Полончук Ольга Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 71083
    • Всего материалов: 41

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек