Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВиды обстоятельственных придаточных в сложноподчиненном предложении. (Урок русского языка в 9 классе)

Виды обстоятельственных придаточных в сложноподчиненном предложении. (Урок русского языка в 9 классе)

Скачать материал

Виды обстоятельственных придаточных в сложноподчиненном предложении.

(Урок русского языка в 9 классе)

Цели:    формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, ставить вопросы от главного предложения к придаточному, определять  средства связи главного и придаточного предложений;

               отработать  умение работать в группе,

               формировать  умение планировать , осуществлять самоконтроль,  

              классифицировать  исследуемые явления, 

              формулировать выводы.

Ход урока.

1.      Организационный момент. Класс  делится на 4 группы. Работа проводится по группам.

2.      Проверка домашнего задания.

Учитель. Назовите сложноподчиненные предложения, которые вы выписали из домашнего упражнения, определите виды придаточных.

3.      Синтаксическая пятиминутка. Схематический диктант.

(Учитель читает предложения, по 1 представителю от каждой группы  по очереди составляют  на доске схемы и определяют виды придаточных предложений)

·         Мы не заметили, как наступила зима.

·         В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил  рыбу.

·         Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

·         Володя гордился, что научился ездить верхом.

4.      Слово учителя.

Какие виды придаточных предложений нам  известны? Давайте внесем их в обобщающую таблицу. (Таблицы есть у каждого ученика, всю информацию в таблицу записывают учащиеся)

Вид придаточного предложения

Вопросы

Средства связи

Определительные

 

 

Изъяснительные

 

 

Обстоятельственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы  с вами работали  с придаточными определительными и изъяснительными. Но существует еще один вид придаточных предложений – придаточные обстоятельственные. Сейчас каждой группе предстоит провести исследование и сделать вывод, какие виды обстоятельственных придаточных существуют. Для этого вам предстоит вспомнить, какие виды обстоятельств существуют.

 

5.      Работа в группах по карточкам.

Группа 1 (Слайды №2-3)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков.

 

2.      Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза.

 

 

3.      Пока мы раздумывали, поезд ушел.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

Группа 2 (Слайды №4-7)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.

 

2.      Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог  не обратить  не нее внимания.

 

 

3.      Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

 

Группа 3(Слайды №8-11)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.

 

2.      Нужно писать так, чтобы из сетки черных строк глядел бы живой образ.

 

 

3.      Я поступил так, как все мне советовали.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

 

 

Группа 4 (Слайды №12-15)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Чтобы предохранить от влаги соль, нужно в солонку положить несколько крупинок риса.

 

2.      Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

 

 

3.      Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

 

Карточка №2 (получают все группы)

1.      Азовское море цветет в начале  августа, как цветут реки и пруды.

2.      Соловей весенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет.

3.      Я не знаю, где границы меж товарищем и другом.

4.      Поэт всегда хочет, чтобы его стихи стали песней.

5.      Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

6.      Для того чтобы попасть к перелеску, надо перейти небольшое поле.

7.      Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.

8.      Шумит вдали пшеница, там, где были ковыли.

9.      Старые листья легли в перегной, чтобы  молодые шумели.

10.  Стаи птиц пролетали над поездом и исчезали вдали, где ветер качал траву.

 

(После выполнения исследовательской работы представители каждой группы заполняют  электронную версию обобщающей таблицы)

 

6.      Выступление представителей рабочих групп. Рассказ  о проведенном исследовании.

Во время  выступления представителей рабочих групп все заполняют  таблицы «Виды придаточных предложений»

7.      Тренировочные упражнения.

Учитель. Пользуясь составленной таблицей, определите вид придаточных предложений.

(Предложения проецируются на экран) (Слайды №17-22)

Ø  Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить  в одну точку.

Ø  Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

Ø  С осени, когда пруды начинали покрываться  пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.

Ø  Где нет любви к искусству, там  нет и  критики.

Ø  Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать.

8.      Учитель. Спишите  5 предложений из карточки №3, составить  схемы, определить вид придаточных предложений. (Количество предложений может быть изменено в зависимости от  оставшегося времени)

                   Карточка №3

Ø  Я заметил что у Петра отсутствует чувство страха.

Ø  Мы отправились туда где шумели золотые поля пшеницы.

Ø  Комната в которую вел длинный коридор оказалась запертой.

Ø  Летучие мыши более приспособлены к жизни в воздухе так как на земле они почти совсем беспомощны.

Ø  Для того чтобы бумага не желтела ее  не нужно оставлять на солнце.

Ø  По всей равнине куда ни взглянешь играли лучи восходящего солнца.

Ø  Когда осторожно открыв дверь она выглянула в коридор тишина  сразу успокоила ее.

Ø  Герасим торопился как будто мать старушка ждала его на родине.

Предложения проверяются  коллективно.

9.      Групповая работа  по карточке №4.

Учитель. Закрепляя умение расставлять знаки препинания в СПП, вам предстоит выполнить задание на карточке. Постарайтесь не  допустить ошибок, контролируйте действия других учеников в группе.

 

Расставить знаки препинания, выписать  цифры, на месте которых вы поставили запятые.

1.      Пробуждаются клены от сна(1) чтоб(2) как бабочки (3) листья хлопали.

2.      Волны (1) обезумев (2) от ярости (3) били совсем рядом в берега с такой силой (4) что (5) они сотрясались.

3.      Доктор телеграфировал жене (1) что (2) будет проездом в Ленинграде (3) и просил (4) приехать на вокзал.

4.      Нужны (1) столетия (2) и кровь (3) и борьба (4) чтоб человека создать из раба.

5.      Я сказал (1) что пошутил (2) и (3) найдя свою постель (4) юркнул с головой под одеяло.

По окончании работы группы меняются карточками и проверяют правильность выполнения работ, использую проецируемые на доске предложения и правильные ответы.

                                            (Слайды №23-27)

10.  Обобщение.

·         Какая задача стояла перед нами сегодня?

·         Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, какие виды придаточных обстоятельственных существуют?

·         В таблице еще остались незаполненные графы. Как вы думаете, почему?

Не все виды придаточных обстоятельственных нами сегодня рассмотрены.  Разговор  о других видах придаточных обстоятельственных  продолжим на следующих уроках.

 

Домашнее задание: рабочая тетрадь Шкляровой упр. 42, 49, 58, составить схемы к предложениям.

  

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Виды обстоятельственных придаточных в сложноподчиненном предложении. (Урок русского языка в 9 классе)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Виды обстоятельственных придаточных в сложноподчиненном предложении.

(Урок русского языка в 9 классе)

Цели:    формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, ставить вопросы от главного предложения к придаточному, определять  средства связи главного и придаточного предложений;

               отработать  умение работать в группе,

               формировать  умение планировать , осуществлять самоконтроль,  

              классифицировать  исследуемые явления, 

              формулировать выводы.

Ход урока.

1.      Организационный момент. Класс  делится на 4 группы. Работа проводится по группам.

2.      Проверка домашнего задания.

Учитель. Назовите сложноподчиненные предложения, которые вы выписали из домашнего упражнения, определите виды придаточных.

3.      Синтаксическая пятиминутка. Схематический диктант.

(Учитель читает предложения, по 1 представителю от каждой группы  по очереди составляют  на доске схемы и определяют виды придаточных предложений)

·         Мы не заметили, как наступила зима.

·         В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил  рыбу.

·         Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

·         Володя гордился, что научился ездить верхом.

4.      Слово учителя.

Какие виды придаточных предложений нам  известны? Давайте внесем их в обобщающую таблицу. (Таблицы есть у каждого ученика, всю информацию в таблицу записывают учащиеся)

Вид придаточного предложения

Вопросы

Средства связи

Определительные

 

 

Изъяснительные

 

 

Обстоятельственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы  с вами работали  с придаточными определительными и изъяснительными. Но существует еще один вид придаточных предложений – придаточные обстоятельственные. Сейчас каждой группе предстоит провести исследование и сделать вывод, какие виды обстоятельственных придаточных существуют. Для этого вам предстоит вспомнить, какие виды обстоятельств существуют.

 

5.      Работа в группах по карточкам.

Группа 1 (Слайды №2-3)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков.

 

2.      Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза.

 

 

3.      Пока мы раздумывали, поезд ушел.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

Группа 2 (Слайды №4-7)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.

 

2.      Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог  не обратить  не нее внимания.

 

 

3.      Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

 

Группа 3(Слайды №8-11)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.

 

2.      Нужно писать так, чтобы из сетки черных строк глядел бы живой образ.

 

 

3.      Я поступил так, как все мне советовали.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

 

 

Группа 4 (Слайды №12-15)

Карточка 1

Прочитайте предложения.

Проанализируйте  их строение, выполните  задания и ответьте  на вопросы.

1.      Выделите главную и придаточную части.

2.      Определите местоположение придаточного предложения по отношению к главному.

3.      Поставьте вопрос от главного к придаточному.

4.      Определите,  чем присоединяется придаточное к главному.

5.      Определите вид придаточного предложения

 

1.      Чтобы предохранить от влаги соль, нужно в солонку положить несколько крупинок риса.

 

2.      Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

 

 

3.      Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне.

 

Среди предложений  из карточки №2 подберите примеры  СПП с такими же видами придаточных

 

 

Карточка №2 (получают все группы)

1.      Азовское море цветет в начале  августа, как цветут реки и пруды.

2.      Соловей весенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет.

3.      Я не знаю, где границы меж товарищем и другом.

4.      Поэт всегда хочет, чтобы его стихи стали песней.

5.      Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

6.      Для того чтобы попасть к перелеску, надо перейти небольшое поле.

7.      Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.

8.      Шумит вдали пшеница, там, где были ковыли.

9.      Старые листья легли в перегной, чтобы  молодые шумели.

10.  Стаи птиц пролетали над поездом и исчезали вдали, где ветер качал траву.

 

(После выполнения исследовательской работы представители каждой группы заполняют  электронную версию обобщающей таблицы)

 

6.      Выступление представителей рабочих групп. Рассказ  о проведенном исследовании.

Во время  выступления представителей рабочих групп все заполняют  таблицы «Виды придаточных предложений»

7.      Тренировочные упражнения.

Учитель. Пользуясь составленной таблицей, определите вид придаточных предложений.

(Предложения проецируются на экран) (Слайды №17-22)

Ø  Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить  в одну точку.

Ø  Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

Ø  С осени, когда пруды начинали покрываться  пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.

Ø  Где нет любви к искусству, там  нет и  критики.

Ø  Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать.

8.      Учитель. Спишите  5 предложений из карточки №3, составить  схемы, определить вид придаточных предложений. (Количество предложений может быть изменено в зависимости от  оставшегося времени)

                   Карточка №3

Ø  Я заметил что у Петра отсутствует чувство страха.

Ø  Мы отправились туда где шумели золотые поля пшеницы.

Ø  Комната в которую вел длинный коридор оказалась запертой.

Ø  Летучие мыши более приспособлены к жизни в воздухе так как на земле они почти совсем беспомощны.

Ø  Для того чтобы бумага не желтела ее  не нужно оставлять на солнце.

Ø  По всей равнине куда ни взглянешь играли лучи восходящего солнца.

Ø  Когда осторожно открыв дверь она выглянула в коридор тишина  сразу успокоила ее.

Ø  Герасим торопился как будто мать старушка ждала его на родине.

Предложения проверяются  коллективно.

9.      Групповая работа  по карточке №4.

Учитель. Закрепляя умение расставлять знаки препинания в СПП, вам предстоит выполнить задание на карточке. Постарайтесь не  допустить ошибок, контролируйте действия других учеников в группе.

 

Расставить знаки препинания, выписать  цифры, на месте которых вы поставили запятые.

1.      Пробуждаются клены от сна(1) чтоб(2) как бабочки (3) листья хлопали.

2.      Волны (1) обезумев (2) от ярости (3) били совсем рядом в берега с такой силой (4) что (5) они сотрясались.

3.      Доктор телеграфировал жене (1) что (2) будет проездом в Ленинграде (3) и просил (4) приехать на вокзал.

4.      Нужны (1) столетия (2) и кровь (3) и борьба (4) чтоб человека создать из раба.

5.      Я сказал (1) что пошутил (2) и (3) найдя свою постель (4) юркнул с головой под одеяло.

По окончании работы группы меняются карточками и проверяют правильность выполнения работ, использую проецируемые на доске предложения и правильные ответы.

                                            (Слайды №23-27)

10.  Обобщение.

·         Какая задача стояла перед нами сегодня?

·         Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, какие виды придаточных обстоятельственных существуют?

·         В таблице еще остались незаполненные графы. Как вы думаете, почему?

Не все виды придаточных обстоятельственных нами сегодня рассмотрены.  Разговор  о других видах придаточных обстоятельственных  продолжим на следующих уроках.

 

Домашнее задание: рабочая тетрадь Шкляровой упр. 42, 49, 58, составить схемы к предложениям.

  

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 685 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1326
    • DOCX 28.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Родина Наталия Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Родина Наталия Леонидовна
    Родина Наталия Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8058
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 198 человек

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов