Поурочные планы
Сычевой Л.Н.
Класс: 8 Дата:
_____________________
Тема
урока: Вещества и их физические свойства.
Чистые
вещества и смеси. Способы очистки веществ.
Цель
урока: дать основные понятия темы; научить
описывать вещества; довести до сознания ученика мысль о том, что судить о
свойствах вещества можно лишь тогда, когда оно чистое.
Задачи
урока:
Образовательная:
сформировать понятия «свойства веществ», «чистое вещество», «смесь»,
«однородная и неоднородная смесь»; подвести учащихся к пониманию того, что на
основе различий свойств веществ можно разделять смеси, познакомить с методами
разделения смесей.
Развивающая:
развить у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как сравнение,
сопоставление, обобщение и анализ.
Форма
урока: урок-беседа
Оборудование
и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, химический
стакан, фильтровальная бумага, воронка, шпатель (ложечка), фарфоровая чашечка,
лабораторный штатив с кольцом, магнит; порошки железа, мела, поваренная соль,
сера, древесные опилки, вода.
Ход
урока.
I. Проверка
домашнего задания.
II.
Изучение нового материала
У:
организую беседу с учащимися с целью создания необходимой основы для восприятия
нового материала.
§ Чем
отличаются понятия «вещество» и «физическое тело»? Поясните примерами.
§ Назовите
предметы (физические тела), которые находятся на демонстрационном столе, и
укажите названия веществ, из которых они состоят.
§ Даны
следующие понятия: железо, медь, шестерня, стекло, ртуть, напильник, нож,
сахар. Какие из них обозначают вещества, а какие – предметы?
§ Из
курса физики вам известно, что каждое чистое вещество обладает определенными
физическими свойствами. Перечислите их. Что означает понятие «свойства
вещества»?
§ Назовите
некоторые известные вам вещества и укажите названия предметов (тел), которые
можно изготовить из этих веществ.
§ Запишите
свойства, характерные для алюминия: жидкий, твердый, имеет блеск,
бесцветный, сладкий, черный, серебристый, тяжелее воды, легче воды, плавится,
не плавится, без запаха, газообразный.
§ Какими
сходными и отличительными свойствами обладают поваренная соль и сахар?
Учащимся напоминается, что из курсов
физики они уже знают, из чего состоят вещества (из молекул). Вспоминаем
ряд явлений, объясняемых молекулярным строением некоторых веществ (испарение
воды, диффузия паров и газов в воздухе и т.д.).
Ввожу понятия о чистых веществах и смесях.
Даю определения этих понятий.
Ш:
отвечают на вопросы: можно ли сказать, что вода из-под крана – чистое вещество?
Воздух – чистое вещество? И т.п.
У:
предлагаю учащимся выполнить лабораторный опыт по описанию свойств веществ:
железа и серы (металла и неметалла).
Сообщаю ученикам, что постоянные свойства
имеют только чистые вещества. Предлагаю продолжить опыт и приготовить из железа
и серы смесь, описать ее.
Проблемный вопрос: Можно ли отделить серу
от железа в полученной смеси?
Ш:
предлагают свои варианты, осуществляют разделение
веществ. Формулируют вывод: смеси можно разделять на
составляющие их компоненты потому, что в смесях вещества сохраняют свои
свойства.
У:
обращаюсь к детям с вопросом: все ли смеси одинаковы?
Даю задание: рассмотреть предлагаемые смеси и сказать, чем они отличаются.
Демонстрация: смеси
сахарного песка с речным, воды и уксусной кислоты.
Ш:
вместе со мной формулируют определения и составляют
схему (имеется в приложении к уроку)
У:
обращаюсь к ученикам с вопросом: какие смеси
разделить проще – однородные или неоднородные? Почему? Составляем схему (прилагается).
Схема заполняется с помощью демонстраций (если это возможно) или иллюстраций
учебника.
_____________________________________________________________________________
Возможна
групповая самостоятельная работа учащихся с помощью соответствующих параграфов
учебника.
Первая
группа – разделение смеси порошка мела и древесных опилок;
Вторая
группа – порошка железа и серы;
Третья
группа – порошка поваренной соли и мела.
Каждая
группа учащихся выполняет свой лабораторный опыт и составляет отчет о работе,
используя таблицу:
Название операции
|
Наблюдения
|
Объяснение наблюдаемого
|
|
|
|
Отчеты
представителей каждой группы обсуждаются и оцениваются.
_____________________________________________________________________________
У:
подвожу итоги урока.
III.Задание
на дом:
§
2-4, упр.8, 13 стр. 10; упр.7 стр.11;
практич.
работа 2 стр.198 (прочитать)
IV.
Рефлексия:
Задаю
вопросы:
ü Воздух,
морская вода, почва – чистые вещества или смеси?
ü Как
доказать, что в питьевой воде присутствуют соли?
ü Приведите
по одному примеру смесей веществ, которые можно разделить способами, указанными
на рисунке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.