Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Великие математики - уроженцы Калужской области

Великие математики - уроженцы Калужской области

ЧЕБЫШЕВ ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ
 04.05.1821-26.11.1894

http://pochit.ru/pars_docs/refs/52/51178/51178_html_m11340bec.jpg

Чебышёв — «величайший, наряду с Н.И. Лобачевским, русский математик XIX века». Он получил фундаментальные результаты в теории чисел (распределение простых чисел) и теории вероятностей (центральная предельная теорема, закон больших чисел) построил общую теорию ортогональных многочленов, теорию равномерных приближений  и многие другие. Основал математическую теорию синтеза механизмов и разработал ряд практически важных концепций механизмов.

Родился он 4 мая 1821 года в сельце Окатово Калужской губернии, в семье помещика. Почему новорожденного назвали редко встречающимся именем Пафнутий, трудно сказать. Вероятно потому, что недалеко от Окатова находился Пафнутьев монастырь, чтимый родом Чебышевых. Отец будущего математика Лев Павлович, в двадцать лет был лихим кавалерийским корнетом, участвовал в сражениях против французов. Потом вышел в отставку, поселился в своем имении и занялся хозяйством. 

Пафнутий Львович резко отличался от других детей его лет. С самого раннего детства он предпочитал всем играм и забавам сидеть за столом, решать задачи, считать. Едва выучив цифры, он целые часы проводил за своими тетрадями с задачами и решал их одну за другой. Уединению и равнодушному отношению к шумным играм, видимо, способствовал физический недостаток: с детства у Чебышева одна нога была сведенной, он немного хромал. Это обстоятельство, несомненно, отразилось на складе его характера и доставило немало горя, вынуждая избегать детских игр, заставляя больше сидеть дома.

С раннего детства в Пафнутии развилось стремление к устройству всевозможных приборов. Начав с простых игрушек из лучинок и палочек, сделанных перочинным ножиком, Чебышев дошел впоследствии (уже взрослым) до сложной арифметической машины-арифмометра. Эта любовь к изготовлению механизмов сохранилась навсегда. Всю жизнь Чебышев занимался вопросами практической механики и изобрел много остроумных механизмов: сортировальную машину, самокатное кресло, гребной механизм и другие. 

Первоначальное образование и воспитание он получил дома; грамоте его обучала мать Аграфена Ивановна, а арифметике и французскому языку - двоюродная сестра Сухарева Авдотья Квинтильановна, девушка весьма образованная и, по-видимому, сыгравшая значительную роль в воспитании будущего математика.

 Первоначальное систематическое образование Чебышев получил в семье. В качестве учителя математики был приглашен Платон Николаевич Погорельский, считавшийся одним из лучших педагогов Москвы того времени. Это был типичный учитель николаевской эпохи. Он, по словам современников, отличался "суровым обхождением с учениками и пристрастием к карательным мерам". Всегда серьезный, с нахмуренным лицом, требовательный до педантичности. Погорельский держал учеников в самом строгом подчинении. Но он хорошо знал математику и умел излагать свой предмет в ясной и общедоступной форме. Именно он посеял в сознании Чебышева первые семена любви к математике как к науке, к сжатому, ясному и доступному изложению ее основ.

В шестнадцать лет Чебышева после успешной сдачи экзаменов зачислили студентом философского факультета Московского университета.

Тот вес, который приобрела в истории математики созданная Чебышевым научная школа, уже показывает с максимальной объективностью, независимо от персональных отзывов, что П. Л. Чебышев умел зажигать научный энтузиазм своих учеников. Основной чертой этой школы, которую принято называть петербургской математической школой, было стремление тесно связать проблематику математики с принципиальными вопросами естествознания и техники.

Раз в неделю у П. Л. Чебышева был приёмный день, когда двери его квартиры были открыты для каждого, кто хотел о чём-либо посоветоваться по поводу своих исследований. Редко кто уходил, не обогатившись новыми мыслями и новыми планами. Современники и, в частности, ученики П. Л. Чебышева говорят о том, что он охотно раскрывал богатство своего идейного мира не только в беседах с избранными, но и на своих лекциях для широкой аудитории.

ХИНЧИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ
(19 июня 1894 - 18 ноября 1959)

http://letopis.msu.ru/sites/default/files/images/Xinchin%20AYa.JPG

советский математик, один из наиболее значимых людей в советской школе теории вероятностей

Родился в селе Кондрово Калужской области в семье видного инженера-технолога Якова Григорьевича (Гершевича) Хинчина (1858—1941), впоследствии управляющего Кондровскими бумажными фабриками, затем — профессором и заведующий отделом НИИ древесины и Института народного хозяйства.

В отроческие годы увлекался поэзией. В 1908—1914 годах в Калуге были изданы его 4 небольших сборника. На выбор жизненного пути, по его собственному признанию, решающее влияние оказало знакомство с учебником математического анализа, который он изучил самостоятельно.

Учился с 1911 года на физико-математическом факультете Московского университета. Стал одним из первых учеников Н. Н. Лузина.

В студенческие годы литературные увлечения сменились театральными: под влиянием МХАТа он создал в Кондрове из рабочей молодежи театральную труппу, для руководства которой брал уроки сценического мастерства.

Закончил Университет в 1916 году. Его преподавательская деятельность началась в 1918 году в Иваново-Вознесенске, куда он переехал с группой московских математиков во главе с Н. Н. Лузиным. Вскоре он стал первым деканом физико-математического факультета Иваново-Вознесенского педагогического института. В 1922 году вернулся в Москву, в созданный при Московском университете НИИ математики и механики.

В 1926 году он был приглашён заведовать кафедрой математического анализа II Московский государственный университет, а в 1927 году стал профессором в МГУ.

А. Я. Хинчин заведовал кафедрой математического анализа мехмата МГУ до 1957 года

Из материалов кружка

14.1.1919 г. на квартире А. Я. Хинчина состоялось заседание правления кружка, на котором А. Я. Хинчин докладывал о своих переговорах с Наркомпросом об издании кружком математического журнала, Позже, 20.XII.1920 г. «член кружка Александр Хинчин» сделал доклад в кружке об аксиоматике континуума. Это показывает, что уже тогда у А. Я. Хинчина был интерес к определениям анализа. Помню один из приездов А. Я. Хинчина в Москву в 1920—1921 учебном году. В одной из университетских комнат он лежал на кушетке, рядом находилось несколько математиков. Шел какой-то спор, кажется, о законности применения аксиомы Цермело. А. Я. Хинчин, лежа на диване, вставлял свои замечания. На меня он произвел сильнейшее впечатление: его вибрирующий голос и высокая культура речи, его интерес к философским вопросам математики, это был «философствующий Хинчин». Мнение о нем у молодых лузитанцев разделилось. Кое-кому А. Я. Хинчин показался даже чересчур важным —«китайским мандарином»—и они его прозвали «Ли Хун-чен». Мне же он показался «загадочным Хинчиным», очень интересным и привлекательным, но с которым не просто установить внутренний контакт. А вот Л. В. Келдыш говорила,. что в Иваново А. Я. Хинчин охотно встречался со студенческой молодежью, ставил шарады, читал стихи и казался очень общительным

Вспоминает ученик академик АН УССР Б.В. Гнеденко: «Он не признавал недоделанных дел и никогда не позволял себе перекладывать на плечи других порученную ему работу. Он не стремился к внешним почестям и, будучи уже ученым с мировым именем, сленом-корреспонтентом АН СССР и академиком АПН РСФСР, продолжал жить довольно скромно, отличая людей за их внутренние каче- ства, а не за их служебное положение».

В 1945 г. А.Я. Хинчин пишет брошюру «Три жемчужины теории чисел», в которой элементарными методами были доказаны три теоремы теории чисел. Эти теоремы имели чрезвычайно простую формулировку, но долгое время не поддавались усилиям многих крупных математиков. Интересна история создания этой книги. А.Я. Хинчин написал ее по просьбе своего молодого ученика, который был ранен на фронте и из госпиталя прислал ему письмо с просьбой прислать «каких-нибудь математических жемчужинок». Эта мастерски и с большим изяществом написанная книга была в 1952 г. переведена на английский язык.

Песня без слов (написана в 13 лет)!!!

Небо полночное… Тени сребристыя...
Тихий, заглохший, запущенный сад...
Дубы столетние... липы ветвистыя... 
Бледных акаций задумчивый ряд...
Звуки полночные... Слезы бесцельныя…
Шепот деревьев... Журчанье ручья...

Бессонница

Я сижу бессонницей томимый.
Звёзды гаснут в сини колыбельной.
И душа рассыпалась за ними,
А была когда - то нераздельной.

Чьи же чары криком злым и смелым
Эту душу больно раскололи?
Ночь прошла и небо стало белым,
Как вчера твои глаза от боли

СЛОВА

О, молитесь чуду слов,
Пейте жадно их сгоранья!
В каждом слове замиранье
Расцветающих пиров.

Расплетайте без конца
Тайну слов извечно-сладкую!
Есть слова – они загадкою
Ранят пленные сердца.

Есть слова – сквозь них видна 
Бездна светлой несказанности.
Есть слова – до жуткой странности 
Их тревожна глубина.


Есть слова лучистей звезд,
Ослепительней предзимья;
Есть слова непостижимее
Замирающих невест.

О, слова светлее дней,
Упоительнее молнии!
О, слова любви безмолвнее
И признания нежней!

Их радение валов
Затихающих певучее.
О, любите все созвучия!
О, молитесь чуду слов





ИЛЬИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
2 мая 1928 - 26 июня 2014

Ильин Владимир Александрович F5X2509 BLK.jpg

советский и российский математик. Область специализации —информатика, вычислительная математика и математическая физика

Внёс заметный вклад в теорию дифференциальных уравнений, спектральную теорию дифференциальных операторов и математическое моделирование.

Родился в г.Козельске

В 1936 году В. А. Ильин поступил в Москве сразу во второй класс средней школы № 345. Окончил в 1945 году с золотой медалью московскую среднюю школу № 273. В том же году поступил и в 1950 году с отличием окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре математики. В 1950–1953 годах обучался в аспирантуре физического факультета МГУ по специальности «математическая физика»

Вся 55-летняя научно-педагогическая деятельность В. А. Ильина неразрывно связана с Московским университетом, где он работал вначале на физическом факультете, а позже на факультете ВМК. Он подготовил 28 докторов и свыше 100 кандидатов физико-математических наук. К числу его учеников принадлежат несколько членов Российской и национальных академий наук.

Студентам В. А. Ильин был известен как блестящий лектор и автор множества учебников, ставших классическими (из которых восемь вошли в серию «Классический университетский учебник»). По воспоминаниям его студентов, он обладал просто феноменальной памятью, мог запросто минут двадцать зачитывать наизусть отрывки из поэм, а их он знал много.

За время педагогической деятельности им были прочитаны лекционные курсы: «Уравнения математической физики», «Уравнения эллиптического типа», «Функциональный анализ», «Математический анализ» (первый и второй курсы), «Линейная алгебра и аналитическая геометрия».

За свою долгую плодотворную профессиональную деятельность Владимир Александрович удостоился многих престижных наград.



Дмитрий Константинович Фаддеев 
(1907—1989)

hello_html_m74d6cba3.png

Родился 17 июня 1907 в г. Юхнов Смоленской губернии (ныне Калужской области) Окончил Ленинградский университет (ЛГУ) в 1928 году, с 1944 года профессор ЛГУ. С 1940 года работал в Ленинградском отделении математического института им. В. А. Стеклова АН СССР. В начале 1950-х гг. был деканом математико-механического факультета ЛГУ. Затем возглавлял Отделение математики математико-механического факультета ЛГУ.

Д.К. Фадеев создал большую научную школу, с 1930-х гг. организовывал и проводил школьные математические олимпиады. Один из основателей школы-интерната № 45 (ныне Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ).

Студенты любили Дмитрия Константиновича и он отвечал им взаимностью. Об этом красноречиво говорят стихи, которые выпускники посвящали своему наставнику. Вот один из них.

Окончен курс. Большой, серьезный, сложный,

С которым встретимся еще не раз.

Так неужели в этот день возможно

Студентам Вашим не поздравить Вас?!

Науку Вашу, дорогой учитель,

Мы научились и любить, и уважать.

Теперь нам матрица — родная мать,

Теперь нам брат — любой определитель.

Мы можем уравнения и формы

В диагональный ящик уложить.

И голоса сольем в единый хор мы,

Чтоб Вас сердечно поблагодарить:

За ясные, как день, определенья,

За красоту и строгость теорем,

За Ваш чудесный труд, за вдохновенье,

За то, что в Вас так дорого нам всем!

Мы постараемся идти дорогой верной,

Как Вы учили нас, к победным маякам.

Любовь и уваженье наши к Вам,

Поверьте, беспредельны и безмерны!

Неизвестный автор, 1951 (из архива курса 1949-54)

Всю свою жизнь Дмитрий Константинович просто обожал музыку. Примечателен тот факт, что одного из своих сыновей, будущего академика Л. Д. Фаддеева, назвал Людвигом – в честь величайшего композитора Л. Бетховена.





  • Математика
Описание:

Данная работа посвящена интересным и малоизвестным фактам из биографии великих математиков - уроженцев Калужской области. Материал может быть использована в 5-11 классах для повышения мотивации изучения математики и чувство гордости за своих великих земляков, на уроках математики, факультативах, внеклассных мероприятиях...

Автор Зайцева Ольга Викторовна
Дата добавления 20.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 658
Номер материала MA-070298
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»