Предмет: история Казахстана
Класс- 5
Тема: Великие казахские ученые и просветители
Цели урока:
- сформировать знания о значении деятельности Абая Кунанбаева, Шокана
Уалиханова, Ибрая Алтынсарина, познакомить учащихся с основными фактами их
биографии;
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение
анализировать факты и самостоятельно делать выводы;
- вызвать уважение и интерес к жизни и творчеству великих
просветителей, чувство гордости, что эти великие люди - наши соотечественники.
Форма урока: экскурсия по виртуальному
музею «Великие казахские ученые и просветители».
Каждая группа выбирает экскурсовода или экскурсоводов. Очень
важно, чтобы выступление экскурсовода соответствовало экспонатам зала (т. е.
картинкам на экране) и было эмоционально.
После посещения виртуального музея ученики выполняют
самостоятельную работу в виде общего теста.
Методы и приемы: словесный, наглядный, приемы
критического мышления, частично-поисковый.
Оборудование: слайд-презентации,
Мотивация познавательной деятельности:
Учитель:
Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в музей «Великие
казахские ученые и просветители».
Как вы понимаете слова
«виртуальное путешествие», «виртуальная экскурсия»? Выслушав предположения
учащихся, учитель продолжает: слово «Virt Valis»
(лат.) означает «несуществующий, воображаемый, но возможный», например,
виртуальные миры, виртуальная реальность, виртуальный образ (в компьютерных
играх).
Виртуальное
путешествие - это
возможность при помощи интерактивной доски увидеть какие-то новые места,
города и страны. Виртуальное путешествие происходит при помощи фотографий или
видео. Во время онлайн-прогулок можно ознакомиться с различными музейными
экспозициями или побывать на виртуальной фото/видео выставке - увидеть что-то
новое и интересное. Виртуальные путешествия удобны тем, что никуда не надо
ходить или ездить, ни за что не надо платить.
Виртуальная
экскурсия - это
посещение городов, музеев, мавзолеев, не выходя из дома, класса, школы.
У вас появилась
возможность очень быстро получить представление о великих людях — наших
соотечественниках, которыми каждый из вас вправе гордиться.
Мы узнаем о жизни и
творчестве Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина.
О них можно говорить часами, но мы выделим только самые основные
моменты их жизни и расскажем о них.
Что вы знаете об Абае, Шокане, Ибрае?
Осмысление
Учитель: Мы
находимся в «зале», посвященном Абаю Кунанбаеву, виртуального музея «Великие
казахские ученые и просветители».
Слайд 3.
- Эпиграф
«Не все гении - поэты, не все поэты - гении. Абай был и тем и
другим».
Сабит Муканов
Учитель: После посещения зала
объясните, как вы поняли этот эпиграф.
Слайды 4—6. Путь
Абая.
Абай Кунанбаев - казахский поэт, философ, композитор,
просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской
письменной литературы. Его настоящее имя - Ибрагим, но прозвище Абай (в переводе
с казахского языка — «Абай - внимательный, осторожный»), закрепилось за
ним на всю жизнь.
Абай родился в Шынгысских междугорьях Семипалатинской области в
семье правителя рода тобыкты Ку-нанбая. Особую роль в воспитании мальчика
сыграла его бабушка Зере.
Слайд 7. Годы
учебы.
Начатое в раннем
детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы
было продолжено в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске. Одновременно Абай
посещал русскую школу. К концу пятилетней учебы он начинает писать стихи.
Слайды 8—9.
С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. Будучи
волостным правителем, Абай пытался решать все дела честно и справедливо. Но
постепенно Абай приходит к мысли, что проблемы общества надо решать по-другому
- путем получения казахами знаний и образования. В возрасте 28 лет Абай отходит
от управленческой деятельности, целиком занявшись творчеством.
Слайды 10—11.
Дружба Абая с
представителями русского освободительного движения позволила поэту
познакомиться с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других. Абай
сумел подготовить себе талантливых учеников. Его последователями были его
близкие родственники Шака-рим, Акылбай, Магауйя.
Прослушивание песен Абая.
Слайд 12. Неожиданная
смерть близких родственников и сыновей - Абдрахмана и Магауйи, травля поэта со
стороны царских чиновников подорвали здоровье поэта. В 1904 году Абая не стало.
Просмотр видеозаписи «Жидебайдагы Абай ескерткіші».
Слайды 13—17. Абаем
создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара
сөздер»). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около
двух десятков мелодий.
Прослушивание песен Абая
«Қөзімнің қарасы», «Айттым сәлем,
каламкас».
На формирование
мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся
гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули и другие), а
также произведения русских классиков, а через них и европейская литература
вообще. Он переводил И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И. Гете и
Дж. Байрона.
Слайды 18—21. Знаменитым
произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе
«Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч. В этих «Назиданиях»
поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права казахов. «Кара соз»
создано Абаем на склоне лет, когда он пришел к выводу, что все проходит: земные
дела, искушения, соблазны, и остается только мудрость.
При желании учитель
может использовать и другие слова назидания (помимо тех, которые на слайдах):
• Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.
• Безвреден, кто в гневе кричит, бойся того, кто в гневе молчит.
• Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему
брюхо. Достойный трудится для человечества.
• Пустая молодость - беда.
• Лентяй всегда ханжа и лицемер.
• Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.
• Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный
недоволен, даже когда получает с избытком. • Пока ты не достиг счастья, твои
мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель -один ты
сам.
Слайд 22. Можем ли мы сказать, что
мысли Абая актуальны и сегодня? Почему?
Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?
Слайд 23.
Объясните, как вы поняли эпиграф: «Не все гении -поэты, не все
поэты - гении. Абай был и тем и другим».
Учитель: Мы переходим в «зал»
виртуального музея «Великие казахские ученые и просветители», посвященный
Шокану Уалиханову.
Слайд 24. Сулейменов в эссе «Мой Чокан»
писал: «Он был всесторонне одаренным человеком. Редкое человеческое обаяние
дарило ему великих друзей. Огромное чувство человеческого достоинства позволяло
ему быть равным, не возвышаться и не унижаться в любой среде».
Какие слова в этом высказывании являются ключевыми?
Учащиеся:
- всесторонне одаренный человек,
- редкое обаяние,
- огромное чувство человеческого достоинства.
Слайды 25-26.
Учитель: Что вы знаете о Шокане
Уалиханове?
Учитель выслушивает ответы учащихся и предлагает заполненный
кластер «Шокан Уалиханов».
Слайды 27—28. Шокан Уалиханов (настоящее
имя -Мухаммед-Ханафия) - первый казахский ученый, историк, этнограф. Он
родился в крепости Кушмурун, был потомком хана Абылая.
Слайд 29. В детстве мальчик посещал
Кушмурунскую казахскую школу. Особую роль в воспитании мальчика сыграли его
бабушка Айганым и его отец Шынгыс.
У Шокана с ранних лет ярко
проявилась любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а
также к рисованию. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Шокана Уалиханова отправляют
на учебу в Сибирский кадетский корпус. Это учебное заведение было одним из
лучших в регионе. Оно обеспечивало подготовку офицеров на высоком уровне.
Помимо военных наук, выпускники хорошо знали всеобщую историю, литературу,
географию, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, черчение,
рисование, иностранные языки.
Слайды 30—31. Через 6 лет Шокан вышел из
корпуса европейски образованным человеком, свободно владея несколькими
восточными и западными языками.
По окончании кадетского
корпуса он стал офицером Российской армии, получив чин корнета.
Слайды 32—35.
Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта
«открыть миру неизведанную Азию». Первая экспедиция Уалиханова исследовала
восточное побережье озера Иссык-Куль. Результатом экспедиции стали ценные
этнографические материалы, а также была записана степная Илиада - эпос
кыргызского народа «Манас», который по праву вошел в золотой фонд мировой
литературы. Уже этого было бы достаточно, чтобы навсегда остаться в истории.
Слайды 36-41. В
1858-1859 гг. состоялась секретная миссия Уалиханова в Кашгар.
Подготовка к поездке в Кашгар шла в обстановке повышенной
секретности. В роли прикрытия выступал формировавшийся в Семипалатинске
купеческий караван. По заранее разработанной легенде Шокан стал сыном
кокандского купца Алимбаем и родственником караван-баши. Семипалатинские купцы
благополучно добрались до Кашгара. Шокан ни на минуту не забывал о служебном
долге. Он собирал сведения о политическом устройстве Восточного Туркестана и
жизни людей в этом закрытом для иностранцев уголке земли, сделал географический
обзор местности. Через 11 месяцев караван вернулся на родину. Шокан подготовил
отчет по Кашгарской экспедиции под названием «О состоянии Алтышара, или шести
восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин) в 1858-1859 гг.».
Слайд 42.
Добытые Шоканом
Уалихановым сведения оказались настолько ценными, что сам царь Александр II
лично принял его в своем дворце и вручил ему один из высших орденов Российской
империи - орден Святого Владимира и произвел в чин штаб-ротмистра Российской
армии. Прожив два года в Петербурге, Шокан работал в Главном штабе над
подготовкой к изданию карты Азии. Он участвовал в изданиях трудов Российского
географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь
Шокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и
зарубежного Востока.
Слайд 43.
Сын степей и офицер Российской империи Шокан Уалиханов за свою короткую и
яркую жизнь многое сделал для просвещения своих соотечественников и оставил
добрый след как на казахской земле, так и в России. Он прожил неполных
30 лет, но за это время сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою
жизнь.
Выдающийся русский востоковед академик Н.И. Ве-селовский писал о
Шокане: «Как блестящий метеор, промелькнул он над нивой востоковедения».
Учитель:
подумайте и ответьте на вопрос: Почему Ш. Уалиханова называют
«промелькнувшим метеором»?
Учитель: Мы в
«зале» виртуального музея «Великие казахские ученые и просветители»,
посвященном Ибраю Алтынсарину.
Слайд 44.
Учитель: Как вы
понимаете этот эпиграф на входе в этот зал: «Школы главные пружины образования
казахов, ...в них же будущность казахского народа». (И. Ал-тынсарин)
Как вы думаете, чему посвящены, экспозиции этого зала?
Ибрай Алтынсарин - великий сын казахского народа, выдающийся
просветитель-педагог, крупный писатель и поэт.
Слайды 45—47. И.
Алтынсарин родился 20 октября 1841 года. Он рано потерял отца и
его вырастил дед -Бал гожа Жанбурчин. В 1857 году Ибрай с отличием закончил
Оренбургскую школу при пограничной комиссии, готовившую писарей и переводчиков.
Слайды 48—50. В 1864
году по инициативе Алтынса-рина была открыта первая школа в Тургае. Алтынсарин
открывал не только обычные школы. Им была открыта первая школа для казахских
девочек, сельскохозяйственная школа в Кустанае, первая учительская школа.
Слайды 51—52. Ибрай
Алтынсарин был не только просветителем, но и одним из родоначальников казахской
художественной прозы. Литературное наследие Ибрая Алтынсарина дошло до нас
благодаря «Казахской хрестоматии», работа над которой продолжалась три года
(1876-1879). Для своей «Хрестоматии» Ибрай Алтынсарин перевел на казахский
язык басни И. Крылова, рассказы Л. Н. Толстого, отдельные произведения А.
Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова.
Слайд 53. Казахский
народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына.
Многие из последователей И. Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым.
Именем Ибрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, учреждена
медаль имени Ибрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы,
названные его именем. На родине И. Алтынсарина в Костанайской области
существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем И.
Алтынсарина.
Слайд 54.
Как завещание будущим
поколениям звучат слова Ибрая Алтынсарина:
То, что сделать не могли
Мы, седые старики, Вы теперь должны достичь, Вы - грядущего
ростки! Как вы понимаете эти слова?
Домашнее задание § 16. Написать эссе (по
выбору): «Абай в моей жизни», «Абай в моей семье»,«Промелькнувший метеор» (о
Шокане Уалиханове), «Давайте, дети, учиться» (об Ибрае Алтынсарине).
Подготовиться к повторительному уроку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.