Тема: Великая
Французская Буржуазная революция 18 века.
Тип урока:
комбинированный с элементами лабораторной работы.
С использованием
здоровьесберегающий технологий.
Основные понятия:
республика, санкюлоты, якобинцы, террор, конвент.
Цель урока: Учащиеся
должны усвоить основные понятия по данной теме, уяснить причины ,задачи ,
движущие силы, характер и итоги революции, отрабатывать навыки по составлению
лок, выступления перед аудиторией, формировать умение работы с историческими
документами, делать выводы и обобщения.
Ход
урока:
1. сообщение темы
урока, целей .
Тема нашего урока :
«Великая Французская Буржуазная революция 18 века».
Для восприятия и
запоминания темы связанные с изучением воин, революций очень сложны , наша
задача научиться воспринимать и запоминать данный материал без перегрузок для
нашего организма и в тоже время иметь чёткое представление о токам важном
событии мировой истории как Великая Французская Буржуазная революция.
Существует множество способов запоминания учебного материала мы сегодня на
уроке воспользуемся с вами опорно -логическими схемами, которые мы уже
неоднократно составляли на уроках.
Несмотря на то ,что
тема сегодня очень важная я думаю, никто не будет отрицать того, что здоровье
важнее всего значит. Целью каждого урока должно быть прежде всего здоровье.
Итак приступаем к
изучению нового материала.
-Что нам необходимо
знать, чтобы охарактеризовать революцию?
Итак 1 блок нашего
ЛОКа «Причины революции», чтобы ответить на данный вопрос давайте обратимся к
историческим фактам
( демонстрация
диапозитивов 11, 12), анализ исторических документов « Старинная французская
песня» , записи английского путешественника Артура Юнга «О положении
Французских крестьян». (приложение 1)
- Какие выводы вы
можете сделать о причинах Французской революции?
Составляется 1 блок.
Причины революции:
- Бедственное
положение крестьян
-Высокие налоги
-Разногласия между
депутатами от двух сословий и депутатами третьего сословия.
Причины революции мы
выяснили, что нам ещё необходимо знать о революции?
Итак приступаем к
составлению 2 блока «Задачи, характер и движущие силы революции»
В ходе работы на
составлением 2 блока организуем беседу с классом по следующим вопросам:
-Против кого был
направлен гнев третьего сословия? ( короля, дворян, духовенства)
-К чему стремилось
третье сословие? ( к отмене дворянских привилегий , снижению налогов, буржуазия
стремилась к власти)
-Какой вывод о
задачах революции мы можем сделать?
-Анализируя задачи,
что можно сказать о её характере?
-Кто был главным
участником выступлений против короля и существующих порядков?
- Какой вывод о
движущих силах революции можно сделать?
Итак заполняем 2 блок
Задачи
революции:
- Свержение монархии
-Установление
буржуазных порядков
Характер
революции:
-Буржуазная
Движущие силы:
-крестьяне,
буржуазия, купцы
Упражнение
направленное на формирование правильной осанки
(включается спокойная
музыка учитель просит учащихся принять
Физпауза
«позу дерева» сесть
за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к
другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15- 20 секунд.)
3 блок « ход
революции»
Лекция учителя по
ходу лекции демонстрируется диапозитивы 15-16). Уч- ся самостоятельно
составляют 3 блок.
17 июня 1789
г. Депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием. На попытки
его разогнать население Парижа ответило восстанием и взятием государственной
тюрьмы- Бастилии- символа королевского произвола. Король был вынужден смирится
и признать Учредительное собрание, как называли себя депутаты третьего сословия
9 июля, показав тем самым, что собираются учредить новый государственный строй.
26 августа 1789 г была принята Декларация прав человека и гражданина. (приложение
2)
С тех пор революция
стала развиваться по восходящей линии, пока 10 августа 1792
г. Восставшее третье сословие не ворвалось во дворец Тюильри и король не был
лишен власти ( демонстр 16 слайда) в сентябре 1792
г. Была провозглашена республика.
Уничтожение монархии
делает недействительной конституцию 1791
г. И в связи с этим созывается конвент, избранный всеобщим голосованием . В
конвенте депутаты разделились на «правых» жирондистов они занимали нижние
скамейки и «левых» они сидели на верхних скамейка их называли «горой»
большинство из них были якобинцами.
( сообщение уч- ся о
политическом клубе якобинцев)
(Продолжение лекции
учителя)
В конвенте
разгорелись жаркие споры. Жирондисты выступали за организацию сильных органов
власти , якобинцы требовали создания сильной исполнительной власти. Будучи
сторонниками демократических норм жирондисты обвиняли якобинцев в разжигании
ненависти, в беспорядке и самосудах. Однако влияние якобинцев было очень велико
и в ночь на 2 июля 1793г. Десятки тыс. вооружённых людей окружили Конвент. Так
власть перешла в руки якобинцев ( демонстр слайдов 17- 19).Конвент остался
высшим законодательным органом. Ему подчинялось правительство из 11 чел. –
комитет общественного спасения
Физпауза упражнение
для глаз « восьмёрка»
О мероприятиях
якобинцев уч- ся самостоятельно узнают из учебника стр. 206.
3 блок
Ход революции:
1 этап рев- ции
- 14 июля 1789
г. Взятие Бастилии
- 26 августа 1789
г. Принятие Декларации прав человека и гражданина.
- 1791 Принятие
конституции.
2 этап рев- ции.
- 10 августа 1792
г взятие Тюильри
- Король лишён
власти.
- Сентябрь 1792
г. Провозглашение республики.
3 этап рев- ции.
- 3 июля 1793г-
установление якобинской диктатуры.
- Принятие новой
конституции. Отмена феодальных повинностей
- 17 сентября начало
якобинского террора
- Закон о «подозрительных»
- 27 июля 1794
г. Термидорианский переворот.
4 блок «итоги и
значение революции»
Демонстрация слайда
20 анализ схемы.
Итоги и значение
революции:
- уничтожение
феодального строя.
- установление
буржуазных отношений.
- революция дала
толчок развитию капитализма во Франции.
- французская
революция 18 в.оказала огромное влияние на страны Европы и Америки она
способствовала развитию капитализма.
Домашнее задание пр.
27. вопросы 3-6., ЛОК в тетради.
- Мы изучили тему
урока. Сегодня наша тема была Французская революция.
-Ребята скажите как
ведут себя люди в таких условиях?
- как нужно вести
себя людям оказавшимся в подобных экстремальных условиях?
( уч-ся говорят как
нужно себя вести)
Учитель открывает
запись на доске и подводит итог.
Приложение 1
Старинная
французская песня
Бедный пахарь похож на
Придворного,
Весь день одет в полотно, Гарнизонные
пристава,
Как ветреная мельница. Которые
кричат беспрестанно:
Гетры его обшиты, «Несите
деньги!»….
Чтобы не попала земля Бедный
пахарь,
Ему в башмаки. Слывущий
за подлого,
Бедный пахарь Кормит
дворянство,
Всегда мучается, Не
имея ничего верного.
Плотя соляную подать Нет
ни короля, ни принца,
И налоги королю. Ни
епископа, ни сеньора,
Всегда перед его дверью Кто
не жил бы трудом
Бедного
пахаря.
Английский путешественник и экономист Артур
Юнг о положении французских крестьян.
Проезжая Пейрак, мы встретили массу нищих … У
всех крестьянок нет ни Чулков, ни башмаков, а у земледельцев во время работы
нет на ногах ни деревянной, ни какой- либо другой обуви. Эта нужда подрывает в
корне народное благосостояние, ибо важнее широкое потребление среди бедняков,
чем среди богатых; положение бедняков, которое заставляет их воздерживаться от
употребления кожаных и шерстяных изделий, следует признать злом, влекущим за
собой чрезвычайно важные последствия.
Наказы третьего сословия в 1789
г. Наказы жителей Россгейма.
Россгейм требует также отмены выплаты пособий
лицам, которые не оказали никакой услуги городу и которые живут за счет
города, а также отмены таких необоснованных льгот, как рубка леса, потому что
это вызывает опустошение лесных массивов и наносит ущерб жителям города….
Они требуют также отмены налогов на
соль, мясо, хлеб…а также отмены уплаты двенадцати су за каждый мешок фруктов;
…..свободы прессы;
…..согласия Его Величества на разрешение
членам общины пасти скот в его заповедных лесах…..
……отмены налогов на соль….Всем известно
пагубное действие этого налога…и его разрушительное влияние на скот и на
сельское хозяйство.
Приложение 2
Декларация прав человека и гражданина(
извлечение)
- Все люди рождаются свободными и равными в
правах. Общественные различия могут быть основаны только на общей пользе.
- Целью всякого политического союза является
сохранение естественных
и неотъемлемых прав человека. Права эти суть:
свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
3. Источник всей верховной власти всегда
находится в нации. Никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять
власти, не происходящей прямо от нации.
4. Свобода состоит в праве делать всё, что не
вредит другому…..
5. Закон есть выражение общей воли….Закон
должен быть равный для всех…..
10.Никто не должен быть тревожим за свои убеждения,
даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка,
установленного законом…
17.Так как собственность есть право
неприкосновенности и священное, то никто не может быть лишён её иначе, как в
случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при
условии справедливого и предварительного возмещения.
Вопросы к документу.
1.Скакой целью был принят этот документ?
2. Какие идеи мыслители 17- 18 вв. получили
своё отражение в Декларации прав человека и гражданина?
3. Какие «прирождённые» права человека
провозглашались в документе?
4. В чём состоит, по вашему мнению,
историческое значение этого документа?
Памятка- алгоритм к изучению материала о
революциях
- Причины революции.
- Задачи революции( «зеркально»причинам).
- Движущие силы ( классы, которые ставят
задачи в данной революции и осуществляют их)
- Характер революции(определяется по лозунгам,
задачам данной революции, а также по составу движущих сил)
- Ход революции( основные этапы, их краткая
характеристика).
- Итоги революции.
- Значение революции: а) внутреннее, б)
международное.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.