Вечер-портрет
«Я – хакас»
(Майнагашев
С. Д.)
Степан Дмитриевич
Майнагашев своей многогранной деятельностью оставил глубокий след в истории
Хакасии. Хакасы считали его своим национальным лидером, патриоты Сибири знали
его как деятельного члена Сибирской областной Думы, востоковеды России – как
талантливого молодого ученого-тюрколога.
Степан Дмитриевич
Майнагашев родился в 1886 году в аале Иресов Аскизской Степной думы соединенных
разнородных племен. В восемь лет Степан поступил учиться в Таштыпскую
одноклассную школу, затем он учился еще два года в Аскизском двухклассном
училище. В 1906 году Степан поступил в Красноярскую духовную семинарию.
Степан Дмитриевич
Майнагашев. Третий из хакасов, получивший высшее образование. Первым был
Николай Федорович Катанов, вторым – Михаил Иванович Райков.
Десятилетиями он
считался «врагом народа», ради которого он так много успел сделать за свою
короткую жизнь. О нем не только нельзя было писать, но даже громко произносить
его имя. Киностудией «Хакасфильм» создан документальный фильм «Я – хакас»,
отснятый на средства гранта правительства республики. Создатели фильма, Юрий
Курочка и Марина Кандакова, посвятили его Степану Дмитриевичу Майнагашеву.
Будучи студентом
университета Шанявского (1911-1915). Майнагашев дважды (в 1911-1914 гг.)
приезжал в Хакасию, с целью научного изучения и исследования местного
населения.
С высоты
пройденных лет весь материал, что был собран этим ученым в научных
командировках, воспринимается как уникальный. Это и записи шаманский камланий,
сделанные им на фонограф во время общественных поклонений с
жертвоприношениями. Записи песен, легенд, сказаний (все это великолепие
хранится в Институте русской литературы в Петербурге). Это и полный комплект
шаманского облачения, бубны, колотушки, тесы, и образцы национальной одежды,
приобретенные для Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого
(Кунсткамера). Там же хранится и интереснейшая иллюстративная коллекция Степана
Майнагашева.
Сейчас трудно себе
представить, чего стоило Степану Дмитриевичу упросить тех же шаманов расстаться
с атрибутами культа, в частности с совершенно уникальными тесами
(овеществленными духами), бубнами. Когда одну знакомую Степану Дмитриевичу
шаманку уговорили продать бубен за 80 рублей, она в прощальном камлании с
бубном впала в глубокое обморочное состояние. Очнувшись, сказала, что духи
против ее решения, и она ни за что не отдаст бубен. Однако в предметной
коллекции Майнагашева все же есть бубен, который ценой только ему известных
усилий, был получен от действовавшего шамана.
Снимки Степана
Дмитриевича Майнагашева тем и ценны, что они открывают «труднодоступные» сферы
жизни того времени, подчеркивают самобытность мира сагайцев, качинцев и
кызыльцев. Им запечатлены поклонения горам, небу, воде, юрты и их убранство.
Свадебные обряды, похоронные ритуалы, а еще просто мужчины, женщины, старики,
дети, в лица которых хочется бесконечно вглядываться. Понимая, что все это уже
история.
В рукописном фонде
Хак НИИЯЛИ имеется работа Степана Дмитриевича Майнагашева «Загробная жизнь по
представлениям турецких племен Минусинского края», опубликованная в журнале
«Живая старина» в 1916 г. Журнал издавался Русским географическим обществом.
Эта работа была написана в 1915 году по итогам обеих экспедиций и посвящена
обряду похорон хакасов, их представлению о загробной жизни. К сожалению,
научная деятельность Степана
Дмитриевича Майнагашева еще не достаточно изучена, и не все материалы его
экспедиций опубликованы.
Степан Дмитриевич
был также автором двух пьес: «Охота на медведя» и «Свадьба», которые были
поставлены самодеятельными артистами на сцене в Аскизе. А 7 июня 1915 года
пьеса «Свадьба» была поставлена на сцене театра «Минусинский листок».
Степан Дмитриевич
Майнагашев стоял у истоков создания хакасской письменности. Он первым
разработал алфавит хакасского письма «Тадар Мичиги», состоявший из 24 букв. При
последующей работе по созданию хакасской письменности в основу был положен
алфавит Степана Дмитриевича Майнагашева.
Бурные времена и
сложные условия жизни в Хакасии вынудили Майнагашева остановить научную работу
и активно включится в правозащитную и общественно-политическую деятельность. Он
выступал против сокращения земельных душевых наделов в Аскизской волости,
против продажи скота по очень низким ценам и обмана уполномоченными местного
населения.
Большое место в
общественной деятельности С. Д. Майнагашева занимала организация кредитных
товариществ. Первая попытка их организации была предпринята им еще в 1908 году.
Являясь инструктором Аскизского кредитного общества, он ездил по аалам и
разъяснял выгоды мелкого кредита. Степана Дмитриевича можно считать создателем
финансово-кредитной системы в Хакасии. Вместе с И. В. Барашковым за короткий
срок они образовали около 40 кредитных обществ, первый кредитно-сберегательный
банк в Хакасии, которые сыграли большую роль в культурном развитии региона. Хорошо владея устным и письменным словом,
Степан Дмитриевич знакомил разные аудитории в Минусинске, Красноярске с
мировоззрением своего народа, его самобытной культурой.
Февральскую
революцию 1917 – го года Степан Дмитриевич Майнагашев воспринял как важнейшее
событие в истории России. Он писал в своем обращении «Инородцам Минусинского и
Ачинского уездов» «Блеснула заря новой жизни, свободной жизни от верхов
Петрограда до низин наших улусов, при свете свободы не должно быть и не будет
угнетенных национальностей. Я верю, что наш народ поднимет преклонную голову,
вздохнет полной грудью. Приветствую инородцев этим переломом жизни от души,
чтобы он получил начало национального возрождения хакасского народа».
Степан Дмитриевич
Майнагашев посмертно реабилитирован через 80 лет и четыре месяца за
отсутствием, какого либо состава преступления в его действиях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.