9
Министерство науки и образования РК
КГУ «Средняя школа № 18»
акимата г.Усть-Каменогорска
Вариативный курс
«Основы научно-исследовательской деятельности»
4 класс
Учитель: Бычкова Людмила Владимировна
Пояснительная записка.
Данная программа подготовлена с учетом требований Государственного стандарта образования Республики Казахстан, «Закона об образовании» (глава 4, статья 16), «Государственная программа развития образования Республики Казахстана 2011 – 2020 годы», «Концепции образования Республики Казахстан до 2015г.».
В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой деятельности человека.
В общественном сознании утвердилась мысль о том, что исследовательский поиск нужно начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями.
Однако современные исследования говорят о том, что исследователь формируется значительно раньше. Начальная ступень – это фундамент для будущих достижений. Ребенок младшего школьного возраста исследователь по своей природе. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения.
Начальные умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в этом возрасте. В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда: работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться словарями, энциклопедиями, работе на компьютере. Навыки, отработанные в деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход в основную школу.
Вариативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.
Цель курса:
Создание условий для формирования и развития инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления, необходимых в решении исследовательских задач: выявление проблемы, определение сферы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, поиск нужной информации, проведение исследования, проведение презентации проекта.
Задачи курса:
Развитие и формирование основ научных взглядов учащихся.
Повышение мотивации учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умений и навыков исследовательской работы.
Организация практической, исследовательской, творческой деятельности учащихся в ходе работа по проекту.
Развитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства.
Содержание курса.
Что такое «Метод проектов»? Внешний результат. Внутренний результат. История метода проектов. Дж.Дьюи американский философ – основоположник педагогического метода проектов. Профессор Коллингс его классификация учебных проектов: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты.
Выбор темы исследований. Темы для исследовательской работы. Фантастические. Эмпирические. Теоретические. Правила выбора темы.
Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи; планирование действий; поиск информации; результат работы – продукт.
Структура учебного проекта. Этапы деятельности. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов. Классификация проектов по продолжительности.
Проблема и актуальность исследования. Проектирование и исследовательское обучение. Общая схема последовательности проведения учебных исследований младшими школьниками.
Проблематизация. Проблемное поле. Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы.
Учимся выдвигать гипотезы (строить предположение). Как рождаются гипотезы.
Учимся задавать вопросы. Логическая структура вопроса. Какими могут быть вопросы?
Развитие мышления и логики. Приемы определения понятия: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение. Загадки для определения понятий. Классификация. Категории. Парадокс. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Эксперимент. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Дивергентное и конвергентное мышление в исследовательском поведении.
План и планирование работы. Игры-исследования для младших школьников. Тренировочные занятия.
Работа с литературными источниками: общее ознакомление, чтение по главам, выборочное чтение, составление плана прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками, критическая оценка прочитанного и запись замечаний. Формы работы энциклопедиями, словарями, справочниками.
Ведение дневника исследований. Разработка маршрутных листов, карт реализации проекта.
Работа с Интернет-ресурсами. Поиск необходимой информации.
Консультации по завершению проекта. Заключение и выводы по результатам выполненной работы. Как систематизировать результаты собственных изысканий.
Типы и виды проектов. Форма и структура исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, научная статья, научный отчет, реферат, монография.
Виды и способы презентации: деловая игра, игра с залом, путешествие, инсценировка, ролевая игра, спортивная игра, телепередача, экскурсия и др.
Основные требования к оформлению работы. Система оценивания проектных работ. Требования к содержанию научной работы. Культура выступления.
Защита результатов исследования.
Мини-проекты: «Жизненная позиция в рисунках»; «Защита поступка»; «Общение без слов»; «Зачем я учусь»; «Символика нашего класса»; «Сила воли»; «Полезная вещь для дома»; «Фотовыставка здоровья»; «Все о яблоке»; «Условия жизни и работы человека в космосе».
Учебно-тематический план вариативного курса «Основы научно-исследовательской деятельности»
№
Название темы
к-во
час.
теорет.
практич.
Форма проведения
Образовательный продукт
1.
Что такое проект?
1
1
актуальное интервью
устные ответы
2.
Выбор темы исследования.
1
0,5
0,5
работа в группе
работа в тетради
3.
Структура учебного проекта.
2
1
1
работа в группе
мозговой штурм
Разработка маршрутного листа «Мой проект»
4.
Проблема и актуальность исследования.
1
1
работа в группе
рисунки
5.
Проблематизация. Проблемное поле.
1
1
Дидактическая игра (ДИ) «Посмотри на мир другими глазами», «Закончи рассказ», «Расскажи другими словами».
Устные рассказы, сочинения, рисунки
6.
Учимся выдвигать гипотезы.
«Толстые и тонкие», «Ромашка Блума»
2
1
1
Беседа
«Заседание клуба почемучек».
устные ответы
памятки каждому ученику
7.
Учимся задавать вопросы
1
0,5
0,5
Викторина «Угадай, о чем спросили»
устные ответы
памятки каждому ученику.
8.
Развитие мышления и логики.
2
2
Урок-практикум
рисунки, кроссворды, перевертыши, анаграммы, эксперименты
9.
План и планирование работы.
2
1
1
урок-практикум
изготовление «исследовательского фартука» и специальных карточек.
10.
Работа с литературными источниками.
1
1
Работа в библиотеке
Составление памятки «Работа с книгой», работа со словарями
11.
Ведение дневника исследований.
1
1
Урок-практикум
заполнение дневника, маршрутного листа.
12.
Работа с Интернет-ресурсами
1
1
Знакомство с работой в Интернете
памятки
13.
Консультация по завершению проекта. Заключение и выводы.
2
1
1
индивидуальная работа
памятки
14.
Типы и виды проектов.
2
1
1
мозговой штурм
темы проектных работ
15.
Виды и способы презентации проектов.
1
0,5
0,5
работа в группе
формы презентаций проектов
17.
Основные требования к оформлению проектной папки. Система оценивания проектных работ.
1
1
урок-практикум
памятки
18
Презентационный мини-проект «Жизненная позиция в рисунках».
1
1
Ролевая игра
Рисунки
19.
Презентационный мини-проект «Защита Поступка»
1
1
работа в группе
устные выступления
20.
Творческий проект «Общение без слов».
1
1
урок фантазирования
Инсценирование
21.
Исследовательский мини-проект «Зачем я учусь?»
1
1
урок открытых мыслей
социологический опрос
22.
Творческий мини-проект «Символика нашего класса».
1
1
урок творчества
конкурс
23.
Исследовательский мини-проект «Сила воли».
1
1
индивидуальная работа
сочинение
24.
Практико-ориентированный проект «Полезная вещь для дома»
1
1
самостоятельная работа
аппликация
Валеологический проект «Фотовыставка здоровья»
1
1
работа в группе
альбом
25.
Экологический проект «Жалобная книга природы»
2
2
заочное путешествие
работа в группах
рисунки
составление «Книги жалоб»
26.
Эмпирический проект «Все о яблоке»
1
1
индивидуальная работа
таблица
27.
Фантастический проект «Условия жизни и работы человека в космосе».
1
1
групповая работа
рисунки
28.
Подведение итогов работы
1
1
урок- конкурс
выставка лучших проектов
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти нужную информации.;
умение запросить недостающую информацию у учителя, консультанта, специалиста;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д..
4. Презентационные умения и навыки;
навыки монологической речи;
умение умеренно держать себя во время выступления;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Список литературы для учителя:
1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001г.
2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: АРКТИ, 2002 г.
3. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мира вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2003г.
4. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987г.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.: АРКТИ, 2005.
6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002г.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся? Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003г.
8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000 г.
9.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2001г.
10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
11. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г.
Список литературы для учащихся:
1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин.
2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.
3.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.
4. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой деятельности человека.
Начальные умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в младших классах. В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда: работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться словарями, энциклопедиями, работе на компьютере. Навыки, отработанные в деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход в основную школу.
Вариативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 18.11.2014 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | Другое |
Просмотров | 1775 |
Номер материала | 2201 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: