Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВариативный курс "Основы научно-исследовательской деятельности" (4 класс)

Вариативный курс "Основы научно-исследовательской деятельности" (4 класс)

Скачать материал

Министерство науки и образования РК

КГУ «Средняя школа № 18»

акимата г.Усть-Каменогорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативный курс

«Основы научно-исследовательской деятельности»

 

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Бычкова Людмила Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

            Данная программа подготовлена с учетом требований Государственного стандарта образования Республики Казахстан, «Закона об образовании» (глава 4, статья 16), «Государственная программа развития образования Республики Казахстана 20112020 годы», «Концепции образования Республики Казахстан до 2015г.».

В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и  самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой деятельности человека.

В общественном сознании утвердилась мысль о том, что исследовательский поиск нужно начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями.

Однако современные исследования говорят о том, что исследователь формируется значительно раньше. Начальная ступень – это фундамент для будущих достижений. Ребенок младшего школьного возраста исследователь по своей природе. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения.

Начальные умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в этом возрасте. В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда: работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться словарями, энциклопедиями, работе на компьютере.  Навыки, отработанные в деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход в основную школу.

Вариативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.

 

Цель курса:

Создание условий для формирования и развития инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления, необходимых в решении исследовательских задач: выявление проблемы, определение сферы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, поиск    нужной информации, проведение исследования, проведение презентации проекта.

Задачи курса:

1.     Развитие и формирование основ научных взглядов учащихся.

2.      Повышение мотивации учащихся к самостоятельному научному поиску,   овладению умений и навыков исследовательской работы.

3.     Организация практической, исследовательской, творческой деятельности учащихся в ходе работа по проекту.

4.      Развитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства.

Содержание курса.

Что такое «Метод проектов»? Внешний результат. Внутренний результат. История метода проектов. Дж.Дьюи американский философ – основоположник педагогического метода проектов.  Профессор Коллингс его классификация учебных проектов: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты.

Выбор темы исследований. Темы для исследовательской работы. Фантастические. Эмпирические. Теоретические. Правила выбора темы.

Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи; планирование действий; поиск информации; результат работы – продукт.

Структура учебного проекта. Этапы деятельности. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов. Классификация проектов по продолжительности.

Проблема и актуальность исследования. Проектирование и исследовательское обучение. Общая схема последовательности проведения учебных исследований младшими школьниками.

Проблематизация. Проблемное поле.  Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы.

Учимся выдвигать гипотезы (строить предположение). Как рождаются гипотезы.

Учимся задавать вопросы. Логическая структура вопроса. Какими могут быть вопросы?

Развитие мышления и логики. Приемы определения понятия: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение. Загадки для определения понятий. Классификация. Категории. Парадокс. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Эксперимент. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Дивергентное и конвергентное мышление в исследовательском поведении.

План и планирование работы. Игры-исследования для младших школьников. Тренировочные занятия.

Работа с литературными источниками: общее ознакомление, чтение по главам, выборочное чтение, составление плана прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками, критическая оценка прочитанного и запись замечаний. Формы работы энциклопедиями, словарями, справочниками.

Ведение дневника исследований. Разработка маршрутных листов, карт реализации проекта.

Работа с Интернет-ресурсами. Поиск необходимой информации.

Консультации по завершению проекта. Заключение и выводы по результатам выполненной работы. Как систематизировать результаты собственных изысканий.

Типы и виды проектов. Форма и структура исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, научная статья, научный отчет, реферат, монография.

Виды и способы презентации: деловая игра, игра с залом, путешествие, инсценировка, ролевая игра, спортивная игра, телепередача, экскурсия и др.

Основные требования к оформлению работы. Система оценивания проектных работ. Требования к содержанию научной работы. Культура выступления.

Защита результатов исследования.

Мини-проекты: «Жизненная позиция в рисунках»; «Защита поступка»; «Общение без слов»; «Зачем я учусь»; «Символика нашего класса»; «Сила воли»; «Полезная вещь для дома»; «Фотовыставка здоровья»; «Все о яблоке»; «Условия жизни и работы человека в космосе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план вариативного курса «Основы научно-исследовательской деятельности»

Название темы

к-во

час.

теорет.

практич.

Форма проведения

Образовательный продукт

 

1.

Что такое проект?

1

1

 

актуальное интервью

устные ответы

2.

Выбор темы исследования.

1

0,5

0,5

работа в группе

работа в тетради

 

3.

Структура учебного проекта.

2

1

1

работа в группе

мозговой штурм

Разработка маршрутного листа «Мой проект»

4.

Проблема и актуальность исследования.

1

1

 

работа в группе

рисунки

5.

Проблематизация. Проблемное поле.

1

 

1

Дидактическая игра (ДИ) «Посмотри на мир другими глазами», «Закончи рассказ», «Расскажи другими словами».

Устные рассказы, сочинения, рисунки

6.

Учимся выдвигать гипотезы.

«Толстые и тонкие», «Ромашка Блума»

2

1

1

Беседа

«Заседание клуба почемучек».

устные ответы

памятки каждому ученику

 

7.

Учимся задавать вопросы

1

0,5

0,5

Викторина «Угадай, о чем спросили»

устные ответы

памятки каждому ученику.

8.

Развитие мышления и логики.

2

 

 

2

Урок-практикум

рисунки, кроссворды, перевертыши, анаграммы, эксперименты

9.

План и планирование работы.

2

1

1

урок-практикум

изготовление «исследовательского фартука» и специальных карточек.

10.

Работа с литературными источниками.

1

 

 

1

Работа в библиотеке

Составление памятки «Работа с книгой», работа со словарями

11.

Ведение дневника исследований.

1

 

1

Урок-практикум

заполнение дневника, маршрутного листа.

12.

Работа с Интернет-ресурсами

1

 

1

Знакомство с работой в Интернете

памятки

13.

Консультация по завершению проекта. Заключение и выводы.

2

1

1

индивидуальная работа

памятки

14.

Типы и виды проектов.

2

1

1

мозговой штурм

темы проектных работ

15.

Виды и способы презентации проектов.

1

0,5

0,5

работа в группе

формы презентаций проектов

17.

Основные требования к оформлению проектной папки. Система оценивания проектных работ.

1

 

1

урок-практикум

памятки

18

Презентационный мини-проект «Жизненная позиция в рисунках».

1

 

1

Ролевая игра

Рисунки

19.

Презентационный мини-проект «Защита Поступка»

1

 

1

работа в группе

устные выступления

20.

Творческий проект «Общение без слов».

1

 

1

урок фантазирования

Инсценирование

21.

Исследовательский мини-проект «Зачем я учусь?»

1

 

1

урок открытых мыслей

социологический опрос

22.

Творческий мини-проект «Символика нашего класса».

1

 

1

урок творчества

конкурс

23.

Исследовательский мини-проект «Сила воли».

1

 

1

индивидуальная работа

сочинение

24.

Практико-ориентированный проект «Полезная вещь для дома»

1

 

1

самостоятельная  работа

аппликация

 

Валеологический проект «Фотовыставка здоровья»

1

 

1

работа в группе

альбом

25.

Экологический проект «Жалобная книга природы»

2

 

2

заочное путешествие

работа в группах

рисунки

составление «Книги жалоб»

26.

Эмпирический проект  «Все о яблоке»

1

 

1

индивидуальная работа

таблица

27.

Фантастический проект «Условия жизни и работы человека в космосе».

1

 

1

групповая работа

рисунки

28.

Подведение итогов работы

1

 

1

урок- конкурс

выставка лучших проектов

 

 

 

 

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

Ø умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

Ø умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

Ø умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Ø умение самостоятельно найти нужную информации.;

Ø умение запросить недостающую информацию у учителя, консультанта, специалиста;

Ø умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Ø умение выдвигать гипотезы;

Ø умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные умения:

Ø умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

Ø умение вести дискуссию;

Ø умение отстаивать свою точку зрения;

Ø умение находить компромисс;

Ø навыки интервьюирования, устного опроса и т.д..

4. Презентационные умения и навыки;

Ø навыки монологической речи;

Ø умение умеренно держать себя во время выступления;

Ø умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

Ø умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для учителя:

1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001г.

2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: АРКТИ, 2002 г.

3. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мира вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2003г.

4. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987г.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.: АРКТИ, 2005.

6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002г.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся? Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003г.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000 г.

9.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2001г.

10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль:  Академия развития, 1997г.

11. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г.

 

Список литературы для учащихся:

1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин.

2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.

3.Тихомирова Л.Ф.  Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.

4. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Вариативный курс "Основы научно-исследовательской деятельности" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой деятельности человека. Начальные умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в младших классах. В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда: работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться словарями, энциклопедиями, работе на компьютере. Навыки, отработанные в деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход в основную школу. Вариативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 842 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.05.2020 126
    • DOCX 100 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коновалова Татьяна Федоровна
    Коновалова Татьяна Федоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82318
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1215 человек из 82 регионов

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе