Часть
1
Ответами к заданиям 1-24
являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК
ОТВЕТОВ№1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или
цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланках
образцами.
|
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
|
(2)А вот, например, человек и морская свинка утратили
эту способность в ходе эволюции.(3)Так что людям необходимо получать вместе с
пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. (4) «Аскорбинка» участвует во всех
видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость
капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке
витамина С у человека развивается цинга: десны становятся слабыми и начинают
кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не
образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей,
долгое время лишенных свежих овощей и фруктов.
|
Какое из приведенных ниже
предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1.
Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в
организме во многих ферментарных реакциях.
2.
Витамин С необходим для синтеза белка
соединительной ткани животных - коллагена .
3.
На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту
получают из дешевого доступного сырья - глюкозы .
4.
Организмы растений и многих животных умеют сами
производить аскорбиновую кислоту.
Ответ:__________________
Какое из приведённых ниже слов
(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?
Выпишите это слово.
одним словом
поэтому
в силу того что
вопреки этому
Ответ:__________________
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой
приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это
слово употреблено в пятом (5) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТКАНЬ,
-и, жен.
1. Тканая материя, материал (Мне тоже
хотелось сверкающими кольцами украсить пальцы своих ног и продеть блестящие
серьги в ноздри и уши, и шёлковой тканью крепко обвить стан, — но я
довольствовалась куском белой грубой ткани, чтобы прикрыть себя от жадных,
грешных взглядов). В конце XIX века в Центральной Европе — в связи с
недостатком хлопка — вновь пробудился интерес к тканям из крапивного волокна).
2.Каким-либо образом сплетённый из волокон
материал (На стеклохолст ВВ-К (нетканый материал из перекрещивающихся штапельных
стеклянных волокон, скрепленных синтетическими смолами, созданный тоже недавно
во Всесоюзном научно-исследовательском институте стекловолокна) наносят новое
битумное вяжущее вещество; получается прочная эластичная «ткань», легко
свёртывающаяся в рулон, — это и есть стеклорубероид).
3. Структура, природа художественного
произведения, текста, и т. п. (В романе нет ни завязки, ни развязки, ни
строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и,
главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное
отношение автора к выведенным явлениям жизни).
3.То же, что покрывало (С тоскою
прежнею, с волненьем обычайным, // Клянусь платить тебе признательную дань; //
Всегда приветствовать тебя сердечной думой, // О первенец зимы, блестящей и
угрюмой! // Снег первый, наших нив о девственная ткань! )
4. Сплетение, переплетение чего-либо (Так
же, как и минуту назад, свисая над головой, громоздилась, загораживая небо,
живая ткань зелени; перепархивали птицы; желтели созревшие большие плоды,
усеянные колючками).
5. Строительный материал живого организма,
анатомическая структура, состоящая из сравнительно однородных клеток (А
органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое
раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость —
негодованием, на мерзость — отвращением). Кожная ткань состоит из
волокон белка коллагена, плотно переплетённых между собой. Хотя жировая ткань
находится ещё дальше от поверхности кожи, чем дерма, она не менее важна с
эстетической точки зрения.
Ответ:__________________
В одном из приведенных ниже слов
допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
прОцент
на тОрте
клАла
бАнты
Ответ:__________________
В одном из приведенных ниже
предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
Задача гимнастики — ВОСПОЛНИТЬ
дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и
мышц.
Все без исключения производители
различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.
Русский морской офицер Н.Н.
Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX — начала XX веков, по праву
считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.
Кошек принято считать необычайно
ЖИВУЧИМИ, но на самом деле за этими домашними животными требуется серьёзный
уход, и прежде всего они нуждаются в наблюдении ветеринара, определяющего
правильный рацион питания.
Ответ:__________________
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите
слово правильно.
с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
ЛЯГТЕ на пол
ИНЖЕНЕРЫ
спелых АБРИКОСОВ
Ответ:__________________
Установите соответствие между
предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Получив тяжелую рану, солдат
был спасен своими товарищами.
Б) Полчаса, проведенные в
обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.
В) Протест Катерины, отстаивающий
свои человеческие права, имел общественное звучание.
Г) Больному давали фрукты,
крепкий бульон, какао, апельсины.
Д) Всякий специалист видит
преимущество новой технологии над старой.
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения
с однородными членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью
|
Запишите в таблицу выбранные цифры
под соответствующими буквами.
Ответ:
Определите слово, в котором пропущена
безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную
букву.
экз...кутор
парад...ксальный
ав..нгард
утр...мбовать
безотл...гательный
Ответ:__________________
Определите ряд, в
котором в обоих словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти
слова, вставив пропущенную букву.
пр...вередливый,
пр...тендент
поз...прошлый,
об...брать
ин...екция,
грузопод...емник
бе..полезный,
ра...зыграть
Ответ:__________________
Выпишите слово, в котором на месте
пропуска пишется буква Е.
закручива..мый
закле..вший
вытащ..шь
достра..вать
муч..мый
Ответ:__________________
Выпишите слово, в котором на месте
пропуска пишется буква И.
никел..вый
приветл..вость
преобразу..мый
оскуд..вать
сломл..нный
Ответ:__________________
Определите
предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
это слово.
Друзья
разъехались, и (не)кого позвать в гости.
(Н..) (с) кем было
посоветоваться.
Сердце (не) камень.
Солнце, еще
(не)скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.
Ответ:__________________
Определите предложение,
в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите
эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ
рождественских каникул наша так называемая детская ТО(ЖЕ) была очень нарядной.
Художник твердо
решил посвятить себя гравюре, которая ТАК(ЖЕ), как книга может прийти в любой
дом, ЧТО(БЫ) рассказать каждому о мыслях и чувствах мастера, создавшего ее.
Я думал, ЧТО(БЫ) я
сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили родители.
От рассказов
охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому
себе ЗА(ТО), что вот просидишь весь отпуск в засаде, а так и не попробуешь
необыкновенной дичи.
Я ТО(ЖЕ) хотел
поговорить с Вами НА(СЧЕТ) квартиры.
Ответ:__________________
Укажите все цифры, на месте которых
пишется НН?
Моще(1)ая мраморной плиткой
прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золоче(4)ой мебелью, созда(5)ой
лучшими мастерами Италии.
Ответ:__________________
Расставьте
знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
- Из
листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
- Жестянщики
должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки
листового металла и уметь работать на них.
- Столярный
клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
- Мы
долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Ответ:__________________
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Несомненно (1) есть великие люди,
рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3)поистине (4) велик тот, с
кем каждый чувствует себя великим.
Ответ:__________________
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Рука его дрожала (1) и (2) когда
Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стукам приливает
кровь к сердцу.
Ответ:__________________
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Слова (1) образованные от
географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пищущим (3)
вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
Ответ:__________________
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Мышление (1) обеспечивает
способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения
(3) которой (4) нет готового рецепта.
Ответ:__________________
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
|
(1)О
несправедливости говорят и пишут с древних времён — возможно, с тех пор, как
человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое
несправедливость — всё ещё не ясно.
(3)Очень
непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор
ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним
обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так
истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по
отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить
«справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие
возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями
и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих
предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную
улыбку.
(8)От предыдущих
поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от
рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако
сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми
людьми.
(10)Если бы люди
были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было
бы чрезвычайно легко найти. (11) Стоило бы только сказать: одинаковым людям —
одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы
обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны,
потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода
всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели
бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!
(14)На самом же
деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами
различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенноразличными
предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к
различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться
различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости:
людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый
получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и
обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе
возникает несправедливость.
(19)Таким
образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать
слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше
строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к
болтуну; герою оказывать почести.
(20)Справедливость
поэтому — искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У
неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой
наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет
индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию.
(23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и
соответственно этому обходиться с ним.
(По И. Ильину*)
*Иван
Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский
философ, литературный критик, публицист.
Какое утверждение
не соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.
- Справедливость
означает неравенство.
- Справедливость
можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.
- Главная
трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.
- Люди
склонны понимать справедливость как выгодное для себя лично действие,
считая других несправедливыми.
Ответ:__________________
Какие из
перечисленных утверждений является верными? Укажите номера ответов.
- 10,
15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.
- Предложения
3-6 текста содержат рассуждение.
- Предложение
19 является выводом рассуждения.
- В
предложениях 10-12 представлено повествование.
Ответ:__________________
Из предложений 16-17 выпишите синонимы
(синонимическую пару).
Ответ:__________________
Среди предложений 2-7 найдите такое,
которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и
лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ:__________________
Прочитайте фрагмент
рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места
пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру .Последовательность
цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа
от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и
других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с
приведенными в бланке образцами.
|
«И.А. Ильин строит свои
размышления о справедливости на основе такого приёма,______ как (предложения 8,
9). Использование таких синтаксических средств, как________(предложение 13) и_______(например,
предложения 14, 15, 23), придаёт этим размышлениям эмоциональность.
Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как_____ («проблема
... окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в
предложениях 6 и 7)».
Список терминов:
- устаревшие
слова
- термины
- метафора
- эпитеты
- риторический
вопрос
- противопоставление
- ряды
однородных членов
- восклицательное
предложение
- парцелляция
Ответ:
Не забудьте
перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по
выполнению работы.
|
Часть 2
Для
ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.
|
Напишите сочинение
по прочитанному тексту.
Сформулируйте
и
прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию
автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения
автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение
аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на
знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения –
не менее 150 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Система
оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть1
№
задания
|
Ответ
|
1
|
4
|
2
|
поэтому
|
3
|
5
|
4
|
процент
|
5
|
зачинатель
|
6
|
пятьюдесятью
|
7
|
52641
|
8
|
парадоксальный
|
9
|
инъекциягрузоподъемник
|
10
|
закручиваемый
|
11
|
приветливость
|
12
|
некого
|
13
|
тоженасчет
|
14
|
35
|
15
|
4
|
16
|
12
|
17
|
1234
|
18
|
124
|
19
|
2
|
20
|
2
|
21
|
123
|
22
|
различнынеодинаковы
|
23
|
7
|
24
|
6873
|
Часть
2
Примерный
круг проблем
|
Авторская
позиция
|
Проблема
понимания справедливости. Как можно понимать справедливость? В чем
заключается сущность справедливости?
|
Справедливость
— это искусство неравенства, свойственное благородным душам; справедливость
требует беречь ребенка, помогать слабым и уставшим, ухаживать за больными;
проявлять больше строгости к безвольному, доверия — честному, осторожности —
к болтуну, а герою оказывать почести.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.