Инфоурок Музыка Другие методич. материалыВ помощь молодым учителям музыки: "Слушание музыки. Хоровая работа"

В помощь молодым учителям музыки: "Слушание музыки. Хоровая работа"

Скачать материал

Общие требования к основным видам практической деятельности

учащихся на уроках музыки

Восприятие музыки

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают  благодаря музыки. Природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. А материал по слушанию и анализу музыкального произведения дает возможность ознакомить учащихся с народным творчеством, отечественной и зарубежной классикой, обогатить и закрепить понятия, знания о музыке, ее роли в жизни общества.

Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – сложный процесс, ему нужно учиться. Просто слушание музыки, никак не организованное, не направленное, мало что дает ученику. Нужны различные знания и осознанный опыт восприятия. Для достижения цели слышания, переживания и осознания музыкального произведения, учитель должен придерживаться следующих моментов:

1.     Вступительное слово учителя (беседа о композиторе, истории создания, его содержании и т.д.). задача вступительного слова заключается в том, чтобы направить внимание учащихся на то, что будет исполняться, заинтересовать их. Чтобы не тормозить активность детей, не мешать самостоятельности в наблюдении над музыкальным процессом, учителю во вступительном слове нужно говорить о том, что дети уже знают или же смогут заметь сами. Содержание рассказа о композиторе должно быть тщательно продумано. Часто учитель сообщает много хронологических дат, связанных с жизнью и творчеством композитора (не только даты рождения и смерти, но и даты переездов в другой город, женитьбы, постановки опер и т.д.). Эти даты дети все равно не запомнят, они только расхолаживают восприятие рассказа. Гораздо важнее, чтобы дети узнали, например, что М. И. Глинка родился в начале 19 века, что жил он одновременно с Пушкиным, что это был век расцвета отечественной поэзии, музыки, живописи и по праву назывался Золотым веком русского искусства, а когда М. И. Глинка умер, уже подрастали будущие последователи, члены «Могучей кучки»: Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев, Ц. Кюи.

2.     Установка на восприятие (задачи в ходе процесса слушания, которые нужно разрешить). Перед прослушиванием произведения учитель определяет задачи, которые учащиеся в ходе восприятия музыки попытаются разрешить. Иногда перед прослушиванием учитель может задать вопрос, но это не всегда целесообразно, ибо необходимость ответить на вопрос снижает эмоциональность восприятия. Анализу произведения должно предшествовать целостное восприятие.

3.     Слушание произведения. Учитель должен приучать школьников слушать произведение в полной тишине. В зависимости от задач урока, учащиеся могут выполнять творческие задания во время звучания музыки: передать с помощью движений музыкальный образ, используя прием «пластического интонирования» и ручные жесты – средства музыкальной выразительности, характер и настроение музыки. Можно так же использовать прием «цветописи», который предполагает выражение эмоционального восприятия музыки через цвет.

4.     Интерпретация и оценивание музыкального произведения. После прослушивания музыкального произведения учащиеся разрешают задачи, поставленные перед прослушиванием, высказывают свои суждения о жизненном содержании музыки, ее настроении и воздействии на слушателя. Рекомендуется использовать схему названия музыкального произведения и схему его анализа, готовить детей к выполнению творческих заданий: мини-сочинение, рассказ, рисунок, музыкальная импровизация, пластическая импровизация и т.д.

 

Хоровое пение

Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память. Чувство ритма, но и способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника: воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.

Кроме того, хоровое пение содействует овладению культуры речи, выработке четкого, выразительного исполнения.

Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определенным минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения.

На основе этих знаний и умений, учитель осуществляет раскрытие замысла исполняемого детьми музыкального произведения. Таким образом, содержание обучения хоровому пению разрешается в единстве вопросов – что поют дети и как они поют. Программный материал включает произведения, имеющие идейно-художественную ценность, доступные пониманию и исполнению детьми и дающие возможность систематического накопления певческих навыков и умений.

Обучение хоровому пению включает овладение как вокальными, так и хоровыми навыками. В содержание вокальных навыков входят: певческая установка (правильное положение корпуса, головы, рта), дыхание. Звукообразование и звуковедение, артикуляция и дикция.

В содержание хоровых навыков включены: навыки строя, ансамбля и понимание дирижерских указаний учителя. В процессе хорового пения хоровые и вокальные навыки находятся в тесной связи и взаимодействии. Для овладения хоровыми навыками требуется наличие вокальных навыков. Например, для достижения чистой интонации, хорошего строя необходим навык правильного формирования гласных. Для того, чтобы успешно работать над строем и ансамблем, каждый участник хора должен владеть дыханием, знать правила голосообразования и звуковедения.

Вот почему в первые годы обучения больше внимания необходимо уделять вокальным навыкам, а в последующие годы – хоровым.

Вокально-хоровая работа предполагает следующие этапы работы:

1.            Подготовка певческого аппарата к работе (упражнения для развития вокально-хоровых навыков).

2.            Работа над песней:

·               показ песни;

·               беседа о ее содержании;

·               работа над освоением литературного текста и музыкальной интонации;

·               работа над художественным образом;

·               исполнение песни.

Очень важно добиваться качественного исполнения песни. Нельзя забывать, что каждый этап работы предполагает развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения и передачи музыкального образа. Стремление к выучиванию большого количества песен не может дать качественного результата, поэтому очень важно, составляя календарно-тематический план, определить сроки работы над хоровым произведением, учитывая планирование общешкольной воспитательной работы, возможность исполнение песни не только на уроке, но и во внеклассной работе.

Не рекомендуется записывать с учащимися тексты песен, рациональнее готовить их заранее в виде раздаточного материала. Использовать учебники, репертуарные сборники, компьютерные технологии.

 

Литература:

1.     Методическое пособие, КРИППО, 2010 г.

2.     Л. Дмитриев, Основы вокальной методики, 2007 г.

3.     Н. А. Царева, Слушание музыки в школе, 2013 г.

4.      О. А. Владимирова, Слушание музыки, 2012 г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "В помощь молодым учителям музыки: "Слушание музыки. Хоровая работа""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают  благодаря музыки. Природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. А материал по слушанию и анализу музыкального произведения дает возможность ознакомить учащихся с народным творчеством, отечественной и зарубежной классикой, обогатить и закрепить понятия, знания о музыке, ее роли в жизни общества.

Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – сложный процесс, ему нужно учиться. Просто слушание музыки, никак не организованное, не направленное, мало что дает ученику. Нужны различные знания и осознанный опыт восприятия. Для достижения цели слышания, переживания и осознания музыкального произведения, учитель должен придерживаться следующих моментов:

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 238 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 440
    • DOCX 22.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вовченко Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вовченко Оксана Александровна
    Вовченко Оксана Александровна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 21234
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дополнительного образования

Педагог музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов