Валентина Пашкевич, учитель русского языка
Краснолиманского
УВК «гимназия – ОШ І ступени» Донецкой области
Педагогический проект «ИКТ и
речевая культура»
Вид проекта :
информационно-исследовательский, практико - ориентированный.
Цели проекта: сохранение русского языка как части духовной культуры
русскоговорящего населения; создание среды и использование инновационных информационных
технологий участниками проекта для повышения уровня речевой и
коммуникативной культуры учащихся, их родителей, педагогов.
Задачи проекта:
Организационная. Создание условий для реализации проекта «ИКТ и речевая
культура», разработка методических материалов и рекомендаций,
сопровождающих этапы проекта.
Диагностическая. Выявление проблем в изучении русского языка, анализ
нарушения языковых норм в средствах массовой информации, языка интернет -
общения, sms-общения, влияния на состояние языка и духовной культуры
учащихся, учителей, родителей. Изучение возможностей сети Интернет и
использование их с целью улучшения ситуации.
Практическая. Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к
русскому языку; «борьба с неграмотностью», популяризация правильной, грамотной
речи.
Прогностическая — определение путей, способов формирования речевой культуры
учащихся и педагогов, решений проблем русского языка с использованием
возможностей ИКТ.
Участники проекта – учащиеся, педагоги, родители учащихся УВК.
Актуальность проекта. XXI век - время глобальных изменений в жизни общества, в т.ч. в
языке, так как язык – это то, без чего не может существовать ни одно
человеческое общество. Современный мир – это мир высоких технологий (прежде
всего информационных). Широкое применение информационных технологий влияет на
культуру речевого общения современных людей. И это влияние бывает как отрицательное,
так и положительное. Данный проект предусматривает использование ИКТ в обучении русскому языку и совершенствовании культуры речи. Длительность
работы над проектом - 2 года
Этапы проекта, План работы в
рамках проекта
- Подготовительный,
(2014, май)
Задачи этапа
|
Содержание деятельности
|
Документ по работе
|
Ответственный
|
1.Оценка готовности
педагогов и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности.
2.Теоретическое осмысление основных
направлений деятельности в рамках проекта.
3.Создание организационно-
педагогических условий для начала реализации программы Проекта.
|
Создание программы
Проекта, обоснование его актуальности,
значимости
|
Программа
проекта
|
Пашкевич В.М., учитель
русского языка
|
- Организационный этап (2014, июнь
- август)
1 Создание инициативных групп.
2.Разработка методического и дидактического материала для
реализации Проекта.
3.Изучение возможностей ИКТ, составление перечня сетевых
ресурсов, программного обеспечения по теме проекта
|
1.Создание творческих,
исследовательских групп учителей и учащихся по отдельным направлениям.
2. Разработка анкет, опросников.
3. Подборка дидактического материала для исследования уровня
владения нормами русского языка, речевым этикетом учащимися и учителями.
4. Создание «информационных страничек»: «Это интересно», «Как
правильно по-русски?» и др.
|
Планы работы групп.
Анкеты.Опросники
Методический, дидактический материал для исследования уровня
владения нормами русского языка учащимися и учителями.
Список электронных образовательных ресурсов.
|
Пашкевич В.М., учитель русского языка,
заместитель директора, члены инициативной группы
|
- Поисково-исследовательский этап
(2014, сентябрь- декабрь )
1.Исследование уровня грамотности
учащихся, учителей, родителей школы.
2. Анализ влияния СМИ и компьютерных технологий на повышение или
понижение уровня грамотности участников проекта, уровень речевой культуры.
|
1.« Как правильно по-русски?»
(анкетирование, опросы, интервью, задания языкового характера, задания по
культуре речи)
2. Исследование «Жаргонизмы в речи
школьников».
3.Мини - исследование «
Ошибки в речи пользователей информационной сети: SMS- сообщения, электронная
переписка.
4. Лингвистическое исследование «Средства
массовой информации. Работа над ошибками».
|
Таблицы. Диаграммы.Образцы заданий.
Протоколы обработки анкет.
Творческие и исследовательские работы.
|
Учителя русского языка, руководитель предметной научно-
методической комиссии учителей гуманитарного цикла, члены инициатив ных групп
|
4.Практический этап (2015,
январь- декабрь)
1. Повышение интереса к русскому языку.
2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся и
педагогов.
|
1.Выпуск «информационных страничек»(на
сайте учебного заведения http//gimnasia.com.ua).
2. Разработка и проведение
интеллектуальных лингвистических марафонов, игр, турниров для учащихся ( с
использованием созданных учениками, учителями медиаресурсами: интерактивными
таблицами, плакатами и т.п.
3.Проведение факультативных занятий основ журналистики,
направленных на повышение культуры речи(практические занятия с использованием
интернет - сайтов : www.gramota.ru Справочно-информационный портал
ГРАМОТА.РУ., http://slovari.yandex.ru Словари и
энциклопедии он-лайн.)
4.Организация встреч - соревнований ( с использованием сайта www.gramma.ru
. Культура письменной речи. Русский язык. Тесты и задания.) и др.
5. Организация и проведение
«информационных минуток» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над
орфоэпическими, грамматическими и др. нормами, педагогической этикой и
этикетом).
6. Проведение открытых занятий ( уроки, внеклассные
мероприятия).
|
Материал
Сценарии.
Медиаресурсы.
Разработки занятий.
Результаты тестирования.
Фотоматериалы. Видеоматериалы ( на сайт учебного заведения,
отдела образования).
|
Участники
Проекта
|
5.Аналитический этап (2016,январь-
июнь).
1. Обработка, анализ и систематизация полученной
информации.
2.Разработка
проекта деятельности (на следующий учебный год) по повышению уровня речевой и
коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных
результатов.
|
1. Анализ и оформление результатов
исследовательской деятельности.
2. Мастер – классы учителей -словесников по обмену опытом «Я
делаю так».
3. Проведение научно – практической конференции по итогам
работы над Проектом.
4.Составление плана мероприятий по повышению уровня речевой и
коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных
результатов.
|
Буклеты по теме проекта.
Видеоресурсы.
Дидактические материалы по исследуемой теме.
Протокол НПК.
План мероприятий.
|
Учителя русского языка, руководитель предметной научно-
методической комиссии учителей гуманитарного цикла, члены инициативных групп
|
Использованные
ресурсы
1..Аннушкин, В. И. Язык и жизнь. Книга о русском языке - речи -
слове. - М.: Русская школа, 2010.
2.Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках
русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. –
С. 3 – 10.
3. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.;
Л., 1968г.
www.gramma.ru
www.gramota.ru
http://slovari.yandex.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.