Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУстный журнал "Трава у дома"

Устный журнал "Трава у дома"

Скачать материал

                           

                                                 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                      «Чепецкая средняя общеобразовательная школа»

 

                  УСТНЫЙ  ЖУРНАЛ

 

                    «ТРАВА  У ДОМА »

 

                                                                                                                                         Составитель:

                                                                                                                                  Дементьева Елена Рафаиловна

                                                                                                                                  учитель начальных классов 1кв. кат

 

 

                                                                       с. Чепца,2015г

 

                                                         Содержание 

1.Подготовительная   работа                                                                                     

2.План мероприятия                          

3.Пояснительная записка                             

4.Ход мероприятия                               

3.Лекарственное растение                                                                                       

4.Продукт питания                                                                                                   

5.Крапива в хозяйстве                                                                                             

6.Дающая жизнь                                                                                                       

7.Крапива и текстильная промышленность                                                              

8.Поверья старины                                                                                                    

9.Подведение итогов                                                                                                    

10.Рефлексия                                                                                                                

11.Заключительная часть                                                                                         

12.Список литературы                                                                 

                                       

 

                                      Подготовительная работа.

1.Определение темы мероприятия  ( о чем?)

2.Определение сверхзадачи (ради чего?)

3.Выбор формы.

4.Список литературы.

5.Подбор выразительных определений (схемы к страницам устного журнала, методов и приемов)

6.Проведение индивидуальных консультаций.

7.Постановка мероприятия.

8.Подведение итога.

 

 

 

 

 

 

 

                                                              План мероприятия.

1.Организационный момент.

Дети делятся на 2 группы по желанию.

2.Основные этапы занятия.

        Сообщение темы занятия.

Вступительное слово ведущего о цели и правилах мероприятия.

Отгадав загадку  дети определяют  тему занятия. Ведущий объясняет: работа в группах, каждая группа познакомится со страницами  устного журнала. На каждой странице журнала имеется познавательный материал. Группы получают маршрутные листы по страницам устного журнала. Ведущие, со своими группами, отправляются по маршрутным листам.  Дети в группах выполняют задания по каждой странице.

Знакомство со страницами журнала.

На каждой странице имеется познавательный материал, творческие задания, загадки, пословицы и поговорки.

1страница - «Крапива – лекарственное растение». Ведущий загадывает загадки о лекарственных растениях, дети отгадывают, заполняют кроссворд, в заштрихованном столбце получают слово крапива. Вывешивается схема №1 «Лекарственное растение». Ведущий знакомит детей с лекарственными свойствами крапивы.

2страница – «Крапива – продукт питания». Вывешивается схема №2 «Продукт питания». Ведущий   рассказывает  какие блюда можно приготовить из крапивы. Проводится игра «Найди пару», задание на карточке.

3страница - «Крапива в хозяйстве». Вывешивается схема №3.Роль крапивы в хозяйстве: изготовление волокон, красок, отпугивание мышей и мух, подкормка растений. Творческая работа: составление «кластера».

                                                                                

4страница – «Дающая жизнь». Вывешивается схема №4.Ведущий знакомит детей с некоторыми видами бабочек, личинки которых питаются крапивой. Проводится работа развивающего характера «Верные неверные утверждения».

5страница - «Крапива и текстильная промышленность». Вывешивается схема №5. Сообщение по данному направлению. Практическая  работа: получение из крапивы волокна.

6страница - «Поверья старины». «Без прошлого нет будущего» - гласит народная мудрость. Дети должны знать  во что верили люди. Творческая работа: сочинить загадки о крапиве.

Маршрутный лист.                                                                                    1 группа                                                                                                                2 группа 

1страница журнала                                                                                 3страница журнала                                                             3 страница                                                                                                1 страница                                                                       2страница                                                                                                 4 страница                                                                         4страница                                                                                                  2страница                                                                           5страница                                                                                                  6страница                                                                        6 страница                                                                                                  5 страница  

3.Подведение итогов. Дети собираются вместе.

4.Рефлексия.

Методические советы: мероприятие провести в актовом зале, таблицы-схемы выполнить на ватмане используя яркие цвета, у каждой команды маршрутные листы, карточки с заданиями. Для активного участия в мероприятии класс делится на 2 группы, чтобы каждый ребенок был задействован. Так как 2 группы должно быть 2 ведущих. Ведущие со своими группами путешествуют по страницам согласного маршрутного листа. На подведение итогов и рефлексии дети собираются вместе, садятся в зале.

 

                                                      Пояснительная записка.

                                                                                                     Нельзя защищать то, что не любишь.

                                                                                                     Нельзя любить то, что не знаешь.  

                                                                                                                                               Н.Сладков

           Птицы и насекомые, звери и люди издавна обходят крапиву стороной. Вот и растет она повсюду: в лесу, у реки, даже к дому пробралась, обжигая того, кто зазевался и притронулся к ней хотя бы чуть-чуть.

 Трудно   найти человека, который бы не обжигался крапивой. Такая особенность растения отражена в его названии как «жечь». Нет единого мнения по поводу происхождения слова «крапива». По одним сведениям, русское название связано с сильно устаревшим словом «окроп», «кипяток». По другим, со словом  «крап». Ожог крапивой вызывает появление на коже многочисленных мелких пузырьков – пятнышек. С давних времен сохранились народные названия крапивы: «жгучка» «жигачка».

           Где только не растет крапива двудомная: в лесу в сырых и тенистых местах, на богатых огородных почвах. Четырехгранные стебли и листья покрыты жгучими волосками. Каждый волосок представляет собой крошечный «шприц», наполненный едкой жидкостью, в состав которой входит муравьиная кислота. Роль иголки выполняет хрупкая  головка.

 Она состоит из кремния. Даже легкий контакт приводит к тому, что «шприц» прокалывает кожу и быстро впрыскивает жидкость. Сразу же появляется ощущение ожога, а затем начинается зуд и воспаление кожи.

           «Полюбить крапиву»- устный журнал о крапиве, полезных свойствах,  о которых  даже не задумываемся. Много важного и интересного узнают дети на этом мероприятии. Можно применять данную работу в системе дополнительного образования- при проведении кружков, факультативов, мероприятия биолого-экологической направленности.

           Цель:  расширить и уточнить знания о крапиве.

Задачи:  формировать ответственное отношение к окружающей среде; заботиться о сохранении естественного природного окружения; активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды.

           Оборудование: карточки с изображением крапивы,  схемы по каждому направлению, маршрутные листы,

карточки  группам по странице устного журнала.

           Форма работы: рассказ, беседа.

           Метод работы: словесный, наглядный.

Представленная разработка занятия поможет учителям начальных классов при подготовке к занятию по окружающему миру, краеведению, подскажет формы их проведения.

           Уровень образования школьников.

Данный материал соответствует знаниям учащихся младшего школьного возраста со средним и высоким уровнем образования.

           Форма учебной деятельности: внеклассная или классно – урочная. Продолжительность занятия:45минут.

 

  

 

                                                      Ход мероприятия.

Ведущий.

1.Отгадывание загадки.

Не лает, не кусает, а щиплется и жжется? (крапива)

 

Ведущий:  Назовите тему нашего занятия.

2.Жалоба   крапивы.

-Ох, и не любят же меня люди. Меня рвут, топчут, бьют палками, что никому не нужна.  Хочу  рассказать историю о своей подруге.

Жила – была крапива, росла она себе вдоль тропинки и никому не мешала. Шла девочка. Увидела она крапиву, подумала: «Дай-ка я проверю, правду ли говорят, что она кусается!» Девочка потянулась к сережкам крапивы и задела рукой за крапивный лист. «Ах, ты какая противная! На тебе!»- почувствовав боль ударила прутом по крапиве. Крапива надломилась и обмякла. Крапива не поняла, что плохого она сделала.

А  я ваша помощница. Хочу  рассказать об этом.  А вы сделайте вывод: надо ли меня обижать.

 

 

                             

 

                         1 СТРАНИЦА « ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ»

 

1.Разгадывание кроссворда.

                                                                                                                   5.Ягода, в которой много витамина С(смородина)

1.Алоэ помогает при глазных заболеваниях,                                         6.Какую траву любят кошки? (валериана)                                                                                             лечит желудок, ожоги. А как его называют в народе?                          7.Какое дерево дает мед? (липа)                                                                                                   (столетник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       3.

 

 

 

 

 

 

 

                                              4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Это дерево по латыни называют «бетула»                                                                                                                                     У него целебные почки, листочки, сок                                                                                 

(береза)

3.Этот цветок называют «сестрой милосердия»                                                                                                                      (ромашка)

4.Первый весенний цветок (подснежник)

 

 

 

 

Ведущий:

           «Емлем  сырую крапиву, толчем и приложим  к свежим ранам, так раны вычистит и заживет»- писали  в 17 веке русские врачи. Это применение было основано  на том, что в крапиве содержатся вещества  убивающие бактерии, и на том, что хорошо останавливает кровь. Препараты из крапивы влияют на свертываемость крови. Улучшают ее качество: повышают гемоглобин и увеличивают количество эритроцитов. Крапива  активизирует  обмен веществ и хорошо  сказывается на  сердечно - сосудистой системе. Сок этого растения заживляет раны и варикозные  язвы.

           Крапива богата витаминами А, С, К и минеральными солями.  Отварами крапивы моют и споласкивают голову, чтобы укрепить волосы и остановить их выпадение. Крапивными вениками лечат поясницу. Они помогают при остеохондрозе.

Из крапивной пряжи  вязали грубые носки и тапочки,  которые носили при  ревматизме. Крапива находит применение при лечении сахарного диабета. В виде сухого экстракта входит в состав препарата «Аллахол». Вязали и носили крапивные шапочки, которые помогали при любой  мигрени. (Вывешивается схема «Лекарственное растение»)

 

 

                             

 

 

   

Лекарственное

растение.                                                                   

 

 

                                              

 

 

 

 

 

                                              Игра  «Найди  пару».

 

                                           Пословицы и поговорки о крапиве.

Участники получают карточки: на одной карточке записано начало пословицы, а на другой – ее конец. Ребята должны найти  пару, прочитать и объяснить значение.

 

Жгуча крапива родится,                                                 а сонливый и ленивый идут после за крапивой.

Крапива молода,                                                              что в крапиву садиться.

Жжется как крапива,                                                       да в щах уварится.

Кабы на крапиву не мороз,                                             а колется как еж.

Кто раньше встает, тот грибки собирает,                     так бы с нею и ладу не было.

С ним водиться,                                                                а уже кусается

 

 

 

 

 

 

                           2 СТРАНИЦА «ПРОДУКТ  ПИТАНИЯ»

Ведущий:

           Растительная пища в пищевом рационе человека получила достойное себе место. Современный человек нуждается  в самой разнообразной пище. Основным компонентом ее являются как органические белки, жиры, углеводы, так и некоторые неорганические вещества, а также витамины и микроэлементы.

           Люди благодарны  крапиве. Из нее можно приготовить не только великолепные зеленые щи, но и много других блюд, как крапивное пюре, пироги или заквасить крапиву, как капусту, богатую витаминами (витаминов в молодой крапиве в 2 раза больше, чем в черной смородине), белками и разными полезными солями.

           Ах, а какие получаются перепечи и салаты из молодой крапивы!

(Вывешивается схема « Крапива – продукт  питания»)

    

 

 

 

 

       Крапива –

продукт  питания

 

 

 

                      

 

 

 

                                   ЗАГАДКИ  О  КРАПИВЕ.

                              Творческая  работа. Дети сочиняют загадки о крапиве.

 

1.Растет зеленый кустик –дотронешься укусит.

2.Не шмель, не пчела, а жалит.

3.Не огонь, а жжется.

4.Злая, как волчица.

Жжется, как горчица                                                                                                                                                                           Что это за диво? Это же…

5.Только тронь отдернешь ладонь:                                                                                                                                              Обжигает трава, как огонь.

6.Обжигает, как огонь,                                                                                                                                                                   Ты смотри ее не тронь.

 Расплелась под старой сливой,

 Очень жгучая…

 

                          

 

                                   3  СТРАНИЦА «КРАПИВА  В ХОЗЯЙСТВЕ»

Ведущий:

           На Руси из крапивы делали волокно, которое шло на изготовление веревок,  мешков и парусов.  Из длинных и  тонких – кудели- ткали плотные холсты, потом шили сарафаны, рубашки, полотенца, постельное белье, которые обладают антисептическим, антигрибковым  действием. Крапиву на прядение собирали весной. Это готовая треста, о качестве которой позаботилась сама природа – осенние дожди и туманы, зимний мороз и весенняя оттепель.

           Крапиву  используют для изготовления  промышленных и пищевых красок. Зеленую краску получают из «вершков», желтую – из корневищ и корней. Отвар собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, придает крапиве черный цвет.  Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.

Туристы и дачники могут на скорую руку соорудить «холодильник » из выкопанной  в земле ямы, стенки и дно которой выложено крапивой. Заворачивают в нее мясо и рыбу для более длительного хранения. Крапива спасает дом от нашествия мышей, если вокруг дома постелить крапиву. Если у двери бросить охапку крапивы, то насекомые (мухи) больше не появятся.

           Огородники знают, какой прекрасной подкормкой для растений является перебродивший настой крапивы.

(Вывешивается схема «Крапива в хозяйстве»)

 

 

                                               Крапива  в хозяйстве

 

Овал: Использование крапивы в нашем хозяйстве. 

 

 

 


              

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить «кластер».

 

 

                         4 СТРАНИЦА «ДАЮЩАЯ  ЖИЗНЬ»

Ведущий:

           Крапива дает жизнь бабочкам,  гусеницы  которых  питаются ее листьями.

           Крапивница – одна из самых известных бабочек. Только многие называют ее шоколадница. Ее гусеницы кормятся листьями крапивы.

           Павлиний глаз - замечателен необыкновенным рисунком на крыльях. Кажется,  что искусный художник изобразил на каждом крыле бабочки яркий глаз, срисовав его с павлиньего пера.

           Бабочка адмирал украшена красными полосами, напоминающими ленты адмиральского мундира.

           В зарослях крапивы найдут приют более 40 видов насекомых и маленьких птичек.

(Вывешивается схема «Дающая жизнь»)

 

 

 

                             Дающая       жизнь

 

 

 

 

 

 

 

                                Верные и неверные утверждения.

 

                                       Дети находят верные и неверные утверждения.

 

1.Элиза, героиня сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» сплела кольчуги своим братьям из лебеды. ( крапива)

2.Поэты и писатели не пишут о крапиве. ( вспомнить произведения, в которых говорится о ней)

3.Крапива растет только по берегам рек.

4.В сказке «Роза и жаба» рядом с розой в саду росла крапива.

5.Крапиву добавляют в рацион питания животных.

6.В настоящее время крапиву используют на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок.

 

 

 

 

                       

 

 

              5 СТРАНИЦА «КРАПИВА И ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ »

Ведущий:

           Еще в 4000году до н.э. люди использовали крапиву для изготовления одежды.  «Жгучую »форму носили также солдаты французского императора Наполеона. Пряжа из нее мягче, она обладает лучшей теплопроводностью. Летом в ней прохладнее, а зимой – теплее. Пряжа из крапивы значительно дешевле и процесс ее производства не так сильно загрязняет окружающую среду.

           Итальянский Дом моды начал производство одежды из крапивы. Куртки и джинсы из крапивы имеют ошеломляющий  успех. Кроме экзотичности  использованного сырья новая одежда обладает лечебным эффектом – облегчает приступы ревматизма и снимает аллергические реакции. Выпущена коллекция джинсов, курток, юбок и рубашек. Обжечься такой одеждой невозможно, так как в производстве не используются жалящие волоски.

(Вывешивается схема «Крапива и текстильная промышленность»).

 

 

Практическая работа.

 

С тресты крапивы  осторожно снимаем кожицу, аккуратно  разделяем ее на волокна. Волокна мягкие прочные.

 

Крапива          и         текстильная                                     промышленность

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                             6 СТРАНИЦА «ПОВЕРЬЯ СТАРИНЫ»

 

Ведущий:

           Крапива всегда была тем растением, которую использовали  добрыми  и  злыми умыслами. Она считалась надежным оберегом. Накануне Ивана Купалы затыкали крапивой все щели, раскладывали ее на порогах, вешали на двери и окнах от колдунов и ведьм. Перед купанием обязательно бросали в воду, чтобы защититься от русалок. Оберегали и скот: венки из крапивы надевали на рога скоту. Считалось, что скот обязательно нужно провести через накиданную на земле крапиву. Знахари никогда не срезали крапиву ножом, ее обязательно рвали руками.

           Считалось, что в июне полезно обжигаться крапивой, изгоняет нечистого.

           У входа в дом раскладывали коврики, сплетенные из стеблей крапивы, чтобы злые люди потеряли свою негативную энергию. Веточками крапивы окуривали помещения от сглаза. Пучки подсохшей крапивы сжигали, чтобы отогнать градовые и грозовые тучи. На Севере крапиву бросали в окна с приговором: «Крапива в дом, а клоп вон». Огородники прикапывали возле капусты крапиву и нашептывали: «Крапива червям, а капуста нам». Было и такое поверье: «Рыбу можно поймать голыми руками, если натереть ладони свежим соком крапивы».

 

 

 

 

 

                                                        7 СТРАНИЦА. Подведение итогов.

           Сегодня  вы узнали много важного и интересного о крапиве. Изменилось ли ваше отношение к ней? Какие выводы сделали для себя?

Наташа Маликова:

-Мы часто с родителями ходим на рыбалку. Папа наловит рыбы, чтобы она не испортилась, мама  кладет крапиву внутрь каждой рыбине.

 

Анна Есенеева:

-А я составила небольшой  стишок о крапиве:

«Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку».

 

Даша Шкляева:

-Я вспомнила отрывок из стихотворения С. Есенина:

У плетня заросшая крапива

 Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»                             

 

 

                                                8 СТРАНИЦА. Рефлексия.

 

Ведущий:

           «В природе нет ничего бесполезного» - писал Мишель Монтень.

 

           -Кто узнал много важного и интересного,  и поменялось ваше отношение к крапиве, рисунок с крапивой положите в корзину, а кто считает, что она никому не нужна и не за что ее полюбить - рисунок положите на стол.

           -Где больше крапивы  в корзине или на столе?

           «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» - Леонардо да Винчи.

Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключительная часть.

 

Идея разработки мероприятия возникла после того как стала свидетелем следующего разговора.

- Ну, как, к походу за лекарственными растениями все готовы? - спрашивает учительница у собравшейся вокруг нее детворы. - А, сейчас, ребята давайте поговорим о… крапиве.

- Да что о ней говорить! Не нужна она никому! Злая! – посыпалось в ответ со всех сторон.

Акцент сделан на то, что в природе нет ничего бесполезного.

Работа строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

                         Список литературы.

1.Газета «1000 советов» №24 2008год.

2.Журнал «Начальная школа» с.23,  №9,  1988г.

3.Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» М. «Просвещение»,2008г.

4.Туганаев В.В. «Зеленые спутники человека» Ижевск, Издательство Удмуртского Университета,1993г.

5. Туганаев  В.В. «Народные средства выживания и лечения» Ижевск: Удмуртия, 2005г.

 

 

 

 

 

                            

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Устный журнал "Трава у дома""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Трудно найти человека, который бы не обжигался крапивой. Такая особенность растения отражена в его названии как «жечь». Нет единого мнения по поводу происхождения слова «крапива». По одним сведениям, русское название связано с сильно устаревшим словом «окроп», «кипяток». По другим, со словом «крап». Ожог крапивой вызывает появление на коже многочисленных мелких пузырьков – пятнышек. С давних времен сохранились народные названия крапивы: «жгучка» «жигачка».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.10.2020 137
    • DOCX 346.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ризванова Эльмира Габдрахмановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79881
    • Всего материалов: 257

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 887 человек

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе