Муниципальное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида г.Поронайска
Номинация конкурса: Организация
досуга и внеклассной деятельности
Устный
экологический журнал
«Орлан-белохвост
– птица года 2013»
Автор: Савенко Елена Владимировна, учитель – дефектолог
(география, биология) МСКОШИ VIII
вида г. Поронайска, высшая категория, «Почетный работник общего образования
РФ».
Место
выполнения работы: МСКОШИ VIII
вида г. Поронайска, Сахалинская обл., г. Поронайск, ул. Саперная, 5.
Пояснительная
записка
Актуальность:
У учащихся
специальной (коррекционной) школы с трудом формируются знания о птицах, так
как нарушено абстрактное мышление. Использование же во внеклассной работе сведений
о многочисленных представителях пернатых, способствует развитию индивидуального
познания. Используемая форма устного экологического журнала дает возможность познакомить
учащихся с необыкновенной, удивительной, часто скрытой от посторонних глаз
жизнью птиц. Форма устного экологического журнала позволяет привлечь к
подготовке и проведению мероприятия большого количества учащихся: часть готовит
устные материалы, часть подбирает иллюстрации, фотографии, часть делает
зарисовки, часть составляет презентацию.
Направленность:
Экологическое
воспитание посредством устного экологического журнала «Орлан-белохвост - птица
года 2013».
Новизна: Внеклассное
мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в школьном
краеведческом музее в форме слайд-путешествия, с использованием приемов
«мозгового штурма» (решение проблем) и «проникновение» в иллюстративный
материал. Второй прием позволяет учащимся легче усваивать сведения об
орлане-белохвосте, что помогает познакомить с внешним строением, образом жизни ,
прививает подросткам потребность заботы о птицах и стремление к его посильной
охране.
Цели: Формирование
потребности сохранения орлана-белохвоста в природе.
Задачи:
1. Познакомить
учащихся с орланом-белохвостом.
2. Решить экологические
проблемы сохранения орлана-белохвоста в природе.
3. Стимулировать
творческую деятельность.
4. Сбор фотоматериала
для оформления выставки «Орлан-белохвост» в школьно музее.
Педагогическая
целесообразность: Предоставление самостоятельности и возможностей
для самовыражения ученикам. Использование мультидидактики, что позволяет работать
по принципу углубления в текстовые и фото - слайды.
Возраст детей: Учащиеся
с нарушением интеллекта 11 - 16 лет, 5-9 классы.
Обоснованность
выбранной формы занятия: Мероприятие «Орлан-белохвост - птица года
2013» проводится в форме слайд-путешествия, потому что это дает возможность показать
большее количество иллюстраций, отметить особенности жизни орлана-белохвоста.
В процессе мероприятия они послужат примером для творческой работы учеников.
Методика
проведения мероприятия:
1.
Подготовительный
этап
а)
знакомство с темой мероприятия, планом ее подготовки и проведением учащихся;
б)
Совместный отбор иллюстраций для мероприятия;
в)
Организация 3 групп детей по интересам;
г)
Оформлении мероприятия (зарисовка плаката «Орлан-белохвост - птица года 2013»);
д)
работа с лекторской группой;
е) подготовка рассказа об орлане-белохвосте с творческой группой учащихся.
2.
Ход
мероприятия слайд – путешествия:
-
актуализация знаний (фронтальная работа с классом «Вызов», «Разминка»);
-
постановка проблемы, совместное обсуждение проблемы ( прием «Фишбон»);
-
слайд – путешествие «Орлан-белохвост - птица года 2013»;
-
творческие мастерская;
-
рефлексия.
Место и
время проведения: СКОШИ VIII вида г. Поронайск; 10.04.
2013 г, II четверть.
Ожидаемые результаты:
В результате проведенного слайд-путешествия ученики познакомятся с
птицей года – орланом-белохвостом, узнают экологические особенности орлана,
нарисуют рисунки «Орлан-белохвост», подберут иллюстрации для выставки «Орлан-белохвост»
в школьном музее .
Оценка
результатов: Анкетирование учащихся. Всего учащихся 37 человек.
Что
вам понравилось в мероприятии
|
Ответ «Да»
|
1.
Подготовка
к мероприятию
|
54%
|
2.
Участие
в решении проблем
|
69%
|
3.
Участие
в слайд-путешествии
|
76%
|
4.
Зарисовка
орлан-белохвоста
|
61%
|
5.
Подбор
иллюстраций для экспозиции «Орлан-белохвост - птица года 2013»
|
85%
|
6.
Оформление
памятки
|
82%
|
Тема: Орлан-белохвост
- птица года 2013.
Цели: 1. Формирование
экологических представлений об орлане – белохвосте.
2. Развивать зрительное восприятие .
3. Воспитывать у учащихся потребность заботы о природном мире и стремление к
его посильной охране.
Оборудование: Мультимедиа
проектор, презентация «Орлан-белохвост - птица года 2013» , чучело
орлана-белохвоста , выставка энциклопедий о птицах, цветные карандаши, альбомы,
фломастеры, плакат «Орлан-белохвост - птица года 2013».
Ход слайд-путешествия:
I.
Организационный
момент.
II.
Актуализация
знаний:
а) Вызов:
- С кем
знакомят вас эти строки?
Орлан-белохвост почетным гостем
в уединении на льду,
и стайка уток, и снежная проседь
на замерзающем пруду. (слайд №2)
Разминка:
-Эмблема
нашего мероприятия орлан – белохвост . (слайд №3)
- Кто
видел орлана –белохвоста?
- Где вы
его видели?
III. Постановка
проблемы :
2. Мозговой штурм
Совместное
решение проблем
1. Грозит ли
орлану-белохвосту опасность?
2. Что
угрожает орлану-белохвосту?
3. Жизнь
орлана-белохвоста и природа не зависимы друг от друга?
4. Нужно ли
беречь орлана-белохвоста?
1
2 3 4 (перечисление проблем)
1
2
3 4 (пути решения проблем)
IV.Слайд-путешествие
«Орлан-белохвост - птица года 2013» :
"Полюби же родную природу и ты,
Понимая, что всё это — Бога Творенье!"
Группа
учеников –экскурсоводов озвучивают слайды:
1.
ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ большая птица: общая
длина 77—100 см, длина крыла 57,5—69 см, вес 3—6,5 кг. Самки орлана-белохвоста
значительно превосходят самцов по величине. Окраска взрослых птиц
(четырехлетних и старше) бурая в разных оттенках, голова буроватая или
беловатая, хвост белый. В первом годовом наряде молодые птицы бурые с
черноватой головой, основные части перьев беловатые, брюшная сторона беловатая
с бурыми отметинами. Радужина у взрослых орланов-белохвостов беловато-желтая, у
молодых бурая; клюв желтоватый, у молодых черноватый; восковица и ноги желтые,
когти черные. Взрослый наряд связывается с первым годовым постепенными
переходами. (слайд №4)
2.
Белохвост — широко распространенная птица.
Орлан-белохвост гнездится в Азии от тундры до Японии, Китая, Монголии,
Казахстана, Северного Ирана и Турции, в Европе от севера Скандинавии до
Румынии, Венгрии, Балкан и побережий Балтийского моря. В Центральной и Западной
Европе из-за преследования человеком белохвост стал очень редким. Держится
белохвост у водоемов — как на морских побережьях, так и у озер и рек. (слайд №5)
3.
Гнездится
орлан-белохвост обычно на деревьях, высоко от земли, реже на скалах. Гнездо —
огромная постройка из сучьев, используемая птицами много лет подряд. Пары
постоянные. Кладка ранняя: на юге уже в последние дни февраля — начале марта,
на севере — в лесотундре и тундре — только в конце апреля. В кладке обычно 2,
иногда 1 или 3 белых, иногда испещренных охристыми пятнами яиц. Насиживают оба
родителя, но преимущественно самка. Продолжительность насиживания для крупной
птицы относительно невелика — 35—40 дней. На крыло птенцы становятся в возрасте
примерно 70 дней. (слайд №6)
4.
Пища
орлана-белохвоста очень разнообразна. Значительное место в питании белохвоста
занимает рыба. Если орлан, летая над водной поверхностью, завидит рыбу, он
стремительно спускается и как бы подчерпывает ее лапами, при этом иногда он на
короткое время погружается в воду. Кроме того, орлан кормится водоплавающими
птицами, в том числе гусями, гагарами и крупными утками, заставляя их нырять и
хватая их с поверхности воды, когда жертва появляется на ней, чтобы отдышаться.
Кормится и млекопитающими — зайцами, сурками, сусликами и т. п. Не пренебрегает
и мелкой добычей, на севере, например, леммингами. Ест, белохвост и падаль, в
особенности зимой. (слайд №7)
- Могут ли вороны дергать
орлана-белохвоста за хвост?
v Однажды профессиональный
фотограф С. Лыткевич наблюдал как возле приманки (головы коровы) собралась стая
ворон, а затем прилетел орлан-белохвост. Орлан принялся отрывать куски мяса,
вороны не улетали, они находились рядом, через некоторое время одна ворона
подлетела и дернула орлана за хвост. Орлан повернулся к вороне и выронил кусок
мяса. Вороны по очереди подлетали сзади к орлану и дергали его за хвост, так
продолжалось до тех пор, пока орлан не улетел. (слайд №8)
5.
Ты
думаешь, что правишь миром из века в век!
Но все так хрупко
и непрочно в твоих руках,
Жизнь человека и
планеты – все на весах. (слайд №9)
6. Орлан-белохвост
– редкий гнездящийся вид островов Итуруп, Кунашир и Шикотан. Зимой
образует скопления на нерестовых реках. На Кунашире в 1982 году
гнездилось около 10 пар, на Итурупе в 1990 году – около 15
пар. Во время авиаучетов, проведенных в 1998 г. вдоль береговой полосы
островов Кунашир и Итуруп, учеными выявлено около 70 особей орлана. К
сожалению, в настоящее время на островах наблюдается спад численности
этого редкого вида.
Орнитологами отмечен интересный
факт: в зимний период, во время перегрузки рыбы в районе
рыбоперерабатывающих комбинатов на острове Шикотан скапливается несколько
десятков орланов-белохвостов. Ученые предполагают, что орланы прилетают сюда
с соседних островов, но до сих пор непонятно каким образом птицы
узнают о приходе рыболовецких судов.
В настоящее время основными
угрозами для орлана-белохвоста являются сокращение численности
нерестящихся лососевых рыб, браконьерство, включая просто отстрел
для забавы и отстрел для изготовления чучел, вырубка крупных
старых деревьев, пригодных для устройства гнезд.
Орлан-белохвост находится в списках Красной книге Сахалинской области,
Красных книг МСОП и России. (слайд № 10)
Физминутка
III.
Творческая мастерская.
1.
Составить
рассказ по иллюстрации «Ожидание». (слайд
№ 11)
2.
Зарисовать орлана-белохвост.
Работа
в 3 группах.
Задание
для групп:
- Подобрать
иллюстрации для экспозиции школьного музея.
- Чем понравился тебе этот рисунок?
- Какие впечатления, эмоции он вызывает у
тебя?
- Что особо запомнилось в этой фотографии?
IV.
Рефлексия
-На памятках допишите
предложения.
- Я узнал, что …..
- Мне понравилось …..
- Я хочу, чтобы …..
- Я помогу …..
Источники
1. Романова ,Э.
Экологическое воспитание – проблема нравственная .
Нар. образование.
[ текст]/ Э. Романова – 1986. - №5. – С. 57 – 59.
2.Красная книга
Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 2001
3. http://blogs.privet.ru/community/paam/117962314
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.