Инфоурок Биология Другие методич. материалыУстный экологический журнал "Орлан-белохвост птица 2013 года"

устный экологический журнал "Орлан-белохвост птица 2013 года"

Скачать материал

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Поронайска

                                  

 

Номинация конкурса: Организация досуга и внеклассной деятельности

 

Устный экологический журнал

 

«Орлан-белохвост – птица года  2013»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Автор:     Савенко Елена Владимировна,  учитель – дефектолог  (география, биология)  МСКОШИ VIII вида г. Поронайска, высшая категория,  «Почетный работник общего образования РФ».                                                                                  

Место выполнения работы:   МСКОШИ VIII вида г. Поронайска, Сахалинская обл., г. Поронайск, ул. Саперная, 5.     

                                                                                        

Пояснительная   записка

                                                                          

Актуальность:

      У учащихся специальной (коррекционной) школы с трудом формируются знания о птицах,  так как нарушено абстрактное мышление.  Использование же во внеклассной  работе сведений о многочисленных представителях пернатых,  способствует развитию индивидуального познания. Используемая форма устного экологического журнала дает возможность познакомить учащихся с необыкновенной, удивительной, часто скрытой от посторонних глаз жизнью птиц. Форма устного экологического журнала позволяет привлечь к подготовке и проведению мероприятия большого количества учащихся: часть готовит устные материалы, часть подбирает иллюстрации, фотографии, часть делает зарисовки, часть составляет презентацию.

Направленность:  Экологическое воспитание посредством устного экологического журнала «Орлан-белохвост - птица года 2013».

Новизна:   Внеклассное мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в школьном краеведческом музее в форме слайд-путешествия, с использованием приемов «мозгового штурма» (решение проблем) и «проникновение» в иллюстративный материал. Второй прием позволяет учащимся легче усваивать  сведения об орлане-белохвосте, что помогает познакомить с внешним строением, образом жизни , прививает подросткам потребность заботы о птицах и стремление к его посильной охране.

Цели:  Формирование потребности сохранения орлана-белохвоста в природе.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с орланом-белохвостом.

2.     Решить экологические проблемы сохранения орлана-белохвоста в природе.

3.     Стимулировать творческую деятельность.

4.     Сбор фотоматериала для оформления выставки «Орлан-белохвост» в школьно музее.

Педагогическая  целесообразность:   Предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения  ученикам. Использование мультидидактики, что позволяет работать по принципу углубления в текстовые  и фото -  слайды.

Возраст детей:  Учащиеся с нарушением интеллекта 11 - 16 лет, 5-9  классы.

Обоснованность выбранной формы занятия:  Мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в форме слайд-путешествия, потому что это дает возможность показать большее количество иллюстраций,  отметить особенности жизни орлана-белохвоста. В процессе мероприятия они послужат примером для творческой работы учеников.

Методика проведения мероприятия:

1.     Подготовительный этап

а)  знакомство с темой  мероприятия, планом ее подготовки и проведением учащихся;

б) Совместный отбор иллюстраций   для мероприятия;

в) Организация 3 групп детей по интересам;

г) Оформлении мероприятия (зарисовка плаката «Орлан-белохвост - птица года 2013»);

д) работа с  лекторской группой;

         е) подготовка рассказа об орлане-белохвосте с творческой группой учащихся.

2.     Ход  мероприятия слайд – путешествия:

- актуализация знаний (фронтальная работа с классом «Вызов», «Разминка»);

- постановка проблемы, совместное обсуждение проблемы ( прием «Фишбон»);

- слайд – путешествие «Орлан-белохвост - птица года 2013»;

- творческие мастерская;

- рефлексия.

   Место и время проведения: СКОШИ VIII вида г. Поронайск; 10.04. 2013 г,  II четверть.

 Ожидаемые результаты:  В результате проведенного слайд-путешествия ученики познакомятся с птицей года – орланом-белохвостом, узнают экологические особенности орлана, нарисуют  рисунки «Орлан-белохвост», подберут  иллюстрации для выставки «Орлан-белохвост» в школьном музее .

Оценка результатов:  Анкетирование учащихся. Всего учащихся 37 человек.

Что  вам понравилось в мероприятии

  Ответ «Да»

1.     Подготовка к мероприятию

54%

2.     Участие в решении проблем

69%

3.     Участие в слайд-путешествии

76%

4.     Зарисовка орлан-белохвоста

61%

5.     Подбор иллюстраций для экспозиции «Орлан-белохвост - птица года 2013»

85%

6.     Оформление памятки

82%

 

 

 

Тема:  Орлан-белохвост - птица года 2013.

Цели: 1.  Формирование экологических представлений об орлане – белохвосте.

         2. Развивать зрительное восприятие .

            3. Воспитывать  у учащихся потребность заботы о природном мире и стремление к его посильной охране.

 

Оборудование:   Мультимедиа проектор, презентация «Орлан-белохвост - птица года 2013» , чучело орлана-белохвоста , выставка энциклопедий о птицах, цветные карандаши, альбомы, фломастеры, плакат «Орлан-белохвост - птица года 2013».

                                           Ход слайд-путешествия:

I.                  Организационный момент.

II.               Актуализация знаний:

а) Вызов:

- С кем знакомят вас эти строки?

Орлан-белохвост почетным гостем
в уединении на льду,
и стайка уток, и снежная проседь
на замерзающем пруду.  (слайд №2)

 

Орлан-белохвост

Разминка:

-Эмблема нашего мероприятия орлан – белохвост .      (слайд №3)

- Кто видел орлана –белохвоста?

- Где вы его видели?

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRC3ludqq_1KRzs3CRsQGUSVnhe1x6XMrXkT0f7H7XDM4SJguV3

 

           III.   Постановка проблемы :

                   2. Мозговой штурм

                Совместное  решение проблем   

1.     Грозит ли орлану-белохвосту опасность?

2.     Что угрожает орлану-белохвосту?

3.     Жизнь орлана-белохвоста и природа не зависимы друг от друга?

4.     Нужно ли беречь орлана-белохвоста?

                        1    2   3   4  (перечисление проблем)

Прямоугольный треугольник: …     

 

1          2   3   4   (пути решения проблем)

IV.Слайд-путешествие  «Орлан-белохвост - птица года 2013» :

                                   "Полюби же родную природу и ты,

                                     Понимая, что всё это — Бога Творенье!"

 

                                                                                            

                                                                                                                               Группа учеников –экскурсоводов озвучивают слайды:

1.     ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ большая птица: общая длина 77—100 см, длина крыла 57,5—69 см, вес 3—6,5 кг. Самки орлана-белохвоста значительно превосходят самцов по величине. Окраска взрослых птиц (четырехлетних и старше) бурая в разных оттенках, голова буроватая или беловатая, хвост белый. В первом годовом наряде молодые птицы бурые с черноватой головой, основные части перьев беловатые, брюшная сторона беловатая с бурыми отметинами. Радужина у взрослых орланов-белохвостов беловато-желтая, у молодых бурая; клюв желтоватый, у молодых черноватый; восковица и ноги желтые, когти черные. Взрослый наряд связывается с первым годовым постепенными переходами. (слайд №4)

 

http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/030.jpg

2.         Белохвост — широко распространенная птица. Орлан-белохвост гнездится в Азии от тундры до Японии, Китая, Монголии, Казахстана, Северного Ирана и Турции,  в Европе от севера Скандинавии до Румынии, Венгрии, Балкан и побережий Балтийского моря. В Центральной и Западной Европе из-за преследования человеком белохвост стал очень редким. Держится белохвост у водоемов — как на морских побережьях, так и у озер и рек.   (слайд №5)

птица года 2013

3.     Гнездится орлан-белохвост обычно на деревьях, высоко от земли, реже на скалах. Гнездо — огромная постройка из сучьев, используемая птицами много лет подряд. Пары постоянные. Кладка ранняя: на юге уже в последние дни февраля — начале марта, на севере — в лесотундре и тундре — только в конце апреля. В кладке обычно 2, иногда 1 или 3 белых, иногда испещренных охристыми пятнами яиц. Насиживают оба родителя, но преимущественно самка. Продолжительность насиживания для крупной птицы относительно невелика — 35—40 дней. На крыло птенцы становятся в возрасте примерно 70 дней. (слайд №6)

http://www.miatz.ru/upload/iblock/7f0/33479.orlan.jpg

 

4.     Пища орлана-белохвоста очень разнообразна. Значительное место в питании белохвоста занимает рыба. Если орлан, летая над водной поверхностью, завидит рыбу, он стремительно спускается и как бы подчерпывает ее лапами, при этом иногда он на короткое время погружается в воду. Кроме того, орлан кормится водоплавающими птицами, в том числе гусями, гагарами и крупными утками, заставляя их нырять и хватая их с поверхности воды, когда жертва появляется на ней, чтобы отдышаться. Кормится и млекопитающими — зайцами, сурками, сусликами и т. п. Не пренебрегает и мелкой добычей, на севере, например, леммингами. Ест, белохвост и падаль, в особенности зимой. (слайд №7)

http://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Krasnaja-kniga-zhivotnye/0006-006-Orlan-belokhvost.jpg

   - Могут ли вороны дергать орлана-белохвоста за хвост?

v Однажды профессиональный фотограф С. Лыткевич наблюдал как возле приманки (головы коровы) собралась стая ворон, а затем прилетел орлан-белохвост. Орлан принялся отрывать куски мяса, вороны не улетали,  они находились рядом, через некоторое время одна ворона подлетела и дернула орлана за хвост. Орлан повернулся к вороне и выронил кусок мяса. Вороны по очереди подлетали сзади к орлану и дергали его за хвост, так продолжалось до тех пор,  пока орлан не улетел. (слайд №8)

 

http://img.tyt.by/n/fotofact/05/0/img_2409_20120112.jpg

 

 

 

5.     Ты думаешь, что правишь миром из века в век!

Но все так хрупко и непрочно в твоих руках,

Жизнь человека и планеты – все на весах.   (слайд №9)

 

 http://www.kandalaksha-reserve.org/foto_gallery/photos_pticy/orlan.jpg

6.     Орлан-белохвост  – редкий гнездящийся вид островов Итуруп, Кунашир и Шикотан. Зимой образует скопления на нерестовых реках. На Кунашире в 1982 году гнездилось около 10 пар, на Итурупе в 1990 году – около 15 пар. Во время авиаучетов, проведенных в 1998 г. вдоль береговой полосы островов Кунашир и Итуруп, учеными выявлено около 70 особей орлана. К сожалению, в настоящее время на островах наблюдается спад численности этого редкого вида.

     Орнитологами отмечен интересный факт: в зимний период, во время перегрузки рыбы в районе рыбоперерабатывающих комбинатов на острове Шикотан скапливается несколько десятков орланов-белохвостов. Ученые предполагают, что орланы прилетают сюда с соседних островов, но до сих пор непонятно каким образом птицы узнают о приходе рыболовецких судов.

      В настоящее время основными угрозами для орлана-белохвоста являются сокращение численности нерестящихся лососевых рыб, браконьерство, включая просто отстрел для забавы и отстрел для изготовления чучел, вырубка крупных старых деревьев, пригодных для устройства гнезд.

  Орлан-белохвост находится в списках Красной книге Сахалинской области, Красных книг МСОП и России. (слайд № 10)

 

http://bezformata.ru/content/Images/000/034/423/image34423549.jpg

 

Физминутка

III.           Творческая мастерская.

 

1.     http://ini-fb.dvgu.ru/redbook.html/2.animals/3.vertebrata/4.aves/46.haliaeetus%20albicilla/a208_04.jpgСоставить рассказ по иллюстрации «Ожидание».                                                 (слайд № 11)

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Зарисовать орлана-белохвост.

 

Работа в 3 группах.

Задание для групп:

- Подобрать иллюстрации для экспозиции школьного музея.

- Чем понравился тебе этот рисунок?

- Какие впечатления, эмоции  он вызывает у тебя?

- Что особо запомнилось в этой фотографии?

IV.            Рефлексия

 

-На памятках допишите предложения.

                              - Я узнал, что …..

                              - Мне понравилось …..

                              - Я хочу, чтобы …..

                             - Я помогу …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

1. Романова ,Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная .

 Нар. образование. [ текст]/  Э. Романова – 1986. - №5. – С. 57 – 59.

2.Красная книга Сахалинской области, Южно-Сахалинск, 2001

3. http://blogs.privet.ru/community/paam/117962314

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Устный экологический журнал "Орлан-белохвост птица 2013 года""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Внеклассное мероприятие «Орлан-белохвост - птица года 2013» проводится в школьном краеведческом музее в форме слайд-путешествия, с использованием приемов «мозгового штурма» (решение проблем) и «проникновение» в иллюстративный материал. Второй прием позволяет учащимся легче усваивать  сведения об орлане-белохвосте, что помогает познакомить с внешним строением, образом жизни , прививает подросткам потребность заботы о птицах и стремление к его посильной охране. Орлан-белохвост встречается на побережье залива Терпения, в заповеднике "Поронайский".

  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 140 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 10 класс.
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 30.09.2020
  • 5974
  • 77
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 450
    • DOCX 759.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Савенко Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Савенко Елена Владимировна
    Савенко Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8930
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе