Урок – соревнование в 7 классе
Тема:
Правописание приставки не- и частицы не с различными частями речи.
Цель:
обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.
Задачи:
образовательная:
- - формирование умения систематизировать изученные правила;
-
формирование навыка написания частиц НЕ, с различными частями речи в составе предложения;
-
повторение опорных знаний, по морфологии, фонетике, лексике, синтаксису;р
развивающая:
-
способствовать развитию личностно-смыслового отношения к предмету;
-
- содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи,
самостоятельности;
-
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль
учебной деятельности.
воспитательная:
-
создать условия для воспитания
коммуникативной культуры.
Форма
работы на уроке:
групповая
Оборудование:
Распечатанный
материал, карточки, мультимедийная презентация.
Ход урока
1.
Организационный
момент
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы проведем необычный урок, а урок –
соревнование. Повторим правила написания Не с различными частями речи.
Командиры групп получают « Лист учета знаний»
1.Этап «Теоретический».
(Слайд№1)
Задание: заполнить и защитить таблицу.
1 группа
Правописание НЕ с существительными и
местоимениями
Слитно
|
Раздельно
|
1.Если без Не не употребляется (невежа, невзгода);
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг);
3. с неопределенными и отрицательными местоимениями без
предлогов (несколько, некому, нечто).
|
1. Если есть или подразумевается противопоставление (не друг, а
враг);
2. с неопределенными и отрицательными
местоимениями при наличии предлогов ( не к кому, не за что).
|
2 Группа
Правописание Не с прилагательными и наречиями на –о, - е
Слитно
|
Раздельно
|
1. Если без НЕ не употребляется (небрежный, невзрачно);
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький - большой, немолодой-
старый, недалеко - близко);
3. если есть противопоставление с союзом но (река не глубокая, но
широкая);
4. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они
образованы, пишутся с НЕ слитно невысокий - невысок)
|
1. Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а
(не большой, а маленький);
2. если не
входит в группу усилительных отрицаний:
вовсе не… отнюдь не…
ничуть не… далеко не…
никогда не… ничто не…
нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ);
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы,
пишутся с Не раздельно (книга не интересна, а скучна)
|
3 Группа
Правописание НЕ с причастиями
Слитно
|
Раздельно
|
1. Не употребляется без НЕ (недоумевающий );
2. нет зависимого слова (нерешённый пример);
3. нет противопоставления с союзом «а».
|
11. У причастия есть зависимое слово (не решённый мной);
2. есть противопоставление с союзом «а» (не решённый, а
списанный пример);
3. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены).
|
4 Группа
Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.
Слитно
|
Раздельно
|
1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ (ненавидеть,
негодуя);
2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать
баллов, недостаёт красок
|
1.С частицей НЕ пишется всегда раздельно, кроме исключений (не
было, не мог, не слушая).
|
2этап.
Диктант «Будь начеку» (Слайд №2)
Задание:
перед вами текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, найти их,
исправить и объяснить.
Бушует в
поле не_погода. По небу стелються низкие тяжелые облока. Но это непугает
партизан.. Не_ нависть к фашистам собрала их в глухом лесу. Коля Зайко
участвовал во многих сражениях. Сейчас он незамеченным никем пребежал
из деревни и докладывает командиру, что видел на дороги немецкие танки.
- Сколько ошибок в тексте? ( 8 орфографических и 3пунктуационные)
- Объяснить правописание.
3 этап.
«Приношу очко команде»
1 ученик от
каждой группы работает у доски по карточке. Затем сильные учащиеся из другой
группы проверяют.
Задание:
вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический
разбор предложения.
1 карточка
Мы увидели (не)
освещенный зал, а полутемный и (не) большой.
2 карточка
Гордо стоят
высокие горы поросшие редким лесом и (не)покрытые снегом.
3
карточка
Жила белка в лесу н…(о)чем не тужила (н…)кто ее не
беспокоил.
4
карточка
Лиственные
деревья еще (не)сбросившие своих уборов радовали глаз (ярко) зелеными пятнами.
4 этап .
Диктант «Молчанка».(Слайд№3)
Задание: на
слайде появляется слово, учащиеся, пользуясь сигнальными карточками,
определяют, слитно или раздельно пишется слово, определяют часть речи.
1.Говорил
(не)правду(сущ.)
2.
дома (не) освещены ( кр.прич.)
3. (не)навистный враг (прил.)
4. (не)глубокая речонка (прил.)
5. (не)решенный вопрос (прич.)
6.( не) решенный мною вопрос (прич.)
7. (не)когда поговорить (нар.)
8. (не) к кому обратиться (местоимение)
9. (не)дотепа (сущ.)
10. работе (не) написана (крат. прич.)
11. (не) законченная к сроку работа (прич.)
12.( не) широкая, а глубокая речка(прил.)
13 (не) о чем беспокоиться (мест.)
14. (не) боясь правды (деепр.)
15. (не)плохая погода (прил.)
16. (не)взрачный человек (прил.)
17. (не)годовать (глаг.)
18.( не) прикасаться (глаг.)
19. ушел (не)далеко (нареч.)
20. вовсе (не) интересная книга (прилаг.)
21. (не)внимание к человеку (сущ.)
5 этап Диктант
«Проверь себя» (Слайд № 4)
Задание:
списать, обозначая орфограммы и части речи. По проверочной карточке проверить
свою работу, оценить.
1. В соседнем купе кто-то напевал (не)весёлую, а грустную песню.
2. Дождь шел вовсе (не)долго.
3. Он боялся
спать в (не) освещенной свечой комнате.
4.Он вовсе не
приятель нам.
5.Цветы
посажены (не) редко, а часто.
6.Это отнюдь
(не) лучший выход.
ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА (Слайд №5)
В 1,5
предложениях есть противопоставление с союзом но, пишем не со
словом раздельно.
Во
2.4,6 предложениях есть слова вовсе, отнюдь, пишем не со словом
раздельно.
В 3
предложении не пишется с причастием раздельно, потому что есть зависимое
слово.
6 этап. «Работаем
самостоятельно» ( Слайд №6,7)
Задание:
списать, вставить пропущенные буквы, проверить товарища по проверочной карте,
выставить оценку.
Мы
часто вспоминаем, каким (не)забываемым остался в нашей
памяти первый подъём на ледник. (Не)большой группой поднялись мы по его склону.
Куда ни глянь – всюду (не)тронутый снег. (Не) пылит дорога, (не) дрожат листы…
Подожди (не)много, отдохнёшь и ты.
А какая тишина!
То была (не)обыкновенная, (ни)кем из нас до сих пор (не) испытанная тишина, (не)
нарушаемая ни одним звуком. (Ни)кто из нас (не) прерывал её. Каждый (не) мог (не)
почувствовать (не)повторимой красоты гор.
ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА (Слайд №8)
Мы часто
вспоминаем, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник.
Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый
снег.. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты.
А какая тишина!
То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не
нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не
почувствовать неповторимой красоты гор.
7 этап.
«Диагностирующая контрольная проверка».
Задание: указать номера, где НЕ пишется
раздельно.
1-й вариант.
1.(не) был
2.(не) далеко
3.(не) отражаясь
4.(не) глубокая, а мелкая
река
5. (не) высушенные ветром
6.(не) в кого
7.(не) приятель
2-й вариант
1.(не) красиво
2.(не) рана, а ушиб
3.ещё (не) завершённый
роман
4.(не) ждал
5.(не) тот дом
6.(не) вытерпев
7.(не) знакомый
3-й вариант
1.(не) мне
2. (не) освободившиеся от
росы
3.(не) узнал
4.говорить (не) громко, а
тихо
5.(не)навидел
6.(не) отдыхая
7.(не) громкий
Ответы:
1 вариант: 1,3, 4, 5, 6
2 вариант: 2, 3, 4, 5. 6
3 вариант: 1, 2, 3, 4, 6
5 правильных – «5» 4 прав – «4» 3 прав – «3» 1-2 – «2»
8. Домашнее задание. Составить словарную диктовку
«Правописание не с различными частями речи»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.