Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3
классе.
Вид урока: Урок -
смотр знаний.
Тема: Обобщение
изученного материала за год.
Цели урока:
1) Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора
слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи,
совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
2) Развивающие:
развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения
изученного материала.
3) Воспитательные:
прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля,
самоанализа и пословиц.
Оборудование:
1)
Звуковое письмо Шапокляк.
2)
Карточки-задания, тесты.
3)
Таблички:
•Орфография
(правила написания слов); •Фонетика (звуки речи);
•Морфемика
(состав слова);
•Морфология
(части речи);
•Синтаксис
(предложение).
4)
Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем
начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из
четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное,
встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно.
II. Сообщение
темы и цели урока.
- А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом
старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)
«Здравствуйте, мои
юные друзья!
Вот уже три года я
наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам
еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями,
но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».
- Итак, ребята,
согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк? - Тогда,
скорее за дело, давайте докажем обратное.
III. ФОНЕТИКА.
Повторение темы “Звуки и буквы”.
-
Выполняем первое
задание из раздела «Фонетика».
- Что
изучает фонетика?
- Фонетика
изучает звуки нашей речи. (Повесить табличку на доске)
а) “Мозговая атака”
- Чем звук отличается
от буквы?
- На какие 2 группы
делятся звуки?
- Как отличить
гласный от согласного?
Гласные в песенке
тянутся звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.
А согласные согласны
шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!
- Какие бывают
гласные? (ударные и безударные)
- Согласные? (твёрдые
и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
- Назовите парные
согласные.
- Назовите согласные,
которые всегда мягкие.
- Всегда твёрдые.
- Всегда ли
количество букв и звуков в слове совпадает?
б) Практическое
задание - звуко-буквенный анализ слов.
Работа в тетради.
1 вариант – якорь, 2
вариант - платье
Взаимопроверка (слайд
1)
в)
Фонетическая задача. Работа на доске. (2 ученика)
– По транскрипции слов правильно записать предложение.
[висной] [пабижали ]
[висолыйэ] [ручйи]
г) Фонетические игры
и вопросы.
а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?
Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10
гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два
звука.
б) Чем интересны буквы ь и ъ?
Дети: Буквы ь и ъ не
обозначают звуков.
в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя? (2 слайд)
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.
д) решение 1 и 2
задания в тестах. Самопроверка.
е)
Самооценка.
- Итак, оцените свои
знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.
IV.
ОРФОГРАФИЯ.
- Переходим ко второму
разделу «Орфография».
а) мозговая атака.
- Что изучает
орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)
- Угадайте орфограммы
и хором назовите правила
трава, зуб, Саша,
семья, рожь, касса, во двор
- Ребята, так ли
важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).
б) Развитие
орфографической зоркости.
- Внимание, тесты! (Задание 7 с взаимопроверкой) Слайд 2.
в) Развитие
наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
- А теперь, ребята,
побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно
запишите в тетрадку:
всаду девочька
роза сорвола красныя розы.
а) в (чём?) саду, в -
предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно
поставить вопрос или другое слово;
б) девочка -
сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;
в) слово Роза
обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;
г) сорвала - проверочное
слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-
д) розы (какие?)
красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;
е) это предложение,
т.к. оно выражает законченную мысль.
Уч-ль: Молодцы,
ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так
хорошо знать орфограммы?
Дети: Чтобы грамотно
уметь говорить и писать.
Уч-ль: Правильно, не
пером пишут, а умом.
г) Самооценка
знаний орфографии.
V. Физминутка.
-
Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.
Дети: На болоте две
лягушки, две веселые квакушки
Утром рано умывались,
полотенцем растирались,
Вправо, влево
наклонялась и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем
секрет, всем гостям физкульт-привет.
Уч-ль: Молодцы,
играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.
VI. МОРФЕМИКА.
Что изучает наука
«Морфемика»?
Дети: Морфемика
изучает состав слова.
Уч-ль: А что входит в
состав слова?
Дети: В состав слова
входят корень, суффикс, приставка, окончание.
а) “Мозговая
атака”
- Какие части слова
знаете?
- Может ли слово быть
без приставки? Без корня?
- Как называется
изменяемая часть слова?
- Что такое
приставка? Суффикс?
б) Игра “Угадай
приставку”
- Услышите приставку
- хлопок, суффикс - молчок!
За-, на-, над-,
-ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-
в) Разбор слов по
составу. Индивидуальная работа на доске.
Уч-ль: К доске - двое
желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.
г) Устный
фронтальный опрос теоретического материала.
Уч-ль: Всем
остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»
- Какая часть слова
стоит перед корнем?
- Какая часть слова
стоит после корня?
- Для чего они
служат?
- Окончание - это
часть речи или часть слова?
- Какая эта часть
слова?
- Без какой части не
может существовать слово?
- Что такое корень?
- Молодцы, справились
и с этим заданием!
д) Проверка
разбора слов по составу. Решение 5 задания в тестах.
е) Творческая
работа. «Волшебные превращения».
(Слайд 3)
1) Как большой дом
превратить в маленький?
(Нужно к корню дом,
прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.
2) Как большой гриб
превратить в маленький?
(гриб + ок = грибок)
3) Как рыбу
превратить в человека?
(рыб + ак = рыбак)
4) Как березу
превратить в гриб?
(под + берез + овик =
подберезовик)
Уч-ль: Итак, ребята,
какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и
суффиксы, они образуют новые слова).
Самооценка.
VII. МОРФОЛОГИЯ.
Уч-ль: Что изучает
«Морфология»? (Части речи).
а) “Мозговая
атака”
-Какие части речи
знаете?
- Какая часть речи
называется именем существительным?
- Как изменяется?
- Какая часть речи
обозначает признаки предмета?
- В чём сходство
между местоимением и именем существительным?
- Различие?
- Какая часть речи
называется глаголом?
- Как изменяются
глаголы?
б) Игра “Кто
внимательный?”
- Две лягушки принесли
задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы,
которые услышит.
Две лягушки.
Две лягушки забрались
в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из
лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре
ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны
твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из
горшка.
(11 глаголов)
- Как вы понимаете
эти слова?
- На какие группы
можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с
приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)
в) Игра “Аукцион”
А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот и слово получает!
- Цепочкой называете
по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.
(Слово попугай -
мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4
согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в
предложении.)
Говорит попугай
попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”
г) Решение в
тестах 3,4,8.9 заданий.
(Взаимопроверка в
парах постоянного состава)
VIII. Упражнения для глаз. (слайд 4)
IX. СИНТАКСИС.
- Что изучает синтаксис?
(Предложение)
а) “Мозговая
атака”
- Что такое
предложение?
- Какие бывают
предложения?
- Какие члены
предложения вы знаете?
б) Минутка смеха.
Курлявая мамруля
окуврычила блюмчика.
- Разберите по членам
предложения и частям речи.
Алгоритм синтаксического
разбора предложений.
Фронтальная работа.
а) Прокомментируйте
синтаксический разбор этого предложения.
Дети:
1 шаг: В этом
предложении сообщается курлявая мамруля окуврычила блюмчика.
что это
повествовательное предложение, в конце его ставится точка.
2 шаг: В предложении
говорится о, мамруле (что?) это подлежащее.
3 шаг: мамруля (что
делала?), окуврычила, это сказуемое.
4 шаг: Мамруля
окуврычила - это основа предложения, остальные слова -
второстепенные члены.
5 шаг: В предложении
есть и главные, и второстепенные члены, значит,
это распространенное предложение.
6 шаг: Нахожу состав
подлежащего:
7 шаг: Нахожу состав
сказуемого:
в) Выполнение 6
задания в тестах.
Самооценка.
X. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА.
1. Общая отметка за
урок.
- Сейчас оцените
свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского
языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).
2. Совместная
рефлексия по разделам
- Что главное надо
знать в каждом разделе?
- Какие задания для
тебя труднее даются?
- Какие задания
нравятся и делаешь легко?
3. (На доске
появляется аппликация – костер Знаний).
Посмотрите,
красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”,
синие– “4”, желтые – “3”.
- ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР
ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И
за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания!
4. Отметьте в кодовой таблице (приложение)
свое настроение. Изменилось ли оно?
-
Молодцы,
ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3
класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Старушка Шапокляк проиграла, вы
победили! Мне было очень интересно и
приятно общаться с вами на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.