.
Урок математики «Сложение и вычитание в пределах 10»
1.
|
ФИО учителя
|
Кузнецова
Ольга Васильевна
|
2.
|
Место работы
|
МБОУ
СОШ № 1
|
3.
|
Должность
|
Учитель
начальных классов
|
4.
|
Предмет
|
Математика
|
5.
|
Класс
|
1
|
Тема: «Сложение
и вычитание в пределах 10»
(закрепление пройденного).
Цель
урока: закрепить изученный материал
Задачи:
- Выявить у
учащихся уровень знаний состава числа 10, умение выполнять действия
сложения и вычитания в пределах 10, решать задачи на уменьшение числа на
несколько единиц, связанные со сравнением двух групп предметов,.
- Развивать
воображение детей, математическую речь, логическое мышление, память,
внимание.
- Воспитывать
бережное отношение к здоровью.
Оборудование: картинки
с изображением обезьянок, попугаев, Бармалея с попугаем на плече, доктора
Айболита.
Ход
урока.
- Организационный
момент.
Учитель.
Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Руки?
Дети. На
месте!
Учитель. Ноги?
Дети. На
месте!
Учитель. Локти?
Дети. У
края.
Учитель. Спина?
Дети. Прямая!
- Объявление темы
урока.
Учитель. Ребята,
все вы, наверное, знаете замечательное произведение Корнея Ивановича
Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей.
Сегодня мы побываем у него в гостях. Но так как это сказка, в ней могут быть
самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких
ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как
научились решать примеры, задачи, как вы знаете состав чисел, а значит, будут
нужны ваши дружба и внимательность.
- Повторение
изученного материала.
- Пространственная
ориентировка.
На доске
висит картина, где под деревом сидит доктор Айболит и около него звери.
Добрый
доктор Айболит,
Он под
деревом сидит.
Приходи к
нему лечиться
И корова,
и волчица,
И жучок,
и червячок,
И медведица!
Всех
излечит, исцелит
Добрый
доктор Айболит!
Учитель. Сегодня
мы в гостях у доктора Айболита. К нему пришли его друзья. Этих
зверей и птиц он уже вылечил. Они здоровые, посмотрите, какие они весёлые,
жизнерадостные, у них всё хорошо.
Учитель. Ребята,
скажите, сколько сказочных героев расположены слева?
Дети.
3.
Учитель. А
сколько героев справа?
Дети. 4.
Учитель. Где
сказочных героев больше, слева или справа?
Дети.
Справа.
Учитель. На
сколько?
Дети.
На 1 .
Учитель.
Что можете сказать о сказочных героях, которые стоят слева и перед
доктором Айболитом?
Дети. Их
поровну.
- Устный счёт.
Учитель. Ребята,
доктор Айболит и его друзья принесли вам задание. Они хотят посмотреть, как вы
решаете устно, читая выражения по - разному.
(Карточки
с примерами)
4+1
3+2
5+3
6-1
7-2
5-3
- Минутка
чистописания.
Учитель. Ребята,
сколько всего сказочных героев пришли в гости к доктору Айболиту?
Дети. 10.
Учитель. Сегодня
на минутке чистописания будем писать число 10. Охарактеризуйте его.
Дети. Оно
двузначное,чётное, состоит из двух знаков: из цифр 1 и 0.
- Работа по теме
урока.
Учитель. Ребята,
смотрите, кто это? (Змея).
Посмотрите,
какая она необычная. Сейчас вы должны быть внимательными.
-
Прочитайте числа. В каком порядке они записаны?
Дети. В
порядке возрастания.
Учитель. Как
получается следующее число?
Дети. К
числу прибавляют 2 и получают число через одно.
Учитель. Назовите
следующие числа.
Дети. Это
числа 8, 10.
Учитель. Какое
из всех чисел лишнее?
Дети. «Лишнее»
число 10 – оно двузначное, другие однозначные.
Учитель. Назовите
геометрические фигуры.
Дети. Треугольник,
круг, квадрат.
Учитель. Какая
фигура «лишняя»?
Дети. Круг-
нет углов. (по форме)
Треугольник – другого
цвета. (по цвету)
Учитель. Какой
записан арифметический знак?
Дети. Знак
плюс.
Учитель. Назовите
по-другому.
Дети. Знак
сложения.
Учитель. В
какой части формулировки задачи используется знак…
(Учитель
показывает карточку со знаком вопроса).
Дети. В
вопросе.
Учитель. Из
каких частей ещё состоит задача?
Дети. Условие,
решение, ответ.
Учитель. Ещё
раз внимательно посмотрите на змею и запишите всё, что вы видели в
строчку в том порядке, в каком записано на змее, начиная с головы.
Учитель
закрывает змею. Дети выполняют задание. Проверка.
Учитель. Пока
вы пишете, доктор Айболит будет лечить змею.
Учитель. Поднимите
руку те, кто допустил 1 ошибку, 2 ошибки.
Зазвонил
телефон. (Магнитофонная запись). Учитель берёт трубку телефона.
Учитель. Кто
говорит?
- Крокодил.
Учитель. Что
случилось?
- Наши
детки заболели. Приезжайте в Африку скорей и вылечите наших малышей.
Учитель. Ребята,
Айболиту срочно надо попасть в Африку. Может быть и мы отправимся вместе с
доктором? Не боитесь опасностей?
Дети. Нет!
Учитель. Чтобы
нам быстрее добраться. Полетим на самолёте. Нас много, и, чтобы побыстрее
завершить посадку, подниматься в самолет будем по двум лестницам, каждая из
которых состоит из пяти ступенек.
Учитель
вызывает к доске двух учеников.
Учитель. Ваша
задача: я даю вам по 6 карточек, а вы должны выбрать такие, которые выражали бы
состав числа 10.
4+6
9-1
8+2
3+6
7+3
2+8
5+4
3+7
1+9
6+4
5+5
5+5
Остальные
работают по карточкам.
7
3
5 2
4
9 1
3
8
2 5
8
4
5 5
2
3
9 6
4
2
1 0
10
|
Учитель. Обведите
на каждой строчке числа, при сложении которых получается 10.
- Эти
карточки будут билетом для вас для посадки на самолёт.
Карточки
сдают учителю. Проверка детей, работающих у доски.
- Физкультминутка.
Руки
ставим мы вразлёт.
Появился
самолёт.
Мах
крылом туда-сюда.
Делай раз
и делай два.
Раз и
два, раз и два.
Руки в
стороны держите,
Друг на
друга посмотрите,
Раз и
два, раз и два.
Опустите
руки вниз,
И на
место все садись.
- Решение задач.
Учитель. Чтобы
дорога показалась нам недолгой, а летим мы в Африку, будем решать задачи про её
жителей.
Посмотрите
внимательно на картинку и составьте задачу.
Дети видят пальму,
на ней сидят 4 попугая. К ним летит ещё1.
.
Дети. На
пальме сидели 4 попугая, к ним прилетел ещё 1 попугай. Сколько попугаев стало?
Учитель. О
ком говорится в задаче?
Дети. О
попугаях.
Учитель. Что
нам известно?
Дети. Что
их было 4, к ним прилетел ещё 1.
Учитель. Что
неизвестно?
Дети. Сколько
их стало?
Учитель. Их
стало больше или меньше?
Дети. Больше.
Учитель. Каким
действием выполним решение?
Дети. Сложением.
(Решение
записывают в тетрадь).
(Проверка индивидуальных карточек)
Учитель. На
второй пальме сидели обезьяны (они закрыты, дети их не видят). Их
на 2 меньше, чем попугаев. Сколько обезьян на пальме?
- О ком
говорится в задаче? (О попугаях и об обезьянках)
- Что
известно в задаче? (Что попугаев было 5)
- Что
сказано про обезьянок ? (Их
неизвестно, но сказано, что их было на 2 меньше.)
- А что
значит на 2 меньше? (Столько
же, но без двух).
- Каким
действием решаем задачу?(Вычитанием).
-
Запишите решение в тетрадь.(Один у доски)
Учитель. Будьте
ещё внимательнее. Узнайте теперь, сколько всего попугаев и обезьянок на
двух пальмах. (устно)
- Физминутка.
(Дети
танцуют под музыку «Чунга- чанга»)
Учитель. Наш
самолёт совершил посадку. Ребята, посмотрите, кто это?
Дети. Это
разбойник Бармалей.
Бармалей. Я
– разбойник,
Я – злодей,
Я
– ужасный Бар – ма - лей!
(Голос
Бармалея записан на магнитофонной ленте.)
Бармалей. Не
пущу я вас к больным, пока не решите мою задачу.
Масса
моего попугая, стоящего на двух ногах – 3 кг. Какова будет
масса
попугая,
если он встанет на одну ногу?
(Ответы
детей).
Бармалей. Да,
справились, молодцы, но мы с вами ещё встретимся.
Учитель. А
вот и больной. Да у вас ангина! Пока доктор Айболит лечит больного, и, чтобы
ему стало легче, мы выполним математический диктант.
·
Какое число на 1 больше, чем 9?
·
Какое число на 1 меньше, чем 7?
·
К 3 прибавьте 1.
·
Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.
·
10 уменьшить на 2.
·
5 увеличить на 2.
У
доски один ученик пишет ответы, остальные – в тетрадях.
Проверка.
Учитель. Вот
и вылечили больных! Звери благодарят вас и желают вам, чтобы вы были здоровы,
счастливы.
- Итог урока.
Учитель. Вот
и закончилось наше путешествие. Кому понравилось сегодняшнее путешествие?
Нам пора
домой. Пока летим обратно, скажите, какие математические задания вы выполняли?
О других
путешествиях доктора Айболита вы узнаете, прочитав книгу «Доктор Айболит»
- Оценивание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.