План характеристики материка.
- Физико-географическое положение материка.
- Рельеф, тектоническое строение, полезные
ископаемые.
- Климат.
- Внутренние воды.
- Почвы.
- Природные зоны. Растительный и животный мир.
- Население. Хозяйственная деятельность.
- Государства и столицы
План
характеристики физико-географического положения материка.
- Положение материка по отношению к экватору.
- Положение материка по отношению к нулевому
меридиану.
- Положение материка по отношению к тропикам
- Крайние точки, их координаты.
- Протяженность материка с севера на юг и с
запада на восток в градусах и километрах.
- Определить в каких климатических поясах
расположен материк
- Положение материка по отношению к морям и
океанам.
- Положение материка по отношению к другим
материкам.
- Особенности физико-географического положения
материка.
План характеристики материка.
- Физико-географическое положение материка.
- Рельеф, тектоническое строение, полезные
ископаемые.
- Климат.
- Внутренние воды.
- Почвы.
- Природные зоны. Растительный и животный мир.
- Население. Хозяйственная деятельность.
- Государства и столицы
План
характеристики физико-географического положения материка.
- Положение материка по отношению к экватору.
- Положение материка по отношению к нулевому
меридиану.
- Положение материка по отношению к тропикам
- Крайние точки, их координаты.
- Протяженность материка с севера на юг и с
запада на восток в градусах и километрах.
- Определить в каких климатических поясах
расположен материк
- Положение материка по отношению к морям и
океанам.
- Положение материка по отношению к другим
материкам.
- Особенности физико-географического положения
материка.
Урок–практикум по географии в 7-м
классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.
Тема урока:
"Физико-географическое положение материка Африка"
Цель урока: Выявить особенности
географического положения материка Африка.
Задачи урока
- Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с
картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные
навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать
причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.
- Воспитательные: Продолжить
воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности,
личной сопричастности происходящему.
- Развивающие: Развивать
мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной
ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную
деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее
приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой
ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь;
формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.
Оборудование: Физическая карта
мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки
Африки»
Тип урока: Изучение нового
материала.
Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и
проблемно-поисковой деятельности.
Приёмы деятельности учителя: Эврестическая
беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту
учебника, контурным картам.
Деятельность учащихся: Выполнение
практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов.
Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной
карте.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная
интеграция: градусная сетка, определение
географических координат (география); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты: Приобретение
знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление
умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к изучению нового материала: актуализация
знаний учащихся.
– Добрый день, юные
мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень
необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться
ваша помощь.
Прозвенел
сейчас звонок.
Начинаем
наш урок.
Будем
мыслить, изучать
И
открытья совершать.
-Ребята,
вы готовы к этому? Итак, вперёд!
У Вас на столе листочки с
улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.
(рефлексия с начала урока
и в конце урока - итог)
На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие
закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению
материков.
Я предлагаю провести арт обстрел и
проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда
будет результат.
Вспомните, пожалуйста, что называется
материком?
Ответ: Материки
— значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.
Какие вы знаете материки? Покажите их по
карте.
Ответ:
Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида,
Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков,
которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.
Какие материки относятся к южным
материкам?
Ответ: К южным
материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном
полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.
Почему Африку, Австралию, Южную Америку,
Антарктиду мы относим к южным материкам?
Ответ: Все
четыре материка имеют общую историю развития природных условий — они были
частью единого материка Гондваны.
На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом),
по которому будем изучать каждый материк.
План характеристики материка.
- Физико-географическое положение материка.
- Рельеф, тектоническое строение, полезные
ископаемые.
- Климат.
- Внутренние воды.
- Почвы.
- Природные зоны. Растительный и животный мир.
- Население. Хозяйственная деятельность.
- Государства и столицы
Посмотрите что стоит первым вопросом и
почему?.
Ответ: Первый
вопрос плана: физико-географическое положение.
Частная задача к первому действию
алгоритма.
Что значит “определить географическое
положение любого географического объекта”?
Ответ :Географическое
положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на
Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном
шаре.
Физико-географическое положение
материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других
географических объектов, оказывающих влияние на его природу.
Коль к планете нашей приглядишься
Из ракетной различишь дали
Материк имеет форму сердца
Ярко- красный цвет его земли
О каком материке идет речь?
Ответ: Африка
Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка
Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на
земном шаре.
Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа,
Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.
В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА
ДОСКЕ)
ФГП МАТЕРИКА АФРИКА
Оборудование : карты атласа , учебник, план-алгоритм.
Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к
Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы ,о нем
обязательно можно будет сказать , что оно самое, самое…
Каждый
материк имеет определение со словом самый.
Евразия
– самый?...(большой).
Антарктида – самый?...( холодный).
Африка – самый?...(жаркий).
Чтобы вы назвали еще в Африке самое….
•
Африка – самый жаркий материк
•
Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн.
км²)
•
Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671
км)
•
Самое обширное песчаное пространство –
пустыня Калахари
•
Самая высокая температура на Земле –
Эль-Азизия (Ливия) +58°С
•
Африка – самый жаркий материк
•
Самый древний (Да! Ученые все больше
склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину
человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)
•
Самый большой по площади после Евразии
(СЛАЙД)
Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ
А с островами часть света
Африка – 30,3 млн. км2
(СЛАЙД) Название АФРИКА
1.
(от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).
2.
Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от
названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В
последствии это название распространилось на весь материк.
3.В XVI в.
ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика»)
происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в
названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет
Африку от Азии.
Основная
проблема урока.
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?
”
Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы
должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики
физико-географического положения материка.
Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на
стр.311(УЧЕБНИК)
План характеристики физико-географического положения
материка.
- Положение материка по отношению к экватору.
- Положение материка по отношению к нулевому
меридиану.
- Положение материка по отношению к тропикам
- Крайние точки, их координаты.
- Протяженность материка с севера на юг и с
запада на восток в градусах и километрах.
- Определить в каких климатических поясах
расположен материк
- Положение материка по отношению к морям и
океанам.
- Положение материка по отношению к другим
материкам.
- Особенности физико-географического положения
материка.
Работы много, поэтому будем работать по группам.
Ряд у окна – 1 группа – АФ
Средний ряд – 2 группа – РИ
Ряд у стены – 3 группа - КА
А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ-
КА
Решение проблемы:
(СЛАЙД) Работаем следующим
образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и
представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь.
На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)
Ряд у окна – 1 группа – АФ
1. Положение материка по отношению к экватору.
Ответ: Экватор пересекает материк
и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади.
Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к
югу . Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном
полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество
получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года
Средний ряд – 2 группа – РИ
2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две
неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого
меридиана, а меньшая — к западу.
Ряд у стены – 3 группа - КА
3.Положение материка по отношению к тропикам.
Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в
экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.
(СЛАЙД)4. Крайние точки,
их координаты.
Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые
дальше всего вдаются в море.
Все вместе
Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).
Ряд у окна – 1 группа – АФ
Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).
Средний ряд – 2 группа – РИ
Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).
Ряд у стены – 3 группа - КА
Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в.
д.).
(СЛАЙД)5. Протяжённость
материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
Ряд у окна – 1 группа – АФ
Протяженность Африки север — юг:
Чтобы определить расстояние по меридиану в
градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная
оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от
экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги
меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.*
72 = 7992 км.
Средний ряд – 2 группа – РИ
Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 100
с.ш.
14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км
Ряд у стены – 3 группа - КА
На выбор
(СЛАЙД)ВЫВОД . От
протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата,
разнообразие природных условий. .
(СЛАЙД)6.
Определить в каких климатических поясах расположен материк
Экваториальный
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический
Высокие температуры весь год.
Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка
лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к
полюсам.
(СЛАЙД)7. Положение
материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии
На западе материк омывает Атлантический океан. На севере
Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.
проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу
и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал
– отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Баб-
эль-Мандебский пролив
Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского
океан
Элементы береговой линии есть на ваших карточках-
алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к
Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.
(СЛАЙД)9.Положение
материка по отношению к другим материка
Материк удален от Австралии,
Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.
на значительное расстояние, за исключением Евразии. На
севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14
км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой
полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200
км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.
Ты, на дереве древней Евразии
Исполинской висящая груши
Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки
Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.
Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в
начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка
Африка?”
(СЛАЙД)ТЕСТ
1. Крайней западной точкой материка является:
2. Экватор пересекает Африку:
3. Материк омывается на востоке водами океана:
4. Дальше других от Африки расположен материк:
5. Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?
Имеет выгодное физико-географическое положение.
Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Я знала, всё у нас получится,
Африку мы с вами будем знать.
Всем путешественникам
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Ведь
правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг
от друга»
Рефлексия ( выберите
картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии
Звучит музыка
Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль
ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в
отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела
танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого
таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом,
порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность
сказок, с детства захвативших воображение.
Организация домашнего задания.
Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об
открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из
исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить
рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием
дополнительного материала).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.