ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБОБЩЕНИЯ
ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «ТЕРМОДИНАМИКА
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества».
На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы.
Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
дата
урока
ОБОБЩЕНИЕ
1
т
2
е
3
р
4
м
5
о
6
д
7
и
8
н
9
а
10
м
11
и
12
к
13
а
В ходе урока на доске будут записываться ответы на кроссворд.
ХОД УРОКА
- Приветствие учителя.
- Сегодня у нас урок обобщения по разделу «Термодинамика». Урок не совсем обычный: физико-философский. И название урока глубокое: «Жизнь. Смерть. Бессмертие…»
- Открываем тетради. Записываем дату урока и «Обобщение».
- Наш урок будет состоять из двух этапов. На первом этапе урока отгадаем кроссворд «Термодинамика». Ответы на кроссворд будете записывать в тетрадях. По ходу повторения будут заданы вопросы кроссворда.
- Мы живем в сложном мире, где все взаимосвязано, в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса. Короче говоря, нас окружает мир, далекий от равновесия. В поисках простых представлений ученые выявили несколько фундаментальных законов. Один из них характеризует … Далее вопрос №2. Способность тела совершать работу. (энергия)
- Правильно. Сформулируем закон сохранения энергии.
- Дети формулируют закон.
- Энергия тесно связана с физической величиной … далее вопрос №4, являющейся мерой средней кинетической энергии молекул. (температура)
- Большое значение имеет в термодинамике основная физическая величина – внутренняя энергия, которая представляет собой сумму кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. А есть только два способа изменения внутренней энергии. Они являются ответами на вопросы №3 и №5. (работа и теплопередача)
- Еще в 8 классе мы с вами рассматривали теплообмен. Он бывает трех видов. Вам нужно их вспомнить и вписать в кроссворд как ответы на вопросы №7,8 и 12. (излучение, теплопроводность, конвекция)(даются определения этих терминов учащимися).
- Для различных агрегатных состояний характерны свои виды теплообмена. Почему же одни из них возможны, а другие нет в том или ином состоянии, нам поможет разобраться строение вещества.
- Доклад ученика на тему «Строение вещества».
- Теперь нам будет легко ответить на три следующих вопроса.
- №13. Тепловой процесс, сопровождающийся повышением температуры. (нагревание)
- Следующий вопрос №11. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)
- И вопрос №9. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)
- Мы с вами изучали несколько видов изопроцессов. Вспомните, как называется изопроцесс, происходящий при постоянной температуре. Вопрос №10. (изотермный)
- Законы изопроцессов используются в тепловых двигателях. А как называется физическая величина, характеризующая эффективность тепловых двигателей. Это ответ на вопрос №6. (КПД)
- КПД тепловых двигателей обычно не более 30-40%. Плохо же решается энергетическая проблема. Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию, преобразуемую тепловыми двигателями. Что же является энергией для тепловых двигателей? Вопрос №1. (топливо)
- Мы с вами повторили всю термодинамику вкратце, но объемно. Переходим к следующему этапу урока – философскому.
- Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплатною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра не отделимо зло.
- Здесь мы сталкиваемся с так называемыми полярными категориями добра и зла, жизни и смерти. Так что же принесли в мир создатели тепловых машин – добро или зло? Об этом вы должны были подумать. Теперь поговорим. А поможет нам в этом ответы на вопросы, которые на доске перед вами.
Далее идет разговор, спор с учащимися по вопросам, написанным на доске.
1. Дать определение понятию жизнь. Это случайность или необходимость?
2. В чем вы видите смысл жизни?
3. Что такое смерть по-вашему?
4. Возможна ли смерть без жизни? Существуют ли эти понятия раздельно?
5. Возможно ли достигнуть бессмертия? В чем для вас заключается бессмертие?
6. Существует ли добро отдельно от зла? Что по-вашему есть добро? Зло?
7. В чем для вас заключаются высшие человеческие ценности?
8. Технический прогресс, по-вашему, благо или несчастье человечества? (на примере тепловых двигателей)
9. Гениальность, по-вашему, врожденный дар или приобретенное качество?
10. Человек, по-вашему, царь природы или неотъемлемая ее часть?
- Спасибо вам за урок. За вашу откровенность, потому что на эти вопросы можно отвечать только откровенно.
- (если останется время, стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю фатального исхода…»)
Разгаданный кроссворд
1
т
о
п
л
и
в
о
2
э
н
е
р
г
и
я
3
р
а
б
о
т
а
4
т
е
м
п
е
р
а
т
у
р
а
5
т
е
п
л
о
п
е
р
е
д
а
ч
а
6
к
п
д
7
и
з
л
у
ч
е
н
и
е
8
т
е
п
л
о
п
р
о
в
о
д
н
о
с
т
ь
9
п
л
а
в
л
е
н
и
е
10
и
з
о
т
е
р
м
н
ы
й
11
и
с
п
а
р
е
н
и
е
12
к
о
н
в
е
к
ц
и
я
13
н
а
г
р
е
в
а
н
и
е
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 27.04.2015 |
Раздел | Физика |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 1356 |
Номер материала | 58377 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: