Инфоурок Биология КонспектыУрок-мастерская по теме "Бесполое размножение"

Урок-мастерская по теме "Бесполое размножение"

Скачать материал

Урок «Бесполое размножение»

Тип урока: урок новых знаний.

Вид урока: урок-педагогическая мастерская.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации о бесполом размножении организмов.

Задачи:

1. Способствовать раскрытию и развитию основных биологических понятий о  бесполом размножении и многообразии его форм.  

2. Развивать аналитические и творческие способности учащихся, умения делать выводы.

3. Содействовать развитию практических умений учащихся по размножению культурных растений, создать условия для развития навыков работы с раздаточным материалом.  

4. Воспитывать потребность в получении новых знаний, расширении кругозора.

Оборудование:

Таблица «Бесполое размножение», комнатные растения, проектор, презентация «Бесполое размножение», карточки с заданиями и рисунками, кроссворд «Размножение», энциклопедии «Биология», энциклопедические словари.

 Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя - мастера

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок.

2. Индукция

Учитель предлагает рассмотреть карточки с рисунками и фотографиями, выполнить задание на карточке.

-Дайте самостоятельное определение процессу, изображенному на них.

Учащиеся в группах рассматривают рисунки, дают определение изображённому процессу.

Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетради.

Записывает на доске определения, которые составили учащиеся.

Сравнивают свои определения бесполого размножения с научными определениями в словарях и энциклопедиях.

Записывают в тетради.

3. Деконструкция

Продолжается работа с карточками.

Учитель задаёт вопрос: Какие организмы изображены на рисунках?

 

Ответы учащихся: Растения, животные, грибы, бактерии.

По каким признакам различаются процессы бесполого размножения у разных групп живых организмов?

Учащиеся пытаются сгруппировать карточки по разным признакам, которые характеризуют бесполое размножение, но возникает затруднение, т.к. изображённые виды организмов относятся к разным царствам.

4.  Реконструкция

 

Учитель предлагает рассмотреть размножение у бактерий.

 

Учитель демонстрирует ролик о делении бактерий.

Учащиеся обмениваются мнениями о делении клетки бактерий: единственная  хромосома удваивается, клетка удлиняется, между хромосомами образуется перегородка.

Учитель обращает внимание на процесс размножения дрожжей.

Учащиеся называют этот процесс: почкование.

Каким способом размножаются грибы и низшие растения?

- Споры – специализированные гаплоидные клетки, которые образуются путём митоза.

Грибы могут размножаться грибницей, а водоросли – частями таллома.

У каких животных  из одной клетки образуются две дочерние особи?

  Характерно для одноклеточных животных (эвглена, инфузория).

Гидра – многоклеточное животное. Как у неё происходит бесполое размножение?

Учащиеся обсуждают этот вопрос, составляют ответ.

Почему процесс почкования у гидры также относится  к бесполому размножению?

На теле гидры клетки начинаются делиться митозом, из этих клеток формируется дочерняя особь.

Могут ли животные размножаться частями тела?

Ответы учащихся: Дождевой червь вырастает из половины тела. Из луча морской звезды вырастает полноценное животное. Клетки делятся митозом.

5. Деконструкция

Учитель предлагает рассмотреть комнатные растения: сенполию, сансевьеру, каланхое, традесканцию, пеларгонию, гипеаструм.

- А сейчас, пожалуйста, назовите свои ассоциации при просмотре.

Учитель записывает их на доске.

Учащиеся рассматривают комнатные растения, называют возникшие ассоциации.

 

 

 

 

 

 

Что есть общее в их размножении?

 

Учащиеся выполняют практическую работу,  определяют способы размножения растений.

Учитель демонстрирует в презентации различные культурные растения и предлагает задания по группам.

Учащиеся в группах выполняют задание и заполняют таблицу.

6. Афиширование

Учитель предлагает группам представить результаты работы.

Учащиеся по группам представляют результаты работы.

Листовые и стеблевые черенки- : сенполия, сансевьера,   традесканция, пеларгония, каланхое – выводковые почки, которые вырастают по краям листа.  Гиппеаструм – луковица. Это вегетативное размножение.

Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают  результаты выполнения заданий.

Работа в   малых группах выливается в представление всем   результата своей работы.

- Составьте в тетради схему «Бесполое размножение»

Учащиеся выполняют задание, устно приводят примеры.

7. Социализация

Учитель обращает внимание, что  задача этого этапа – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку .

Учащиеся оценивают свою работу, отмечают, какие дополнения можно внести в таблицу и схему.

8. Разрыв - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение явления, внутренне осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником.

Учитель предлагает сформулировать основные положения по данной теме.

Учащиеся  осознают, что у них недостаточно знаний, чтобы  обосновать тему и сформулировать  пункты выводов по теме.

9. Коррекция знаний. Работа с дополни- тельным материалом

Учитель задания предлагает для групп на слайдах презентации.

Учащиеся выполняют задания.

10. Афиширование.

Подведение итогов.

Учитель координирует результаты самосто­ятельной познавательной деятель­ности школьников.

Учащиеся находят дополнительные сведения об основах бесполого размножения, вывешивают на доске карточки с обобщениями по теме:

- бесполое размножение более древнее;

- новая особь развивается из соматических клеток;

- бесполое размножение реализуется за счёт деления клеток митозом;

- дочерние особи имеют такой же генотип, как и родительская  особь,

- бесполое размножение полезно в благопрятных условиях среды;

-  недостаток бесполого размножения в том, что в череде поколений не увеличивается генетическое разнообразие.

11. Домашнее задание

§ 3.1, с. 86, вопрос 3., желающие берут листочки с кроссвордами в качестве дополнительного домашнего задания.

При решении кроссворда учащиеся закрепляют новые понятия.

12. Рефлексия.

Учитель предлагает рефлексивный  листок:

-Узнал…

- Понял…

- Самый большой мой успех…

- Наибольшую трудность я почувствовал…

- Я не умел. Теперь, я умею…

- Я изменил свое отношение к…

- На следующем уроке я хочу…

Учащиеся заполняют листок, вклеивают его в тетрадь. Учащиеся частично озвучивают пункты рефлексии.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-мастерская по теме "Бесполое размножение""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме "Бесполое размножение" представлен в форме педагогической мастерской для учащихся 9 класса. Для педагогической мастерской характерны следующие этапы: индукция, деконструкция, реконструкция, афиширование, самокоррекция, социализация, рефлексия. В ходе занятия учащиеся работают в малых группах, обобщают и систематизируют знания по теме, составляют схему, в которой указывают виды бесполого размножения. Выполняют практическую работу, определяя вид бесполого размножения у комнатных растений. Работают с заданиями по электронной презентации, обсуждают полученные результаты, дополняют материал учебника сведениями из энциклопедии и словарей. В результате педагогической мастерской учащиеся самостоятельно формулируют основные тезисы по теме урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 848 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии по теме "Изменчивость" (10 класс)
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 8. Основные закономерности изменчивости
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.01.2021
  • 4800
  • 1317
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
Практическая работа с источником информации. Реализация наследственной информации в клетке
  • Учебник: «Биология. Общая биология (базовый уровень)», Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.
  • Тема: 2.10. Реализация наследственной информации в клетке
  • 04.01.2021
  • 1147
  • 9
«Биология. Общая биология (базовый уровень)», Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.01.2020 90
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Малиновкина Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Малиновкина Ольга Валерьевна
    Малиновкина Ольга Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85727
    • Всего материалов: 248

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек