Инфоурок Литература КонспектыУрок-мастерская «Кто такой Илья Ильич Обломов?»

Урок-мастерская «Кто такой Илья Ильич Обломов?»

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-мастерская

«Кто такой Илья Ильич Обломов?»

 

                 (Мастерская построения знаний и творческого письма.)

 

 

 

Автор: Баженова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кезская СОШ № 1» Кезского района Удмуртской Республики,

педстаж 35 лет,   высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Цель мастерской: помочь учащимся увидеть и понять разносторонность, многогранность и неоднозначность образа главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»; научить вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, иметь свой взгляд на проблему.

 

   Индуктор. Напишите, каким вы представляете себе человека, чьё имя «Илья». Обсудите в группе и выскажите свою точку зрения. (Социоконструкция, социализация).

 

   1 задание. Познакомьтесь со значением имени «Илья» и его гороскопом. Ответьте на вопрос, почему Гончаров выбрал не совсем обычное и редкое имя для своего героя. (Социоконструкция, социализация).(Приложение №1).

 

   2 задание. Изобразите в форме какой - либо геометрической фигуры фамилию главного героя и поясните. ( Социоконструкция, социализация ).

 

   3 задание. Запишите однокоренные слова к слову «Обломов». Назовите их. (Самоконструкция).

 

   4 задание. Познакомьтесь со значением однокоренных слов к слову «Обломов», выберите наиболее, по вашему мнению, соответствующее герою Гончарова. (Самоконструкция).(Приложение №2).

 

   5 задание. Запишите в середине листа «Обломов» и через тире выбранное вами слово. Это тема вашего сочинения- миниатюры. (Самоконструкция). Прочтите, что у вас получилось.

 

   6 задание. Назовите главные атрибуты жизни Обломова. Обсудите в группе и ответьте на вопрос, почему именно эти предметы являются атрибутами жизни главного героя романа. О чём они свидетельствуют.(Социоконструкция, социализация).

 

   7 задание. Посмотрите на данные портреты и определите. какая общая деталь одежды присутствует на портретах. Сделайте вывод, почему художники для изображения своих героев выбрали именно этот предмет одежды. (Социоконструкция, социализация).(Приложение №3).

 

   8 задание. Прочитайте отрывки из произведений разных авторов, обсудите в группе. что олицетворяет собой эта вещь, выскажите свое мнение. (Социоконструкция, социализация).(Приложение №4).

 

   9 задание. Познакомьтесь с некоторыми сведениями о самом авторе и ответьте на вопрос, почему Илюшу Обломова. а не кого – либо другого сделал Гончаров главным героем своего произведения ? (Социоконструкция, социализация).(Приложение №5).

 

   10 задание. Запишите черты характера Обломова в 2 столбика:

     отрицательные                                            положительные   

 Обменяйтесь тетрадями, допишите то, что вы упустили, прочтите свои записи. (Социализация).

 

   11 задание. Прочтите высказывания Обломова о самом себе и дополните свои записи.(Приложение №6).

 

   12 задание. Запишите в первый столбик, за что друзья ценят, любят Обломова, во второй столбик, за что осуждают. Обменяйтесь тетрадями, дополните, зачитайте. (Социализация).

 

   13 задание. Прочитайте высказывания об Обломове его друзей, автора, дополните свои записи.(Приложение №7).

 

   14 задание. Запишите в середине листа «Обломов», в следующей строке -«потерял», «приобрёл». Обсудите в группе и запишите, что потерял и что приобрёл главный герой романа Гончарова в течение своей жизни. Зачитайте свои записи. (Социоконструкция, социализация).

 

   15 задание. Образ Обломова - один из самых трагических и глубоких в мировой литературе. Исследователи ставят его в один ряд с Дон Кихотом, Фаустом, Гамлетом. Объясните  почему. Найдите то общее, что сближает эти, на первый взгляд, совершенно разные личности (характеры). (Социоконструкция, социализация).

 

   16 задание. Прочитайте высказывания критиков и самого автора о романе и его главном герое. Запишите два слова: «Обломов» и «обломовщина». Какой знак можно поставить между этими словами, поясните свою точку зрения. (Социоконструкция, социализация).(Приложение №8).

 

   17 задание. Напишите творческую работу на тему «Моё мнение о главном герое романа И. А. Гончарова «Обломов». («Моё отношение к главному герою романа И. А. Гончарова «Обломов» ).

 

                                 Литература.

 

1.      В. А. Недзвецкий «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов». Журнал «Литература в школе» №7 1997 г.

2.      А. В. Лобкарёва «Благословенный уголок земли…». О музее И. А. Гончарова  в Ульяновске. Журнал «Литература в школе» №3 1997 г.

3.      О. Кучкина «Гончаров». Газета «Литература» приложение к газете «Первое сентября» №13-14 1993г.

4.      Е. Кудинская «Халат как символ лености и свободы в русской литературе 19 века. Газета «Литература» приложение к газете «Первое сентября» №44 1998г.

 

Приложения.

 

Приложение №1.

Значение имени «Илья» и гороскоп.

 

1.                  Значение, происхождение имени.

    

Илья – русская форма древнееврейского имени Илия, означающего «мой Бог, сила божья, крепость Господня, верующий». Красивое, надёжное и хорошее имя, но по психоэмоциональному впечатлению – женственное. Его носитель – человек мягкий. Весь набор приятных и положительных качеств может быть сведён на нет отсутствием у его обладателя силы и мощи.

 

 

 

 

2. Гороскоп.

 

Характер.

    Илья общителен, весел, уступчив, хорош в компаниях, легко находит общий язык с самыми разными людьми. Благородный человек, очень предан семье. Может попасть под влияние друзей и сбиться с пути, но ненадолго. Холодность, пренебрежение для него непереносимы.

Судьба.

    Илья всегда поможет, научит, объяснит, но, за редчайшим исключением, не впустит никого в свой внутренний мир. В его характере много материнских черт, в целом это человек, как бы отражающий лучи яркого тёплого солнца.

Интуиция.

Хорошо развита. Позволяет правильно оценить обстановку и даже принять соответствующее решение. Но вот выполнять его почему-то всегда мешают досадные мелочи.

    Интеллект. Высокий. Умеет видеть и оценивать события с разных сторон.

Нравственность.

Илья не очень разборчив в выборе товарищей. Любовь стимулирует его творческий потенциал.

Здоровье.

Очень остро переживает неудачи, особенно личные. Ему необходим определённый комфорт. На него могут воздействовать посторонние звуки.

Брак.

Илья нежен, внимателен и заботлив. Способен по достоинству оценить женщину. Ему важно, чтобы она была душевно близка ему. Семья для Ильи – центр Вселенной. С детьми он нежен и добр.

Поле деятельности.

 Илья чаще выбирает занятие, не связанное с организаторской работой с  людьми. Наилучший вариант – когда Илья работает в паре с коллегой, свойства характера которого дополняют его собственные. Илья – настоящий хозяин с детства. У него сильно развито чувство собственности. Добрый, незлобивый, прямой, откровенный человек. Практическая реализация принятых решений удаётся ему плохо.

 

 

Приложение №2.

 

Обло – древнеславянское , «округлое, окружность, круг, круглый».

 

Обломок – « остаток» от прошлого, не пригодный для новой жизни.

 

Облом – неуклюжий увалень, лишенный ловкой обходительности.

 

Обломать – с трудом уговорить, убедить, сломить упрямство, гордость.(обломанный жизнью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.

 

  

 

 

 

 

 

Приложение №4.

 

1.      Как я люблю тебя, халат!

      Одежда праздности и лени,

      Товарищ тайных наслаждений

      И поэтических отрад !

      Н. М. Языков «К халату».

 

2.      Для Вяземского в стихотворении «Прощание с халатом» эта вещь, «товарищ неги праздной,/Досугов друг, свидетель тайных дум», означает убежище от светской жизни, олицетворяет личную независимость:

      Как я в твоём уступчивом уборе

      В движеньях был портного не рабом,

      Так мысль моя носилась на просторе

      С надеждою и памятью втроём…

 

3.       «Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок, не чувствуешь его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».  И. А. Гончаров «Обломов».

 

4.       (Под халатом Обломова спрятаны его кристальная душа, его чистая совесть, его необычная жизнь, вспоминая о которой, нельзя охарактеризовать её однозначно, но можно почувствовать «прелесть грустную» Вяземских строк.   

                                                                                                                                             

 

 

 

 

Приложение №5.

 

1.       Писатель пишет не только то, что знает. Он пишет ещё тем, что он есть. Собой. То есть тем составом, что наделила его природа. Ванечка Гончаров, любимое, балованное дитя, выросшее на Волге ( широкие плёсы, задумчивые рощи, медленная вода, медленные облака ), и Илюша Обломов – родня. Когда Илюша « в бесконечный зимний вечер жмётся к няне, она нашёптывает ему о какой-то неведомой стране, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать», это его , Ванечкина, няня оживает под Ванечкиным же пером. Современник вспоминал про него, уже взрослого: « Трогательны были его беседы со слепой няней. Мне кажется, иногда он слов не находил , как бы нежнее её назвать. « Голубка моя возлюбленная! Помнишь, какие волшебные сказки ворковала ты мне?...»

2.                  Учёные – литературоведы спорят: бранит или не бранит писатель обломовщину. И впрямь, кажется, олицетворение все российской лени – Илья Обломов. Однако у самого  Ивана Гончарова было прозвище, на французский манер, - де Лень.

3.                  « Как же это случилось, что я , человек мёртвый, утомлённый, равнодушный ко всему, даже  к собственному успеху, вдруг принялся за труд, в котором было отчаялся? И как принялся, если бы Вы видели! Я едва сдерживал волнение, мне ударяло в голову…» ( Из писем  И. А. Гончарова  о работе над романом «Обломов»).

4.                  Когда умер слуга И.А. Гончарова Карл Трейгут, осталась вдова, а с нею трое сирот: трёхлетняя Лена, пятилетний Вася и семилетняя Саня. Вспомнил ли Гончаров своего героя Обломова, пригревшего подле себя под старость детей вдовы Пшеницыной? У писателей есть этот странный дар – прозревать в произведениях собственную судьбу. Гончаров, никогда не знавший отцовства, отныне неловко, неумело и трогательно заботится о чужих детях.

 

Приложение №6.

 

1.                  «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье, злую и холодную болтовню, пустоту…». ( Обломов)

2.                   В его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». ( Обломов о самом себе )

3.                  « Где же тут человек? Где его цельность? Куда он скрался, как разменялся на всякую мелочь?... Всё это мертвецы, спящие люди…». ( Обломов ).

4.                  « Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу…, я воспитан нежно,… ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, и, вообще, чёрным делом не занимался». ( Обломов )

5.                  « Нет, жизнь моя началась с погасания. Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его». ( Обломов ).

6.                  « Кто же я? Что я такое? Подите спросите у Захара, и он скажет Вам: «Барин!» Да, я барин и делать ничего не умею! Делайте Вы, если знаете, и помогите, если можете, и за труд возьмите себе, что хотите…». ( Обломов ).

7.                  « Я «другой»? Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостаёт мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать - есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!». ( Обломов ) .

 

 

 

Приложение №7.

 

1.      « Как всё тихо… сонно в деревеньках, составляющих этот участок… Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях… Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю». ( « Сон Обломова»).

2.       « Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» ( Штольц )

3.      « Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья». ( Об Обломове).

4.       « Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества». ( Об Обломове ).

5.       « А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее… Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли». ( Об Обломове )

6.      « Это (сердце Обломова) – природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности». ( Штольц )

7.      « Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая». ( Ольга Ильинская Обломову)

8.       « Ты своё уменье затерял ещё в детстве, в Обломовке, среди тёток, нянек и дядек. Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».  ( Штольц )

9.      «… только любящий и живой человек создаёт около себя светлый круг, целую сферу счастья, не тем только, что посещает боль ницы, основывает школы, а тем, что к чему ни прикоснётся своей человеческой, симпатичной, доброй натурой, то везде делается тепло, честно, хорошо и чисто.»  ( И.А. Гончаров )

10.  « … ни усталость, ни скука не могла ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так  открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». ( Об Обломове).

 

 

Приложение  №8.

 

1.      «Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». ( Л.Н. Толстой в письма к А.В Дружинину)

 

2.      «Обломов»  любезен всем нам и стоит беспредельной любви». ( А.В. Дружинин)

 

3.      «…Между действительностью и идеалом лежит… бездна, через которую ещё не найден мост, да и едва ли построится когда». ( И.А. Гончаров в письме к И.И. Льховскому).

 

4.      « Скажу Вам… чего никому не говорил: с той самой минуты, когда я начал писать для печати … у меня был один артистический идеал: это – изображение честной, доброй, симпатичной натуры, высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося , ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». ( И.А. Гончаров в письме к С.А. Никитенко)

 

5.      «Обломовщина, усвоена из повести Гончарова; русская вялость, лень, косность; равнодушие к общественным вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости; привычка ожидать всего от других, а ничего от себя; непризнание за собой никаких мирских обязанностей…». ( Вл. Даль «Толковый словарь»)

 

6.      «Взгляните, пожалуйста, на статью Добролюбова об «Обломове». Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя». (И.А. Гончаров)

 

7.      «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова» ( И.С. Тургенев).

 

8.      «В типе Обломова и во всей это обломовщине мы видим нечто более , нежели просто удачное создание сольного таланта; мы находим в нём произведение русской жизни, знамение времени». ( Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»).

 

9.      «Он (Гончаров) не даёт и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов! Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлечённой философии, а прямою целью сама по себе». ( Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»).

 

10.  « Обломов не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других – развела в нём апотическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».   ( Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»).

  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-мастерская «Кто такой Илья Ильич Обломов?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель мастерской: помочь учащимся увидеть и понять разносторонность, многогранность и неоднозначность образа главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»; научить вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, иметь свой взгляд на проблему.Индуктор. Напишите, каким вы представляете себе человека, чьё имя «Илья». Обсудите в группе и выскажите свою точку зрения. (Социоконструкция, социализация). 1 задание. Познакомьтесь со значением имени «Илья» и его гороскопом. Ответьте на вопрос, почему Гончаров выбрал не совсем обычное и редкое имя для своего героя. (Социоконструкция, социализация).(Приложение №1). 2 задание. Изобразите в форме какой - либо геометрической фигуры фамилию главного героя и поясните. ( Социоконструкция, социализация ). 3 задание. Запишите однокоренные слова к слову «Обломов». Назовите их. (Самоконструкция). 4 задание. Познакомьтесь со значением однокоренных слов к слову «Обломов», выберите наиболее, по вашему мнению, соответствующее герою Гончарова. (Самоконструкция).(Приложение №2). 5 задание. Запишите в середине листа «Обломов» и через тире выбранное вами слово. Это тема вашего сочинения- миниатюры. (Самоконструкция). Прочтите, что у вас получилось. 6 задание. Назовите главные атрибуты жизни Обломова. Обсудите в группе и ответьте на вопрос, почему именно эти предметы являются атрибутами жизни главного героя романа. О чём они свидетельствуют.(Социоконструкция, социализация).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 225 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.02.2020 394
    • DOCX 600.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Митронина Инесса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Митронина Инесса Николаевна
    Митронина Инесса Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73994
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов