Инфоурок География КонспектыУрок-конференция «Глобальное потепление: миф или реальность?»

Урок-конференция «Глобальное потепление: миф или реальность?»

Скачать материал

Конференция«Глобальное потепление: миф или реальность?»

Цели:

         Формирование познавательной деятельности на уроке через самостоятельные задания поискового и творческого характера в условиях развивающего обучения для позитивной самореализации личности учащихся.

         Формирование межпредметных умений и навыков.

Задачи:

Развивающие

         Развитие креативных способностей учащихся, умения проектировать свою познавательную деятельность.

         Развитие речевой деятельности и навыков сотрудничества.

Образовательные

         Формирование стойкой мотивации к исследовательской проектной деятельности.

         Развитие навыков управления своей деятельностью.

         Выработка логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация и установление аналогий.

 

Воспитательные

 

         Воспитание культуры  общения.

         Совершенствование навыков адекватного восприятия различной информации.

Вопросы:

1Актуальность проблемы и цель исследования

2.«Глобальное потепление – это реальность или миф?».

3.Каковы основные причины глобального потепления?

4 «Последствия глобального потепления».

5.Что нужно делать, чтобы предотвратить угрозу глобального потепления? на примере Германии

6.конвенцией ООН об изменении климата и материалы Киотского протокола.

 

 

 

Ход конференции

- Дамы и господа, уважаемые участники  конференции, приглашённые гости и представители средств массовой информации! Мы рады приветствовать вас на нашей конференции. Надеемся на плодотворную работу и позитивное сотрудничество. Перед вами символ нашей конференции - северный медведь на плавающей льдине. Эту эмблему предложили участники конференции. «Именно в течение жизни сегодняшних трех миллиардов детей и молодых людей растают или сохранятся ледники Гималаев; стабилизируется или поднимется уровень моря, затопив треть прибрежной инфраструктуры Африки; Амазонка по-прежнему будет легкими планеты или станет исчезающей экосистемой, а полярный медведь останется символом Арктики или, как дронт и динозавры, станет всего лишь музейным экспонатом»,

 Конференцию считаем открытой.

Учитель ИвановаГ.И.: 

 (Тема  глобального потепления выбрана не случайно. Сегодня этот вопрос вызывает споры. Предлагаем просмотреть фрагмент видеозаписи

(Слайд 3. Белый медведь).

- С докладом «Глобальное потепление – это реальность» выступят представители 1-ой группы. (Выступление 1-ой группы).

Учитель  :Уважаемые участники конференции! Вы можете задать уточняющие вопросы.  От каждой группы  по одному вопросу

(Следующий доклад, который предлагается на конференцию. « основные причины глобального  потеплениЯ ») (Выступление 2-ой группы. ).

 (Уважаемые дамы и господа, мы прослушали ещё один доклад .

 Выскажите Ваше мнение по проблеме причин глобального потепления.

- Продолжим работу конференции.

- Не все являются сторонниками глобального потепления. У нас присутствует группа учёных-исследователей, которые считают, что Земле грозит похолодание. Тема следующего доклада «Глобальное потепление -  миф».   

  Третья группа предложила вниманию присутствующих сообщение по теме «Последствия глобального потепления». В докладе были приведены данные по наблюдениям за температурными аномалиями на Земле и отражены последствия глобального потепления на всех континентах, в том числе в России и в городе Самара.           Межправительственная группа «экспертов» по изменению климата была представлена четвёртой группой. Они рассмотрели и предложили разные способы спасения нашей планеты от похолодания, потепления .

Пятая группа познакомила участников конференции с конвенцией ООН об изменении климата и материалами Киотского протокола.

- Уважаемые участники конференции! Вы можете задать уточняющие вопросы

Учитель  - Мы услышали разные точки зрения по проблеме потепления. Есть сторонники, есть противники данной теории. Но хотелось бы услышать мнение специалистов о том, что сегодня делается для решения этой проблемы.

 

Подведение итогов

Учитель Уважаемые участники конференции и гости, наша работа подошла к концу. Мы просим высказать ваше мнение о работе конференции). При подведении итогов урока на стадии рефлексии было предоставлено слово «Пресс-центру», который на протяжении всей конференции отмечал наиболее удачные вопросы и ответы оппонентов, активность участников групп, количество заданных проблемных вопросов. Кроме того, представители всех групп высказали мнение о совместной деятельности в проекте, говорили о том, что данная проблема актуальна для современности, все участники получили возможность повысить свой уровень успешности.

- Что бы Вы отметили для себя интересного в работе нашей конференции?

- Как изменилось Ваше мнение об этой проблеме? и др.

Учитель- Благодарим всех за работу. Конференция объявляется закрытой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание содержания инновационной деятельности.

Открытый урок - межпредметный проект Глобальное потепление: миф или реальность?»

     Деятельность учителя в данной технологии становится несколько иной: он должен направить поисковую деятельность  ученика таким образом, чтобы он использовал не только  все, что уже знал по теме, но и открыл для себя что-то новое, так, чтобы шло поступательное развитие личности ребенка. Руководящая роль учителей была скрытой, не навязчивой, деликатной для того, чтобы обеспечить наибольшую самостоятельность школьников.

     Учитель выступал как организатор  деятельности, консультант и коллега по решению поставленных задач по добыванию необходимых знаний.

    Данная технология создавала условия учащимся проявить готовность к организации самостоятельной, индивидуальной и коллективной деятельности в процессе подготовки мини-проекта. По доминирующей деятельности учащихся этот проект можно назвать информационным, он был направлен на сбор информации об изменении климата на планете Земля за большой период времени с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

       В начале урока ученица 11 класса нарисовала на интерактивной доске символ конференции «Глобальное потепление – миф или реальность?» - белого северного медведя на плавающей льдине. В роли «участников конференции», «представителей СМИ» выступали учащиеся 11 универсального класса. «Фоторепортер» и «кинооператор» осуществляли фото и киносъемку конференции. Приглашенные гости – учителя обществознания, английского языка и биологии Кировского района. Ведущие конференции Воднева Л.И.- учитель биологии, Чистякова Т.И. – учитель истории и обществознания. Участники конференции познакомились с программой, которая появилась на экране. Ведущие предложили просмотреть фрагмент записи фильма одной из научных Российских экспедиций к Северному полюсу, в котором была отражена тема конференции. Затем каждая группа выступала с сообщениями, отражающими разные точки зрения на выдвинутую проблему. После выступления каждой группы проходило обсуждение, в ходе которого возникала спонтанная дискуссия, диалог, где принимали участие и приглашенные гости.

       Первая группа исследовала проблему «Глобальное потепление – это реальность». «Учеными» был проведен опрос граждан РФ и учащихся школы по проблеме глобального потепления.

      Вторая группа предложила вниманию присутствующих сообщение по теме «Последствия глобального потепления». В докладе были приведены данные по наблюдениям за температурными аномалиями на Земле и отражены последствия глобального потепления на всех континентах, в том числе в России и в Санкт-Петербурге. Ученик в роли «научного сотрудника Гарвардского университета» прокомментировал на английском языке отрывок из документального фильма «The Inconvenient Truth».

     Обсуждение было прервано сообщением о том, что в адрес конференции поступила телеграмма от участников 9 экологического форума стран Балтии, проходящего в данный момент в Санкт-Петербурге.

 

 

    Третья группа рассмотрела тему «Глобальное потепление – миф» и в своем выступлении отметила 3 стадии Малого ледникового периода, а также познакомила участников конференции с прогнозами сотрудников Пулковской обсерватории РАН А. Капицы, К. Кондратьева, Х. Абдусаматова, которые предсказывают, что похолодание на земле наступит к 2020 году. Также были рассмотрены причины глобального похолодания.

- презентаций мини-проектов в Power Point;

- выполнения рисунков;

- построения графиков, диаграмм;

- выхода в Интернет;

- выделение необходимой информации на карте мира;

- подписания участниками конференции «Обращения к Президенту РФ».

           Межправительственная группа «экспертов» по изменению климата была представлена четвертой группой. Они рассмотрели и предложили разные способы спасения нашей планеты от похолодания, потепления и затемнения. Познакомили участников конференции с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и материалами Киотского протокола. Данная группа разработала «Обращение экологической конференции к Президенту РФ», которое было подписано участниками.

При подведении итогов урока на стадии рефлексии было предоставлено слово «Пресс-центру», который на протяжении всей конференции отмечал наиболее удачные вопросы и ответы оппонентов, активность участников групп, количество заданных проблемных вопросов. Кроме того, представители всех групп высказали мнение о совместной деятельности в проекте, говорили о том, что данная проблема актуальна для современности, все участники получили возможность повысить свой уровень успешности.

- Что бы Вы отметили для себя интересного в работе нашей конференции?

- Как изменилось Ваше мнение об этой проблеме? и др.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Исследовательская работа учеников 8 класса посвящена острой современной проблеме - глобальному потеплению климата на Земле. В ней проведен анализ, отвечающий на множество вопросов первостепенной важности: "Насколько реальна угроза глобального потепления?", "Что является основной причиной потепления климата?", "Что наша цивилизация делает, чтобы предотвратить угрозу?", "Готовы ли люди лично бороться с этой угрозой?"

 

Актуальность проблемы и цель исследования

 

В последнее время в обществе широко обсуждается проблема глобального потепления, которое волнует не только ученых, но и политиков и простых граждан. Практически каждый день мы видим телевизионные репортажи и ток-шоу или читаем в газетах статьи на эту тему. Для тех, кто следит за темой, очевидно, что не все ученые имеют одну и ту же точку зрения, не все политики готовы объединять усилия разных стран для предотвращения глобальной угрозы. Поэтому мы поставили перед собой задачу -разобраться в основных вопросах этой проблемы, составить собственное мнение о том, насколько велика реальная опасность глобального потепления, и что нужно делать, если такая опасность действительно велика.

 

Чтобы исследование было полным, мы включили в него анализ по следующим вопросам:

 

Какие еще глобальные угрозы стоят перед человечеством?

В чем заключается опасность глобального потепления?

Меняется ли угроза глобального потепления с ходом времени?

Каковы осноные причины глобального потепления?

Что нужно делать, чтобы предотвратить угрозу глобального потепления? РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Исследовательская работа учеников 8 класса посвящена острой современной проблеме - глобальному потеплению климата на Земле. В ней проведен анализ, отвечающий на множество вопросов первостепенной важности: "Насколько реальна угроза глобального потепления?", "Что является основной причиной потепления климата?", "Что наша цивилизация делает, чтобы предотвратить угрозу?", "Готовы ли люди лично бороться с этой угрозой?"

 

Работа была представлена на Всероссийской конференции проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России - "Think Global - Act Local", где была отмечена Грамотой конференции.

 

Научный руководитель исследования - Галина Евгеньевна Люри.

 

 

 

 

Актуальность проблемы и цель исследования

 

В последнее время в обществе широко обсуждается проблема глобального потепления, которое волнует не только ученых, но и политиков и простых граждан. Практически каждый день мы видим телевизионные репортажи и ток-шоу или читаем в газетах статьи на эту тему. Для тех, кто следит за темой, очевидно, что не все ученые имеют одну и ту же точку зрения, не все политики готовы объединять усилия разных стран для предотвращения глобальной угрозы. Поэтому мы поставили перед собой задачу -разобраться в основных вопросах этой проблемы, составить собственное мнение о том, насколько велика реальная опасность глобального потепления, и что нужно делать, если такая опасность действительно велика.

 

Чтобы исследование было полным, мы включили в него анализ по следующим вопросам:

 

Какие еще глобальные угрозы стоят перед человечеством?

В чем заключается опасность глобального потепления?

Меняется ли угроза глобального потепления с ходом времени?

Каковы осноные причины глобального потепления?

Что нужно делать, чтобы предотвратить угрозу глобального потепления?

Готовы ли мы сами действовать?

 

 

РАЗДЕЛ 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ

 

 

Рис 1. Астропроблема в Аризоне

- не самая большая на Земле.

 

Глобальное потепление стоит в ряду других глобальных угроз человечеству. Раньше, до 1990-х годов, самой главной была угроза ядерной войны, в результате которой на Земле наступила бы «ядерная зима», из-за того, что дым и сажа от гигантских пожаров закрыли бы нашу планету от солнечных лучей. В результате взрывов атомных бомб и «ядерной зимы», погибли бы миллиарды человек, а жизнь выживших превратилась в кошмар (6). Однако после окончания холодной войны вероятность этой угрозы стала намного меньше - не потому что ядерные бомбы «стали меньше», а потому, что главные обладатели их - СССР (Россия) и США - перестали быть врагами. Сейчас главными угрозами человечеству являются следующие:

 

1) Катастрофическое загрязнение окружающей среды, при котором воздух становится непригодным для дыхания, вода - для питья, а продукты, выращенные на зараженной почве, становятся ядовитыми. К сожалению, во многих районах Земли такая картина уже реально наблюдается (2). К счастью, она еще она не охватила всю планету.

 

2) Демографический взрыв, т.е. очень большой рост численности населения, при котором на Земле просто не хватит ресурсов, чтобы прокормить все ее население. Сейчас численность населения планеты составляет около 6 млрд. человек, увеличиваясь каждый год на 90 млн. человек. Однако темпы этого процесса в последние годы стали снижаться, и последние прогнозы ООН говорят о том, что численность населения планеты стабилизируется и вряд ли не превысит 10–13 млрд. человек (5).

 

 

Рис 2. Карта астропроблем Земли.

 

 

3) Истощение ресурсов, главным образом энергетических, в результате чего технологии и уровень потребления населения могут быть отброшены на десятилетия (по самым пессимистичным прогнозам - столетия) назад. Это будет сопряжено с многочисленными социальными потрясениями и войнами. Однако сейчас в разных странах ведутся работы по расширению использования возобновимых источников энергии и созданию биотоплива, которое тоже является возобновимым ресурсом. Поэтому можно надеяться, что этой угрозы удастся избежать. Однако с истощением других природных ресурсов - водных, почвенных, лесных - ситуация намного хуже: их деградация продолжается с неснижающейся скоростью (1).

 

4) Падение большого метеорита, способного погубить биосферу Земли. Такое уже происходило в истории нашей планеты: на сегодняшний день известны более 170 т.н. астроблем - воронок, образовавшихся при столкновении Земли с крупным метеоритом или астероидом. Самая большая известная астроблема - кратер Чиксулуб в Мексике образовался 65 млн. лет назад и имеет диаметр около 180 километров! При падении этого метеорита выделилась энергия, равная взрыву миллиарда (!!!) ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму (3). По мнению ряда ученых именно эта катастрофа стала причиной гибели динозавров. Сейчас ученые, инженеры и политики во многих странах мира осознали эту угрозу и начали, хотя и не очень интенсивно, готовиться к ее отражению.

 

 

 

Предварительные выводы:

 

И без глобального потепления у человечества есть немало глобальных проблем;

Их опасность меняется со временем, проблемы могут расти (становиться реальными угрозами существованию человечества) или уменьшаться.

Прежде чем делать окончательные выводы о реальной угрозе глобального потепления, необходимо оценить состояние этой проблемы на сегодняшний день и, по возможности, сделать прогнозы.

 

 

--------------------------------------------------------------------------------ствовать?

20.03.2010 РАЗДЕЛ 3. ОПАСНОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ

 

Глобальное потепление несет несколько конкретных опасностей для человечества:

 

 

Рис 3. Наводнение в Великобритании.

 

1) Увеличение частоты климатических катастроф: тайфунов, ураганов, наводнений (рис. 3), засух — которые сопровождаются большим количеством человеческих жертв. Наиболее уязвимы будут побережья океанов и морей, дельты крупных рек, небольшие острова, жители которых, чтобы избежать гибели, должны будут переселяться ближе к центру материков (7). Из-за расширения площадей, подверженных опустыниванию и засухам, миллионы людей станут «экологическими мигрантами», вынужденными покидать родные места, лишенные еды и воды. Уже сейчас во всем мире численность таких мигрантов достигает 10 млн. человек и с каждым годом эта цифра растет (4). Очень сильно увеличится дефицит водных ресурсов в тропических и субтропических регионах, жители которых уже сейчас испытывают острую нехватку воды.

 

2) Сокращение территорий, пригодных для ведения высокоэффективного сельского хозяйства, что несет угрозу продовольственной безопасности человечества. Наибольшее снижение урожайности ожидается в большинстве тропических и субтропических регионах (7), одних из наиболее продуктивных в настоящее время, и где проживает значительная доля населения Земли. Если же среднегодовая температура станет больше на несколько градусов, снижение урожайности охватит и средние широты, в результате проблемы с продовольствием возникнут и у развитых стран. Кроме того, из-за увеличения температуры морской воды сократиться численность промысловых видов рыб, особенно в высоких и средних широтах.

 

 

Рис 4. Деформация железнодорожных путей

в результате таяния вечной

мерзлоты (Россия).

 

3) Усиление непрогнозируемости погоды — станет еще сложнее предсказывать погоду на среднесрочную и даже краткосрочную (несколько дней) перспективу, что очень опасно для сельского хозяйства, транспорта, энергетики, ЖКХ и т.д. Широко известно, к каким проблемам приводят в Москве неожиданные ураганы, ливни или снегопады, порой парализующие жизнь мегаполиса на несколько дней. Сейчас такие события происходят 1–3 раза в год, а при глобальном изменении климата их вероятность может возрасти на порядок. Это чрезвычайно усложнит жизнь крупных городов, приведет к увеличению числа техногенных катастроф. Возрастет и число аварий на транспорте, особенно авиационном и железнодорожном, поскольку они особенно чувствительны к капризам погоды.

 

4) Повышение уровня океана приведет к затоплению многих прибрежных городов, чаще всего крупных, важных для экономики портов и даже полному исчезновению небольших островных государств. Увеличение уровня мирового океана только за счет термального расширения воды при увеличении ее температуры составит всего 0,88 м. Однако даже это приведет к разрушению значительной части береговой инфраструктуры, затоплению практически всех пляжей (где же тогда отдыхать в отпуск?!), засолению питьевой воды в прибрежных городах, необходимости вложения значительных средств в создание защитных сооружений. Если же подъем уровня океана за счет таяния ледников окажется еще больше, то и масштаб проблем возрастет. Для России это чревато также затоплением обширных прибрежных низменностей Сибири, где добывается основная часть нефти и газа, что сильно усложнит и удорожит их добычу.

 

 

Рис 4a. Деформация железнодорожных путей

в результате таяния вечной

мерзлоты (Россия).

 

5) Еще очень важная проблема, которая появится у стран расположенных в северных широтах, — разрушение вечной мерзлоты. Сейчас на ней стоят заводы, жилые дома, железные дороги, нефте- и газопроводы, методика строительства которых давно отработана. Особенно много городов и объектов, стоящих на вечной мерзлоте, расположено в России. Разрушение вечной мерзлоты повлечет за собой разрушение этих строений, что станет причиной значительного числа техногенных катастроф — разрушения домов, аварий на нефтепроводах, железных дорогах и др. (Рис.4).

 

6) Потепление климата непосредственно скажется на здоровье населения. Многие города, расположенные в средних широтах, каждое лето надолго будут накрываться «волнами» жаркого воздуха, к которым они абсолютно не приспособлены. Жители их, особенно пожилые и бедные люди (неспособные укрыться от жары под кондиционерами), будут испытывать тепловые стрессы, которые уже сейчас уносят десятки тысяч жизней только в Европе. Отдельная проблема — продвижение на север опасных болезней, которые сейчас распространены только на юге и к которым жители севера не адаптированы. Уже сейчас заметно расширение на север ареалов таких разносчиков особо опасных инфекций, как москиты и клещи (7).

 

7) Многие природные экосистемы будут либо разрушены, либо перетерпят значительные и необратимые изменения. Наибольшая опасность угрожает ледникам, которые тают из-за потепления климата (см. ниже), коралловым рифам, атоллам и мангровым зарослям из-за повышения уровня океана, полярным экосистемам из-за таяния вечной мерзлоты, тропическим лесам, чувствительным к климатическим изменениям, северным лесам из-за увеличения размеров и количества лесных пожаров и др.

 

 

Предварительные выводы:

 

Потепление климата представляет собой серьезную угрозу.

Необходимо выяснить, насколько она реальна (наступит или не наступит потепление климата).

 

 

НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНА УГРОЗА ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ?

 

 

Рис 5. Ежегодные отклонения глобальной

температуры воздуха с 1880 по 2006 год

от средней за период 1961 – 1980 гг.

Красная линия – 5-летняя скользящая средняя,

зелёные штрихи – доверительный интервал.

 

Сейчас уже не возникает сомнений в том, что на земле происходит глобальное повышение температуры воздуха. Особенно убеждают ученых графики изменения температуры воздуха, сделанные на основе инструментальных наблюдений, которые широко начались с 1880-х годов. На рисунке 5 видно, что к 2006 г. среднегодовая температура по сравнению с периодом 1961-1980 гг. (этот период ученые используют в качестве «среднего значения», тогда средняя температура воздуха на Земле составляла около 14°С) возросла на 0,6°С, а за весь период наблюдений атмосфера Земли потеплела на 0,8 – 1,0°С.

 

В России наблюдается аналогичная ситуация (Рис.6). Оказалось, что Северная Евразия - регион с одним из наиболее быстрых темпов роста температуры в мире. Среднегодовая температура воздуха в России по сравнению с периодом 1961 – 1980 гг. выросла практически на 1°С, а за весь период инструментальных наблюдений на 1,8°С (8). Однако для России это, может быть, не так уж и плохо. Ведь среднегодовая температура воздуха в среднем для всей территории страны отрицательная и составляет -5,5°С, хотя в тех районах, где проживает большинство населения, она выше: +2,8°С. Для сравнения - для всей территории Канады среднегодовая температура -4,4°, но канадцы расселены так, что живут при +5,8°(9).

 

 

Рис 5. Рис. 6. Среднегодовая приземная температура

воздуха (ºС), на территории России,

в отклонениях от средней за период 1961-1980 гг.

 

Другое очень яркое доказательство глобального потепления климата таяние ледников. Несмотря на кажущуюся простоту, на самом деле ледники являются очень сложными природными системами. Они чутко реагируют на весь комплекс природных факторов: температуру воздуха, ее изменение по сезонам, количество осадков (отдельно по снегу и дождю), длительность морозного периода и многое другое. Сокращая свои площади практически во всех регионах мира (рис.7), ледники как чувствительные датчики шлют нам ясный сигнал — глобальное потепление наступает, и природные системы на него реагируют. Кроме того, происходит таяние арктических морских льдов, средняя толщина которых уменьшилась за последние 30 лет на 40%. Уже всерьез обсуждается, как будет выглядеть Арктика безо льда, к каким политическим, экономическим и экологическим последствиям это приведет.

 

 

Предварительные выводы:

 

Факт глобального потепления климата Земли у подавляющего числа ученых не вызывает сомнения.

Следующий необходимый раздел нашего исследования - выяснение основных причин глобального потепления (иными словами - кто виноват?).

 

Рис 5. Рис. 6. Среднегодовая приземная температура

воздуха (ºС), на территории России,

в отклонениях от средней за период 1961-1980 гг.

 Рис 5. Рис. 6. Среднегодовая приземная температура

воздуха (ºС), на территории России,

в отклонениях от средней за период 1961-1980 гг.

 

Глобальное потепление — как угроза человечеству

 

20.03.2010 РАЗДЕЛ 4. ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ – КТО ВИНОВАТ?

 

Если с фактом глобального потепления согласны практически все ученые, то о виновнике этого процесса продолжаются горячие споры. Существуют две основные точки зрения на причины глобального потепления. Одни ученые утверждают, что основная причина глобального потепления — человеческая деятельность, приведшая к так называемому «парниковому эффекту». Суть его в следующем. Из-за массированного сжигания ископаемого топлива (угля, нефти, газа, торфа) и уничтожения экосистем, аккумулирующих атмосферный углерод (лесов, болот), покрытия тонкой нефтяной пленкой поверхности океана на больших площадях, что затрудняет газообмен, в атмосфере резко выросло содержание углекислого газа.

 

Если до промышленной революции его концентрация в воздухе составляла 280 ppm (частей на миллион), то в начале 2009 г. — 397 ppm, вырастая в среднем за год на 1,5 ppm, а в 2008 г. на рекордные 2,5 ppm (13). Углекислый газ свободно пропускает к земле коротковолновые солнечные лучи, но в значительной мере задерживает идущее обратно длинноволновое излучение от нагретой Солнцем поверхности планеты (рис. 8). В результате, как в парнике, температура воздуха растет. Из-за этого происходит нагревание океана, который выделяет еще СО2, а также разрушение вечной мерзлоты и связанное с этим испускание еще одного парникового газа — метана. Таким образом идет «самоусиление» парникового эффекта и еще большее нагревание атмосферы.

 

Однако далеко не все ученые согласны с такой теорией. Многие утверждают современное потепление климата это естественный природный процесс, который уже не раз случался в истории Земли. Так, примерно 1000 лет назад температура воздуха в Северном полушарии была такой же, как сейчас (рис.9), а 2000 лет назад, кстати, еще больше. Более того, изучая воздушные пузырьки в Антарктическом льду на разной глубине (чем глубже, тем лед старше) ученым удалось установить, что за последние 650 тыс. лет это, по крайней мере, девятое потепление климата, и далеко не самое большое (рис.10).

 

Такие природные колебания климата ученые связывают как с астрономическими причинами (циклические изменения земной орбиты), так и с цикличностью, внутренне присущей атмосфере Земли. Что же касается увеличения концентрации углекислого газа, то это не причина, а следствие потепления: просто нагревающийся океан испускает его в атмосферу, а вклад человека в этот процесс невелик.

 

Кто же прав? А вот этого никто не знает. Может быть, сторонники «парникового эффекта», может быть их противники, а может, будет разработана еще одна теория, способная объединить или опровергнуть обе точки зрения. Но как же в этой ситуации полной неопределенности поступать человечеству? Ведь если правы сторонники «парникового эффекта» надо срочно сокращать индустриальный выброс СО2, восстанавливать леса, очищать океан и др. Но если они не правы, то человечеству нужно лишь приспосабливаться к идущим изменениям, ожидать неизбежно последующего за потеплением похолодания (см. рис.10) и направлять силы и средства на предотвращение других глобальных угроз. Как быть?

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ – ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

Если сторонники теории «парникового эффекта» правы, то странам следует продолжать договариваться о сокращении выбросов СО2, как это уже идет более 10 лет. В настоящее время в мире с 1997 г. действует Киотский Протокол, который обязывает страны ограничить выброс углекислого газа, способствует лесовосстановлению и ставит своей целью сократить эмиссию СО2 с 1990 г. по 2012 г на 5%. К нему присоединилось большинство государств, суммарный выброс СО2 которых превышает 50% от мирового значения. Однако некоторые страны отказались его подписать (например, США, Китай, Индия), объясняя это тем, что такие ограничения могут затормозить развитие их экономик (11).

 

Однако многие ученые говорят о том, что его ограничения слишком малы и не могут сдержать глобального потепления. Поэтому в конце 2009 г. готовился новый Копенгагенский Протокол, который должен был прийти на смену Киотскому в 2012 г. Однако, подписать его не удалось главным образом из-за позиции бедных государств, требующих от богатых компенсации их затрат на сокращение выброса углекислого газа. Сейчас процесс создания такого обязывающего общемирового документа решено продолжить, и стоит надеяться, что в 2012 г. на смену Киотскому протоколу придет новый документ.

 

Однако как быть, если правы те ученые, которые считают, что не антропогенный «парниковый эффект» является причиной потепления, а это обычный природный циклический процесс? И в этом случае, на наш взгляд, такие Протоколы очень полезны. Во-первых, при их подписании страны учатся договариваться о совместном сокращении воздействия на природу, о решении экологических проблем, а такой опыт всегда пригодится в будущем и при противодействии другим глобальным угрозам (например, в борьбе против астероидов-убийц). Во-вторых, они помогают разрешить другие глобальные проблемы — вместе с уменьшением выброса СО2 сокращается выброс других загрязнений (оксидов азота, серы, тяжелых металлов и др.), что снижает загрязнение биосферы Земли и увеличивается эффективность энергетики, что снижает темпы истощения энергетических ресурсов. В-третьих, они обязывают страны мира сохранять природные экосистемы, аккумулирующие углерод (леса, болота, океаны и моря), стимулируют лесопосадки и другие действия, которые повышают устойчивость биосферы Земли и сохраняют ее природу, что хорошо в любом случае. Так что международные договоры, типа Киотского, полезны в любом случае, правы или не правы сторонники теории «парникового эффекта».

 

 

 

Страница 6 - 6 из 6

Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 | След. | Конец | Все

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Исследовательская работа учеников 8 класса посвящена острой современной проблеме - глобальному потеплению климата на Земле. В ней проведен анализ, отвечающий на множество вопросов первостепенной важности: "Насколько реальна угроза глобального потепления?", "Что является основной причиной потепления климата?", "Что наша цивилизация делает, чтобы предотвратить угрозу?", "Готовы ли люди лично бороться с этой угрозой?"

 

Работа была представлена на Всероссийской конференции проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России - "Think Global - Act Local", где была отмечена Грамотой конференции.

 

Научный руководитель исследования - Галина Евгеньевна Люри.

 

 

 

 

Актуальность проблемы и цель исследования

 

В последнее время в обществе широко обсуждается проблема глобального потепления, которое волнует не только ученых, но и политиков и простых граждан. Практически каждый день мы видим телевизионные репортажи и ток-шоу или читаем в газетах статьи на эту тему. Для тех, кто следит за темой, очевидно, что не все ученые имеют одну и ту же точку зрения, не все политики готовы объединять усилия разных стран для предотвращения глобальной угрозы. Поэтому мы поставили перед собой задачу -разобраться в основных вопросах этой проблемы, составить собственное мнение о том, насколько велика реальная опасность глобального потепления, и что нужно делать, если такая опасность действительно велика.

 

Чтобы исследование было полным, мы включили в него анализ по следующим вопросам:

 

Какие еще глобальные угрозы стоят перед человечеством?

В чем заключается опасность глобального потепления?

Меняется ли угроза глобального потепления с ходом времени?

Каковы осноные причины глобального потепления?

Что нужно делать, чтобы предотвратить угрозу глобального потепления?

Готовы ли мы сами действовать?

 

 

----Крупнейший молодежный форум призывает к конкретным действиям в области изменения климата накануне конференции в КопенгагенеПерейти к навигации

Тэджон (Республика Корея)/Найроби (Кения) – Молодые лидеры стран с развивающейся экономикой, которые представляют три миллиарда детей и молодежи планеты, соберутся в Корее, чтобы потребовать конкретных действий от участников конференции по климату в Копенгагене.

 

Международная детская и молодежная конференция «Тунза», которая состоится в южнокорейском городе Тэджон 17-23 августа 2009 г., станет крупнейшим мероприятием, посвященным вопросам климата, накануне декабрьской конференции ООН по изменению климата.

 

Это основная возможность для более чем 800 участников из 100 стран потребовать от правительств принятия долгосрочного научно обоснованного соглашения по борьбе с изменением климата.

 

Заявляя свои требования о снижении выбросов парниковых газов, обеспечения ресурсоэффективного и экологически устойчивого будущего, следующее поколение напомнит миру и о том, что именно для них создание зеленой экономики будущего имеет наибольшее значение.

 

Ахим Штайнер, Заместитель Генерального секретаря ООН и Исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП), заявил: «Конференция детей и молодежи – важное событие для молодых людей, которое дает им возможность обсудить и выработать позицию по вопросам изменения климата накануне конференции в Копенгагене, более того, здесь соберутся представители того поколения, которое почувствует на себе результаты решений, которые будут приняты на конференции в Копенгагене и после нее».

 

«Именно в течение жизни сегодняшних трех миллиардов детей и молодых людей растают или сохранятся ледники Гималаев; стабилизируется или поднимется уровень моря, затопив треть прибрежной инфраструктуры Африки; Амазонка по-прежнему будет легкими планеты или станет исчезающей экосистемой, а полярный медведь останется символом Арктики или, как дронт и динозавры, станет всего лишь музейным экспонатом», – добавил он.

 

Несколько фактов о Международной детской и молодежной конференции «Тунза»:

 

1. На Глобальном совещании, цель которого составить обращение к мировым лидерам, будет использоваться самое современное оборудование для обеспечения связи с сотнями активистов-экологов на местном уровне, встречи которых пройдут по всему миру от Найроби до Сан-Паулу, от Стокгольма до Бангкока.

 

2. Глобальная дискуссия «Подпишем договор!» (Seal the Deal!) соберет известных политиков и лидеров экологического движения, среди которых Премьер-министр Республики Корея Хан Сын Су, Министра экологии Мальдивских островов Мохамед Аслам, Министр экологии Камеруна Хеле Пьер, Исполнительный директор ЮНЭП Ахим Штайнера и известные активисты в области экологии, включая Дэвида де Ротшильда (который доплывет до Тихоокеанского мусорного острова (Pacific Garbage Patch) на лодке, изготовленной из бутылок из переработанного пластика), Роз Сэвидж (переплывшей океан на гребной лодке, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления) и Ло Хуна (который использует искусство фотографии для привлечения общественного внимания к теме экологии), а также молодые активисты.

 

3. На конференции в Тэджоне состоится презентация my.uniteforclimate.org, платформы молодежной социальной сети, посвященной проблеме изменения климата, а также всемирной дискуссии молодежи на Google/YouTube по вопросам глобального потепления, которая будет проводиться в сети до конференции в Копенгагене в декабре 2009 г.

 

4. На конференции состоится церемония награждения победителей Международного конкурса детских рисунков ЮНЭП на тему защиты окружающей среды 2009 г.

 

Участники конференции были выбраны из нескольких тысяч кандидатов с учетом их достижений в области экологии в своих странах. Многочисленные инициативы в этой области говорят о понимании современными молодыми людьми экологических проблем и их стремлении участвовать в их решении.

 

Среди наиболее интересных и творческих проектов участников конференции «Тунза» – отмеченный наградами оригинальный клип двух канадских исполнителей рэпа о том, как каждый из нас может снизить воздействие на окружающую среду; проект по распространению 500 энергосберегающих ламп в Непале; инициатива по созданию автомобильного пула на Самоа; образование Фонда зеленой экономики Навахо с целью создания рабочих мест для молодежи в сфере экологии; проект по переработке в Сьерра-Леоне и проект по очистке реки в России и другие. Все инициативы будут выставлены на общее голосование для определения лучшей среди нескольких сотен представленных на конференции.

 

Делегаты конференции примут участие в нескольких мероприятиях, как практических, так и тех, которые направлены на долгосрочный результат, включая изготовление натурального мыла и обсуждение способов привлечения молодежи к охране окружающей среды. На семинарах по основным экологическим вопросам, таким как вода, устойчивая жизнедеятельность, исчезающие виды, они смогут обменяться мнениями о том, как сделать мир более экологически безопасным и самим позаботиться о своем экологически чистом будущем. В рамках недельной конференции состоятся сессии, посвященные работе в «зеленом секторе», семинар по созданию автомобиля, работающего на солнечной энергии, создание рисунков на стенах и концерт на инструментах, изготовленных из переработанных материалов.

 

Молодежная конференция является частью глобальной кампании ООН под девизом «Подпишем договор!» (‘Seal the Deal!’), возглавляемой Генеральным секретарем ООН Пан ги Муном, цель которой усилить политическую волю и общественную поддержку для достижения нового всестороннего соглашения по климату. В течение следующих месяцев более миллиона молодых людей продут по улицам мировых столиц в поддержку кампании «Подпишем договор!», чтобы донести до лидеров стран декларацию приоритетов молодежи в области изменения климата, принятых на Конференции «Тунза».

 

Российская Федерация

 

В 2007 г. Алина Беженар была назначена делегатом от молодежи 2007-2009 гг. ОСЗД/ЕКОЗС (План действий «Окружающая среда и здоровье детей»/Европейский комитет по окружающей среде и охране здоровья). Она занимается активной деятельностью, принимала участие в ряде встреч ВОЗ в 2007, 2008 и 2009 гг. В настоящее время Алина работает над подготовкой 5-ой Министерской конференции 2010 в Парме, Италия. Она умеет хорошо налаживать контакты, была участником Конференции «Тунза» в 2007 г.

 

 

Полина Безматерных и Евгения Поскина рассказывают: «Река и пруд в нашем городе загрязнены сточными водами перерабатывающих предприятий, в водной экосистеме содержатся опасные вещества. Наша главная цель – сделать так, чтобы Белоярский пруд и река Пышма снова стали чистыми и красивыми. Для этого необходимо очистить берег от бутылок, упаковок и другого мусора, очистить воду от химических и биологических вредных веществ, изменить отношение жителей города и предприятий к окружающей среде.

 

 

Евгений Баранников и Денис Давыдов, называющие себя «зелеными тинэйджерами», рассказывают: «Мы изучаем экологические проблемы и способы их решения. Мы многое знаем в этой области и хотим поделиться своими знаниями и вопросами с нашим сообществом. Поэтому мы решили посвятить наш проект повышению информированности об охране окружающей среды. Прежде всего, наша задача состояла в том, чтобы найти способ донести информацию до людей и привлечь их внимание к экологическим проблемам на местном и глобальном уровнях. Как тинэйджеры могут привлечь внимание к вопросам экологии? Как заставить равнодушных взрослых и скептически настроенных подростков задуматься об изменении модели потребительского поведения? Мы вспомнили о том, как сами заинтересовались экологией, и определили, что социальные сети, музыка, СМИ, ролевые модели, игры и спорт могут оказать наибольшее влияние на молодых людей. Кроме этого, их интересуют культура и искусство. Безусловно, визуальные средства являются наиболее эффективным инструментом привлечения внимания аудитории в целях повышения информированности в области экологии и стимулирования интереса к участию в охране окружающей среды. Нам нужно было разработать стратегию для того, чтобы донести наши идеи до аудитории. Мы обсудили этот подход и решили остановиться на граффити! Мы сами активные и творческие люди, нам небезразличны экологические проблемы, поэтому граффити оказалось самым эффективным и простым способом донести наши идеи. Мы выбрали граффити, потому что это модная современная субкультура, популярная среди детей и подростков. Для создания граффити нужна целая команда, поэтому мы соберем ребят, которые изучают языки, искусство, экологию и другие области. Мы считаем, что этот вид искусства позволит нам привлечь больше молодых людей к экологической деятельности. Граффити может стать международным языком молодого поколения и способом выразить свою озабоченность экологическим проблемами. Граффити сразу привлекает внимание, вряд ли есть другой вид современного искусства, который способен привлечь внимание стольких людей. Кроме этого, граффити остается надолго, служит как для развлечения, так и для образования. Мы надеемся, что с помощью граффити мы привлечем внимание к самым острым проблемам экологии и поможем начать общественную экологическую кампанию. Более того, использование английского языка в рисунках позволит расширить и укрепить международные связи, способствуя процессу глобализации. В результате долгого обсуждения набросков и рисунков, слоганов, цветов и образов мы выбрали несколько композиций. Например, “Reduce, Reuse, Recycle”; “Plant a Tree, Save Our Planet”. Наша работа вызвала большой интерес, люди задавали вопросы, а некоторые предлагали стены для следующего граффити. Мы с друзьями убедились в том, что маленькие шаги могут привести к большим переменам. Мы надеемся, что смогли не только повысить информированность об экологических проблемах, но и изменить отношение людей, заставить их действовать. Мы хотим принять участие в Международной конференции «Тунза», чтобы поделиться своим опытом, поучиться у других и выразить нашу озабоченность будущим планеты».

 

 

Дарья Подосенова рассказывает: «Молодежный проект «Климатический патруль» проводится в Свердловской области, где я живу. Наш регион является лидером по выбросам парниковых газов. Мы знаем, что проблема изменения климата одна из самых острых в мире, и что всем странам и регионам необходимо принять срочные меры по ее решению. Мы создали в нашей школе климатический патруль.

 

1. Мы знаем, что нерациональное использование энергии приводит к потерям энергии и выбросам углерода. Поэтому мы выходим на улицы и находим лампы, которые горят в течение дня. Как правило, они принадлежат муниципальным службам или рекламным агентствам. Мы записываем адреса и информируем городские власти.

 

2. Мы знаем, что 25-30% выбросов углерода в России связаны с нерациональным использованием энергии, поэтому мы проводим энергетический аудит в домах и школах: мы предлагаем оптимальный вариант использования электрических приборов и просим директора школы и родителей заменить неэффективные приборы.

 

3. Мы знаем, что деревья это легкие планеты, которые помогают сохранить климат. Поэтому мы посадили деревья около школы и вокруг домов.

 

Результаты нашего проекта:

 

- сняты более 20 ламп, включенных в дневное время, установлено энергоэффективное оборудование в школе и в домах, посажены 20 деревьев.

 

Мы хотим поделиться нашим опытом участия в этом проекте на конференции «Тунза», где мы сможем познакомиться с коллегами из других стран и обсудить наиболее эффективные подходы к проблеме изменения климата. Ради будущих поколений нам нужно решать эту проблему сегодня!

 

Примечание для редактора:

 

Конференция

Международная детская и молодежная конференция «Тунза» организована ЮНЭП и Национальным комитетом ЮНЭП по Корее при поддержке правительства г. Тэджон, учреждений ООН, включая ЮНИЕФ, ЮНФПА, ФАО, ВМО, ЮНЕСКО и ДЭСВ ООН, а также международных молодежных организаций (Всемирная организация движения скаутов и Всемирная ассоциация герл-гайдов и герл-скаутов) и партнеров из частного сектора («Байер», Автомобильная группа «Хендэ-Киа», «Самсунг Инжинириг»).

 

Участники

Дети и молодые люди, принимающие участие в конференции, были выбраны из 3000 кандидатов с учетом их участия в экологических проектах и активности в области охраны окружающей среды. В этом году детская и молодежная конференции объединены; возраст участников детской конференции составляет 10-14 лет, молодежной – 15-24.

 

Глобальное совещание

Глобальное совещание «Подпишем договор!» (Seal the Deal!) будет организовано НПО Global Voices (Вашингтон), которая впервые использовала технологии для проведения масштабных дискуссий с целью влияния на выработку политики.

 

Международный конкурс детского рисунка

Победители 18-ого Международного конкурса детского рисунка на тему экологии будут объявлены в г.Тэджон 20 августа. Более 2,4 миллионов детей со всего мира приняли участие в творческом конкурсе, посвященном проблеме изменения климата. ЮНЭП ежегодно проводит конкурс детского рисунка при поддержке Фонда глобального мира и окружающей среды (Япония), компаний «Байер» и «Никон Корпорэйшн».

-----------

 

Журналист   Обязательства для сторон

 

 

 

РКИК определяет только общие принципы, обязательства для Сторон Конвенции и основные направления деятельности по решению проблемы изменения климата:

 

РКИК предусматривает необходимость учета выбросов и абсорбции парниковых газов Сторонами Конвенции. Данные о зарегистрированных ежегодных выбросах и абсорбции парниковых газов должны регулярно предоставляться в Секретариат РКИК в виде ежегодных отчетов об их инвентаризации – кадастров (ст. 4, п.1а и ст.12, п.1);

Стороны обязаны формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы по смягчению последствий изменения климата путем сокращения антропогенных и абсорбции парниковых газов, а также осуществлять меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата (ст. 4, п. 1b);

Стороны обязаны представлять на периодической основе общее описание мер, принятых или предусмотренных Стороной, по осуществлению Конвенции (ст. 12, п.1b);

Стороны РКИК обязаны оказывать содействие и сотрудничать:

в разработке, применении и распространении технологий, приводящих к снижению антропогенных выбросов парниковых газов (ст. 4, п. 1c);

в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата, разрабатывая и развивая соответствующие комплексные планы по ведению хозяйства в прибрежных зонах, водным ресурсам, сельскому хозяйству и т.п. (ст. 4, п. 1е);

в проведении научных, технологических, технических, социально- экономических и других исследований, систематических наблюдений, в обмене информацией, связанной с климатической системой (ст. 4, п. 1g, п.1h);

в области образования, подготовки кадров и просвещения населения по вопросам изменения климата (ст. 4, п. 1i).

Вместе с тем, РКИК предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом различных социально- экономических условий стран. Причем, признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны (страны Приложения I к Конвенции), поэтому они должны играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями. В этой связи на промышленно- развитые страны и страны с переходной экономикой, включенные в Приложение I к Конвенции, РКИК налагает дополнительные обязательства:

 

Каждая из указанных Сторон Конвенции должна проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов, защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов, демонстрируя, таким образом, лидерство в этой области для остальных стран (ст. 4, п.2a);

Стороны должны представлять на периодической основе подробную информацию о своих политике и мерах, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (ст. 4, п.2b);

Стороны, входящие в Приложение II к РКИК (преимущественно, страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития), обязаны предоставлять финансовую и иную помощь развивающимся странам для выполнения ими своих обязательств по Конвенции, учитывая при этом их конкретные потребности и особенности их социально-экономического развития (ст.4, п. 3-5, 8-9). Эти подпункты предусматривают помощь по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и «ноу-хау»;

Кроме того, промышленно-развитые страны и страны с переходной экономикой в рамках РКИК приняли на себя обязательства по сокращению и ограничению своих антропогенных выбросов парниковых газов с тем, чтобы к 2000 году привести суммарную эмиссию выбрасываемых ими газов к уровню 1990 года, принятого в качестве базового (ст. 4, п.2b). -----------------------------------------------------------------КС-1 (1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место проведения: Берлин (Германия)

Президент: Ангела Меркель, Федеральный Министр окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности (Германия)

Обсуждаемые вопросы: понимая недостаточность мер, предлагаемых РКИК ООН, для решения проблемы изменения климата, на первой же Конференции Сторон, проходившей в Берлине в начале 1995 года, были начаты переговоры по принятию развитыми странами более жестких и конкретных обязательств, которые должны были лечь в основу нового соглашения (впоследствии – Киотского протокола). Решением Конференции Сторон, получившим название «Берлинский мандат», устанавливался срок принятия нового соглашения – 1997 год (КС-3).

На Берлинской конференции также были учреждены Вспомогательные органы Конвенции, а штаб-квартира Секретариата переведена из Женевы в Бонн.

Основной итоговый документ: Берлинский мандат

 

КС-2 (1996)

Место проведения: Женева (Швейцария)

Президент: Чен Чимутенгвенде, Министр окружающей среды и туризма (Зимбабве)

Обсуждаемые вопросы: в ходе КС-2 переговоры были сосредоточены на выработке нового соглашения, в котором развитые страны должны были бы принять на себя юридически закрепленные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на период после 2000 года. Также обсуждались научные выводы, представленные Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) во Втором оценочном докладе.

Основной итоговый документ: Женевская декларация

 

КС-3 (1997)

 

Источник: Архив Министерства иностранных дел ЯпонииМесто проведения: Киото (Япония)

Президент: Хироси Ойки (Япония)

Обсуждаемые вопросы: на КС-3, спустя два с половиной года после принятия Берлинского мандата, был принят Киотский протокол к РКИК ООН, накладывающий конкретные количественные обязательства по снижению антропогенных выбросов парниковых газов на развитые страны и страны с переходной экономикой, входящие в Приложение I к РКИК. Эти обязательства заключаются в совокупном сокращении выбросов по крайней мере на 5% за первый период действия Протокола (2008-2012 гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 года. При этом обязательства для каждой Стороны Приложения I отличаются.Киотским протоколом были введены рыночные механизмы (торговля квотами, проекты совместного осуществления и механизм чистого развития) как дополнительный инструмент, призванный оказать содействие Сторонам в выполнении их количественных обязательств.

В Киотском протоколе обозначены лишь основные принципы, применение которых требовало отдельного рассмотрения. Также предусматривалось соблюдение ряда условий для его вступления в силу.

Основной итоговый документ: Киотский протокол

 

КС-4 (1998)

Место проведения: Буэнос-Айрес (Аргентина)

Президент: Мария Хулия Алсогарай, Секретарь по вопросам природных ресурсов и устойчивого развития (Аргентина)

Обсуждаемые вопросы: переговоры в ходе КС-4 были сосредоточены на осуществлении отдельных положений Киотского протокола, а также на подготовке к Первому Совещанию его Сторон. Решения, принятые участниками по итогам обсуждений, были объединены под общим названием «Буэнос- Айресский план действий», реализация которого должна была быть завершена к КС-6 (2000 год).

Основной итоговый документ: Буэнос-Айресский план действий

 

КС-5 (1999)

Место проведения: Бонн (Германия)

Президент: Ян Жижко, Министр охраны окружающей среды, природных ресурсов и лесного хозяйства (Польша)

Обсуждаемые вопросы: рассматривались такие вопросы, как обзор выполнения обязательств Сторон по Конвенции и реализация Буэнос- Айресского плана действий.

 

КС-6 (2000)

 

Источник: IISD Reporting Services, Earth Negotiation BulletinМестопроведения: Гаага (Нидерланды)

Президент: Ян Пронк, Министр жилищных вопросов, территориального планирования и охраны окружающей среды (Нидерланды)

Обсуждаемые вопросы: перед КС-6 стояла задача проработать детали выполнения Сторонами обязательств по снижению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола и усилить соблюдение своих обязательств по Конвенции в соответствии с Буэнос-Айресским планом действий. Однако сложность обсуждаемых технических и политических вопросов (в частности, предложение США о зачёте углеродных «стоков» лесами и сельскохозяйственными угодьями; разногласия в отношении последствий несоблюдения количественных обязательств Сторонами Приложения I; получение развивающимися странами финансовой помощи для противодействия негативным последствиям изменения климата) завела переговоры в тупик. Президент КС-6 принял решение о возобновлении переговоров на КС-6-бис в июле 2001 года.

После Гаагской конференции Президент США Джордж Буш объявил о решении не ратифицировать Киотский протокол.

 

КС-6-бис (2001)

Место проведения: Бонн (Германия)

Президент: Ян Пронк, Министр жилищных вопросов, территориального планирования и охраны окружающей среды (Нидерланды)

Обсуждаемые вопросы:на возобновившейся сессии КС-6 в Бонне были приняты Боннские соглашения, позволившие обойти противоречивые аспекты Буэнос- Айресского плана действий. Одновременно с этим МГЭИК представил свой Третий оценочный доклад, содержащий самые последние на тот момент научные выводы о глобальном изменении климата.

Основной итоговый документ: Боннские соглашения

 

КС-7 (2001)

 

Источник: IISD Reporting Services, Earth Negotiation BulletinМесто проведения: Марракеш (Марокко)

Президент: Мохаммед Эльязги, Министр территориального планирования, городского управления, жилищных вопросов и охраны окружающей среды (Марокко)

Обсуждаемые вопросы: Седьмая Конференция Сторон стала важной вехой в международном климатическом процессе. На КС-7 были приняты так называемые Марракешские соглашения – по сути – подзаконные акты Киотского протокола. В Марракешских соглашениях отражены требования для участия Сторон в механизмах Киотского протокола, принципы и правила их применения, а также проработанные предписания по осуществлению положений Конвенции.

Основной итоговый документ: Марракешские соглашения

 

КС-8 (2002)

Место проведения: Нью-Дели (Индия)

Президент: Т.Р. Баалу, Министр окружающей среды и лесного хозяйства (Индия)

Обсуждаемые вопросы: предполагалось, что в Нью-Дели будет начат новый диалог о дальнейших инициативах по снижению антропогенной нагрузки на климат в т.ч. и со стороны стран, не входящих в Приложение I к РКИК. Однако под давлением развивающихся стран в принятой на КС-8 Делийской декларации по изменению климата и устойчивому развитию было еще раз подчеркнуто, что при выполнении Сторонами своих обязательств по Конвенции необходимо учитывать принцип их общей, но дифференцированной ответственности, а также приоритеты экономического развития и другие национальные особенности стран, особенно развивающихся.

Тем не менее, в Делийской декларации нашли отражение решения по финансовым вопросам, политике и мерам, исследованиям и систематическим наблюдениям, сотрудничеству с соответствующими международными организациями, разработке и передаче технологий, адаптации и другим важным вопросам, которым ранее не было уделено достаточно внимания из-за напряженного хода переговоров по Буэнос- Айресскому плану действий.

Основной итоговый документ: Делийская декларация

 

КС-9 (2003)

Место проведения: Милан (Италия)

Президент: Миклос Персаний, Министр окружающей среды и водных ресурсов (Венгрия)

Обсуждаемые вопросы: на КС-9 не было принято каких-либо ключевых политических решений. Тем не менее, был рассмотрен целый ряд важных методологических и технических вопросов, остававшихся нерешенными со времен Марракеша, в т.ч. учет стоков в проектах по механизму чистого развития, руководство по наилучшей практике в сфере землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (ЗИЗИЛХ), Специальный фонд по изменению климата идр.

 

КС-10 (2004)

Место проведения: Буэнос-Айрес (Аргентина)

Президент: Гинес Гонсалес Гарсия, Министр здравоохранения и окружающей среды (Аргентина)

Обсуждаемые вопросы: 2004 год ознаменовал десятилетие вступления в силу РКИК ООН. Кроме того, в ноябре этого года Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол, и тем самым все условия для его вступления в силу были соблюдены. Эти события дали начало неформальным переговорам по будущему климатическому режиму после 2012 года, когда заканчивается первый период действия Киотского протокола.

На КС-10 были приняты решения по таким вопросам как передача технологий, землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство, финансовые механизмы, укрепление потенциала, Статья 6 РКИК (образование, подготовка кадров и информирование общественности). Важным решением стала разработка Буэнос-Айресской программы работ в области адаптации к изменению климата.

Основной итоговый документ:Буэнос-Айресская программа работ в области адаптации

 

КС-11 / СС-1 (2005)

 

Источник: IISD Reporting Services, Earth Negotiation BulletinМесто проведения: Монреаль (Канада)

Президент: Стефан Дион, Министр окружающей среды (Канада)

Обсуждаемые вопросы: в феврале 2005 года, спустя 90 дней с момента ратификации Киотского протокола Российской Федерацией, он вступил в силу, поэтому параллельно с КС-11 состоялось и 1- ое Совещание Сторон Протокола (СС-1).

Монреальская встреча стала одной и зважнейших в истории переговорного процесса: на встрече были приняты Марракешские соглашения, а также начаты официальные переговоры по будущему режиму после 2012 года. Было определено, что переговоры будут проходить параллельно в рамках Конвенции (был специально запущен Диалог по долгосрочным совместным действиям в области изменения климата, в котором в т.ч. участвовали страны, не ратифицировавшие Протокол) и в рамках Киотского протокола (в соответствии с решением обсуждения будущих обязательств для развитых стран должны были проходить в формате учрежденной Специальной рабочей группы).

Основной итоговый документ: Монреальский мандат

 

КС-12 / СС-2 (2006)

 

Источник: IISD Reporting Services, Earth Negotiation BulletinМесто проведения: Найроби (Кения)

Президент: Кивута Кибуана, Министр окружающей среды и природных ресурсов (Кения)

Обсуждаемые вопросы: ключевыми вопросами, обсуждавшимися в ходе КС- 12/СС-2 в Найроби, было продолжение переговорного процесса по будущим обязательствам Сторон, входящим в Приложение I к Конвенции на период после 2012 года в рамках СРГ, вопросы, связанные с реализацией Киотского протокола в первом бюджетном периоде, начало обзора его эффективности. Учитывая место проведения мероприятия, большое внимание в ходе конференции также уделялось вопросам адаптации развивающихся стран к негативным последствиям изменения климата (по итогам переговоров была принята Найробийская программа работ по воздействиям, уязвимости и адаптации к изменению климата), а также справедливого географического распределения проектов в рамках механизма чистого развития протокола (МЧР).

Заметным событием на КС-12/СС-2 стала презентация доклада сэра Николаса Стерна «Экономика изменения климата», подготовленного группой экспертов по поручению Правительства Великобритании. Цель работы заключалась в экономической оценке последствий изменения климата, а также финансово- экономических аспектов стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере.

Основной итоговый документ: Найробийская программа работ по воздействиям, уязвимости и адаптации к изменению климата

 

КС-13 / СС-3 (2007)

 

Источник: Юлия ДобролюбоваМесто проведения: о. Бали (Индонезия)

Президент: Рахмат Витулар, Министр окружающей среды (Индонезия)

Обсуждаемые вопросы: на Балийской конференции была создана основа для определения будущего климатического режима. В Балийском плане действий – основном итоговом документе встречи – определены цели, задачи и рамки совместных действий Сторон в решении проблемы изменения климата на период после 2012 года, когда заканчивается действие Киотского протокола. В документе обозначены четыре основных структурных элемента будущего режима:

смягчение последствий изменения климата через меры по снижению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их абсорбции;

разработка и принятие мер по адаптации к прогнозируемым климатическим изменениям;

разработка и передача новых технологий;

деятельность по финансированию адаптационных мер и мер, направленных на смягчение последствий изменения климата, в развивающихся странах со стороны стран развитых.

Было принято решение о создании нового вспомогательного органа РКИК –«Специальной рабочей группы по долгосрочным мерам сотрудничества согласно Конвенции», основная задача которого – рассмотрение основных элементов будущего режима с тем, чтобы к концу 2009 года представить результаты своей работы для их утверждения КС-15 в Копенгагене. Предполагается, что на КС-15 будет принят новый документ, в котором будут отражены новые обязательства Сторон на период после 2012 года.

Большое внимание в ходе Конференции было также уделено выводам, представленным в Четвертом оценочном докладе МГЭИК и возможностям их учета в рамках переговорного процесса по РКИК и Киотскому протоколу.

Основной итоговый документ: Балийский план действий

Киотский протокол

 

 

 

Принятие Киотского протокола

В дополнение к РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г., был разработан и принят Киотский протокол. Однако он вступил в силу лишь через 7 с лишним лет с момента его подписания. Это связано с тем, что согласно ст. 25, п.1 Протокол может вступить в силу при соблюдении двух условий. Во-первых, к нему должны присоединиться не менее 55-ти государств (под присоединением предусматривается ратификация Протокола парламентом страны). Этот рубеж был преодолен в мае 2002 года, когда соответствующее решение принял Парламент Исландии. Во-вторых, к Киотскому протоколу должны присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 году приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 года 124 государства ратифицировали соглашение, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44%. Судьба Киотского протокола в значительной степени стала зависеть от России, которая на данный момент занимает третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов.

 

Россия - Сторона Киотского протокола

После ратификации Киотского протокола Государственной Думой Российской Федерации (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» (5 Кб, rtf)) «планка» в 55% была преодолена, и Протокол вступил в силу.

 

Действие Киотского протокола

Киотский протокол предусматривает принятие конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению антропогенных выбросов парниковых газов или увеличению их стоков Сторонами Приложения I к РКИК (промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой). Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов по крайней мере на 5% за первый бюджетный период с 2008 по 2012 гг. по сравнению с уровнем базового года. В качестве базового года, относительно уровня которого устанавливается обязательство Сторон сократить выбросы парниковых газов, принят 1990 год.

 

(Для отдельных категорий государств (например, страны, осуществляющие процесс перехода к рыночной экономике, страны, для которых изменения в землепользовании и лесное хозяйство являлись в 1990 году чистыми источниками выбросов парниковых газов) предусмотрена возможность использования иного базового года, чем 1990 год. Решение об изменении базового года для выполнения обязательств такими сторонами Киотского протокола принимает Конференция Сторон на основании анализа представленных Национальных сообщений).

 

Таким образом, Киотский протокол, также как и РКИК, предусматривает, что ответственность за глобальное потепление должны нести, в первую очередь, промышленно развитые страны мира.

 

Количественные ограничения по выбросам парниковых газов в период с 2008 по 2012 гг. для всех стран Приложения I к РКИК отличаются, а сами численные выражения обязательств указаны в Приложении B Протокола.

 

 

Регулируемые газы и сектора

В Приложении А к Киотскому протоколу дается список категорий источников выбросов, которые считаются антропогенными. Сами парниковые газы рассматриваются в их совокупности («корзинной»), которая сравнивается на основании «потенциалов глобального потепления». Учетной единицей парниковых газов является тонна углеродного эквивалента, остальные парниковые газы пересчитываются к тонне СО2 через соответствующие коэффициенты. Список парниковых газов включает: диоксид углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Самый распространенный парниковый газ – водяной пар - исключен из списка регулируемых Протоколом газов, т.к. нет данных о росте его концентрации в атмосфере в результате хозяйственной деятельности человека. Озоноразрушающие вещества (хлорфторулероды, галогены, метилхлороформ, тетрахлорид углерода и др.), которые тоже вызывают парниковый эффект, здесь не рассматриваются, т.к. они подлежат учету и запрещены к использованию в связи с выполнением Сторонами обязательств по Монреальскому протоколу к Венской конвенции об охране озонового слоя. [Кокорин А.О., Грицевич И.Г. и др.]

 

В контексте РКИК ООН и Киотского протокола под обязательствами стран снижать выбросы парниковых газов предполагается, в первую очередь, сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных низкоуглеродных технологий, меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов в транспортном секторе. РКИК ООН и Киотский протокол не только способствуют введению новых более эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, но и стимулируют их распространение в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и механизмов гибкости. Увеличение абсорбции парниковых газов предполагает принятие мер по восстановлению лесов.

 

РКИК ООН и Киотский протокол не диктуют странам-участницам обязательные схемы национальной системы регулирования выбросов парниковых газов и их поглощения. Конкретная страна разрабатывает и принимает такую систему, исходя из своих внутренних природных, социально-экономических условий и приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что будет после 2012 г.

Киотский протокол устанавливает, что за первым периодом обязательств последует второй, переговоры по которому уже активно ведутся. В декабре 2007 года на международной конференции по климату на о.Бали (Индонезия) была заложена основа для определения будущего климатического режима. В Балийском плане действий – основном итоговом документе встречи – определены цели, задачи и рамки совместных действий Сторон в решении проблемы изменения климата на период после 2012 года, когда заканчивается действие первого периода Киотского протокола. В документе обозначены четыре основных структурных элемента будущего режима:

 

1. смягчение последствий изменения климата через меры по снижению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их абсорбции;

2. разработка и принятие мер по адаптации к прогнозируемым климатическим изменениям;

3. разработка и передача новых технологий;

4. деятельность по финансированию адаптационных мер и мер, направленных на смягчение последствий изменения климата, в развивающихся странах со стороны стран развитых.

 

Будет ли будущий режим регулироваться Киотским протоколом и его новыми положениями, относящимися к следующему периоду, или принципиально новым соглашением – пока не ясно. Очевидно другое: будущее соглашение должно быть более жестким с точки зрения вклада мирового сообщества в решение проблемы изменения климата, охватывать как можно большее число стран, предлагая гибкий подход к принятию ими обязательств в соответствии с уровнем их социально-экономического развития, а также распространяться на более длительный срок. В зависимости от того, насколько будет успешным первый период обязательств Киотского протокола, в будущем можно будет расширять масштабы его применения, видоизменять отдельные положения, либо искать какие-то радикально иные подходы.

 

‹ История переговоровupРоссия - ЕС ›

 

 

 

 

 

 

 

Президент Д.Медведев объявил о намерении России снизить выбросы парниковых газов на 25% к 2020 году

 Деятельность России Изменение климата Международные переговоры Россия-ЕС

Президент России Дмитрий Медведев в ходе саммита Россия-ЕС объявил о намерении снизить национальные выбросы парниковых газов на 25% к 2020 году относительно уровня 1990 года. Это более амбициозная задача по сравнению с 10-15% сокращением выбросов, как планировалось ранее.

 

Во время пресс-конференции, посвященной итогам саммита, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу поддержал инициативу российского лидера.

"Мы приветствуем сигнал, который дал президент Медведев по поводу снижения эмиссий [углекислого газа]. Мы не можем, к сожалению, договариваться с природой, но, главное, не допустить повышения температуры более чем на два градуса, и что в дальнейшем мы примем решение, основанное на научных данных", - сказал глава Европейской комиссии.

В свою очередь Д.А. Медведев подчеркнул, что у России и ЕС "абсолютно одинаковая обеспокоенность и абсолютно созвучное желание продвигать сотрудничество [в области изменения климата] максимально активно". Первоочередная задача, по мнению российского Президента, - убедить коллег из других стран, "что сотрудничество в этой сфере является, безусловно, актуальным и просто жизненно необходимым". Всё это, по его мнению, "необходимо сделать в преддверии конференции в Копенгагене", которая начнется 7 декабря.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-конференция «Глобальное потепление: миф или реальность?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вопросы:1. Актуальность проблемы и цель исследования2.«Глобальное потепление – это реальность или миф?».3. Каковы основные причины глобального потепления? 4. «Последствия глобального потепления».5.Что нужно делать, чтобы предотвратить угрозу глобального потепления? (на примере Германии)6. Конвенция ООН об изменении климата и материалы Киотского протокола.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 475 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.08.2020 664
    • DOCX 191.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Стругова Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Стругова Татьяна Борисовна
    Стругова Татьяна Борисовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68290
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 205 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 428 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 300 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 142 человека