Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок-игра «Путешествие по стране Русский язык»

Урок-игра «Путешествие по стране Русский язык»

Цель урока: совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи: глагола, существительного и прилагательного - и подготовить их к комплексному анализу слова.

Задачи:

1) способствовать развитию логического и образного мышления учащихся
2) развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание
3) формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке
4) подготовить учащихся к проведению комплексного анализа слова.

Оборудование урока:

  1. карточки с заданием,

  2. презентация <Приложение 1>,

  3. домовенок Проша <Рисунок 1>,

  4. словари С. И. Ожегова и В. Меркурьева,

  5. цветные карандаши и альбомные листы.

Предварительно класс делиться на 3 команды. Одна команда создает задания для игры, входит в состав консультантов, которые закреплены за каждой командой, оценивают работу учащихся и помогают им в выполнении заданий.

На выполнение каждого задания отводится 5-10 минут.

Ход урока.

I. Установка на восприятие (1 минута)

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие три команды.

Сопровождать нас сегодня будет старый знакомый домовенок Проша. Наш маршрут пройдет по городу Морфология, через площадь Глагола, улицу Имени существительного и проспект Имени прилагательного (слайд 1). Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли добраться до конечной цели нашего путешествия и приоткрыть для себя одну из тайн русского языка.

А чтобы в пути вам было легче, вы можете обратиться к консультантам за помощью, да и Проша будет за каждый правильный ответ подсказывать по одной букве, из которых сложиться слово – ключ к тайне.

II. Ход игры.

1 задание. “Загадки Фонетики”.(5 минут)

Попросим консультанта подсказать, что такое фонетика?

Ответ: фонетика - это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

1 группа: Найдите две пары слов, различающихся одним звуком. Определите часть речи данных слов. Каким фонетическим процессом можно объяснить их одинаковое произношение? (по стихотворению ученика)

Разговор с учителем.

Вчера я с папой в лес пошел,
И был приятно поражен:
Я увидал огромный пруд,
Там миллион цветов растут;

Еще нашел я белый гриб,
И так кричал, чуть не охрип,
Я нанизал его на прут,
И бодро шел вперед, но тут…

В болото провалился я.
Врач говорит: «Грипп у меня».

2 группа: Прочитайте текст, записанный звуками. Определите часть речи выделенных слов. Какие особенности произношения данных слов, отличные от современного вы заметили? Как называется подобное произношение.

Индивид. задание: какие особенности произношения существительных в поморском диалекте вы можете отметить.

[ было н'эдал'око от города мурова с'оло // в том с'эл'э жыл'и стар'иц'ок да старушка // у них был од'ин сынок // он б'эз нок тр'иц'эт' л'эт с'ид'эл на п'эц'к'э // от'эц' да мат'и соб'ирайуц' а на с?онокос // а ил'йушэн'ка дома оставайэц' а на п'эц'к'э //]

3 группа: Определите настроение данного отрывка. Дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов, определите часть речи. Как звуковой состав слова помогает создать настроение? С помощью какого поэтического средства создает автор образ Севера?

Угрюмое безмолвие снежной пустыни. Угрюмые дикие скалы. Ночь глухая и долгая, как тоска. Сумасшедший ветер, срывающий крыши с домов, бросающий навзничь телеграфные столбы. Обезумевшее море… Это Север.

После проверки результатов работы группам выдается буква Е

2 задание: «Загадки Морфемики» (5-7 минут)

А сейчас на несколько минут мы заглянем в гости в Морфемику. Сможем ли мы выполнить задание, чтобы продолжить наш путь. А консультант нам подскажет, куда же мы попали?

Ответ: Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Задание всему классу (слайд 2):

1) Посмотрите, какое задание приготовил вам Проша. Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?

-оват- (прилагат., немного)

-енок-(-онок-) (существ., детеныш)

-онер- (существ., лицо)

-щик- (сущест., профессия)

-л- (глагол, прошедшее время)

-ся- (глагол, возвратный суффикс)

Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие формообразующие?

Ответ: -л-, -ся- - формообраз., а остальные словообразующие

Задание всему классу.

2) Представьте, что вы сидите перед телевизором, а вам называют только приставки в-, пере-, вы-. Что вас просят сделать? Как вы об этом догадались? Сделайте вывод, отчего может зависеть значение части речи (слайд 3).

После проверки результатов работы группам выдается буква Д

3 задание: «О чем нам говорят слова»? (10 минут)

Не только звучание и состав слова играют большую роль в жизни любой части речи. Не менее важно и его лексическое значение.

1 группа: Прочитайте текст. Какое явление природы описывает Б. Шергин, вспомните его поморское название. На каком поэтическом средстве построен образ? Какая часть речи наделена в этом тексте особой выразительной функцией? Объясните лексическое значение выделенного слова, в чем его отличие от общеупотребительного варианта?

В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном пояском серебряным подергивать с запада до востока, а с севера заподымается как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется ужасная, как бы пожарная… Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечет, постоит да свернется, как свиток. Бывало, спишь – услышишь собачий вой, откроешь глаза – по полу бегают светлые тени. А за окнами небо и снег переливаются несказанными огнями. Б. Шергин «Отцово знанье»

2 группа: Прочитайте текст, обратите внимание на название одежды поморов. Какие слова в тексте являются устаревшими? К какой части речи они относятся? Пользуясь словарем Меркурьева «Живая речь Кольских поморов», найдите лексические значения неизвестных слов. Создайте несколько иллюстраций для альбома «Что носили на Севере в старину» (обратите внимание на вышедшие из употребления вещи).

Что же такое носили в старину? Почти полный перечень одеяний XV века содержит Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в которой записи начинаются с 1585 года. Местные жители жертвовали монастырю деньги, земли, суда, книги и другое имущество. Так Матюша Великой в 1585 году дал сермягуногавицырубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи – общей стоимостью в один рубль. Елена, Терентьева дочь, дала две однорядки, да два шушуна, да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты, да двешапки и иного мелкого рухла– всего на пять рублей.

В XIX веке на Кольском Севере появились ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки). На морских промыслах стали носить роканы, и такие же буксы). Ушаков И.

3 группа: Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово. Объясните свой выбор, пользуясь толков



  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение трех изученных частей речи: глагола, существительного и прилагательного - и подготовить их к комплексному анализу слова.

Задачи:

1) способствовать развитию логического и образного мышления учащихся
2) развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание
3) формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке
4) подготовить учащихся к проведению комплексного анализа слова.

Оборудование урока:

  1. карточки с заданием,
  2. презентация <Приложение 1>,
  3. домовенок Проша <Рисунок 1>,
  4. словари С. И. Ожегова и В. Меркурьева,
  5. цветные карандаши и альбомные листы.

Предварительно класс делиться на 3 команды. Одна команда создает задания для игры, входит в состав консультантов, которые закреплены за каждой командой, оценивают работу учащихся и помогают им в выполнении заданий.

На выполнение каждого задания отводится 5-10 минут.

Ход урока.

I. Установка на восприятие (1 минута)

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Сегодня отправляются в путешествие три команды.

Сопровождать нас сегодня будет старый знакомый домовенок Проша. Наш маршрут пройдет по городу Морфология, через площадь Глагола, улицу Имени существительного и проспект Имени прилагательного (слайд 1). Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли добраться до конечной цели нашего путешествия и приоткрыть для себя одну из тайн русского языка.

А чтобы в пути вам было легче, вы можете обратиться к консультантам за помощью, да и Проша будет за каждый правильный ответ подсказывать по одной букве, из которых сложиться слово – ключ к тайне.

II. Ход игры.

1 задание. “Загадки Фонетики”.(5 минут)

Попросим консультанта подсказать, что такое фонетика?

Ответ: фонетика - это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

1 группа: Найдите две пары слов, различающихся одним звуком. Определите часть речи данных слов. Каким фонетическим процессом можно объяснить их одинаковое произношение? (по стихотворению ученика)

Разговор с учителем.

Вчера я с папой в лес пошел,
И был приятно поражен:
Я увидал огромный пруд,
Там миллион цветов растут;
Еще нашел я белый гриб,
И так кричал, чуть не охрип,
Я нанизал его на прут,
И бодро шел вперед, но тут…
В болото провалился я.
Врач говорит: «Грипп у меня».

2 группа: Прочитайте текст, записанный звуками. Определите часть речи выделенных слов. Какие особенности произношения данных слов, отличные от современного вы заметили? Как называется подобное произношение.

Индивид. задание: какие особенности произношения существительных в поморском диалекте вы можете отметить.

[ было н'эдал'око от города мурова с'оло // в том с'эл'э жыл'и стар'иц'ок да старушка // у них был од'ин сынок // он б'эз нок тр'иц'эт' л'эт с'ид'эл на п'эц'к'э // от'эц' да мат'и соб'ирайуц' а на с?онокос // а ил'йушэн'ка дома оставайэц' а на п'эц'к'э //]

3 группа: Определите настроение данного отрывка. Дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов, определите часть речи. Как звуковой состав слова помогает создать настроение? С помощью какого поэтического средства создает автор образ Севера?

Угрюмое безмолвие снежной пустыни. Угрюмые дикие скалы. Ночь глухая и долгая, как тоска. Сумасшедший ветер, срывающий крыши с домов, бросающий навзничь телеграфные столбы. Обезумевшее море… Это Север.

После проверки результатов работы группам выдается буква Е

2 задание: «Загадки Морфемики» (5-7 минут)

А сейчас на несколько минут мы заглянем в гости в Морфемику. Сможем ли мы выполнить задание, чтобы продолжить наш путь. А консультант нам подскажет, куда же мы попали?

Ответ: Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Задание всему классу (слайд 2):

1) Посмотрите, какое задание приготовил вам Проша. Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?

-оват- (прилагат., немного)

-енок-(-онок-) (существ., детеныш)

-онер- (существ., лицо)

-щик- (сущест., профессия)

-л- (глагол, прошедшее время)

-ся- (глагол, возвратный суффикс)

Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие формообразующие?

Ответ: -л-, -ся- - формообраз., а остальные словообразующие

Задание всему классу.

2) Представьте, что вы сидите перед телевизором, а вам называют только приставки в-, пере-, вы-. Что вас просят сделать? Как вы об этом догадались? Сделайте вывод, отчего может зависеть значение части речи (слайд 3).

После проверки результатов работы группам выдается буква Д

3 задание: «О чем нам говорят слова»? (10 минут)

Не только звучание и состав слова играют большую роль в жизни любой части речи. Не менее важно и его лексическое значение.

1 группа: Прочитайте текст. Какое явление природы описывает Б. Шергин, вспомните его поморское название. На каком поэтическом средстве построен образ? Какая часть речи наделена в этом тексте особой выразительной функцией? Объясните лексическое значение выделенного слова, в чем его отличие от общеупотребительного варианта?

В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном пояском серебряным подергивать с запада до востока, а с севера заподымается как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется ужасная, как бы пожарная… Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечет, постоит да свернется, как свиток. Бывало, спишь – услышишь собачий вой, откроешь глаза – по полу бегают светлые тени. А за окнами небо и снег переливаются несказанными огнями. Б. Шергин «Отцово знанье»

2 группа: Прочитайте текст, обратите внимание на название одежды поморов. Какие слова в тексте являются устаревшими? К какой части речи они относятся? Пользуясь словарем Меркурьева «Живая речь Кольских поморов», найдите лексические значения неизвестных слов. Создайте несколько иллюстраций для альбома «Что носили на Севере в старину» (обратите внимание на вышедшие из употребления вещи).

Что же такое носили в старину? Почти полный перечень одеяний XV века содержит Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в которой записи начинаются с 1585 года. Местные жители жертвовали монастырю деньги, земли, суда, книги и другое имущество. Так Матюша Великой в 1585 году дал сермягу, ногавицы, рубашку, портки, шапку, сапоги, рукавицы и онучи – общей стоимостью в один рубль. Елена, Терентьева дочь, дала две однорядки, да два шушуна, да шубу баранью, да две скатерти, да восемь сорочек, да косты, да двешапки и иного мелкого рухла– всего на пять рублей.

В XIX веке на Кольском Севере появились ситцевые рубахи, пиджаки и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки). На морских промыслах стали носить роканы, и такие же буксы). Ушаков И.

3 группа: Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово. Объясните свой выбор, пользуясь толков

Скачать материал
Автор ЕЛЬТАЕВА САУЛЕ ДЮЙСЕНБИНОВНА
Дата добавления 15.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1255
Номер материала 60002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы