Тема. Первоначальные химические
понятия
Цель:
Образовательная: обобщить и закрепить
знания об основных химических понятиях; закрепить умение разделять
смеси веществ; решать задачи на
определение относительной атомной
массы и массы атома; умение
ориентироваться в Периодической
системой элементов зная символы элементов;
развивающая: развить познавательные способности,
умение использовать изученный материал; развить умение учебно-познавательно
деятельности; развитие логического мышления и внимания;
воспитательная: формирование
самостоятельности; формирование логического и абстрактного мышления.
Оборудование: Периодическая система
химических элементов
Д.И. Менделева; смеси веществ :
соли и песка;, железных и
медных опилок; древесных опилок
и песка; раздаточный дидактический материал; интересные факты о химии;
кроссворд
Базовые термины и понятия: атом,
химический элемент, ион, молекула,
физическое тело, вещество, металлы
и неметаллы, простые и сложные вещества, относительная атомная масса
элемента, масса атома
Тип урока: обобщения и контроля
знаний (нетрадиционный)
Форма урока: Урок-игра
Формируемые компетентности: коммуникативные,
информационно
познавательные; исследовательские
Единственный путь, который
ведёт к знаниям, - это деятельность.
Б. Шоу
Ход
урока
1.Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку
На столе учителя цветные фишки разных цветов,
соответствующие баллам: синие-1 балл, зелёные - 2 балла, красные - 3 балла,
которые в процессе работы учитель раздаёт учащимся.
2. Актуализация опорных знаний
Вступление (Разминка)
Сегодня у нас необычный урок – урок обобщения
знаний. Вы многое узнали на предыдущих уроках и сегодня мы будем,
путешествуем по волшебной стране химии. Мы вспомним основные понятия
Первый Город «Поэтический»
Сейчас вы послушаете стихотворение, но не
простое, а химическое.
Задание: Выделите основные термины и понятия из
представленного стихотворения, которые были ранее вами изученные ( синяя
фишка)
ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА
С. Щипачев
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах;
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила.
Будь то железо, медь или гранит, –
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомы хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг, –
С собой возьмем мы знанья на подмогу
И это станет делом наших рук.
Ученики выделяют главные понятия и записывают
их на доске
Основные понятия: элементы, атом, вещества: вода,
железо, медь, гранит
Город второй Элементов
Прогуливаясь по городу вы увидите много букв.
Задание: Среди увиденных букв выберите те которые соответствуют
химическим элементам.
M
|
O
|
H
|
S
|
П
|
Я
|
У
|
Ag
|
T
|
Ф
|
Na
|
Сl
|
Б
|
В
|
Г
|
Pt
|
Д
|
Ne
|
З
|
Е
|
Е
|
N
|
Au
|
Ж
|
Hg
|
И
|
Ba
|
Й
|
Л
|
Р
|
С
|
Fe
|
Х
|
F
|
Ц
|
Mg
|
Ч
|
Ю
|
Cu
|
Ш
|
Элементы:O, H, S, Ag, Na, Сl, В, Pt, Ne, N, Au, Hg, Ba,Р, С, Fe, F, Mg, Cu.
3. Контроль знаний
Город третий Веществ
Каждый правильный ответ — синяя фишка
Задание: Определите по таблице
химические элементы, простые и сложные вещества. Из букв, соответствующих
правильным ответам, составить кодовые слова.
№ п/п
|
Название
|
Химический элемент
|
Простое вещество
|
Сложное вещество
|
1
|
Оксиген
|
М
|
И
|
З
|
2
|
Кислород
|
Р
|
О
|
К
|
3
|
Сульфур
|
Л
|
С
|
Л
|
4
|
Сера
|
Д
|
О
|
Г
|
5
|
Карбон (ІІ) оксид
|
Т
|
У
|
Д
|
6
|
Водород
|
Ц
|
З
|
А
|
7
|
Аурум
|
Ы !
|
О
|
Х
|
8
|
Железо
|
Ж
|
В
|
Б
|
9
|
Цинк оксид
|
Д
|
Е
|
П
|
10
|
Хлорид магния
|
Р
|
О
|
Е
|
11
|
Феррум
|
Р
|
В
|
Ф
|
12
|
Золото
|
М
|
Е
|
Ю
|
13
|
Азот
|
К
|
Д !
|
У
|
О т в е т: «Молодцы! Вперёд!»
Город четвертый Магии
На столе найдете подносы. (красная фишка)
Задание: Разделите смесь на отдельные чистые вещества
1.-й стол смесь древесных опилок, медных опилок и
кухонной соли
2-й стол: смесь мела, железных опилок и
древесных опилок
3-й стол: кухонная соль и мел
4-й стол: спирт, железные опилки и древесные
опилки
5 –й стол: медные опилки, древесные опилки
Физкультминутка
Выполнение упражнений для разных групп мышц
При физических нагрузках происходит окисление в
мышцах и образование молочной кислоты при нехватке кислорода, это
приводит к мышечному утомлению , но при этом происходит укрепление
сердечно- сосудистой системы и дыхательной.
Чем глубже вы дышите, тем больше каждая
клеточка вашего организма насыщается кислородом
Город пятый Диктанта
Задание 1: Учащиеся
обозначают физическое явление знаком «+», а химическое — «–».
фильтрование (+);
горение древесины (–);
образование облаков (+);
образование инея (+);
прожаривание меди (–);
ковка железа (+);
испарение (+);
плавление сахара (+);
протухание яиц (–);
прокисание молока (–).
Осуществляется проверка (за правильно
выполненное задание ученик получает зеленую фишку).
Задание 2: Учащиеся называют
признаки химических реакций
• горение спирта (выделение теплоты);
• обугливание сахара (изменение цвета);
• взаимодействие соды с уксусом (выделение газа);
• порча продуктов питания (изменение запаха).
За правильный ответ ученик получает зеленную
фишку
Горд шестой Загадка
Давайте с вами окунёмся в основные химические
понятия, на которых основана вся химия (зеленая фишка)
1.Частиц которая имеют заряд положительный или
отрицательный называю ( ион)
2.Электронейтральная частица вещества состоящая
из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронах
которые двигаются вокруг ядра называют (атом)
3.Вещество состоящее из атомов одного
химического элемента называют (простое)
4.Предмет что окружает нас называют физическое (тело
)
5.Все вещества состоят из (молекул)
6. Вещества состоящие из двух или более разных
химических элементов называют (сложными)
7. Отрицательно заряженные частицы ,которые
двигаются вокруг ядра называют (электроны)
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Э
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
л
|
|
|
|
е
|
|
|
5 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
е
|
|
|
6
|
|
|
|
н
|
|
|
|
|
2
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Город седьмой Формул
Задание: 1 1-ый учащийся выполняет
на доске задание, после выполнения осуществляется проверка. За правильно
выполненное задание учащимся выдаётся зеленая фишка. Учащиеся записывают
формулы веществ :
• из одного атома Карбона и четырёх атомов
Гидрогена (CH4);
• из одного атома Магния и одного атома Оксигена (MgO);
• из одного атома Натрия, одного атома Оксигена и
одного атома Гидрогена (NaOH);
• из одного атома Купрума и двух гидроксильных групп
(Cu(OH)2));
• из одного атома Кальция и двух групп NO3
(Ca(NO3)2).
Задание:2 закончить уравнения
реакции, и поставить, где нужно, коэффициенты.( Задания раздаются на карточках)
Фишки раздаются в соответствии к уровню
сложности выполненного задания.
1. Сu + O2 = … (2Сu + O2 = CuO)
Mg + HCl = … + … (Mg + 2HCl = MgCl2 + H2)
H2O2 = … (H2O2 = H2 + O2)
Mg + N2 = … (3Mg + N2 = Mg3N2)
Al + H2SO4 = … + … (2Al + 3H2SO4
= Al2(SO4)3 + 3H2)
Fe + Cl2 = … (2Fe + 3Cl2 = 2 FeCl3)
2. Zn + O2=... (2Zn + O2= 2ZnO)
K + Cl2 =... (2K + Cl2 = 2KCl)
S + H2 =... (S + H2 = H2S)
P + O2 =... (4P + 5O2 = 2P2O5)
Al + O2 =... (4Al + 3O2 = 2Al2O3)
Na + S = ... (2Na + S = Na2S)
Город восьмой Расчтный
Умения решать задачи — это искусство,
которое приобретается практически.
Учащиеся решают задачи, и соответственно
получают зеленые или красные фишки.
Устные задания
1. Определить массу цинка, которая прореагировала с бромом
массою 16 г, если масса продукта реакции составляет 22,5 г. (6,5 г)
2. Определите массу продукта
реакции, если прореагировал кислород массой 16 г и фосфор массой 12, 4 г. (28,4
г)
3. При нагревании 111 г
малахита образовалось 80 г купрум оксида, 9 г воды, и углекислый газ. Какая
масса выделившегося углекислого газа (22 г)
4.Домашнее задание
Подготовиться к оцениванию знаний по теме
«Начальные химические понятия».
5. Подведение итогов
Учащиеся сдают и считают накопленные ими
фишками.
Оценки выставляются
каждому ученику в конце урока по количеству баллов
Учитель отмечает: что
получилось, а на что следует обратить внимание, что следует дополнительно
доработать
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.