Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Урок-диспут по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Нравственный выбор

Урок-диспут по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Нравственный выбор

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Николенко Г.И.

Урок-диспут в 7 классе по теме «Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора»


Цели деятельности педагога

  1. Вовлечь семиклассников в дискуссию, чтобы ученик, оставаясь самим собой и имея свою точку зрения, давая нравственную оценку поступков героя, смог осознать и пафос повести, и ее патриотическую идею, убедиться, что именно в Тарасе, Остапе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу, о том, каким должен быть человек.

  2. Создать условия для самостоятельного поиска учащимися в тексте Н. В. Гоголя знаний об идеале человека-гражданина, преобразования полученных знаний, связь полученных знаний с реальными жизненными явлениями и проблемами, актуальными для учащихся.

  3. Найти важные для современного ученика проблемы, побудить его задуматься над важными проблемами повести.

  4. Дать возможность ученикам говорить, высказываться и быть услышанным наряду с писателем, задуматься о своем нравственном выборе.

  5. Сохранить остроту переживания.

Тип урока

Учебная дискуссия по тексту повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Планируемые образовательные результаты

Личностные: гражданское самоопределение учащихся, проявлять личную позицию, возможно, корректировать позицию.

Метапредметные:

регулятивные: организовывать самостоятельную образовательную деятельность при решении проблемных вопросов;

познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе учебной дискуссии, опираясь на средства, используемые Н.В. Гоголем для изображения характеров Остапа и Андрия, портрет, монологи (Остапа – перед казнью, Андрия - перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле битвы и т.д.), поведение героев, оценка их другими персонажами, диалоги.

коммуникативные: сотрудничество в учебной дискуссии: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Опережающие задания: 

Подготовка учащимися презентации по теме «Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора».

Цель: развивать компетенции учащихся в области ИКТ:

- вставлять готовые цифровые фотографии в систему слайдов;

- подготовка текста для слайда;

- использовать элементы видеоподдержки для представления презентации;

развивать у учащихся культуру работы с Интернет- ресурсами:

информационную (выбирать главное, нужное, уметь отличать «зерно» от «плевел», находить эксклюзивный материал для моделирования презентации),

обучающую (самообразования ученика посредством Интернета);

рефлексивную (соотнесение цели работы в Интернете и результата).

Подготовка учащимися электронного теста для итогового контроля по теме «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Цель: привлечь к созданию теста учащихся (имеющих высокий уровень ИКТ-компетенциий и низкий уровень ИКТ-компетенций), создав условия для индивидуально-ориентированного, деятельностного обучения.

Образовательные ресурсы

Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», рабочая тетрадь № 1 к учебнику литературы для 7 класса под редакцией Б.А. Ланина, раздаточный материал (Приложение 1).

Оборудование

Интерактивная доска (экран), ноутбук, компьютер каждому ученику для выполнения электронного теста итогового контроля по теме «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация в программе Power Point по теме «Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора», выполненная группой учащихся.

Основные понятия

Нравственный выбор. Типы характеров. Средства создания характера (повторение). Художественная деталь, роль детали в раскрытии характеров. Авторское отношение к герою.


Этапы

урока.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Использование презентации как инструмента организации дискуссии. Слайд №…

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мотивирующее слово учителя


Слайд 1.

- Чем классика отличается от беллетристики, ведь в переводе с французского «беллетристика» - это «красивое письмо»?

- Беллетристика – это то, что можно читать, а классика – это то, что можно перечитывать.

(Из разговоров с профессором СПбГУ В. М. Марковичем) [4, с. 154]

- Ребята, как ВЫ думаете, почему классику можно перечитывать?

Отвечают на вопрос, опираясь на цитату.



- Классика поднимает вечные вопросы.

- Классика поднимает актуальные вопросы для человека любой эпохи, любого поколения.

Коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, сравнение, обобщение.

2. Актуализация и проблематизация учебного действия.

Цель: формировать умение формулировать тему, проблему

Слайд 2.

- Существует искусство – как голос души, как исповедь души. Такова была русская традиция. В 19 веке, а может быть и раньше, из Европы пришла идея искусства как развлечения… искусства как индустрии, искусства как коммерции, искусство как удовольствие, как комфорт.

нравственный смысл, нравственное значение искусства – вот главное в нем. Эту нравственную сторону искусство обрело усилиями великих творцов, великих гениев нашей эпохи.

Поэтому сегодня, обратившись снова к произведению великого классика, Вы найдете в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» важные для Вас проблемы, задумаетесь над ними.

Прочитайте начало темы урока и формулируйте ее продолжение так, чтобы в ней отражалась одна из проблем произведения




















Варианты учащихся:

- Судьба двух братьев.

- Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

- Проблема нравственного выбора.

- Два типа характеров.

Познавательные:

- умение формулировать тему, проблему Коммуникативные:

- умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: мотивирование учащихся к проблемному учебному действию

Слайд 3.

Я примерно предвидела ваши ответы и приготовила следующий слайд.

Какая из предложенных формулировок отражает проблему?



Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора




Остап и  Андрий. Проблема нравственного выбора

Познавательные:

- определение основной и второстепенной информации,

- постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

- владение устной речью

Регулятивные: самоанализ

4.Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Цель: различные варианты обсудить и выбрать оптимальный вариант, который фиксируется устно

Слайд 4.

Остап и  Андрий. Проблема нравственного выбора

Как вы понимаете слово «нравственность»?

Анимация: после ответов учащихся появляется по щелчку учителя:


Нравственность, -и, ж. 1.Совокупность норм поведения человека в каком-л. обществе. Человек должен стремиться к своему совершенству и поставлять свое блаженство только в том, что сообразно с его долгом: вот основной закон нравственности. Белинский.

2. Моральные качества человека.

Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице. Тургенев. Муму.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе. В народных сказках всегда присутствует высокое нравственное начало. Понятие о добре и зле. О правде и кривде. Катаев. Слово о Гоголе.[2 , с. 513]

- Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

- Нравственный – относящийся к сознанию, внутренней жизни человека.


Познавательные:

- умение определять понятие,

- подведение под понятие.

Коммуникативные:

- владение монологической контекстной речью.

Регулятивные:

- умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

5. Беседа с самопроверкой по эталону.

Цель: напомнить правила поведения во время дискуссии


Слово учителя

Исходя из темы, мы используем форму работы – учебную дискуссию. Она должна стать совместным поиском истины. У Вас есть возможность максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал, утвердиться во мнении других и в своем собственном.

Вспомним правила поведения во время дискуссии.

Слайд 5. (открывается после высказываний учащихся)

  1. Учащиеся называют правила поведения во время дискуссии.

  2. Самопроверка по слайду 5.

Коммуникативные:

- построение речевых высказываний.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

6. Просмотр фрагмента фильма. Сцена, в которой Андрий в ряду поляков убивает своих товарищей. Смерть Андрия от руки отца.

Цель: обратить внимание учащихся на эпизод, наиболее трудный в - нравственно-этическом плане

Слайд 6.


Просмотр фрагмента фильма.

Познавательные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

5. Дискуссия.

Цель: объяснять явления, действия, связи и отношения, выявляемые в ходе учебной дискуссии, опираясь на средства, используемые Н.В. Гоголем для изображения характеров Остапа и Андрия; портрет, монологи (Остапа – перед казнью, Андрия - перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле битвы и т.д.), поведение героев, оценка их другими персонажами, диалоги.











































































Сцена казни Остапа. Его стойкость и мужество.







Слайд 7.

  1. Какие чувства вызывает у нас сцена трагической смерти Андрия?








2. Почему Андрий изменил своей отчизне? Слайд 7.






















3.Может ли любовь быть самым сильным чувством, когда человек забывает о родителях, о брате, о родине? Каково ваше отношение к поступку Андрия?

Слайд 8.























4.Почему Андрий молчалив и безответен перед отцом? Слайд 9.




  1. Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательства? Какие художественные средства использует Гоголь?

Слайд 10.















6. Оправдываете или осуждаете вы Тараса?




Слайд 11.











7.Как относится к Андрию и Тарасу автор?

Слайд 12.




















8. Возвращаемся к сцене гибели Остапа. (Видеофрагмент). Слайд 13.

9. Как описывает автор появление казаков? Что дает Остапу и его товарищам силы выстоять и героически принять гибель?

Слайд 14.






10.Обратите внимание на тот факт, что даже в смерти Остап не одинок, он вместе со своими единомышленниками. Андрий и в смерти один.

Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?

Слайд 15.

11. Почему мы говорим о смерти Андрия, но о гибели Остапа? Слайд 15.






12. Почему один из сыновей Тараса погиб как народный герой, а второй – «пропал бесславно, как подлая собака»?

Слайд 16.















  1. Перечислите, какие средства использует Н. В. Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия.

Слайд 17.


1

- Гибель Андрия вызывает сложные чувства. С одной стороны, он нравится: красив, храбр, нежен с матерью. С другой стороны, таким поступком он предал и мать, и отца, и товарищей, и Отчизну.

- Для казаков смерть за Отчизну достойна и прекрасна. А измена ей - предательство.

2.

- Он считает себя свободным, законом для Андрия 6ыли его желания, чувства. Для него служение ближним не было главным.

- Отсутствовало чувство ответственности перед семьей, родиной.

- Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну свою в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть продам, отдам» (Учебник, с. 231).

3.

- Может. «Вначале мне показалось, что Остап был гораздо смелее Андрия, но потом, после сцены, когда Андрий высказал то, что нельзя было говорить: «Отчизна мне … не Украина», - мое мнение изменилось. В тот момент его судьба решилась (умрет). Я поняла, что для него чувство любви дороже жизни.

- Я в душе жалею Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться.

- Чувство Андрия к панночке прекрасно, но эпоха вызывала другие чувства запорожцев, и совершали подвиги, погибали с мыслью о Родине.

- Храбрые запорожцы оставили дома, близких ради одной цели – защиты Родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов на ее границы.

- Эгоизм побеждает остальные чувства и разум Андрия.

4.

- Андрий молчалив и безответен перед отцом, потому что он чувствовал свою вину перед товарищами и перед родиной.

5.

- Андрий - предатель. Это понимает он сам и понимает полячка. Читают [Учебник, с. 231]. Монологи (панночки – перед Андрием, Андрия - перед панночкой).

- С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно, предательство достойно самого резкого осуждения. Гоголь рисует поведение героев, оценку их другими персонажами. (Учебник, с. 245: «Как?...Своих?.. Своих, чортов сын бьешь?»…-Эй хлопьята! Заманите мне только его к лесу…,- кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его»).

6.

- C точки зрения человеческой Тарас Бульба убил человека, сына. Я его осуждаю.

- Тарас Бульба – истинный казак. В начале повести он мне не понравился. Он «отличался грубой прямотой своего нрава, относился с недоверием ко всему новому, не любил учение, был суровым и непреклонным. Но в конце книги я поняла, что он действовал во имя справедливости. Также я разглядела в нем смелого и отважного воина, казака с большим патриотическим сердцем и любящего сыновей отца.

7.

- Автор на стороне Тараса, но ему жаль молодости и красоты Андрия: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». (Учебник, с. 244). Образное сравнение показывает, убитого рукой его собственного отца, полную незащищенность юноши. Однако Андрий не раскаивается, умирает он с именем полячки на устах.

- Гоголь писал о далеком прошлом, о славных запорожцах, создавая героическую повесть, для которых главное – защита родины. Андрий выбирает личное счастье. Пренебрегает он и родиной, и воинским долгом.

8. Смотрят фрагмент фильма.

9.

- Для казаков смерть за Отчизну достойна и прекрасна.

- Автор подчеркивает в портретах запорожцев их силу, удаль, мужество, используя прием гиперболизации (Учебник, с. 252).

- Изображая казаков, автор сравнивает их с былинными героями. Как и герои былин, все свои силы и жизнь они отдают за родину.

10. Тарас для Остапа — идеал рыцарства, отваги, стойкости. Остап близок к отцу не только по крови, но и по душе. (Учебник, с.252». Отцовское «слышу!» - духовная поддержка для него.


11. Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Само слово несет в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом.

12.

- Остап честно и мужественно сражался с поляками, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его.

- Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад.

- Андрий предает и отца, и брата, и отчизну, полюбив полячку. Он не задумываясь переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой.

- Предательство – преступление, заслуживающее суда и страшной казни.

13.

- Н.В. Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия использует портрет, монологи (Остапа – перед казнью, Андрия - перед панночкой).

- Авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле битвы и т.д.), поведение героев, оценка их другими персонажами, диалоги, авторское отношение.

Личностные: развитие умения, оставаясь самим собой и имея свою точку зрения, давая нравственную оценку поступков героя, осознавать и пафос повести, и ее патриотическую идею

Познавательные:

- умение устанавливать причинно-следственные связи,

- строить логическое рассуждение и делать вывод;

- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия изучаемого произведения.

Коммуникативные:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

- доброжелательное отношение к одноклассникам.

Регулятивные:

- умение осуществлять саморегулирование.

6. Чтение стихотворения советского поэта К.М. Симонова «Тарас Бульба»

- Откройте рабочие тетради на стр. 28 и прочитайте стихотворение советского поэта К.М. Симонова «Тарас Бульба».

Активное слушание. Приготовьтесь ответить на вопрос.

- Какой эпизод Великой Отечественной войны упоминается в стихотворении? Почему к образу гоголевского героя обращается поэт в 1942 году?

Слайд 18..


Активное слушание

Чтение стихотворения советского поэта К.М. Симонова «Тарас Бульба»

Рабочая тетрадь № 1 к учебнику литературы для 7 класса под редакцией Б.А. Ланина, с. 28.

Познавательные:

- умение соотнести содержание стихотворения с эпизодом Великой Отечественной войны.

Коммуникативные:

- умение соотносить свою точку зрения с другой.

Регулятивные:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

7. Осмысление стихотворения

- Какой эпизод Великой Отечественной войны упоминается в стихотворении? Почему к образу гоголевского героя обращается поэт в 1942 году?

Слайд 18..


Отвечают, опираясь на текст стихотворения.

Познавательные:

- использовать сведения из истории и произведения при ответе на вопрос.

Коммуникативные:

- выразительно читать стихотворение и отвечать на вопрос.

Регулятивные: самооценка.

8. Обобщающее слово учителя

Американский писатель Э. Хемингуэй по просьбе молодой писательницы составил список книг, которые необходимо прочитать. Среди жемчужин мировой литературы Хемингуэй назвал и повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Как ВЫ думаете почему?

Слайд 19.












- Правильно, ребята. Н. В. Гоголь поднимает проблемы, актуальные для нашего времени: любви, верности и дружбы сохранение традиций и вероисповедания, национального достоинства, родины и родства.

«Любовь к родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры», - писал А.Н. Толстой.

- Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком, а в повести «Тарас Бульба» автор поднимает проблему нравственного выбора.

- Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.

- Автор показывает, каким должен быть человек: Мать и Родина — те святыни, без которых не может жить человек.

Познавательные:

- различать авторский смысл и особенности его воплощения.

Коммуникативные:

- интерпретировать прочитанное произведение.

Регулятивные:

- умение выражать собственную точку зрения.

9. Домашнее задание

Подготовить сообщения по группам [3, с. 15]. Приложение 1. Раздаточный материал.

Формируют группы и знакомятся с заданиями

Регулятивные:

- умение ставить цели

10. Рефлексия учебной деятельности

Продолжите предложение: «Для меня повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» служит …»

образцом высокохудожественной прозы.

энциклопедией исторических, культурологических сведений.

источником творческого вдохновения.

нравственным ориентиром.

Слайд 20.


Продолжают предложение: «Для меня повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» служит …» (по выбору)

образцом высокохудожественной прозы.

энциклопедией исторических, культурологических сведений.

источником творческого вдохновения.

нравственным ориентиром

Познавательные:

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

Коммуникативные:

- умение выражать свою точку зрения.

Регулятивные:

- владение основами самоанализа.

11. Выполнение электронного теста для итогового контроля по теме «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».


Ребята, сейчас Вы выполните итоговый электронный тест по теме «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».


Ребята садятся за компьютеры и выполняют тест.

Познавательные:

- использовать сведения по теории литературы и знание текста, отвечая на вопросы теста;

- проявлять ИКТ-компетенции




Приложение 1.

1 группа «Тарас – воин»

1. Что рассказывают казаки о воинской доблести Тараса? Поделитесь впечатлениями о нем как о воине. Какие слова Тараса вспоминаются ими?

2. Что восхищает в нем молодых? Хотели бы они быть похожими на него?

3. Вспомните, как Бульба попадает в плен, поделитесь впечатлениями об этом с позиции молодых казаков.

(Вспомните материалы 7,9,12 глав)


2 группа «Тарас – отец»

1. Что могли говорить о Тарасе как об отце старые казаки, знавшие его смолоду?

2. Как бы они оценивали его отцовское воспитание? Что рассказывали о его переживаниях об Остапе?

3. А что могли бы сказать молодые? Что потрясло их воображение? Хотелось ли им быть сыновьями такого отца?

(Воспользуйтесь материалами 1, 2, 7, 9, 11 глав)


3 группа «Тарас – товарищ»

1. Что могли говорить казаки о Тарасе как о своем товарище? Чем бы они восхищались и гордились?

2. Чему бы хотели научиться у него молодые?

3. Какие слова из его речи о товариществе они бы вспоминали особенно?

4. Чтобы они хотели передать своим детям? (Воспользуйтесь материалами 8, 9, 12 глав)


4 группа «Тарас – защитник Отчизны и веры»

  1. Что могли бы говорить казаки о его отношении к Отчизне, к вере? Какие моменты из жизни Тараса стали бы вспоминать? Чем бы гордились?

  2. Какие слова Тараса об Отчизне и вере повторяли бы?

  3. О чем бы им хотелось рассказать своим сыновьям? Чему научить их?

(Воспользуйтесь материалом 1,3,8, 9 глав)



Приложение 2. Презентации в программе Power Point по теме «Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора», выполненная группой учащихся

Приложение 3, Электронный тест итогового контроля по теме «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба», подготовленный учащимися













  • Русский язык и литература
Описание:

Формированию личностных качества, гражданского самоопределения учащихся, способствует содержание урока о нравственном выборе и форма урока-дискуссия. Урок в формате требования ФГОС ООО способствует развитию метапредметных умений:

регулятивных: организовывать самостоятельную образовательную деятельность при решении проблемных вопросов;

познавательных: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе учебной дискуссии, опираясь на средства, используемые Н.В. Гоголем для изображения характеров Остапа и Андрия, портрет, монологи (Остапа – перед казнью, Андрия - перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле битвы и т.д.), поведение героев, оценка их другими персонажами, диалоги.

коммуникативных: сотрудничество в учебной дискуссии: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Автор Николенко Галина Ивановна
Дата добавления 04.05.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 949
Номер материала MA-071181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»