Инфоурок Другое Другие методич. материалыУрок-диспут по литературе "Что значит быть счастливым?" (9 класс)

Урок-диспут по литературе "Что значит быть счастливым?" (9 класс)

Скачать материал

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

(Тема счастья в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»)

Цель: познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении счастья; определить, какие качества характера помогают героям стать счастливыми; развить навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.                                                           Ход урока -диспута

I.  Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство».

 

 1. Словарная работа: педант, поручик, ридикюль, ломбард, солитёр, портсигар.

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.)

 

 Учитель: Как вы думаете, почему так называется рассказ?

(Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.)

 Учитель: Что мы знаем о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. В мифологии 4 – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

- Как вы думаете, какова тема этого произведения?

 О счастье, о любви, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)

 

II. Изучение новой темы.

1. Исследование по тексту. Работа с таблицей.

Учитель: Вслед за автором полистаем страницы рассказа, поговорим о событиях, героях и их характерах - «Аргумент»  «Да»    Аргумент        «Нет»    Аргумент

1. Николай Алмазов возвращается домой в необычном состоянии. Он сразу откровенно рассказывает о своих переживаниях жене.

2. В тексте много деталей, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой.

3. Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации.

4. Оценщик сочувствует чужому горю и старается помочь Николаю и Вере.

5. Садовник рад появлению заказчиков.

6. После покупки сирени Верочка отправляется домой и ждёт возвращения мужа.

7.Ещё издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.

8. История Николая и Веры заканчивается благополучно, они счастливы, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.

2. Ономастика.

 Учитель:  Ребята, как вы думаете, почему автор даёт главным героям  именно такие имена:

                 Николай и Верочка?

Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители долго думают, как назвать ребёнка. Об именах и фамилии героев рассказа «Куст сирени» подготовила сообщение (имя ученицы)

Что в имени тебе моём?

Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев Алмазовы. Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал. Вера и Николай преодолевают все трудности и не только сохраняют любовь, но и оба счастливы. На смену неудачам приходит успех. Вероятно, в фамилии героев есть намёк на чистые и светлые отношения между мужем и женой. Крепкой семье Алмазовых нечего бояться: вместе они со всем справятся, всё выдержат. Вот оно счастье!

 

 

3. Авторское отношение к героям.

 Учитель: Как относится Куприн к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора.

4. Читательское отношение к героям.

Учитель: Мне интересно, а как вы относитесь к героям. Что вы хотели бы сказать героям при встрече, если бы она была возможна.                       Здравствуйте, дорогая Вера!

Вы, конечно же, не знаете меня, но это и неудивительно. Нас разделяют почти два столетия. Зато я хорошо знакома с Вами, благодаря известному писателю Александру Ивановичу Куприну. Именно он рассказал мне о Вас в рассказе «Куст сирени», где Вы выступили главной героиней. Я поняла, что хочу Вам написать письмо и выразить свои мысли о Вас, Вашей жизни и Ваших поступках.

Ваше имя – Вера. Оно означает, что Вы несёте людям ту самую веру, за которую хочется цепляться. А ещё Вы умеете встречать каждую неудачу с весёлым лицом. Вы способны верить в мужа, несмотря на его падения. Вы, Вера, разделяете с ним как радость, так и горе. Именно благодаря Вам, он не сдавался и упорным трудом преодолевал все препятствия. Представляю, как это трудно быть и переписчицей, и чертёжницей, и чтицей, и репетиторшей, и памятной книжкой, хотя, нет, не представляю.

Мне нравится то, что с трудной ситуацией Вы справились при помощи своей природной смекалки. К тому же Вы обладаете даром убеждения: Вам удалось убедить садовника в необходимости помочь Вам. Конечно, то, что совершили Вы, можно назвать ложью, но мне кажется, что это была ложь во спасение. Спасение своей семьи, карьеры мужа и собственного душевного спокойствия. Мы, люди XXI века, можем поучиться у Вас таким качествам, как бесконечная вера в мужа, оптимизм, вера в будущее и вера в то, что все препятствия можно преодолеть, но только вместе.

- Мы говорили с вами о героях, их характерах, поступках. Составьте, пожалуйста, синквейн о Николае и Вере.

5. Синквейн.

Вера

Преданная, жертвенная

Верит, поддерживает, любит

Сокровище мужа

Жена

 

Николай

Грустный, раздражённый

Спорит, прислушивается, торжествует

Любить – значит смотреть в одном направлении

Муж

6. Ситуация глазами учащегося. Рассказ от 1-го лица. (Я считаю, что….)

Учитель:  А теперь немного пофантазируем и представим, что каждый из вас – друг Николая Алмазова, с которым вы давно не виделись, но при встрече он рассказывает вам историю поступления в академию. - Чему мы можем научиться у Веры и Николая?

Умению проникать в душу любимого человека, стремлению быть счастливым и сделать счастливым другого человека.

7. Итог урока.

.Учитель: Что значит быть счастливым? Что такое счастье, по-вашему?

Счастье в любви, а любить — значит делать добро. (Л.Н. Толстой)

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому. (Ф.Ларошфуко)

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя. (Р.Роллан)

Быть счастливым в браке — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр)

Хороший брак покоится на таланте к дружбе. (Ф.Ницше)

Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как. (Ф.Ницше)

Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали. (Станислав Лем)

 

III. Рефлексия. Корзина мыслей (или как д/з)

1.     Урок по рассказу «Куст сирени» помогает понять, что…

2.     Я понял, что трудности можно преодолеть, если…

3.     Для меня стало открытием, что…

4.     Я задумался…

IY. Домашнее задание.

1.     Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора)

2.     Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)

3.     Композиция произведения. Антитеза. Синквейн о рассказе «Куст сирени»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-диспут по литературе "Что значит быть счастливым?" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 221 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2020 348
    • DOCX 49 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воловикова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воловикова Ольга Васильевна
    Воловикова Ольга Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 98962
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе