Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Урок-диспут по литературе "Что значит быть счастливым?" (9 класс)

Урок-диспут по литературе "Что значит быть счастливым?" (9 класс)

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

(Тема счастья в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»)

Цель: познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении счастья; определить, какие качества характера помогают героям стать счастливыми; развить навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию. Ход урока -диспута

I. Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство».



1. Словарная работа: педант, поручик, ридикюль, ломбард, солитёр, портсигар.

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.)



Учитель: Как вы думаете, почему так называется рассказ?

(Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.)

Учитель: Что мы знаем о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. В мифологии 4 – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

- Как вы думаете, какова тема этого произведения?

О счастье, о любви, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)



II. Изучение новой темы.

1. Исследование по тексту. Работа с таблицей.

Учитель: Вслед за автором полистаем страницы рассказа, поговорим о событиях, героях и их характерах - «Аргумент» «Да» Аргумент «Нет» Аргумент

1. Николай Алмазов возвращается домой в необычном состоянии. Он сразу откровенно рассказывает о своих переживаниях жене.

2. В тексте много деталей, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой.

3. Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации.

4. Оценщик сочувствует чужому горю и старается помочь Николаю и Вере.

5. Садовник рад появлению заказчиков.

6. После покупки сирени Верочка отправляется домой и ждёт возвращения мужа.

7.Ещё издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.

8. История Николая и Веры заканчивается благополучно, они счастливы, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.

2. Ономастика.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор даёт главным героям именно такие имена:

Николай и Верочка?

Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители долго думают, как назвать ребёнка. Об именах и фамилии героев рассказа «Куст сирени» подготовила сообщение (имя ученицы)

Что в имени тебе моём?

Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев Алмазовы. Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал. Вера и Николай преодолевают все трудности и не только сохраняют любовь, но и оба счастливы. На смену неудачам приходит успех. Вероятно, в фамилии героев есть намёк на чистые и светлые отношения между мужем и женой. Крепкой семье Алмазовых нечего бояться: вместе они со всем справятся, всё выдержат. Вот оно счастье!



3. Авторское отношение к героям.

Учитель: Как относится Куприн к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман профессора.

4Читательское отношение к героям.

Учитель: Мне интересно, а как вы относитесь к героям. Что вы хотели бы сказать героям при встрече, если бы она была возможна. Здравствуйте, дорогая Вера!

Вы, конечно же, не знаете меня, но это и неудивительно. Нас разделяют почти два столетия. Зато я хорошо знакома с Вами, благодаря известному писателю Александру Ивановичу Куприну. Именно он рассказал мне о Вас в рассказе «Куст сирени», где Вы выступили главной героиней. Я поняла, что хочу Вам написать письмо и выразить свои мысли о Вас, Вашей жизни и Ваших поступках.

Ваше имя – Вера. Оно означает, что Вы несёте людям ту самую веру, за которую хочется цепляться. А ещё Вы умеете встречать каждую неудачу с весёлым лицом. Вы способны верить в мужа, несмотря на его падения. Вы, Вера, разделяете с ним как радость, так и горе. Именно благодаря Вам, он не сдавался и упорным трудом преодолевал все препятствия. Представляю, как это трудно быть и переписчицей, и чертёжницей, и чтицей, и репетиторшей, и памятной книжкой, хотя, нет, не представляю.

Мне нравится то, что с трудной ситуацией Вы справились при помощи своей природной смекалки. К тому же Вы обладаете даром убеждения: Вам удалось убедить садовника в необходимости помочь Вам. Конечно, то, что совершили Вы, можно назвать ложью, но мне кажется, что это была ложь во спасение. Спасение своей семьи, карьеры мужа и собственного душевного спокойствия. Мы, люди XXI века, можем поучиться у Вас таким качествам, как бесконечная вера в мужа, оптимизм, вера в будущее и вера в то, что все препятствия можно преодолеть, но только вместе.

- Мы говорили с вами о героях, их характерах, поступках. Составьте, пожалуйста, синквейн о Николае и Вере.

5. Синквейн.

Вера

Преданная, жертвенная

Верит, поддерживает, любит

Сокровище мужа

Жена



Николай

Грустный, раздражённый

Спорит, прислушивается, торжествует

Любить – значит смотреть в одном направлении

Муж

6. Ситуация глазами учащегося. Рассказ от 1-го лица. (Я считаю, что….)

Учитель: А теперь немного пофантазируем и представим, что каждый из вас – друг Николая Алмазова, с которым вы давно не виделись, но при встрече он рассказывает вам историю поступления в академию. - Чему мы можем научиться у Веры и Николая?

Умению проникать в душу любимого человека, стремлению быть счастливым и сделать счастливым другого человека.

7. Итог урока.

.Учитель: Что значит быть счастливым? Что такое счастье, по-вашему?

Счастье в любви, а любить — значит делать добро. (Л.Н. Толстой)

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому. (Ф.Ларошфуко)

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя. (Р.Роллан)

Быть счастливым в браке — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр)

Хороший брак покоится на таланте к дружбе. (Ф.Ницше)

Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как. (Ф.Ницше)

Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали. (Станислав Лем)



III. Рефлексия. Корзина мыслей (или как д/з)

  1. Урок по рассказу «Куст сирени» помогает понять, что…

  2. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…

  3. Для меня стало открытием, что…

  4. Я задумался…

IY. Домашнее задание.

  1. Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора)

  2. Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)

  3. Композиция произведения. Антитеза. Синквейн о рассказе «Куст сирени»







  • Другое
Автор Сиватеева Надежда Владимировна
Дата добавления 07.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 440
Номер материала MA-073200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»