Урок-диспут «Что значит быть
счастливым?»
(Тема счастья в рассказе
А.И.Куприна «Куст сирени»)
Цель: познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени»;
выявить позицию автора в изображении счастья; определить, какие качества
характера помогают героям стать счастливыми; развить навыки грамотной устной
речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную
позицию. Ход урока
-диспута
I. Учитель:
Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст
сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года
в газете «Жизнь и искусство».
1. Словарная
работа: педант, поручик, ридикюль, ломбард, солитёр, портсигар.
Педант –
человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в
жизни).
Поручик –
офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо,
имеющее этот чин.
Ломбард –
учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.
Солитер –
крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.
Портсигар –
карманная плоская коробка для папирос, сигарет.
Ридикюль –
ручная женская сумочка (уст.)
Учитель: Как вы думаете, почему так
называется рассказ?
(Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям
счастье.)
Учитель: Что мы знаем о сирени?
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это
пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. В
мифологии 4 – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и
пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и
великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.
- Как вы думаете, какова тема этого произведения?
О счастье, о любви, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в
тетради)
II. Изучение новой темы.
1. Исследование по тексту. Работа с таблицей.
Учитель: Вслед за автором полистаем
страницы рассказа, поговорим о событиях, героях и их характерах - «Аргумент»
«Да» Аргумент «Нет» Аргумент
1. Николай Алмазов возвращается домой в необычном состоянии. Он
сразу откровенно рассказывает о своих переживаниях жене.
2. В тексте много деталей, с помощью которых автор передаёт те
чувства, которые испытывает герой.
3. Верочка быстро находит выход из сложившейся ситуации.
4. Оценщик сочувствует чужому горю и старается помочь Николаю и
Вере.
5. Садовник рад появлению заказчиков.
6. После покупки сирени Верочка отправляется домой и ждёт
возвращения мужа.
7.Ещё издали по походке мужа Вера поняла, что их затея удалась.
8. История Николая и Веры заканчивается благополучно, они
счастливы, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.
2. Ономастика.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему
автор даёт главным героям именно такие имена:
Николай и Верочка?
Каждому человеку при рождении дают имя. Как правило, родители
долго думают, как назвать ребёнка. Об именах и фамилии героев рассказа «Куст
сирени» подготовила сообщение (имя ученицы)
Что в имени тебе моём?
Имя «по–гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах
называется ономастика. Ономастика – наука, изучающая имена собственные всех
типов. Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с
греческого языка – это вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не
сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай – победитель народов, побеждающий
народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не позволяет ему
опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев
Алмазовы. Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал. Вера и Николай преодолевают
все трудности и не только сохраняют любовь, но и оба счастливы. На смену
неудачам приходит успех. Вероятно, в фамилии героев есть намёк на чистые и
светлые отношения между мужем и женой. Крепкой семье Алмазовых нечего бояться:
вместе они со всем справятся, всё выдержат. Вот оно счастье!
3. Авторское
отношение к героям.
Учитель: Как относится Куприн к своим
героям и к истории, которая с ними приключилась?
Автор к своим героям относится с симпатией. Он пишет о них тепло,
заинтересованно. Автор любуется ими и даже не осуждает за небольшой обман
профессора.
4. Читательское
отношение к героям.
Учитель: Мне интересно, а как вы
относитесь к героям. Что вы хотели бы сказать героям при встрече, если бы она
была возможна. Здравствуйте, дорогая Вера!
Вы, конечно же, не знаете меня, но это и неудивительно. Нас
разделяют почти два столетия. Зато я хорошо знакома с Вами, благодаря
известному писателю Александру Ивановичу Куприну. Именно он рассказал мне о Вас
в рассказе «Куст сирени», где Вы выступили главной героиней. Я поняла, что хочу
Вам написать письмо и выразить свои мысли о Вас, Вашей жизни и Ваших поступках.
Ваше имя – Вера. Оно означает, что Вы несёте людям ту самую веру,
за которую хочется цепляться. А ещё Вы умеете встречать
каждую неудачу с весёлым лицом. Вы способны верить в мужа, несмотря на его
падения. Вы, Вера, разделяете с ним как радость, так и горе. Именно благодаря
Вам, он не сдавался и упорным трудом преодолевал все препятствия. Представляю,
как это трудно быть и переписчицей, и чертёжницей, и чтицей, и репетиторшей, и
памятной книжкой, хотя, нет, не представляю.
Мне нравится то, что с трудной ситуацией Вы справились при помощи своей
природной смекалки. К тому же Вы обладаете даром убеждения: Вам
удалось убедить садовника в необходимости помочь Вам. Конечно, то, что
совершили Вы, можно назвать ложью, но мне кажется, что это была ложь
во спасение. Спасение своей семьи, карьеры мужа и собственного душевного
спокойствия. Мы, люди XXI века, можем поучиться у Вас
таким качествам, как бесконечная вера в мужа, оптимизм, вера в
будущее и вера в то, что все препятствия можно преодолеть, но только вместе.
- Мы говорили с вами о героях, их характерах, поступках.
Составьте, пожалуйста, синквейн о Николае и Вере.
5. Синквейн.
Вера
Преданная, жертвенная
Верит, поддерживает, любит
Сокровище мужа
Жена
Николай
Грустный, раздражённый
Спорит, прислушивается,
торжествует
Любить – значит смотреть в одном
направлении
Муж
6. Ситуация глазами учащегося. Рассказ от 1-го лица. (Я считаю,
что….)
Учитель: А теперь немного пофантазируем и
представим, что каждый из вас – друг Николая Алмазова, с которым вы давно не
виделись, но при встрече он рассказывает вам историю поступления в академию. -
Чему мы можем научиться у Веры и Николая?
Умению проникать в душу любимого человека, стремлению быть
счастливым и сделать счастливым другого человека.
7. Итог урока.
.Учитель: Что значит быть счастливым? Что такое счастье, по-вашему?
Счастье в любви, а любить —
значит делать добро. (Л.Н. Толстой)
Истинная любовь похожа на
привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви —
это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми
качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то
другому. (Ф.Ларошфуко)
Благодеяние любви не
только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы
обретаем веру в себя. (Р.Роллан)
Быть счастливым в браке —
это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
(А.Шопенгауэр)
Хороший брак покоится на
таланте к дружбе. (Ф.Ницше)
Тот, кто имеет, зачем жить,
вынесет любое как. (Ф.Ницше)
Иногда надо замолчать,
чтобы тебя услышали. (Станислав Лем)
III. Рефлексия. Корзина мыслей (или как д/з)
1. Урок
по рассказу «Куст сирени» помогает понять, что…
2. Я
понял, что трудности можно преодолеть, если…
3. Для
меня стало открытием, что…
4. Я
задумался…
IY.
Домашнее задание.
1. Творческий
пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора)
2. Счастлива
ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)
3. Композиция
произведения. Антитеза. Синквейн о рассказе «Куст сирени»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.