Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрока развития речи по русскому языку "Описание предмета. Описание символов Республики Казахстан" (6 класс)

урока развития речи по русскому языку "Описание предмета. Описание символов Республики Казахстан" (6 класс)

Скачать материал

План-конспект

урока  русского  языка

в  6 классе

Дата:

ТемаОписание  предмета. Описание  символов  Республики  Казахстан

Триединая  дидактическая  цель:

- образовательная: актуализировать  знания  о  строении  текста - описания, особенностях  научного  описания  и  описания  в  художественном  стиле, символах  Республики  Казахстан

-развивающая: развивать  умение  узнавать  описание  среди  других  типов  текста, составлять  текст-описание  в  соответствии  с  особенностями  этого  типа  речи. развивать  умственные  действия  как  интеллектуальные  явления  и  мыслительные  операции ( сравнение, анализ, обобщение, умение  сделать  выводы);

-воспитательная: воспитывать   чувство  гордости  за  символику  страны, уважительного  отношения  к  символике  Республики  Казахстан..

 

Оборудование: учебные  слайды, документальные  видеофильмы «Астана- новая  столица», «Я  знаю, город  будет!»

Раздаточный  материал: технологические  карты  к  уроку, статья  9  Конституции  Республики  Казахстан, выдержка  из  Указа  Президента  РК, имеющего  силу  конституционного  закона, «О  государственных  символах  Республики  Казахстан» от  24 января  1996года

                                         И  горит  над  миром  образ  твой:

            Флаг  казахский  и  казахский  герб.

                           Ж.Молдагалиев.

 

Ход  урока:

I. Организационный  момент.

Слово  учителя.

Ребята, неведомый  мир  мы  раскрываем  для  себя  через  предметы  и  явления, которые  имеют  свои  признаки, свойства  и  совершают  действия. Они  и  составляют  содержание  высказываний.

Запись  даты  и  темы  урока.

II. Этап  подготовки  учащихся  к  активному  и  сознательному  усвоению  нового  материала.

1) Беседа.

§  Что  такое  текст? (работа  по  различным  словарям)

§  Назовите  основные  признаки  текста.

§  С  помощью  каких  основных  грамматических  средств  предложения  связываются  в  тексте?

§  Что  такое  тема  текста? Основная  мысль  текста?

§  Какие  бывают  тексты по  типу  речи (характерные  особенности  каждого  типа  текста).

§  Назовите  стили  речи  и  их  признаки.

2)Проверка  домашнего  задания.

Прочитайте  вслух  тексты (  на  партах  отпечатанные  тексты)

1. В  конце  1942 года  семнадцатилетняя  девушка  добровольно  поступила  в  школу  снайперов  в  Ленинграде  и  окончила  её  на «отлично». Летом  1943 года Алия  уже  на  фронте. Бои  были  упорные  и  ожесточенные. Подразделение, в  котором  находилась  Молдагулова, получило  приказ  освободить  деревню  Казачиха. Алия  первой  поднялась  в  атаку, увлекая  за  собой  бойцов. В  этом  бою  она  уничтожила  32 фашиста.

    Осколки  мины  ранило  девушку  в  левую  руку. Она  сделала  себе  перевязку  и  продолжала  стрелять. Вскоре  разгорелась  рукопашная  схватка. Лицом  к  лицу  столкнулась  Алия  с  немецким  офицером. Она  направила  свой  автомат  на  врага, но  фашист  выстрелил  первым. Кровью  обагрилось  лицо  девушки. Напрягая  последние  силы, Алия  дала  длинную  очередь  из  автомата. Её  покинули  силы. Она  погибла  смертью  храбрых Ей  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.

 

2. Всем  нам  хорошо  известна  крылатая  строчка  Н.А.Некрасова: «Поэтом  можешь  ты  не  быть, но  гражданином  быть  обязан». Быть  гражданином- это  значит  активно  участвовать  в  окружающей  жизни, делать  так, чтобы  она  стала  лучше.

 Если  никогда ни  во  что  не  вмешиваться, в  сто  раз  легче  будет  жить. Но  только  неинтересно. Сразу  тебе  все  чужими  станут  и  ты  всем  чужой. Лес  горит- пускай, мостик  через  канаву  сломался -  нам  какое  дело, мальчишка  на  улице  ревёт- пройдём  мимо…

  Всё  зависит  от  того, как  относиться  к  жизни  в  свои  двенадцать- тринадцать  лет: чувствовать  себя  маленьким, ничего  не  знающим, посторонним  во  многих  делах? Или  с  размаху, как  в  недавней  игре, кидаться  туда, где  что - то  не  ладится, где  нужны  твоя  умеренная  помощь, надёжное  плечо, крепкие  руки?

   Ничто  так  не  возвышает  личность, как  активная  жизненная  позиция. И  это  относится  не  только  к  взрослым, но  и  к  тебе, тринадцатилетний  подросток.

                                                                                                        (По  Л. Симоновой)

 

3….Мирные  жёлтые  сопки, зелёные  луга, необъятный  простор  серебристого  ковыля, подернутый  вдали  дрожащей  дымкой, стелются  перед  ним. С  нежностью  и  волнением  смотрит  Абай  на  окружающий  его  мир, на  бескрайнюю  степь, на  простор, на  сопки, где  он  родился  и  где  провёл  детство. Ему  хочется  обнять всё  это, покрыть  горячими  поцелуями. Какая  нега  в  прохладном  степном  ветерке, не  знающем  ни  бурных  порывов, ни  мертвого  затишья! Сочная  тучная  степь  всё  колышется  от  этого  ветерка, и  пологими  волнами  переливается  на  ней  ковыль. Да  нет, не  степь  это,- бескрайнее  море, сказочное  море… Абай  не  может  оторвать  от  него  глаз. Он  безмолвно  погружается  взором  в  вольную  ширь. Она  ничуть  не  пугает  его, если  бы  он  смог, он  охватил  бы  её  всю, прижался  бы  к  ней  и  шептал: «Я  так  соскучился  по  тебе! Может  быть, другим  ты  кажешься  страшной - только  не  мне! Родная  моя, милая  степь!...

                                                                      М.Ауэзов. «Путь  Абая» (отрывок)

-О  чём  говорится  в  первом  тексте? Озаглавьте  текст.

К  какому  типу  речи  относится  текст? (повествование). Докажите.

Назовите  глаголы, которые  характеризуют  действия  девушки? ( поднялась, уничтожила, продолжала  стрелять, столкнулась, направила, погибла). Глаголы  помогают  уяснить  последовательность  события.

- О  чём  говорится  во  втором  тексте? К  какому  типу  речи  относится  этот  текст? (рассуждение). Докажите.

Найдите  предложение, в  котором  содержится  основная  мысль. (Быть  гражданином - это  значит  активно  участвовать  в  окружающей  жизни, делать  так,  чтобы  она  стала  лучше).

Какие  доказательства  приводит  автор, чтобы  убедить  нас?

- О  чём  говорится  в  третьем  тексте? К  какому  типу  речи  относим  этот  текст?  ( описание)

 Какую  цель  ставил  перед  собой  автор,  когда  создавал  этот  текст? ( показать  красоту  родной  степи, любовь  к  ней)

-В  каком  стиле  речи  описывается  степь? ( в  художественном).

Особенности  этого  стиля:эмоциональность, образность, использование  выразительных  средств.

Вывод: можно  описывать  всё: предметы, обстановку,местность, природу,человека- в  разных  стилях: разговорном, научном, художественном.

III. Этап  усвоения  новых  знаний.

      Тема  урока: описание  предмета. Описание  символики  РК.

Ребята, скажите, какой  праздник  мы  отмечали  25 октября? День  Республики  Казахстан. Шаймагамбет  Торышев- житикаринский  акын, которого  знает  вся  страна, посвятил  республике  арнау.

Послушайте (читает  ученик  стихотворение»Арнау»)

Арнау

Мемлекеттік  мерекем,

Тарихта  аты  қалған  күн.

Біз  тәуелсіз  елміз  деп,

Әлемге  жария  салған  күн.

Болса  да  басқа  түріміз,

Болса  да  бөлек  тіліміз.

Біз  туыспыз, біз  доспыз,

Бірімізге - біріміз

Бірімізге-  біріміз

Деп  айтпайық  іріміз

Қазақ  елі  ақ  орда,

Ақ  көңілмен  кіріңіз,

Ақ  көңілмен  кіріңіз.

Құрметті  сізге  төріміз,

Сөйлесейік  қазақша

Мемлекеттік  тіліміз,

Мемлекеттік  тіліміз.

Сізде  қазақша  біліңіз

Тілді  білсек  сыйлаймыз

Бірімізді - біріміз

В  стихотворении говорится  о  независимости  страны, о  государственном  языке.

Сегодня  наш  урок  посвящен  символам  и  символике РК.

Давайте  выясним  значения  слов  символ ( на  слайдах  появляются  словарные  статьи  этих  слов)

Символ, -а,м.

1.Предмет, действие и т.п., служащие  условным  обозначением  какого-либо  понятия, идеи.

2.Лит. Художественный  образ, передающий  какую-либо  мысль, переживание.

3.Спец.Условное  обозначение  какой-либо  величины, принятое  той  или    иной  наукой.

Ребята  приводят  примеры  со  2  и  3  значениями  слова.

Лит. Кащей  Бессмертный - символ  смерти.

Спец. Химический  символ:Mg-магний.

Символ  в  ПДД: зеленый  человек в  кружочке (пешеходный  переход)

-Мы  сегодня  будем  работать  с  первым  значением  символа. Есть  и  высокое  понятие. Назовите  символы  РК. Флаг, Герб, Гимн.

Учащиеся  читают  статью  9  Конституции  РК, выдержку  из  Указа  Президента  Республики  Казахстан, имеющего  силу  конституционного  закона, «О  государственных  символах  Республики  Казахстан»  от  24  января  1996г.

-На  уроке  мы  будем  учиться  описывать  флаг  нашей  страны.( этот  объект  мы  избираем  для  описания)

(Появляется  изображение  флага)

1) Объект  для  описания  выбрали

2) Цель  описания-рассмотреть, увидеть  флаг  со  всех  сторон.

3) Что  важно  в  предмете? (размер, форма)

- Послушайте  описание  флага, которое  дано  в  главе II  ст. 4 Указа  Президента  РК, имеющего  силу  конституционного  закона, «О  государственных  символах  Республики  Казахстан»  от  24  января  1996г.

  Государственный  флаг    Республики  Казахстан  представляет  собой  прямоугольное  полотнище  голубого  цвета  с  изображением  в  его  центре  солнца  с  лучами, под  которым-парящий  орёл. У  древка- вертикальная  полоса  с  национальным  орнаментом. Изображение  солнца, лучей, орла  и  орнамента- цвета  золота. Отношение  ширины  флага  к  его  длине 1 2

 Государственный  флаг  Республики  Казахстан  и  его  изображение, независимо  от  их  размеров, должны  в  точности  соответствовать  цветному  и  схематическому  изображениям  эталона  Государственного  флага  Республики  Казахстан, хранящегося  в  Резиденции  Президента  Республики  Казахстан.

Глава   статья4. Из  Указа  Президента Республики  Казахстан, имеющего  силу  конституционного  закона, «О  государственных  символах  Республики  Казахстан».

Назовите  авторов  флага. ( появляется  слайд  с  портретами  авторов  флага).

Шакен  Ниязбеков- художник - конструктор.Видный  скульптор- монументалист, член  Союза  художников  Казахстана. Автор  чеканки  на  меди, алюминии, латуни: «Абай», «Напевы  музыки», «Курмангазы».

- В  каком  стиле  дается  описание флага? (в  научном)

-Вспомните  требования  к  научному  стилю (точность, логика, конкретность, доказа-тельность).

Для  описания  флага  изберем  художественный  стиль. Совместно  оформим  таблицу, в  которой  выделим  характерные  особенности  флага, отношение  к  нему.

 

Предмет

Детали

Признаки

Символ  чего?

 

 

Флаг

полотнище

сине- голубое

суверенитет  государства

солнце

золотое, купающееся

  в  своих  лучах

покой  и  богатство

лучи

яркие  и  ласковые

 

орёл

царь- птица,

божественный,

мирно  парящий, всесильный

власть,  державность, величие, гордость, свобода, зоркость, независимость, дальновидность,

широта  души  степного  народа.

орнамент

национальный

принадлежность

 стране

 

Чтение  текста «Божественная  птица» (на  фоне  видеосюжета  их  фильма «Я  знаю, город  будет!»

  Орёл - царь-птица, парящая  выше  всех  живых  существ, близка  к  Небу  и  Солнцу- древним  божествам, значит  божественная. Подобно  божеству - всевидящая, вперёдсмотрящая, с  одной  стороны, с  другой- карающая, несущая  в  себе  гибель  земным  существам. Поэтому  на  старинных  монетах  и  печатях  выгравировывали  орла, подразумевая  всесильную  власть. Орёл  реет  в  вышине  в  гордом  одиночестве. Отсюда - понятия, связанные  с  образом  орла, такие  как  величие, честь, вольнолюбие, независимость, свобода, гордость, высокие  помыслы, величавость, зоркость, а  значит, дальновидение.

Орёл, распростёрший  крылья, - символ  власти, державности. Орёл, мирно  парящий  над  родными  просторами, символизирует  широту  души  степного  народа, готового  раскрыть  свои  объятия  всем  дружелюбным  народам  и  нациям, уважающих  гордый, вольнолюбивый  дух  многонационального  суверенного  государства. Степной  орёл  на  государственном  флаге  Республики  Казахстан  олицетворяет  щедрость  и  зоркость, высоту  помыслов  казахстанцев.

- Что  вы  чувствуете  после  прочтения  этого  текста? (чувство  гордости  за  свою  страну).

Символика  цветов.

  Цвет

Символ  чего?

синий «Кок»(небесный, священный)

мир, спокойствие, благополучие, чистота  намерений  народа  Казахстана

жёлтый (золотистый)

жизнь, рост, развитие

 

4) А  теперь  посмотрим, как  строятся  предложения  в  описании.

Что  стоит  на  первом  месте: деталь  или  её  признак? Здесь  главное- предмет, его  детали (имена  существительные) и  признаки (имена  прилагательные).

5) Поработаем  над  композицией  текста. Сколько  частей  будет  в  описании  флага? (три).

-О  чём  будем  писать  в  первой  части? (называем  предмет  и  даём  общее  его  описание)

- Чему  посвятим  основную  часть  текста? ( выделяем  детали  и  признаки  предмета).

- О  чём  напишем  в  заключительной  части? (выражаем  своё  отношение  к  флагу)

Дополнения  учащихся

Под  этим  флагом  нашли  в  Казахстане  свою  Родину  люди  многих  национальностей. Флаг- это  защита, неприкосновенность. Флаг  охраняет  права  и  свободы  граждан. Между  государствами  есть  договор.

   Государственный  флаг  Республики  Казахстан  поднимается  во  время  торжественных  церемоний, при  встрече  и  проводах  иностранных  делегаций, посещающих  Казахстан.

  При  выезде  президента  на  машине  развевается  флажок. Стало  традиционным  поднятие  государственных  флагов  в  честь  победителей  международных  спортивных  соревнований. Так, на   всемирных  зимних  олимпийских  играх  в  Лиллехаммере (Норвегия, 1994г) в  честь  победы  легендарного  казахстанского  лыжника  Владимира  Смирнова  из  Кокчетавской  области  впервые  в  истории  был  поднят  флаг  нашей  страны  и  прозвучал  Государственный  гимн. Это  вызвало  чувство  гордости  и  патриотизма  у  миллионов  соотечественников  спортсмена.

6) Составляем  план.

План.

1. Предмет, Цель  описания.                               1. Флаг - отличительный  знак  государства.

 Общее  описание.  

                                         

2.Детали  и  признаки  предмета.                       2. Солнце, орёл, орнамент- детали  флага.

3. Отношение  к  предмету.                                3. Моё  отношение  к  флагу.

IV. Этап  закрепления  изученного.

     Учащиеся  пишут  сочинение- описание  флага.

2-3 ученика  читают  свои  сочинения.

 

V.Подведение  итогов  урока.

-Что  нового  узнали  на  уроке? Чему  научились?

Оценивание  работ  учащихся.

VI. Инструктаж  по  домашнему  заданию.

 

Домашнее  задание: написать  сочинение - описание  герба  по  составленному  плану- образцу.

Лучшие  сочинения  будут  помещены  в  школьной  газете.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урока развития речи по русскому языку "Описание предмета. Описание символов Республики Казахстан" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку "Описание  предмета. Описание символов Республики Казахстан" предназначена для учителей-предметников. Учитель актуализирует  знания  учащихся о  строении  текста-описания, особенностях  научного  описания  и  описания  в  художественном  стиле, символах  Республики  Казахстан. Развивает умение учащихся узнавать  описание  среди  других  типов  текста, составлять  текст-описание  в  соответствии  с  особенностями  этого  типа  речи.развивать  умственные действия  как  интеллектуальные  явления  и  мыслительные  операции (сравнение, анализ, обобщение, умение  сделать  выводы);

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 590
    • DOCX 32 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баекенова Сандыбала Айтокиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3270
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек