•
Организационный
момент.
Здравствуйте
ребята! (Взаимное приветствие, фиксация
отсутствующих, проверка внешнего состояния, подготовленность учащихся к
уроку, организация внимания)
Сегодня, мы
познакомимся с одним из самых замечательных
случаев практического использования закона сохранения импульса – реактивным
движением.
Сообщение
темы, цели и задачи изучения нового материала.
Тема
урока: Реактивное движение
Какое
движение называют реактивным?
Сегодня
мы, попробуем ответить на этот вопрос, разобрав несколько примеров
реактивного движения.
•
Научимся
опознавать реактивное движение
•
Приводить
примеры реактивного движения в природе и технике
•
Познакомимся
с разработками отечественных ученых и вкладом в освоение космоса русских
космонавтов
•
Актуализация
знаний.
•
Для
этого давайте немного повторим то, что мы проходили на прошлом уроке.
(Повторение
ранее изученного материала по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»).
На прошлом уроке
мы познакомились с понятием импульса тела.
-
Что называют импульсом тела?
- Если перед нами несколько тел, которые
взаимодействуют только между собой, что можно сказать про импульс такой
системы?
2 . Этап подготовки учащихся
к активному усвоению нового материала
Посмотрите на слайд (слайд «Примеры проявления реактивного движения в природе»)
И ответьте на следующий вопрос:
- Что общего у ракеты, медузы, кальмара?
Действительно,
в каждом из приведенных примеров используется одинаковый принцип движения.
•
Усвоение новых знаний
Откройте
тетради и запишите тему урока в «Реактивное движение».
Ребята! Наверняка кто-нибудь из вас хотя
бы в телепередачах обращал внимание на движение - медузы? А на способ её
движения?
Презентация №1 – «Примеры проявления
реактивного движения в природе»
Медуза, Осьминоги, кальмары,
каракатицы приходят
в движение не по тому, что сжимает зонтик, а потому, что при сжатии зонтика
она выталкивает из него воду. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду,
передвигаются, например кальмары и осьминоги, развивая при этом скорость
60-70 км/ч.
Давайте попробуем установить, начнёт ли
двигаться тело, если из него будет выбрасываться не вода, а, например газ?
Опыт с шариком
Преподаватель:
За счёт чего шарик приходит в движение?
Правильно, за счет движения воздуха.
Преподаватель: Движение
шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину
движения шарика. Прежде, чем вы попытаетесь сформулировать определение
реактивного движения, мне бы хотелось спросить у вас, будет ли являться
примером реактивного движения результат следующего опыта:
Давайте рассмотрим второй опыт.
Преподаватель: Что общего в первом и во втором опытах?
Учащимся предлагается сформулировать понятие реактивного
движения
Преподаватель: Принцип
реактивного движения используется при движении ракет.
Реактивные двигатели устанавливаемые на ракетах называются
ракетными двигателями.
А как движется ракета?
Запишите в тетрадях определение реактивного движения:
•
Реактивное движение - движение
тела, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть , в
результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс
Ракетные
двигатели делятся на два основных класса: ракетные и воздушно-ракетные.
Многоступенчатые ракеты:
•
Развивают большие скорости
•
Предназначены для более
дальних полётов
После того как топливо и окислитель первой ступени будет
полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие
вступает двигатель второй ступени.
Уменьшение общей массы ракеты путём отбрасывания уже не нужной
ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость
ракеты.
Таким же образом отбрасывается вторая ступень
Скорость ракеты может превышать относительную скорость истечения
газов.
Следовательно, ракета может быть разогнана до больших скоростей,
необходимых для космических полетов. Но это может быть достигнуто только
путем расхода значительной массы топлива, составляющей большую долю
первоначальной массы ракеты.
Ракета
может двигаться, не взаимодействуя ни с какими другими телами, кроме
продуктов сгорания содержащегося в ней топлива. Поэтому ракеты можно
использовать для передвижения в безвоздушном космическом пространстве.
Преподаватель:
Продолжая говорить о реактивном движении, совершим экскурсию в
прошлое.
Первым
проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым
двигателем известного революционера Николая Ивановича Кибальчича (1853-1881).
Родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране является К.Э.Циолковский. (слайд 13-14)
В конце первого тысячелетия нашей эры в Китае использовали
реактивное движение, которое приводило в действие ракеты - бамбуковые трубки,
начиненные порохом, они использовались как забава.
В конце первого тысячелетия нашей эры в Китае использовали
реактивное движение, которое приводило в действие ракеты - бамбуковые трубки,
начиненные порохом, они использовались как забава.
В России пороховые ракеты были приняты на вооружение в начале XIX в. ученым-артиллерист
генерал-лейтенант К.И.Константинов.
Человек стал использовать реактивное движение в
качестве способа передвижения только в XX веке.
Самые большие достижения в
области покорения космоса принадлежат
нашей стране. 4 октября 1957 г. при помощи ракеты был выведен на орбиту
первый искусственный спутник Земли. (слайд 15)
12 апреля 1961 г. первый в истории человечества
человек - Ю.А.Гагарин совершил космический полет.
(слайд 16).
Реактивные установки «Катюша», реактивные самолеты сыграли
огромную роль во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время существует много
проектов по созданию фотонных, гравитационных двигателей, которые позволят
разгонять корабли до околосветовых скоростей.
Но это - дело будущего. Возможно и кто – то из вас внесет свой
вклад в развитие науки.
4. Этап закрепление новых знаний (фронтальный опрос)
1. Какая связь между законом сохранения импульса и
реактивным движением?
В результате чего появляется реактивное движение?
2. Где используется реактивное движение?
Основные понятия одновременно фиксируются преподавателем на
доске и учащимися на тетрадях
5.
Домашнее задание
Написать
рефераты по темам:
Основоположники
научной космонавтики.
Из
истории создания космической техники.
Новости
космических экспедиций последних лет.
Космонавты
России сегодня.
6.
Подведение итогов урока
анализ
и оценка учебной деятельности учащихся, выставление оценок.
|
Готовность к
уроку, наличие учебных принадлежностей.
Знакомство с темой, целями и задачами изучения нового материала
Возможные
ответы учащихся:
-
Физическая величина, равная произведению массы тела
на скорость его движения, называется импульсом тела р (или
количеством движения)
- Импульс
– сохраняется.
Предполагаемый
ответ учащихся:
- используется одинаковый
принцип движения.
Запись в
тетрадях темы урока «Реактивное движение».
Экспериментаторы: Опыт 1.
Надувают резиновый шарик и отпускают его. Шарик приходит в
движение
Ответ: Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух.
Экспериментаторы: Опыт 2.Ученик встаёт на
легкоподвижную тележку, спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную
сторону.
Учащиеся: Тележка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то
отделилось (ученик, воздух).
Мнения
учащихся и их обоснования фиксируются на доске
Предполагаемый вывод учащихся :
Реактивное
движение - движение, при котором тело
изменяет свою скорость, отбрасывая свою часть
Запись в
тетрадях
Учащиеся:
Реактивное движение получается в результате сжигания специальных видов
топлива, при сгорании которого образовавшиеся газы покидают ракету с большой
скоростью.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.