Государственное
бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА № 7
_______________________________________________________________
УРОК
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО «СТИХОТВОРЕНИЯМ В ПРОЗЕ» И. С. ТУРГЕНЕВА
«Перед ликом
священной природы…»
Учитель
Рябова Марина Николаевна
2012
г.
Цели урока:
1.Выявить
особенности тургеневского мировосприятия, связанные с темой «Человек и природа»
в «Стихотворениях в прозе».
2.
Проанализировать стихотворения «Воробей», «Природа», «Собака», определить,
какие лексические, морфологические особенности языка и выразительные средства
передают авторскую мысль в произведении.
3.
Совершенствовать навык вдумчивого и внимательного чтения текста произведения.
4. Воспитывать любовь
к поэтическому слову, творчеству автора; воспитывать чувство милосердия,
ответственности за свои поступки.
5. Пополнять
эмоциональный словарь учащегося.
Оборудование: компьютер, проектор,
интерактивная доска, презентации в формате интерактивной доски «К уроку
внеклассного чтения по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева», «На Родине И.
С. Тургенева», сборники стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
Ход
урока.
I. Повторение материала,
изученного на прошлом уроке.
- Мы сегодня
продолжим разговор по творчеству И. С. Тургенева, начатый на предыдущем уроке,
работать будем над тем же жанром. С каким жанром мы познакомились?
Слайд 1.
(Стихотворения в
прозе)
- В чем
особенности этого жанра?
(В них нет рифмы
и размера, небольшие по объему. Они, как и стихи, передают чувства и эмоции
автора)
- Еще на прошлом
уроке мы убедились в том, как обширна тематика стихотворений в прозе. О чем
пишет автор?
(О языке, родине,
природе…)
- Посмотрим,
насколько вы внимательно читаете тексты. Ученица вашего класса подготовила
викторину по стихотворениям в прозе И. С. Тургенева, послушаем её.
(Викторина,
подготовленная учеником )
- Угадайте, из
какого стихотворения взяты эти строки?
1. « Я глянул
вдоль аллеи и увидал молодого воробья…» («Воробей»)
2. «Нас двое в
комнате: собака моя и я» («Собака»)
3. «И вот по
одноцветной её (тучи) синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять
белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь»
(«Голуби»)
4. «Я видел
кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек,
а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нём,
торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце» («Лазурное царство»)
5. «Последний
день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.
Ровной синевой
залито все небо; одно лишь облачко на нем… Безветрие, теплынь… воздух – молоко
парное!» («Деревня»)
II. Переход к новому материалу.
- Отбор
стихотворений вашего домашнего задания («Воробей», «Собака», «Голуби»,
«Природа»…) не случаен. Какая тема их объединяет?
- Сегодня мы
обратимся к миниатюрам, решающим проблему взаимоотношений природы и человека.
Вопрос этот для автора был далеко не праздный.
Цикл создавался в
период надвигающейся старости, болезни, содержал размышления о жизни и смерти,
о смысле жизни, раздумья о родине и народе. Но все мысли сопровождались или
созерцанием природы родного края, или воспоминаниями о ней на чужбине. Именно в
этих миниатюрах воспевается красота, милосердие, самоотверженность и духовное
величие.
III. Сообщение темы и цели
урока.
Слайд 2.
- Тема урока «Перед ликом
священной природы…» Сегодня мы поразмышляем над содержанием стихотворений в
прозе, обратим внимание на их языковые особенности и на средства, которые
способствуют выявлению авторской позиции.
IV. Работа с эпиграфами.
- И. С. Тургенев
был убежден, что «человек связан с природой тысячью неразрывных нитей: он
сын ее». Как вы понимаете эти слова?
(обсуждение
цитаты)
У природы есть
чему поучиться, она благотворно влияет на душу человека. В одном из своих
стихотворений Тургенев писал:
… природа
во всем, как ясный и строгий художник,
Чувство
меры хранит, стройной верна простоте…
Чтобы так сказать
о природе, надо ее хорошо знать, ценить и любить. Когда могла зародиться любовь
к природе у автора?
Слайд 3.
- Мы сейчас
совершим путешествие на Родину Тургенева и послушаем рассказ о Спасском –
Лутовинове и о детских годах писателя.
V. Презентация «На Родине И.
С. Тургенева».
(Она
сопровождается рассказом ученика о детских годах, о зарождении чувства любви к
природе).
- Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново расположилось в
березовой роще на пологом холме. Вокруг господского дома разбит огромный парк с
липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк в то время был очень
красив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями и высокими соснами.
У подножия холма, на котором стояла усадьба, были вырыты пруды, в которых
водилась разная рыба.
Поля и луга вокруг усадьбы перемежаются холмами и рощами.
Среди этой изумительной и неповторимой красоты прошло
детство Ивана Сергеевича Тургенева.
Игрушки его мало занимали. Он с большей охотой проводил
время в парке, где у него были любимые уголки; ловил птиц; удил рыбу. Часто
беседовал с лесниками и охотниками, которые учили его ориентироваться в лесу,
узнавать повадки птиц. Постепенно в мальчике зародилась любовь к природе
родного края, которую он выразил во многих своих произведениях
VI. Работа с текстами
произведений.
- Именно эти
детские впечатления благотворно повлияли на душу писателя. Многие исследователи
отмечают, что «детскость души» автор сохранил до глубокой старости. Природа в
его стихотворениях одухотворена, красива, гармонична. Тургенев был знаком с
мнением Достоевского, что «мир спасется красотой». Но только ли этим? Иван
Сергеевич Тургенев ответил на этот вопрос стихотворением «Воробей».
Слайд 4.
А) Чтение и
анализ стихотворения «Воробей».
1.
Выразительное чтение стихотворения.
2.
Аналитическая беседа по содержанию стихотворения.
- Какова тема
стихотворения?
(Тема любви.
Способность любящего существа пожертвовать жизнью ради другого)
- Эпизод, о
котором поведал рассказчик, обращает нас к миру природы. А мир этот представлен
разными и непохожими обитателями. Кто действующие лица?
- Опишите словами
из текста семейство воробьев?
- Какое чувство
испытывают оба крохотные комочка?
(Страх, отчаяние,
испуг, ужас)
- Какими словами
создается образ собаки.
(Громадное
чудовище с зубастой пастью)
- Рассказчик
передает и любопытство «чудовища», и ужас маленьких птиц. Что это? Демонстрация
естественных законов природы? Тогда почему этого не произошло? Чтобы ответить
на этот вопрос, давайте проследим за глаголами и деепричастиями в
стихотворении.
- Что делает
собака?
(Бежала
(впереди)…уменьшила свои шаги…начала красться…)
- Каковы действия
молодого воробья?
(Упал…сидел (неподвижно)…)
- Каковы действия
старого воробья?
(Сорвавшись (с
близкого дерева)…(камнем) упал…прыгнул (два раза)…)
- К какому выводу
приходим? Совершает ли действия «грозное чудовище»? А маленькое хрупкое
существо?
(Почти нет.
Собака в момент встречи с воробьем только готовится к этому и почти сразу же
отступает. А хрупкое существо действует, потому и побеждает)
- А что делает
автор?
(Возвращался и
шел,… глянул.. увидал…)
- О чем говорят
эти глаголы? (Автор созерцатель, а не участник этого противоборства)
- Что понял
рассказчик, наблюдая за участниками битвы?
- Каков же
главный закон жизни?
(Любовь сильнее
смерти)
- Эта мысль у
автора прослежена и на интонационном уровне. Какова интонация в стихотворении?
(Сначала
интонация спокойная, повествовательная. Затем напряжение нарастает. Потом –
изумление рассказчика, его восторг при виде поступка «героической птицы»,
благоговение. А в последнем абзаце – апофеоз счастья)
- От чего
счастлив рассказчик?
(Счастлив от
сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир)
3. Обобщающая
работа.
- Как вы
понимаете смысл слова «благоговеть», «благоговение»?
(Дети отвечают)
Слайд 5.
- В словаре
Ожегова слово объясняется так: «Благоговение – глубочайшее почтение».
- Как бы вы
сформулировали мнение автора о природе, человеке, живых существах по этому
стихотворению?
(Ответы учеников)
- Вы эту точку
зрения разделяете?
(Ответы учеников)
- Писателя
интересовал вопрос взаимоотношения человека со стихией. Как огромную
несправедливость воспринимал он жестокость, равнодушие природы к человеку, то,
что человек должен смиряться перед могуществом, подчиняться ее жестоким и
неумолимым законам.
Посмотрим, как
эта мысль воплотилась в стихотворении «Природа».
Б) Чтение и
анализ стихотворения «Природа».
1. Выразительное
чтение стихотворения.
2.
Аналитическая беседа по содержанию стихотворения
Слайд 6.
- Каким
настроением пронизано стихотворение?
- Природа в этом
стихотворении имеет человеческий облик. Каков ее портрет?
(Величавая
женщина в волнистой одежде зеленого цвета… темные, грозные глаза…)
- Что является
определяющим в этом портрете?
(Сила,
властность, величие, даже жестокость)
- Где обитает
Природа?
(В храмине. Там
холод, покой)
- Какие чувства
испытывает лирический герой перед Природой?
(Страх,
почтительность)
- Над какими
вопросами размышляют человек и Природа?
(О «судьбах
человечества», «восстановить равновесие нападения и отпора» )
- Как можно
сформулировать закон Природы?
(Все равны перед
Природой, всех одинаково истребляет, обо всех одинаково заботится)
- Рассказчик
делает открытие: для Природы нет нравственных понятий. Это «человеческие
слова»: «добро…разум…справедливость». Природа к ним равнодушна. Автор
предлагает свою версию происхождения мира. Нравственные заповеди не нужны для
того, чтобы выжить среди других живых существ как вид.
- В тексте есть
много слов, которые вызывают отрицательные эмоции, назовите их.
(Грозные глаза,
истребляю, зычный голос, твари, черви, глухо застонала)
- Почему автор
оставляет читателя с отрицательными эмоциями, заканчивая произведение?
3. Обобщающая
работа.
- Как бы вы
сформулировали мнение автора о природе, человеке, живых существах по этому
стихотворению?
(Ответы учеников)
- Вы эту точку
зрения разделяете?
(Ответы учеников)
- Автор уверен, что надо искать
пути общения со стихией. Природа и человек должны быть едины особенно перед
лицом смерти.
- Эта мысль
наиболее эмоционально выражена в стихотворении «Собака».
В) Чтение и
анализ стихотворения «Собака».
1.
Выразительное чтение стихотворения.
2.
Аналитическая беседа по содержанию стихотворения.
Слайд 7.
- Назовите
действующих лиц стихотворения.
-О чем размышляет
рассказчик, глядя в глаза собаке?
(Они разные, она
себя не понимает, а он её понимает, они едины в том, что оба живут и одинаково
чувствуют)
- Что за
трепетный огонек «горит и светится» в каждом участнике безмолвного диалога?
(Жизнь)
- Какая мысль
подчеркивается метафорами: «горит и светится трепетный огонек», «жизнь жмется
пугливо к другой»?
(Хрупкость,
незащищенность)
- Что
противостоит жизни? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы
создать образ?
3. Обобщающая
работа.
- Собака – это
символ, олицетворение всего живого. Зачитайте слова автора, которые
воспринимаются как вывод писателя. Как вы их понимаете?
(Общность жизни
всего живого на Земле)
- Вы эту точку
зрения разделяете?
(Ответы учеников)
VII. Итоговое обобщение.
- Какова природа
в стихотворениях, прочитанных нами на уроке?
- Каково место
человека в мире природы?
VIII. Заключительное слово
учителя.
- С особым
трепетом читаются лирические миниатюры в сборнике «Стихотворения в прозе»,
потому что написаны И. С. Тургеневым в основном за рубежом, отражают раздумья
последних лет. Он писал о том, что пережил и перечувствовал сам, поэтому многие
обобщения, к которым пришел, воспринимаются как наказ.
Эти размышления
нам близки, потому что проблема взаимоотношений человека и природы актуальна во
все времена.
Постарайтесь вы,
наше молодое поколение, перед ликом священной природы жить правильно, по
законам совести, добра, красоты. Любите все живое вокруг вас, ведите разумный
диалог с природой, будьте строги к себе, помните, что с природой «связаны
тысячью нитей».
У Булата Окуджавы
есть такие строки:
Разве лев – царь зверей?
Человек – царь зверей.
Вот он выйдет с утра из квартиры своей,
Он посмотрит крагом, улыбнется…
Целый мир перед ним содрогнется.
- Пусть на вашу
улыбку, на ваш взгляд природа не содрогается!
IX. Домашнее задание.
Слайд 8.
1.
Создать
иллюстрацию к стихотворениям (по желанию).
2.
Написать
свое стихотворение в прозе (по выбору).
3.
Написать
сочинение о понравившемся стихотворении (по выбору).
X. Подведение итогов урока,
выставление оценок.
Список использованных источников.
1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина и др. –
6-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007.
2. Стихотворения в прозе/ И. С. Тургенев. – М.: Дет. лит.,
2008.
3. И. С. Тургенев. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта.
Большая серия. – Ленинград: Советский писатель, 1970.
4. И. С. Тургенев. ПСС, т. 4. – М.: Наука, 1980.
5. Материалы сайтов:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%9B%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE&stype=image
http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0650.shtml
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.