Урок внеклассного чтения по
учебно-методическому комплексу
«Вокруг тебя – мир». 6 класс.
Тема: « Проблема милосердия на войне. ( По отр. из дневника
Д. Давыдова.
1812 г.)»
Цель: 1) практическим путем познакомить учащихсяся с жанром
дневниковых
записей;
2) дать
представление о Д. Давыдове как выдающейся личности;
3) подвести к
пониманию того, что и во время войны гуманное отношение
с любым
невоюющим человеком должно стать нормой;
4) развивать логическое мышление учащихсяся с помощью заданий
творческого характера;
5) формировать в характерах детей гуманное отношение к беззащитным
людям, доброту.
Оборудование: портрет Д. Давыдова; иллюстрации, рисунки учащихся.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II
.Постановка задач урока перед
уч-ся.
III. Работа над т/у.
1) Вступительная беседа.
–
Кто-нибудь из вас вел дневник?
–
Что значит « вести дневник»? (Записывать события, мысли, чувства, переживания).
–
Почему люди ведут дневники? ( 1) Чтобы запомнить то, что больше всего волнует,
чтобы разобраться во всем, что беспокоит; 2) не с кем поделиться сокровенными
мыслями.)
2) Вывод.
Дневник
– 1) личные записи сокровенных
мыслей, чувств, размышлений,
описание событий;
2) литературный жанр.
3) Знакомство с автором.
а)
Один из таких дневников вел прекрасный человек, отважный воин, талантливый поэт
–
Денис Васильевич Давыдов (1784-1839г)
Во времена Отечественной войны 1812 года он был командиром гусарского полка,
преобразовал его в партизанский отряд и совершал смелые рейды в глубь занятой
врагом территории. Он много повидал, пережил, о многом передумал, и все свои
мысли он записывал в дневник.
–
Но прежде чем, вы познакомитесь с отрывком из его дневниковых записей,
послушайте стихотворение об этом замечательном человеке.
б)
Чтение наизусть стихотворения Л. Гроссмана.
Денис Давыдов.
Я
тем же пламенем, как Чингис-хан, горю…
В
хмельной толпе отчаянных рубак,
Под
звонкий говор пуншевых стаканов,
Ты
зажигал Чесменских ветеранов
Своим
стихом, курчавый весельчак!
Поэт,
стратег, сатирик и казак,
По
льду болот вожатый партизанов,
Ты
целым вихрем пестрых доломанов
Бросал
свои полки в огонь атак.
По
лагерям, в манежах эскадронных,
Средь
топота дивизий легкоконных,
Кидаясь
в бой, стреляя и рубя,
Везде
носился ты, герой Бриенский,
Победным
витязем! Таким тебя
Парадный
кистью написал Кипренский.
–
Каким вы представляете себе Д. Давыдова? (храбрый, отважный, не жалеющий
врагов).
4) Работа над текстом.
а)
Знакомство со словарем. (Обратить внимание на слова: варварство, натравить,
предрассудок,
возмездие, спесивый, приверженный).
б)
Чтение текста учащимися вслух.
в)
Обсуждение текста.
–
Мы говорили с вами, что человек в дневник записывает то, что больше всего его
волнует, беспокоит, в чем надо разобраться. Что же взволновало Д. Давыдова
настолько, что ему показалось важным записать пережитое? (Проблема отношений к
пленным).
–
Найдите предложение, в котором содержится основная мысль этого текста.
–
Какую роль в тексте играют слова
из словарной статьи, с которыми вы познакомились ранее?
( они выражают отношение автора к описываемым
событиям,
усиливают впечатление)
г)
Знакомство с афоризмами (крылатое выражение).
– Прочтите афоризмы по обсуждаемой проблеме.
Где орут барабаны, там молчат законы.
Т. Филлер.
Совесть – внутренний компас, чутко реагирующий на всякое
отклонение от правильного курса жизни.
И. Шевелев.
–
Для кого из участников спора «орущие барабаны» заглушают голос нравственного
закона?
–
У кого из них есть « внутренний компас» - совесть?
–
Почему вы так решили?
–
Каким вам представляется Д. Давыдов теперь, после того, как вы познакомились с
его дневниковыми записями?
5) Обсуждение проблемы.
– Как вы думаете, положение
пленных – это действительно серьезная проблема?
–
Почему положение человека, попавшего в плен, особенно тяжело?
–
Чем отличается пленный от воюющего солдата? (Безоружен, беззащитен).
–
Рассмотрите эти иллюстрации. Какими мы видим пленных?
–
Какие чувства они вызывают?
–
Совпадает взгляд этого художника на пленных с вашим? (Обращение к рисункам
уч-ся).
–
Как обычно относятся к пленным врагам? (Издеваются, унижают, убивают).
–
А вот если представить, что это наш солдат или родной человек?
–
Какие чувства появляются? (Жалость, боль).
–
Что нужно помнить, глядя на пленных? (Что они тоже люди и достойны сострадания)
Вывод: Да, они воевали, они – враги, но теперь они не могут
ответить на оскорбление, на удар, они – беззащитны. И теперь победители
должны явить милость к покоренному врагу, они должны быть благородными и
милосердными, как бы трудно им это не было.
6) Современность проблемы.
–
Является ли эта проблема актуальной сейчас? Почему? (Идут войны во всем мире).
–
Как вы думаете, есть ли сейчас в мире правила, законы, объясняющие, как надо
обращаться с пленными? ( Есть: 3 Женевская конвенция (соглашение 1949г – об
обращении с военнопленными).
IV. Творческое задание.
Подумайте и запишите, какими правами должны обладать, по вашему мнению,
военнопленные. (Например: право на мед. Помощь).
6.
Рефлексия.
– Продолжить
фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни..
7.
Д/з 1) Подготовить художественный пересказ эпизода.
2) Эссе «Каким я
представляю Дениса Давыдова».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.