Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок внеклассного чтения Современная притча. «Надо, чтобы Творец водил твоей рукой…»

Урок внеклассного чтения Современная притча. «Надо, чтобы Творец водил твоей рукой…»

Скачать материал

  МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ворсино» Калужской области Боровского района.

                   

 

 

 

 

Урок внеклассного чтения

 

 

                                          5 класс.

Современная притча. Анализ притчи Тамары Крюковой «Творец».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Надо, чтобы Творец водил твоей рукой…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Учитель русского языка и литературы

                                                   Абрамова Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока: освоение учащимися новых технологий  работы с текстом, воспитание сознательного отношения к мудрости  русского слова, усвоение понятия о современной притче как жанру народного и художественного творчества.

Воспитательная  цель: развитие духовно-нравственного потенциала учащихся, правильного отношения к мировым ценностям добра,  благодарности, любви.

 Оформление урока. Портрет писательницы Тамары Крюковой.  Репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре».

Методы и приемы: фронтальная беседа, анализ рассказа Т.Крюковой «Творец», использование приемов текстологического исследования.

(Урок проводится после выборочного  изучения  Притч из Библии)

                                         Ход урока.

Слово учителя. Притчи – удивительный жанр.  Сам  Христос говорил притчами. Их смысл понятен каждому, так как в них заключена простота и  мудрость вселенского мироздания, отношения между людьми, отношения людей к Богу, к окружающему миру, к понятиям добра, справедливости, любви, нашему назначению на Земле и ответственности человека за мир и жизнь на планете.

 Вспомним, что такое притча? (Небольшой рассказ,  иносказание, в котором заключено религиозное или моральное  поучение).                                         

Но сегодня мы будем говорить о притче Т. Крюковой «Творец».

Сообщение учащихся о писательнице (домашнее задание)

Беседа по проверке восприятия текста.

Притча названа «Творец».  Определите микротему первого абзаца притчи. (Мечта маляра стать художником).

Чем отличается маляр от художника? Посмотрите на репродукцию картины  А. Куинджи «Ночь на Днепре». Это работа маляра или художника? Ведь и тот, и другой использует в работе краски. (Это мир, увиденный глазами  человека, обладающего даром  художника,  умением  увидеть неповторимую красоту Божественного мира, таинственную прозрачность  ночи: краски оживают, передают нам дыхание затихшей, но не уснувшей природы, создается ощущение движения дымки над Днепром.  Мир природы и человека  сливается в легком,  таинственном сиянии ночи).

Что  видел маляр, стоя на мосту? (как в воде играют солнечные блики, похожие на маленьких серебряных рыбок).

Почему произошло чудо? (он был  способен  видеть красоту окружающего мира, мечтал передать ее в полотнах). Что он понял?  («как заставить оживить на холсте отблеск закатного луча и предрассветную дымку, трепет листвы при дуновении ветерка и каплю росы на бутоне».

  Какое  изобразительное художественное  средство применяет автор, используя выражение «трепет листвы»?

Как вы понимаете слово «вдохновение»? (Работа со словарем)                 

Прочитайте, как трудился юноша.  Когда его назвали  художником? Что говорили о нем люди?  («Поистине, в нем горит Божия искра»..)

Расскажите, как изменилась жизнь художника. Объясните выражение: «купаясь в лучах славы».

Почему угасла в нем искра вдохновения? Как теперь называют его люди? (Господин Придворный Живописец)

О чем опять мечтает Живописец?  («Боже,  я отдал бы все за миг озарения!») Объясните значение слова «озарение». (Работа со словарем).                         

Почему художник оказался в бедном квартале и именно там увидел юную девушку поразительной красоты?

Почему девушку все считают дурочкой, хотя, по мнению кухарки, «она не глупее многих умников»?  («деньгам цены не знает»,  «…но уж если скажет словцо, то не простое, а со значением»).

 Как на Руси звали людей, ведущих подобный образ жизни? (юродивые).  (Работа со словарем).

Кто из святых земли русской был при земной жизни назван юродивым? (св. Ксения Петербургская,  св. Василий  Блаженный,  св. Косьма).

Где увидел  Главный Придворный Живописец девушку после долгого ожидания?  (на лугу, «она бежала по росистой траве, …а в медных кудрях словно запуталось солнце».)

 В каком значении употреблено определение «медных»?

Расскажите, как Художник пишет портрет девушки? Почему в этот момент автор использует слово Художник, а не Господин Придворный Живописец?

(«Искра вдохновения тотчас вспыхнула в Художнике ярким пламенем.  Весь мир  будто растворился  и перестал существовать.  В нем были только Мастер и Красота, палитра и холст»…).  Почему слова Мастер и Красота автор пишет с заглавной буквы,  а палитра и холст -  с  маленькой буквы?

Прочитайте, что смог изобразить Художник на холсте? («воплощенное совершенство… В глазах ее таилась загадка, которую Художник так долго и тщетно пытался поймать».)

Что думает Художник, глядя на девушку в «благоговейном восхищении»  уставившуюся на портрет?

Как вы понимаете слово «благоговейное»? (Работа со словарем).

Почему рядом со словом «благоговейно» употреблено просторечное слово «уставившуюся»? («Даже эта необразованная нищенка чувствует руку творца».

 Почему слово творец   написано с маленькой буквы?  Кем считает себя Художник? (творцом).

Прочитайте диалог девушки и Художника. Почему он считает, что заслуга кисти тут невелика? («Это в моих руках она что-то значит, потому что я – творец…»)

Как вы понимаете ответ девушки: «Ты – кисть в руках Творца.  Ты счастливый.  Не каждому это дано.  Он водит тобой. Твоя заслуга тут невелика».

Почему слово Творец употреблено с большой буквы?

Почему искра вдохновения угасла в Художнике навсегда?

Перескажите заключительную часть притчи.

 Что видит юноша, мечтающий передать «хоть сотую долю той красоты, что нас окружает», в убогой каморке бывшего Главного Придворного Живописца?

Определите микротему последнего абзаца притчи. (« Надо, чтобы Творец водил твоей рукой»).

Назовите тему всей притчи. Чему она учит читателей? (Стать чуточку мудрее, лучше, заставляет нас задуматься о том пути, который придется пройти самостоятельно по жизни, о даре, который дает каждому человеку Творец, об умении сохранить и приумножить этот  дар,  о способности человека  видеть и понимать красоту окружающего мира).

         Домашнее задание: прочитать Притчу о талантах, найти в словаре этимологическое значение слова «талант».

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок внеклассного чтения Современная притча. «Надо, чтобы Творец водил твоей рукой…»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Цели урока: освоение учащимися новых технологий  работы с текстом, воспитание сознательного отношения к мудрости  русского слова, усвоение понятия о современной притче как жанру народного и художественного творчества.

Воспитательная  цель: развитие духовно-нравственного потенциала учащихся, правильного отношения к мировым ценностям добра,  благодарности, любви.

 Оформление урока. Портрет писательницы Тамары Крюковой.  Репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре».

Методы и приемы: фронтальная беседа, анализ рассказа Т.Крюковой «Творец», использование приемов текстологического исследования.

(Урок проводится после выборочного  изучения  Притч из Библии)

                                         Ход урока.

Слово учителя. Притчи – удивительный жанр.  Сам  Христос говорил притчами. Их смысл понятен каждому, так как в них заключена простота и  мудрость вселенского мироздания, отношения между людьми, отношения людей к Богу, к окружающему миру, к понятиям добра, справедливости, любви, нашему назначению на Земле и ответственности человека за мир и жизнь на планете.

 Вспомним, что такое притча? (Небольшой рассказ,  иносказание, в котором заключено религиозное или моральное  поучение).                                         

Но сегодня мы будем говорить о притче Т. Крюковой «Творец».

Сообщение учащихся о писательнице (домашнее задание)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 495
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 790
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абрамова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абрамова Татьяна Ивановна
    Абрамова Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 8557
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе