Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок внеклассного чтения по рассказу Л.Андреева "Валя"

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Андреева "Валя"

Скачать материал

 

Автор-составитель-Бикбаева Ильмира Талгатовна

Предмет -  литература, урок внеклассного чтения

Класс -8

ТЕМА « Пусть выбор наш будет осознанным…» (По рассказу Л. Андреева «Валя»)

ЦЕЛЬ : научить юных читателей не выносить приговор героям, не судить их, а внимательно вчитываться в авторские характеристики, стараясь ярче представить себе образ персонажей, проникнуться их страданиями и радостями, и тем самым прикоснуться к миру ,создаваемому Л. Андреевым.

Демонстрационный материал:

Компьютеризированное рабочее место, мультимедийный проектор;

Слайд-шоу-презентация; модель; рисунки учащихся; портреты писателя.

ХОД УРОКА:

1.Презентация-викторина (см. Приложение №1)

               В какой ситуации оказалась  Русалочка? (В ситуации выбора)

А почему мы начали разговор об этом авторе и его сказке? Ведь к уроку вы читали другое произведение. ( Любимой книгой главного героя рассказа Л.Андреева «Валя» была именно эта сказка ,и мальчик тоже сделал осознанный выбор)

Так о чем же мы будем вести речь на уроке?

У. З. О выборе, сделанном Валей.

             2.Работа с портретом Л.Андреева. (На экране слайд, см. Приложение №2)

       Обратим внимание на портрет писателя: трудности думы, «боль за все живое, что имеет душу: человек, собака, т.к. все живое страдает одними страданиями» (К. Чуковский)

        3. Работа по тексту произведения.

Вспомним сюжет рассказа. (Ученик рассказывает, др. дополняют.)

У Ч И Т Е Л Ь : получается, что мальчика одели и увели из одного дома в другой, не спрашивая его согласия? Но зачем же тогда Л.Андреев поведал нам об этом? Неужели только для того, чтобы посочувствовать ребенку, осудить его мать, когда-то бессердечно бросившую его?

(не осуждать героев, а постараться понять их жизнь, душу)

- Что нам известно о мальчике? Каково его любимое занятие?

-Интересно понаблюдать, за чтением какой книги мы застали Валю при первом знакомстве?

- А с какой книгой он уходит из дома, когда мать по решению суда забирает его к себе? (Сказка Г.Х.Андерсена «Русалочка»)

4.Чтение  отзывов.

У Ч И Т Е Л Ь: так почему же именно эту книгу взял с собой мальчик? Для чего нужна теперь эта книга? (Помогать людям).

-Автор пишет: «Для него слово не имело такого значения, как для взрослых…» Так ли это?

-Каким изображает Л.Андреев Валю? Какой человек перед нами? (Серьезный, как взрослый человек)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: перед нами человек, совершающий выбор. А выбирать было нужно.

У Ч И Т Е Л Ь: какие изменения происходили в душевном состоянии мальчика?

5. Работа с текстом.

-Какое впечатление произвела на мальчика первая встреча с матерью? Какие особенности ее поведения он отметил?

-Понравилась ему эта женщина?

- Изменилось ли что – нибудь в доме после посещения этой женщины?

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: посещение этой женщины никого не оставило равнодушным в доме и поселило в нем  ТРЕВОГУ и ОЖИДАНИЕ…

-Проследим ,как меняется отношение Вали к матери. С чем это связано? В каких сказочных образах представлялась ему его мать? Почему?

-Найдем в тексте портрет матери. Что испытывает мальчик? (Страх неизвестности).

6. По ходу дальнейшей беседы составляем МОДЕЛЬ (см. приложение №3)

 

У Ч И Т Е Л Ь: после этого «наступило счастливое время»,- пишет автор. С чем это связано? (он играет с детьми серьезно и изобретательно, много слышал о матери, часто употребляли эпитет «бедная», и Валя начал думать о не, как о других людях и испытывает к ней  «чувство жалости и робкой нежности». Он начинает понимать что эта женщина нуждается в чьей-либо защите, помощи, любви)

ВЫВОД: мальчик ведет себя, как взрослый человек. Под внешней строгостью, серьезностью мы заметили в мальчике и душевную чуткость и любовь.

 7. Сравнительная характеристика  Настасьи Филипповны и мамы.

- В начале рассказа характеристика одной женщины дается в сравнении с другой. Совершенно очевидно, что это ребенок сравнивает «мягкие, тающие» поцелуи Н.Ф. с тем, как незнакомая женщина «точно присасывалась».

Мать - ласки, внешность;

Настасья Филипповна - ласки. Внешность.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: о настоящей матери писатель говорит прямо, откровенно, подчеркивая ее внешнюю непривлекательность, фальшивость, неестественность ее голоса, злой шепот, резкость к тому дому, где воспитывался Валя. А когда говорит о Н.Ф. автор обращает внимание на…ЧТО? (б л е с к )

8. Словарная работа. ( Различные словари и ДИСК « Большой словарь русского языка» из серии «Словари от БУКИ»)

Находим слова «блеск, блестеть»

В Ы В О Д    У Ч А Щ И Х С Я: именно сверкание бриллиантов, хрусталя привлекает наше внимание и позволяет в благополучной этой семье рассмотреть что-то настораживающее.

9. Реализация домашнего задания.

-Какие пословицы и поговорки со словами «блеск, блестеть» вы вспомнили или нашли в словаре?

УЧИТЕЛЬ: так зачем же блестят бриллианты на страницах этого рассказа?

Блеск- это игра света на гранях драгоценных камней. И в общении Н.Ф. и Г.А., которое наблюдает и к которому прислушивается Валя, можно увидеть какую-то странную игру. Благополучная семья изображается благополучной только внешне. Поэтому в рассказе о Н.Ф. нет резких слов. Блеск бриллиантов подчеркивает неестественность ситуации.

10. Работа по тексту.

-Вспомним сцену прощания. С кем или с чем прощается мальчик?

-Подумайте, какую роль Бовы-королевича или Русалочки возьмет на себя Валя в новой жизни?

-Какими словами заканчивается рассказ?

УЧАЩИЕСЯ: рассказ заканчивается не размышлениями автора, а словами мальчика: «Хочешь, я прочту тебе о Русалочке?» Самой дорогой вещью, предметом, мыслями мы делимся с самыми близкими, дорогими людьми.

УЧИТЕЛЬ: и как мальчик обращается к этой женщине? МАМА!

                   И что испытывает сейчас к ней? ЛЮБОВЬ! (заканчиваем модель)

И кто же оказывается самым сильным в этой истории?

11.Смысл названия рассказа. Работа со словарем.

Валя (греч.)- сильный, здоровый.

12.Анализ иллюстраций к рассказу Л.Андреева и к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»

13.ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: мы видим в героях Л.Андреева пробуждение добрых чувств, переживание нравственного потрясения, очищения. Все их помыслы и поступки как бы подчиняет себе внезапно возникшая мысль, выраженная героем рассказа «Гостинец» Сазонкой: «Да разве мы не люди?»  (См. портрет, приложение №4 )

     Приложение № 1

Приложение № 2

     Приложение № 3

  Приложение № 4

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Андреева "Валя""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Автор-составитель-Бикбаева Ильмира Талгатовна

Предмет -  литература, урок внеклассного чтения

Класс -8

ТЕМА « Пусть выбор наш будет осознанным…» (По рассказу Л. Андреева «Валя»)

ЦЕЛЬ : научить юных читателей не выносить приговор героям, не судить их, а внимательно вчитываться в авторские характеристики, стараясь ярче представить себе образ персонажей, проникнуться их страданиями и радостями, и тем самым прикоснуться к миру ,создаваемому Л. Андреевым.

Демонстрационный материал:

Компьютеризированное рабочее место, мультимедийный проектор;

 

Слайд-шоу-презентация; модель; рисунки учащихся; портреты писателя.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1011
    • DOCX 5.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бикбаева Ильмира Талгатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бикбаева Ильмира Талгатовна
    Бикбаева Ильмира Талгатовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3787
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек