Урок
по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.
Цели.
Обучающий аспект:
–
познакомить учащихся с содержанием произведения “Обида”;
– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
– формировать выразительность чтения.
Развивающий
аспект:
–
развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в формулировании
вопросов и ответов;
– совершенствование техники чтения;
– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в
тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.
Коррекционный аспект:
– совершенствование
слухового и образного восприятия;
– развитие творческого воображения .
Воспитательный аспект:
–
повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
– воспитание морально- нравственного отношения к отрицательным сторонам,
поступкам, образу жизни.
Урок
по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.
1.Начинаем
урок с повторения литературоведческих понятий ИРОНИЯ, ЮМОР, САТИРА ( в более
подготовленных классах учащиеся воспроизводят значения этих терминов по памяти,
а в классах с более слабой подготовкой на помощь можно привлечь «Краткий
словарь литературоведческих терминов» в конце второй части учебника-
хрестоматии).
Повторяя
необходимую для урока терминологию, привлекаем внимание учащихся к особенностям
проявления этих понятий как свойств человеческого поведения, проявляющихся в
мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют, как ведёт себя человек в то
время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, , смех звучит «шёпотом», а
внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается. Он понимает, что это
слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный жизненный опыт
способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.
Далее
приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и сатирой. Ответ
выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а сатира- злой, но не
для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему понять, что он
поступает неправильно или некрасиво.
Переходим
ко второй части урока.
Сегодня
на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста и сатирика
Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.
( Далее идёт
работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью по абзацам,
останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)
Первый
абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?
( автор был очень
популярен, и каждое издательство стремилось получить это право, чтобы первыми
напечатать его книги)
А что
значит «осаждали в гостинице» ?
( ждали у входа,
чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными певцами или групп)
О чём это
свидетельствовало?
( был очень
известным и популярным)
Второй
абзац: Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?
(Да, папа был
художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….
А ведь так и
бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям)
Третий
абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем
это ему было нужно?
(прошу ответить на
этот вопрос цитатами из статьи)
Четвёртый
абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их особенность? (
зачитывают слова Зощенко)
Пятый
абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?
( они шли к нему
как к доктору за рецептами)
Дочитываем
статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный рецепт писателя для
своих читателей?......................
3. Чтение
рассказа в классе учителем ( рассказ прочитывает учитель , чтобы сильнее
подчеркнуть интонацией наиболее важные моменты рассказа, которые необходимы для
его понимания как со стороны содержания, темы, идеи, так и для проникновения в
творческую лабораторию писателя ( т.е. как он пишет?).
Анализ
прочитанного:
Перед началом
проводим игру в ассоциации ( этот приём уже знаком учащимся, и они с
удовольствием в нём участвуют).
Беда? Какие
ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не задумываясь!
( учащиеся
приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем,
классифицируем: кто-то называет слова, связанные с внешними бедами-
неприятностями (физическими), кто- то с внутренними (морально-
психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)
После
задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?
Что же на
самом деле произошло с мужиком?
(«прогулял»
лошадь)
Действительно
ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.
( ученики
зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)
Какой
приём помогает понять состояние мужика?
(многоточия)
Зачем они
понадобились автору в таком количестве?
(мужик до того
растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить
себе и другим)
Действительно,
автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то,
как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы
подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё, что думает.
Почему же
ему так обидно и досадно?
Вспомните,
чего стоило ему купить лошадь?
Какие
слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?
(солому жрал)
Как
понимать буквально эти слова?
( не ел, не пил-
копил, во всём себе отказывал)
Но кто же
в этом виноват? Кого он в этом винит?
(тех, кто продаёт
вино)
А почему
не себя?!
В начале
урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.
Как вы думаете,
чего в этом рассказе болдьше?
(иронии)
Но какая
это ирония?
(горькая)
Поясните!
(это вроде бы и
смешно, но одновременно и жалко мужика)
А присутствует
ли здесь сатира?
(конечно)
В чём её
предназначение, что она обличает?
( привычка всё
новое- отпраздновать)
Да, эта
привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою,
желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.
Итак, мы
прочитали всего один рассказ Зощенко и увидели, поняли, что мастерство писателя
проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае увидел приметы всего
общества.
Домашнее
задание: прочитать рассказ М.Зощенко, подготовить пересказ, подумать над тем,
какую проблему затрагивает в нём автор.(по выбору или рассказы «Баня», «Слабая
тара»)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.