Инфоурок Литература КонспектыУрок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко "Беда" 7-8 класс

Урок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко "Беда" 7-8 класс

Скачать материал

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

 

Цели.

Обучающий аспект:

– познакомить учащихся с содержанием произведения “Обида”;
– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
– формировать выразительность  чтения.

Развивающий аспект:

– развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в формулировании вопросов и ответов;
– совершенствование техники чтения;
– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.

Коррекционный аспект:

– совершенствование слухового и образного восприятия;
– развитие творческого воображения .

Воспитательный аспект:

– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
– воспитание морально- нравственного отношения к отрицательным сторонам, поступкам, образу жизни.

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

1.Начинаем урок с повторения литературоведческих понятий ИРОНИЯ, ЮМОР, САТИРА ( в более подготовленных классах учащиеся воспроизводят значения этих терминов по памяти, а в классах с более слабой подготовкой на помощь можно привлечь «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце второй части учебника- хрестоматии).

Повторяя необходимую для урока терминологию, привлекаем внимание учащихся к особенностям проявления этих понятий как свойств человеческого поведения, проявляющихся в мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют, как ведёт себя человек в то время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, , смех звучит «шёпотом», а внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается. Он понимает, что это слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный жизненный опыт способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.

Далее приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и сатирой. Ответ выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему понять, что он поступает неправильно или некрасиво.

Переходим ко второй части урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.

( Далее идёт работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью по абзацам, останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)

         Первый абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?

( автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это право, чтобы первыми напечатать его книги)

         А что значит «осаждали в гостинице» ?

( ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными певцами или групп)

         О чём это свидетельствовало?

( был очень известным и популярным)

         Второй абзац: Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?

(Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….

А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям)

         Третий абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем это ему было нужно?

(прошу ответить на этот вопрос цитатами из статьи)

Четвёртый абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их особенность? ( зачитывают слова Зощенко)

Пятый абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?

( они шли к нему как к доктору за рецептами)

         Дочитываем статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный рецепт писателя для своих читателей?......................

         3. Чтение рассказа в классе учителем ( рассказ прочитывает учитель , чтобы сильнее подчеркнуть интонацией наиболее важные моменты рассказа, которые необходимы для его понимания как со стороны содержания, темы, идеи, так и для проникновения в творческую лабораторию писателя ( т.е. как он пишет?).

         Анализ прочитанного:

         Перед началом проводим игру в ассоциации ( этот приём уже знаком учащимся, и они с удовольствием в нём участвуют).

Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не задумываясь!

( учащиеся приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем, классифицируем: кто-то называет слова, связанные с внешними бедами- неприятностями (физическими), кто- то с внутренними (морально- психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)

         После задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?

         Что же на самом деле произошло с мужиком?

(«прогулял» лошадь)

         Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.

( ученики зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)

         Какой приём помогает понять состояние мужика?

(многоточия)

         Зачем они понадобились автору в таком количестве?

(мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим)

         Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него  нет слов выразить всё, что думает.

         Почему же ему так обидно и досадно?

         Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

         Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?

(солому жрал)

         Как понимать буквально эти слова?

( не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал)

         Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

(тех, кто продаёт вино)

         А почему не себя?!

         В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе болдьше?

(иронии)

         Но какая это ирония?

(горькая)

 

Поясните!

(это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика)

         А присутствует ли здесь сатира?

(конечно)

         В чём её предназначение, что она обличает?

( привычка всё новое- отпраздновать)

         Да, эта привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.

         Итак, мы прочитали всего один рассказ Зощенко и увидели, поняли, что мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае увидел приметы всего общества.

         Домашнее задание: прочитать рассказ М.Зощенко, подготовить пересказ, подумать над тем, какую проблему затрагивает в нём автор.(по выбору или рассказы «Баня», «Слабая тара»)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко "Беда" 7-8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Очень долгим было возвращение М. Зощенко в сегодняшнюю жизнь. к читателю. Его "отлучили" от нас. Не было долгое время этого имени и в школьной программе. Сатирику ведь всегда не везёт. Они ведь смеются и высмеивают. Его обвиняли в том, что он издевался над советской властью, над советским человеком! И поэтому Зощенко ещё более интересен сегодня, когда на примере уже ушедшего советского можно прочесть и увидеть сегодняшнее Я и МЫ! В программе по литературе появилось место и для выдающегося сатирика. Предлагаю урок по рассказу "Беда"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 633 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 722
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.01.2020 494
    • DOCX 20.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шиндыбаева Карина Кайратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шиндыбаева Карина Кайратовна
    Шиндыбаева Карина Кайратовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75407
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек