Урок математика 5 класс по теме «Десятичные
дроби и арифметические действия с десятичными дробями»
Цели урока:
1.
Формирование понятия десятичная запись дробей.
2.
Знакомство с арифметическими действиями
Сценарий занятия:
В рамках предлагаемой технологии
«Перспектива», ориентированной на работу в режиме кейс-метода, создаются четыре
творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой
позиции:
• Новаторы - (презентуют свой проект, свою
идею остальным членам рабочей группы);
• Пессимисты - (выделяют все отрицательные,
непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
• Оптимисты - (выделяют все положительные,
выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
• Эксперты - (обобщают и анализируют
полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения
поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале,
обосновывают свое мнение).
Необходимо особо отметить, что всем участникам
предложено заранее поработать с предложенным учителем кейсом, подумать над
темой будущего обсуждения, при необходимости, самостоятельно собрать всю
необходимую информацию, все необходимые данные, факты.
Сама технология предусматривает четыре этапа -
четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов
отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях:
сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем -
экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и
одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных
точек зрения.
Каждый этап-раунд длиться 13 минут .
Предлагаемый сценарий предполагает работу в
течение 80 минут учебного времени (2 урока):
• 5 минут – организационные моменты; учитель
напоминает о методе.
• 10 минут – группы готовятся к выступлению,
обобщают информацию, структурируют ее;
• 13 минут – 1 раунд;
• 13 минут – 2 раунд;
• 13 минут – 3 раунд;
• 13 минут – 4 раунд;
• 13 минут – выводы, подведение итогов.
Каждый раунд длится 13 минут:
• 3 минуты - выступление новаторов;
• 2- минуты - уточняющие вопросы новаторам от
участников из других творческих групп;
• 2 минуты - работа в группах оптимистов,
пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов
представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
• 2 минуты на выступление оптимистов и
пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
• 2 минуты- работа группы экспертов по
определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед
данной группой цели деятельности;
• 2 минуты - выступление экспертов (работа
каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка
обосновывается).
Соблюдение протокола – это ответственность
ведущего занятие в рамках данной технологии педагога.
Важным моментом при использовании технологии
«Перспектива» является возможность выразить свои эмоции и только в перерывах
между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы
позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа
получает штрафное очко.
Оценка экспертов, а также все штрафные очки
заносятся в сводную таблицу.
Подготовительный этап
Всем участникам заранее необходимо поработать
с предложенным учителем кейсом.
Содержание кейса: Прочитать пункты учебника
по данной теме с указанием страниц, просмотреть в интернете по заданным адресам
дополнительный материал, и дополнительную литературу, поработать в тетрадях с
печатной основой над заданиями с указанием номеров пропедевтического характера.
Детям предложено самостоятельно поискать информацию по затронутой проблеме,
подобрать примеры из жизни.
Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы.
Каждая подгруппа заранее получает задание- проблемный вопрос, о котором
необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:
- Десятичная запись дроби. – 1 группа
- Сравнение десятичных дробей – 2 группа
- Сложение дробей – 3 группа
- Вычитание дробей – 4 группа
Ход занятия
Уважаемые ребята!
Сегодня мы будем обсуждать проблемы десятичной
записи дробей и действия с десятичными дробями.
Я предлагаю участвовать в этом всем, но
организованно.
Для работы мы создадим 4 творческие группы, и
каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой
сегодня проблемы.
Следует особо сказать о том, что каждая группа
на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:
• Одна группа будет «оптимистами». Что вы
будете делать?
-Отмечать в выступлении все положительное.
• Другая группа – «пессимисты». Что будет
делать эта группа?
-Отмечать в выступлении все отрицательное.
• Третья группа – «эксперты».
- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов
и пессимистов.
• Четвертая группа - «новаторы». Эта группа
будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения
членам подгруппы заранее.
В конце занятия поведем итоги, узнаем
победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и
обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет
получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников
подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами
вести себя некорректно по отношению к другим одноклассникам..
1 раунд:
Выступление первой группы.
Вопрос: Как записываются десятичные дроби.
Тезисы выступления учащихся:
- В повседневной жизни нередко приходится
встречаться с величинами отличающимися одна от другой на 10,100,1000 и т.д.
для записи дробей придумали более удобную форму записи и назвали десятичной.
-В десятичной записи дроби целая часть
отделяется от дробной запятой.
- Запись дробной части десятичной дроби
содержит столько цифр , сколько нулей в записи знаменателя соответствующей
обыкновенной дроби.
Выступление закончено, каждая группа работает
в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты
выступления.
Оптимисты:
• Одноклассники выступали очень
организованно.
• Выделили главное.
• Рассказали о необходимости записи десятичной
дроби .
• Чётко сформулировали вывод.
Пессимисты:
• Они не указали всякую ли обыкновенную дробь
можно записать в виде десятичной.
·
Не проговорили название разрядов при десятичной
записи дроби.
Эксперты:
• К сказанному мы хотим добавить, что ребята
убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.
• Хорошо проговорили о записи целой части.
• Мы думаем, что выступление было бы более интересным,
если бы ребята выступление подкрепили примерами из жизни.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 8
баллов. Пессимистам – 9 баллов.
Меняются ролевые позиции.
2 раунд: Выступление второй группы.
Вопрос: Как сравниваются десятичные дробей.
Тезисы выступления учащихся:
- Сравнение дробей с одинаковой целой частью.
- Сравнение дробей по разрядно.
- Уравнивание количество цифр после запятой
- Дробь оканчивающая нулями.
Выступление закончено, каждая группа работает
в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты
выступления.
Оптимисты:
• Молодцы, перечислили все способы
сравнения дробей.
Пессимисты:
• Не привлекли дополнительную литературу не
привели пример из жизни.
Эксперты:
• Ребята- новаторы говорили четко, понятно.
Все, что было в учебнике, ребята рассказали хорошо.
• Пессимисты правы, что надо было привлечь
дополнительную литературу.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 8
баллов. Пессимистам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
3 раунд: Выступление третьей группы.
Вопрос: Как складываются десятичные дроби.
Тезисы выступления:
- Сложение десятичных дробей через
обыкновенную запись дроби.
- Сложение десятичных дробей по разрядно.
Выступление закончено, каждая группа работает
в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты
выступления.
Оптимисты:
• Хорошо рассказали о том, как складываются
десятичные дроби . Говорили без запинки.
• Использовали дополнительную литературу.
• Хорошо, что подкрепили примером из жизни.
Пессимисты:
• Не всегда следили за речью товарищей,
перебивали, торопились.
Эксперты:
• Рассказывал каждый сам по себе, не видно
групповой работы.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 9
баллов. Пессимистам – 9баллов.
Меняются ролевые позиции.
4 раунд: Выступление четвертой группы.
Вопрос: Как вычитаются десятичные дроби?
Тезисы выступления:
- Чтобы из одной дроби вычесть другую
необходимо ……..
- Вычитание выполняется поразрядно..
- Запятая записывается под запятой.
Оптимисты:
• Хорошо рассказали о том, что было в
учебнике.
• Привели собственные примеры из жизни.
Пессимисты:
• Не указали о уравнивании количества знаков
после запятой..
Эксперты:
• Мы думаем, что группе следовало бы четко
проговорить правило вычитания.
• Группа работала дружно, ребята слушали друг
друга.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 9
баллов. Пессимистам – 9 баллов.
Заполняем таблицу, считаем очки.
Победившая группа
выходит на награждение. Все поздравляют. По рейтингу баллов выставляются
только положительные оценки за работу в журнал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.