Тема урока « Борьба за существование.»
Задачи урока:
- изучить сущность борьбы за существование ;
показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание
взаимосвязи организмов и окружающей среды.
- личностноориентированая мотивация учащихся,
выделять главное, сформировать умение анализировать
- воспитание познавательного интереса к
изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской
ответственности.
Тип урока: изучение
нового материала.
Оборудование :
Ход урока
1.
Организационный момент
-Сообщение темы и
задач урока
- Психологический
настрой
2.Изучение нового
материала.
Проблема урока.
Полна,
полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)
О каких чудесах
природы говорится?
Учащиеся предлагают
разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.
·
Одним из условий
естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов,
возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например,
аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн.
икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И
так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого
состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным
причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба
за существование. Борьба
за существование -
сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также
взаимоотношения организмов с факторами среды.
·
Самостоятельная работа
учащихся
Задание. Заполните
таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа 41
стр 186-188
Форма борьбы
|
Определение
|
Причины
|
Результат борьбы
|
Внутривидовая
|
|
|
|
Межвидовая
|
|
|
|
Борьба с
неблагоприятными условиями
|
|
|
|
· Дан перечень конкурирующих
организмов и абиотических факторов. Знаком «+» отметьте вид борьбы за
существование
Примеры конкурирующих организмов
|
Внутривидовая борьба
|
Межвидовая борьба
|
С абиотическими факторами
|
прямая
|
косвенная
|
Между близкородственными видами
|
Хищник\
жертва
|
|
1.Заяц\волк
|
|
|
|
|
|
2.Волк\волк за самку
|
|
|
|
|
|
3.Заяц \кролик
|
|
|
|
|
|
4.Волк\лисица
|
|
|
|
|
|
5.Берёза\берёза
|
|
|
|
|
|
6.Волк\ олень
|
|
|
|
|
|
7.Берёза /сосна
|
|
|
|
|
|
8.заяц/паводок ( наводнение)
|
|
|
|
|
|
9. Лиса \глубокий снег
|
|
|
|
|
|
10. Берёза \лесной пожар
|
|
|
|
|
|
3.Закрепление усвоения материала.
тест
1.
Какой процесс
относится к движущим силам эволюции
А) борьба за существование;
В)Относительная приспособленность организмов;
С) Наследственность;
Г) изменчивость.
2. В чём выражается межвидовая борьба за существование
А) Конкуренция между особями разных видов;
В) Конкуренция между особями одного и того же вида;
С)Реакция на неблагоприятные условия неорганической
природы;
Г) Ограничение участка обитания системой меток.
3. В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо
развивается под защитой лиственного леса, а потом затеняет его. Какую форму
борьбы за существование отражают такие примеры
А) Внутривидовую;
Б)Межвидовую;
В) Симбиоз;
Г)Борьба с абиотическими факторами среды
4. На
опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за
существование?
А) да, внутривидовая;
Б) да, межвидовая;
В) борьба с неблагоприятными условиями;
Г) борьбы нет.
4.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей
одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:
а) плоды вместе с
сеном попадают в желудок овцы;
б) плодами питаются
многие птицы;
в) всходами
питаются травоядные животные;
г) топчут люди,
автомашины, тракторы;
д.) мешают другие
более высокие растения;
е) одуванчики
вытесняют друг друга;
ж) семена погибают
в пустынях, на скалах;
З.) семена погибают
и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;
и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;
к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.
Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая:
...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).
Конкурс кто быстрее приведёт больше правильных примеров
разных типов борьбы за существование у растений и у животных.
Вопрос
Какая из форм борьбы за существование как наиболее острая? Почему?
4.
Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за
существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к
окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос
урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.
Оценки за урок.
5.
Домашнее задание: п.41 стр. 186-188
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.