Главная / Биология / урок в 9 классе « Борьба за существование»

урок в 9 классе « Борьба за существование»

Скачать материал


Тема урока « Борьба за существование.»

Задачи урока:

- изучить сущность борьбы за существование ; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

- воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование :

Ход урока

  1. Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

  • Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

  • Самостоятельная работа учащихся

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа 41 стр 186-188

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Внутривидовая

 

 

 

Межвидовая

 

 

 

Борьба с неблагоприятными условиями

 

 

 


  • Дан перечень конкурирующих организмов и абиотических факторов. Знаком «+» отметьте вид борьбы за существование


Примеры конкурирующих организмов

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

С абиотическими факторами

прямая

косвенная

Между близкородственными видами

Хищник\

жертва


1.Заяц\волк






2.Волк\волк за самку






3.Заяц \кролик






4.Волк\лисица






5.Берёза\берёза






6.Волк\ олень






7.Берёза /сосна






8.заяц/паводок ( наводнение)






9. Лиса \глубокий снег






10. Берёза \лесной пожар







3.Закрепление усвоения материала. 

тест

  1. Какой процесс относится к движущим силам эволюции

А) борьба за существование;

В)Относительная приспособленность организмов;

С) Наследственность;

Г) изменчивость.

2. В чём выражается межвидовая борьба за существование

А) Конкуренция между особями разных видов;

В) Конкуренция между особями одного и того же вида;

С)Реакция на неблагоприятные условия неорганической природы;

Г) Ограничение участка обитания системой меток.

3. В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо развивается под защитой лиственного леса, а потом затеняет его. Какую форму борьбы за существование отражают такие примеры

А) Внутривидовую;

Б)Межвидовую;

В) Симбиоз;

Г)Борьба с абиотическими факторами среды

      4.  На опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за существование?

А)  да, внутривидовая;

Б)   да, межвидовая;

В)   борьба с неблагоприятными условиями;

Г)   борьбы нет.

4.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а)        плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б)        плодами питаются многие птицы;

в)        всходами питаются травоядные животные;

г)        топчут люди, автомашины, тракторы;

д.)        мешают другие более высокие растения;

е)        одуванчики вытесняют друг друга;

ж)        семена погибают в пустынях, на скалах;

З.)        семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).


Конкурс кто быстрее приведёт больше правильных примеров разных типов борьбы за существование у растений и у животных.

Вопрос Какая из форм борьбы за существование как наиболее острая? Почему?

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: п.41 стр. 186-188



урок в 9 классе « Борьба за существование»

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Биология
Описание:

Задачи урока:

- изучить сущность  борьбы за существование ; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

 - воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

1.     Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

 2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

  Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 14.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1803
Номер материала 57994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓