Русская речь. 9
класс.
Тема урока: СПП с
придаточными изъяснительными
Цели
урока:
-
знать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные, к чему они
относятся; их место в сложном предложении, способы связи придаточных
изъяснительных с главным предложением; как правильно расставлять знаки
препинания, составлять схемы предложений с придаточными изъяснительными;
-
уметь отличать придаточные изъяснительные от других типов придаточных;
повторить сведения о придаточных обстоятельственных.
-
воспитывать в себе речевую компетентность, интерес к русскому языку,
речевой культуре.
Оборудование урока: раздаточный материал
(карточки, текст), учебник, тетрадь, использование ИКТ (презентация,
электронный тренажер, тест).
Ход
урока:
- Орг.
этап. Психологический настрой «Подари улыбку»
Улыбка ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье
в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и
служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем
урок.
«Мозговая атака» (Отвечаем на вопросы)
- Предложение, в
котором только одна грамматическая основа (простое)
-Связь в сложных
предложениях (союзная и бессоюзная)
- Виды сложных
предложений (ССП и СПП)
- Угадайте по
вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных(на слайдах)
- За сколькими
зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Золотое колесо
в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в
русском алфавите? (33)
- Назовите три
последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня
день? (Пятница, 22 февраля.)
- Записываем в
тетради: 22 февраля. Классная работа. А прежде чем написать тему проведем
небольшое наблюдение.
- Наблюдение и
вывод
1) Ребята видели… 2) Они
думали…. 3) Им казалось…. 4) Они рады…. 5) Приятно….
Беседа: · Можно
ли считать законченными данные предложения?
· Какие вопросы
от каждого глагола здесь напрашиваются?
· Какие
придаточные можно присоединить к этим главным предложениям?
3.
Определение темы и цели урока. (Запись в тетради темы)
4. Изучение
нового
1. Изучение
теоретического материала учебника ( стр.107-108).2 мин.
2. Работа в паре
(обсуждаем, пересказываем друг другу) 2 мин.
- Что
мы узнали о придаточных изъяснительных? (сообщение по опорной схеме)
- Есть
ли в казахском языке придаточные изъяснительные (на основе сравнения
предложений учащиеся самостоятельно делают вывод: в казахском языке
отсутствуют придаточные изъяснительные, а значение изъяснения передается
простыми предложениями с развернутыми второстепенными членами).
- Какую
роль играет указательное слово в главном предложении? (по предложениям
приходят к выводу о том, что в главном предложении при поясняемых словах
может быть указательное слово то в разных падежах, которое служит для
усиления смысла придаточного предложения, выступает в роли дополнения)
- По
предложениям и их схеме должны прийти к выводу о том, что обычно придаточные
изъяснительные стоят после главного предложения, так как следуют за
словом, к которому относятся.
- Реализация
воспитательной цели урока:
- Предлагаю прослушать текст.
1. Прослушивание
текста Д.Лихачева о культуре речи.
2. (Раздаются
тексты дополнительно) Беседа по прослушанному и прочитанному.
Вопрос: О чем шла
речь? (Ответы детей)
Мы прослушали
отрывок из статьи Д.Лихачева о культуре речи. Речь Дмитрия Сергеевича Лихачева
является эталоном современного русского языка.
А теперь, дорогие
друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть
доброречию?» (ответы учащихся)
Для этого
необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно —
читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности!
Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие
произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая
содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно
писать и говорить чистым и красивым языком.
И напротив,
если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг,
жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может
идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?
Хорошо, если
наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья,
любить язык и охранять чистоту слова!
5.
Закрепление
1..Работа по
тренажеру
Задания по
теории, практике, пунктуационные задания.
6. “Верные
и неверные утверждения” (индивидуальная работа) (Цифровой диктант).
- Прослушайте
“верные и неверные” утверждения, Если вы согласны с данным утверждением,
поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0.
- Изъяснительные
придаточные отвечают на вопросы дополнения
- Изъяснительные
придаточные присоединяются к главному при помощи союзов ЧТО, ЕСЛИ, ЧТОБЫ,
ТАК КАК
- Предложение
– это синтаксическая единица.
- ОДНАКО
– подчинительный союз.
- Сложноподчинённое
предложение состоит из главного и придаточного предложения.
- В
предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть –
придаточное предложение.
- Союзное
слово является членом предложения.
Взаимопроверка
- Поменяйтесь
тетрадями и проверьте, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении
ответов. (Правильный ответ на доске: 1010101). Поднимите руку, у кого ни одной
ошибки (одна, две)?
3. Тест
7. Стадия
рефлексии
Итоги
урока.
Используя СПП с
придаточными изъяснительными, ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали на
уроке?»
8. Домашнее
задание: Упр. 183 на стр.116
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.