Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок в 9 классе

урок в 9 классе

Скачать материал

                    Русская речь. 9 класс.

           Тема урока: СПП с придаточными изъяснительными

Цели урока:

  •         знать, на какие вопросы отвечают  придаточные изъяснительные, к чему они относятся;  их место в сложном предложении, способы связи придаточных изъяснительных с главным предложением;  как правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными изъяснительными;
  •       уметь отличать придаточные изъяснительные от других типов придаточных; повторить сведения о  придаточных обстоятельственных.
  •      воспитывать  в себе речевую компетентность, интерес к русскому языку, речевой культуре.

   

 Оборудование урока: раздаточный материал (карточки, текст), учебник, тетрадь, использование ИКТ (презентация, электронный тренажер, тест).

 

     Ход урока:

  1. Орг. этап. Психологический настрой «Подари улыбку»

    Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.  Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок.

«Мозговая атака» (Отвечаем на вопросы)

- Предложение, в котором только одна грамматическая основа (простое)

-Связь в сложных предложениях (союзная и бессоюзная)

- Виды сложных предложений (ССП и СПП)

- Угадайте по вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных(на слайдах)

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

-  Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Пятница, 22 февраля.)

- Записываем в тетради: 22 февраля. Классная работа. А прежде чем написать тему проведем небольшое наблюдение.

  1. Наблюдение и вывод

1) Ребята видели…  2) Они думали….  3) Им казалось….  4) Они рады….  5) Приятно….

   Беседа: · Можно ли считать законченными данные предложения?

 · Какие вопросы от каждого глагола здесь напрашиваются?

· Какие придаточные можно присоединить к этим главным предложениям?

 

3. Определение темы и цели урока. (Запись в тетради темы)

 

4. Изучение нового

1. Изучение теоретического материала учебника ( стр.107-108).2 мин.

2. Работа в паре (обсуждаем, пересказываем друг другу) 2 мин.

  1. Что мы узнали о придаточных изъяснительных? (сообщение по опорной схеме)
  2. Есть ли в казахском языке придаточные изъяснительные (на основе сравнения предложений учащиеся самостоятельно делают вывод: в казахском языке отсутствуют придаточные изъяснительные, а значение изъяснения передается простыми  предложениями с развернутыми второстепенными членами).
  3. Какую роль играет указательное слово в главном предложении? (по предложениям приходят к выводу о том, что в главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то в разных падежах, которое служит для усиления смысла придаточного предложения, выступает в роли дополнения)
  4. По предложениям и их схеме  должны прийти к выводу о том, что обычно придаточные изъяснительные стоят после главного предложения, так как следуют за словом, к которому относятся.
  5. Реализация воспитательной цели урока:

- Предлагаю прослушать текст.

1.         Прослушивание текста Д.Лихачева о культуре речи.

2.         (Раздаются тексты дополнительно) Беседа по прослушанному и прочитанному.  

Вопрос: О чем шла речь? (Ответы детей)

Мы прослушали отрывок из статьи Д.Лихачева о культуре речи.  Речь Дмитрия Сергеевича Лихачева является эталоном современного русского языка. 

А теперь, дорогие друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?» (ответы учащихся)

   Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

   И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?

    Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить  язык и охранять чистоту  слова!

 

5. Закрепление

1..Работа по тренажеру

 Задания по теории, практике, пунктуационные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. “Верные и неверные утверждения” (индивидуальная работа) (Цифровой диктант).

- Прослушайте “верные и неверные” утверждения,  Если вы согласны с данным утверждением, поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

  • Изъяснительные придаточные отвечают на вопросы дополнения
  •  Изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзов  ЧТО, ЕСЛИ, ЧТОБЫ, ТАК КАК
  • Предложение – это синтаксическая единица.
  • ОДНАКО – подчинительный союз.
  • Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
  • В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.
  • Союзное слово  является членом предложения.

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов. (Правильный ответ на доске: 1010101). Поднимите руку, у кого ни одной ошибки (одна, две)?

3. Тест

 

7. Стадия рефлексии

Итоги урока.

Используя СПП с придаточными изъяснительными, ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?»

 

8. Домашнее задание:  Упр. 183 на стр.116

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 9 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

разработка урока русской речи в 9 классе  по   теме "СПП с придаточным  изъяснительным" состоит из "мозгового штурма", актуализации знаний, самостоятельного изучения нового и выводов, закрепления, повторения и рефлексии. Используется ИКТ.Тренажер по русскому языку изготовлен специально по теме и дает  возможность заинтересовать учеников интересными заданиями и красивым оформлением, в то же время- закрепить новую тему.При мозговой атаке благодаря использованным вопросам удается повторить пройденные темы. Рефлексия урока также посвящена самостоятельной работе. Дети рассказывают о своих впечатлениях, используя СПП с придаточными изъяснительными, сами того не подозревая.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 570 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 407
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шахатова Рабига Оналбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шахатова Рабига Оналбековна
    Шахатова Рабига Оналбековна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7345
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 317 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 363 человека

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе