Тема урока: «Семенное
размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной»
Цель урока: продолжить изучение голосеменных
растений.
Задачи урока:
-закрепить
знания об особенностях строения голосеменных растений
-познакомить
с особенностями размножения голосеменных; - продолжить формирование умений
работать с гербариями, рисунками, таблицами, анализировать, обобщать;
Оснащенность
урока: гербарии,
рисунки, таблицы
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1Организационный
момент
2Актуализация
знаний о строении и многообразии голосеменных растений.
Ответьте на вопросы:
-
Каковы особенности строения голосеменных растений?
-
Что такое семя? Чем семя отличается от споры?
-
Приведите примеры голосеменных растений.
-
Назовите особенности строения хвойных.
Игра «Четвертый лишний»: Назовите
лишнее растение. Почему оно лишнее?
1)
ель, 2) сосна, 3) кедр, 4) хвощ.
Лишнее
– хвощ (отдел Хвощевидные)
1)
шиповник, 2) можжевельник, 3) лиственница, 4) тис.
Лишнее
– гинкго (класс Двудольные)
1)
лиственница, 2) сосна, 3) ель, 4) пихта.
Лишнее
– лиственница (листопадное)
3. Объяснение нового материала.
Рассмотрим
размножение хвойных на примере сосны.
Игра
« Ботаническое лото»
Учащиеся
получают карточки, с которыми работают в группе. Нужно составить правильный
текст.
ЖЕЛТЫЙ:
Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.
СИНИЙ:
На молодых стеблях образуются два вида шишек : мужские -
зеленовато-желтые шишки и женские-красноватые
шишки.
КРАСНЫЙ:
На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых
находятся женские гаметы – яйцеклетки.
ЗЕЛЁНЫЙ: На
чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает
пыльца.
Весной
сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца.
Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские
шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
Составить
схему « Размножение сосны»
Голосеменные
производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?
(Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных
образуется очень много пыльцы
Лабораторная работа №21 « Изучение строения шишек и
семян хвойных растений».
Инструктивная
карточка:
1. Рассмотреть
внешнее строение мужской и женской шишек сосны.
2. Зарисовать
внешнее строение данных экземпляров.
3.
Рассмотрите зрелую шишку .
4. Рассмотрите семя. Найдите крылышко.
5. Зарисуйте в тетради семя, подпишите его части.
6. Сделайте вывод.
Закрепление.
Задание №1. Ответьте на вопросы:
-
Когда происходит размножение сосны? (весной) - Сколько и какие виды шишек
образуются на побегах? (два – мужские - (желтые, крупные, у основания
веток, и женские – красные, мелкие, на концах побегов) - Где находятся спермии?
(в пылинках ) - Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских
шишек) - Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года) - Как
изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится
зеленой, одревесневает, становится бурой, раскрывается) - Сколько времени
созревает семя? (полгода) - Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек?
(в конце зимы) - Какую роль играет крылышко семени? (способствует
распространению ветром: летит по воздуху или скользит по ледяному насту).
Задание
№2. Тесты. Выберите правильный вариант ответа:
Размножение
и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью:
а)
семян б) спор в) семян и плодов
2.
Голосеменные растения имеют:
а)
семя и цветок; б) только семя; в) не имеют ни семени, ни цветка.
3.
У сосны после опыления семена созревают:
а)
через 1 год б) через 1,5 года в) через 2,5 года
4.
Что образуется в красноватых шишках сосны?
а)
семязачатки б) споры; в) пыльцевые мешки.
5.
Что образуется в зеленоватых шишках сосны?
а)
семязачатки б) споры; в) пыльцевые мешки.
Правильные
ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5в.
Задание №3.
Какие
утверждения верны? ( учащиеся поднимают зеленые карточки, если верно, а красные
карточки- неверно).
1. На побегах
хвойных растений развивается три типа шишек.
2. В женских
шишках хвойных образуется пыльца.
3. В мужских
шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
4. Пыльцевое
зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
5. .У
голосеменных семена лежат открыто и иногда покрыты чешуями.
6. У сосны
семена высыпаются через 2 года..
7. В семени
образуется запас питательных веществ, что обеспечивает жизнь зародыша.
8. Хвойные
обоеполые растения.
9. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
10.Только у голосеменных растений имеется специализированный орган –
видоизмененный побег – шишка.
Подведение
итогов урока. Домашнее задание: стр. 60-62
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.