Инфоурок География Другие методич. материалыУрок в 6 классе по истории Средних веков на тему «Здоровое питание в Средневековье»

Урок в 6 классе по истории Средних веков на тему «Здоровое питание в Средневековье»

Скачать материал

Урок в 6 классе по истории Средних веков на тему «Здоровое питание в Средневековье»

Цели:  Оценить продукты питания средневековья с точки зрения качества и определить дефициты.

Проанализировать структуру питания средневекового человека в зависимости от принадлежности к сословию

Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия.

Работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и здорового питания.

Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.

Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Оборудование: ПК, листы с докладами учащихся.

Форма урока: презентация

Методы: частично-поисковый

Ход урока

I.  Оргмомент.

II. Активизация опорных знаний.

Учитель: Еще древнегреческий философ Сократ (470 - 399 лет до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма.
Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь, человеку дается только один организм. Время жить для вас выбрали родители, а вот образ жизни – вы выбираете сами.  Если вы небрежно обращаетесь с какими – то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому образу жизни.

Что является правилом здорового образа жизни?
Учащиеся: Соблюдение режима дня.
Соблюдение режима питания, правильное питание. 
Закаливание. 
Физический труд. 
Соблюдение правил гигиены. « Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще» 
Правила поведения за столом. « Когда я ем – я глух и нем!» 
Скажем нет вредным привычкам (употребление алкогольных напитков, табакокурение). 
Доброе отношение к людям, к окружающей нас природе, животным.
Правильная организация отдыха и труда.

Учитель: Молодцы! Вы правильно назвали заповеди здорового образа жизни.  Я рада, что услышала самое главное правило: здоровое питание.

О здоровом питании люди заботились во все времена.

О том, как питались люди эпохи раннего Средневековья, сохранилось крайне мало сведений. Более ясная картинка предстает перед нами начиная лишь с XIII века. Тогда же стали появляться и первые поваренные книги. Поскольку раннее Средневековье считалось голодной эпохой, нетрудно предположить, что то, чем люди питались, напрямую зависело от их социального статуса.

III. Постановка цели урока:

Итак, урок у нас сегодня необычный, мы будем говорить о том, как люди в Средневековую эпоху заботились  о своем здоровье.

Глава в учебнике называется «Феодалы и крестьяне», здесь рассказывается о жизни бедных и богатых людей в эпоху Средневековья, но мы с вами рассмотрим вопрос о том, как люди разных сословий  питались в данный период и была ли их пища здоровой.

Так о чем мы будем говорить на уроке?

Учащийся: о питании людей в эпоху Средневековья, принадлежащим разным социальным слоям.

Учитель: Правильно!

VI. Изучение новой темы.

Запись темы урока: «Здоровое питание в Средневековье»

Какие правила здорового питания вы знаете?

Учащиеся: возможные варианты ответов детей: Еда необходима, для работы нашего организма. Питание должно быть полноценным и разнообразным.  Питание должно быть регулярным  Питание должно быть умеренным  Пища должна быть полезной  Употребляй в пищу больше овощей и фруктов  Соблюдать гигиену

Учитель: Молодцы! А теперь давайте окунемся в период  древности, вы помните как питались в Древнем Египте?  (если ученики не вспоминают учитель сам им рассказывает или задает наводящие вопросы). В Древнем  Египте обязательно в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук. Лук и чеснок служили самым древним естественным антибиотиком, то есть убивали болезнетворные микробы... Знали жители Египта и вино (из винограда и граната). Его пили все, но понемногу и совсем свежим, просто утоляя жажду. Развитие египетской медицины привело к тому, что продолжительность жизни составляла в среднем 70-80 лет.

Неоднократно такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, не тронули  африканцев, потому что они  употребляли бананы.

Например, древние римляне советовали: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Другая древняя мудрость гласит: «Пусть будут твоими врачами трое – веселый характер, умеренность в еде и движение».

- Молодцы!

Каждый из вас работал над рядом продуктов, которые употреблялись в пищу в период Средневековья. Теперь настала пора поделиться своей информацией со всеми остальными ребятами.

V. Выступление учащихся.  Просмотр презентации.

Ученик: Белый хлеб оставался роскошью, недоступной большинству.
В ХII в. в одном из стихотворении Гильома Аквитанского белый хлеб поставлен в один ряд с перцем (крайне дорогостоящим продуктом) и выдержанным вином: «белый хлеб, доброе вино и перец в изобилии». Ученица: Супы вываривались до густоты, успешно заменяя собой первое и второе блюдо. Наиболее распространенными были молочный, луковый и травяной (петрушечный). Слайд №1.
Ученица: Рыбы было много. Северная сельдь добывалась и коптилась в таких огромных количествах. Говядина была жесткой и невкусной, проще было разводить овец, коз и свиней (последние питались чем ни попадя и по комплекции мало чем отличались от диких). Скотину выращивали до зимы, а осенью отправляли на убой.  Главнейшим видом приготовления мяса была жарка. Зачастую жареное мясо доваривали в бульоне.

Ученик:  Средневековая каша конкурировала по популярности с хлебом, однако мало походила на современную. Она была твёрдой.  Состав каши значения не имел — в нее зачастую шло все,  что имелось в доме.

Ученик:  С фруктами в средневековье, дела обстояли плохо. На севере ассортимент ограничивался яблоками, грушами, сливами и земляникой.
На юге были известны лимоны, горькие апельсины (называемые «севильскими» по месту их произрастании, сладкие же появились гораздо позже), гранаты и виноград.  Они были доступны лишь немногим.

Ученица:  Соль и перец были гораздо более популярными приправами.
Соль добывалась в Европе с древнейших времен, ну а перец - завозился большими партиями, что был сравнительно доступен. Соль добавляли в блюда щедро — настолько, что по современным меркам некоторые считались бы пересоленными.  Использовались и другие приправы — гвоздика, имбирь,  корица, анис, мускатный орех. Мнение о том, что средневековые повара щедро перчили блюда, чтобы замаскировать их несвежесть, ошибочно!
Дешевле было найти свежие продукты, чем расходовать ценные специи.

Избыточное количество специй свидетельствовало о достатке хозяина. Про такого человека могли сказать, что этот человек – «мешок с перцем».

Ученица:  Масло считалось вредным для взрослых, если употреблять его после полудня, хотя детям масло давали и на завтрак, и на ужин.
А к 1500 году коровье молоко завоевало большую популярность, поскольку подоить одну корову было легче, чем 10 коз – для получения того же количества молока. Молоко, а также сливки, масло и сыр, изготовлявшиеся из молока, как и яйца, именовали «белым мясом».
Ученица:  Домашняя птица, пернатая и водная дичь были широко распространены, в особенности среди духовенства, которым разрешалось есть только мясо «двуногих» животных.

Ученик:  Еду в средние века подслащали медом. Хотя тростниковый сахар был известен в Южной Италии уже в VIII веке, остальная Европа узнала секрет его получения лишь в ходе Крестовых походов. Но и тогда сахар продолжал оставаться роскошью: в начале XV столетия шесть килограммов сахара стоили столько же сколько лошадь.

VI. Обобщение материала.

Учитель: Ну что ж, ребята, вы просто молодцы. Я тоже хочу добавить интересный материал ко всему сказанному. Слайд №2.

 Основными продуктами питания крестьян были преимущественно каши и различные злаковые, такие как ячмень, овес, рожь, и бобовые: горох, чечевица, бобы, фасоль. Хлеб тоже входил в основной рацион, но при этом он различался своим качеством. Для бедняков это был ржаной хлеб грубого помола и всевозможные лепешки, а для богачей – пшеничный хлеб из просеянной муки. Крайне популярна в те времена была репа. Поскольку бедняки не могли позволить себе мясо, они отлавливали для своего пропитания различных птиц, преимущественно мелких. Но здесь также есть небольшая поправка: голуби считались большим деликатесом и привилегией дворян, которые содержали целые голубятни. Пища зажиточных земледельцев была более разнообразной. В рацион входило мясо домашних птиц, сыры и рыба, которую ловили подчас втайне в соседнем пруду. Средневековые пиршества и кладовые со съестными припасами знати предстают во многих исторических романах, отчего составить представление об их питании значительно легче, чем о питании простолюдина. Главным показателем зажиточности было мясо. Прежде всего – дичь, поскольку охота на нее была привилегией исключительно аристократии – это олени, лани, косули, куропатки, кабаны, зайцы, перепела, фазаны. Затем домашняя птица – гуси, цыплята, голуби. И, наконец, свиное мясо. Мясо солили, коптили и мариновали для более долгого хранения. Отсюда рецепт всемирно известного хамона. Но, несмотря на такую любовь к мясу, в эпоху раннего Средневековья рыба подавалась на стол чаще. В широком ассортименте были северная сельдь, лосось, форель, карп, угорь, щука. Знали толк в лобстерах и закусывали их моллюсками. Пиры и застолья раннего Средневековья не отличались особо изысканной кухней и этикетом вплоть до середины VIII века. Традиционный пир состоял из следующих этапов подачи блюд: вначале подавались легкие закуски – сыры, кислые овощи и фрукты, чтобы подготовить желудок к более тяжелой пище. Затем был овощной суп, в который добавляли кусочки хлеба и мяса. И, наконец, главным блюдом было жаркое. Жаркое подчеркивало высокий статус хозяина, ибо он владел камином и различными приспособлениями для приготовления жаркого. К мясу традиционно подавали соусы. Основу таких соусов составляли уксус либо вино и разнообразные травы. Все это пиршество непременно сопровождалось распитием большого количества вина. По окончанию трапезы слугам дозволялось съедать со стола остатки, а то, что не доедали слуги, раздавали беднякам. Пища на таких банкетах подавалась на тарелках и в специальных горшочках для тушения. Соотношение подаваемых тарелок к количеству гостей зачастую составляло одна к двум. Для приема пищи использовали ложку и нож. Вилка получила свое широкое применение в Европе в XIV веке, а в XVII веке стала непременным атрибутом всех знатных трапез. Иногда тарелку заменял кусок ржаного хлеба, на который клалось мясо. После съедения мяса хлеб раздавался беднякам.  Слайды №4-6.

VII. Закрепление материала. – Задание рефлексивного характера.

 – Представьте себе, что вы – врач. Что бы вы посоветовали всем для сохранения и поддержания здоровья? Итак, советы доктора…

(Желательно, чтобы учащиеся давали советы современникам)

VIII. Заключительное слово учителя: Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра. На уроке мы с вами увидели как люди Средневековья заботились о правильном питании, и мы с вами жители 21 века должны извлечь для себя полезные уроки. Обратим свое внимание на пирамиду здорового питания. Запомним что полезно для нашего организма и не будем повторять ошибок прошлых веков, чтобы не было эпидемий, болезней.

XI. Итоги: На память о сегодняшнем уроке я даю вам буклеты о полезных продуктах и рисунки с изображением пирамиды здорового питания.

Всем спасибо за урок. До свидания!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 6 классе по истории Средних веков на тему «Здоровое питание в Средневековье»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: Оценить продукты питания средневековья с точки зрения качества и определить дефициты.

Проанализировать структуру питания средневекового человека в зависимости от принадлежности к сословию

Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия.

Работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и здорового питания.

Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.

Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Оборудование: ПК, листы с докладами учащихся.

Форма урока: презентация

 

Методы: частично-поисковый

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 497
    • DOCX 21.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жингалиева Кунслу Имашевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жингалиева Кунслу Имашевна
    Жингалиева Кунслу Имашевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7044
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек