Конспект урока на тему "Пожары
в жилище", 5-й класс
Касимовский В.А, преподаватель
организатор ОБЖ
Цель
урока:
Ознакомление
учащихся с пожарами и их разрушительным действием. Формирование основ
пожарной безопасности школьников.
Задачи:
Обучающая:
•
Знакомство с ролью огня в
жизни человека: как положительною, так и отрицательною.
•
Знакомство с основными
причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения.
•
Знакомство с первичными
средствами пожаротушения и противопожарными объектами в здании (пожарный щит,
пожарный кран, запасные выходы).
•
Знакомство с правилами
пожарной безопасности.
Развивающая:
•
Развитие умения
анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
•
Развитие речи, мышления,
памяти.
Воспитательная:
•
Воспитание осторожного
обращения с огнём.
•
Воспитание
самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества,
находчивости.
•
Воспитание бережного
отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.
•
Воспитание уважения к
опасной профессии пожарного.
Вид урока: урок изучения нового материала с применением современных технологий.
Технология: информационная.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
«Пожары в жилище», приложение «Памятки «Как вести себя при пожаре», приложение №2 видеоролик «Выгорание
комнаты»,интерактивный тест приложение №3 « По противопожарной безопасности»
Подготовка
к уроку:
1.
Подбор материала и
набор текста.
2.
Подбор изображений из
интернета и других источников для слайдов.
3.
Составление и оформление
презентации.
Ход
урока
I.
Организационный момент (2 мин.).
II.
Изучение нового материала (35 мин).
План
проведения урока:
1.
Минутка безопасности «А я знаю?»
(актуализация опорных знаний)
2.
Вступительное слово.
3.
Новая тема (просмотр
презентации с комментариями учителя):
o история огня (сообщение ученика);
o понятие пожара в разных источниках (рассказ
учителя);
o классификация пожаров и их краткая
характеристика (объяснение учителя с элементами беседы).
1.
Минутка безопасности «А я знаю?» (7 мин)
(На слайдах
№4-5 даны задания по вариантам). Учащиеся заносят свои ответы в таблицу ответов
(приложение 1). После выполнения заданий учащиеся меняются таблицами знаний,
проверяют работы друг у друга (взаимопроверка) по готовым ответам –
слайд
№ 6. Проверив,
учащиеся совершают обратный обмен работами. Затем работы сдаются учителю.
Оценки можно поставить выборочно.
2.
Вступительное слово учителя.
Минутка
безопасности дала нам возможность узнать, что же мы помним и знаем
о пожарах и причинах их возникновения ( слайд №7).
Мы
знаем с вами, что огонь бывает добрый, и бывает злой.
Без
доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он
надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.
Он
приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем
огонь хороший нужен, и за то ему почет,
Что
ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
Да,
огонь бывает разный, бледно-желтый, ярко-красный,
Синий
или золотистый, огонь добрый, огонь злой.
Злой
огонь – огонь пожара,
Злой
огонь – огонь войны.
От
безжалостного жара дни темны, поля черны.
Жители
земного шара, граждане любой страны,
Злой
огонь тушить должны.
3.Сообщение
темы урока и целей.
(Запись в тетрадях) (Слайд № 2 3)
- Ребята,
сегодня на уроке мы с вами поговорим об одной из самых распространенных опасных
ситуаций, которая может случиться в жилище – тема нашего урока «Пожары в жилище
».
-
Пожар в доме – это большая беда.
А как вы думаете сколько нужно времени огню что бы уничтожить
комнату.(ответы учеников).
Ну а чтобы убедиться в том что это происходит очень быстро мы с вами
посмотрим небольшой видеоролик «Выгорание комнаты»
приложение №2 – это эксперимент проведенный в лабораторий (длительность показа
3м 30с) (5). (Слайд № 11)
Какой можно сделать вывод после просмотра данного видео ролика.(ответы
детей)
Да ребята пожар распространяется с большой скоростью и поэтому
действовать нужно быстро при этом, принять верное решение.
- Кто
виноват? (Слайд № 12)
- Чаще
всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара
необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье,
относящееся к категории “не судьба”.
(Слайд
№ 13- 15)
Учитель.- А давайте назовем причины, по которым мог
возникнуть пожар в доме - Назовите наиболее частые причины пожаров.(2,3)
-
детские шалости с огнем;
-
короткое замыкание в электросети;
-
оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;
-
неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле
новогодней елки, на балконе;
-
чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);
-
курение в постели, в сарае, на сеновале;
-
брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;
-
оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;
-
отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их
завершения;
-
перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;
-
хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других
легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и
спичек с верхних этажей;
-
сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;
-
близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих
материалов к лампам, печкам, электрокаминам;
-
неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число
мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.
- Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым
– это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.
- Чем же
он опасен для организма человека?
- А какие
еще поражающие факторы пожара вы знаете? (Слайд №16)(2)
-
высокая температура;
-плохая
видимость;
-паника
и растерянность;
-обрушение
конструкций;
-обрыв
электропроводов и возможность поражения электротоком.
- Ребята,
в случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека
- Что
необходимо делать? (Слайд №17)(3)
1.
Вызови пожарную охрану по телефону 01.
Если
телефона нет, зови на помощь.
2.
Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может
выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)
3.
Встречай пожарных.
4.
Только если огонь небольшой, можно попробовать справиться с ним самостоятельно.
При
выходе через задымлённый коридор (Слайд № 18)
·
Накройся мокрой плотной
тканью, полотенцем, одеялом.
·
Дыши через мокрые носовой
платок, ткань, одежду.
·
Двигайся к выходу
пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.
- А вы
какие знаете средства тушения пожаров? (Слайд № 19)
Наиболее
доступными средствами тушения огня являются вода, песок, стиральный порошок, снег,
земля, брезентовые покрывала, веники, огнетушители.
(электроприборы
нельзя тушить водой).
- А
чего нельзя делать при пожаре?
(Слайд №20)
-распахивать
окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его
уменьшает;
-близко
подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При
больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в
огонь;
-поддаваться
панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество; тушить водой
включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода
Посмотрите
на рисунок. (Слайд № 21)
Расскажите
план действия в данной ситуации: (Слайд № 22)
1)
быстро выключить телевизор;
2)
засыпать песком, землей
3)
накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком.
- Однако
самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и
много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые
прилагаются к любому электроприбору.
- А теперь
немного с вами отдохнём и поиграем в игру :
«ЭТО
Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!».
(Слайд № 23)
?
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
3.
Закрепление знаний.(5 мин)
Мы с вами
должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить,
откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара. А сейчас ваши
знания будет оценивать компьютер. Сейчас займите место у компьютера и выполните
задания. После выполнения сообщите мне свой оценки.
Интерактивный тест « По противопожарной
безопасности»(1) приложение №3.
4.
Подведение итогов
Оценки.
5.
Домашнее задание. §7,стр
32-37; вопросы и задачи на стр - 36 .Найти и записать в тетради 2 пословицы о
пожарах, о противопожарной безопасности.
Список
используемой литературы и ресурсы сети интернет.
1.
Менеджер тестирования, для
тестов в MS Power Point. Комаровский А.Н, учитель информатики и ИКТ
Россошанской школы – интерната, Воронежской области.
2.
Основы безопасности
жизнедеятельности : 5 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.П
.Фролов И ДР.; -м.:аст:Астрель,2008. -350,с.: ил.
3. Основы пожарной безопасности (издание второе,
дополненное)
Учебно-практическое пособие для преподавателей
курса «Основы обеспечения
жизнедеятельности» общеобразовательных школ г. Москва 2003 год
4.http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/90170/90659
5.http://www.yurc.mchs.gov.ru/article.html?id=8993
6.http://kovdoravia.narod.ru/foto.html
7.http://ephf.ispu.ru/iff/publ/go/go3.htm
8.http://www.aviales-rkomi.ru/ru/photogallery/gallery/2/
9.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=27&t=3284&view=previous&
10.http://www.66.ru/news/society/8138/
11.http://www.faito.ru/pages/eicatalog/3/208/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.