Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок в 5 классе на тему "Синонимы"

Урок в 5 классе на тему "Синонимы"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Синонимы»

 

Тип  урока:  урок усвоения новых знаний

 

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.     Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы»: синонимы, синонимический ряд, доминанта синонимического ряда.

2.     Сформировать умения:

ü находить синонимы в текстах,

ü подбирать синонимы к словам,

ü использовать синонимы в своей речи с целью её обогащения,

ü пользоваться словарём синонимов

3.     Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.

4.     расширить лексический запас учащихся;

 

Развивающие:

1.     Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения.

2.     развивать навык работы с учебником, со словарной статьей

3.     развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

4.     развивать умение работать в группах;

5.     развивать умение работать с текстом;

6.     развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

Воспитательные:

1.     создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

2.     воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

3.     воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

4.     воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах

 

Оборудование:

Медиапроектор, интерактивная доска, компьютеры, учебники русского языка, словари синонимов.

 

Методы: словесный, наглядный, практический, элементы методики РКМ

 

 

 

Ход урока:

 

1.     Оргмомент. Объявление учителем темы урока (слайд 1).

Самостоятельная формулировка учащимися задач урока (слайд 2).

 

2.     Актуализация субъективного опыта учащихся: повторение, устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (лексикология, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, толковые словари). (слайд 3).

 

3.     Стадия вызова. На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. Данная фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету, на побуждение интереса к новой теме.

 

а) Учащимся предлагается стихотворение с пропущенными в нём словами. Ребята должны закончить строчки стихотворения (слайды 4,5).

 

б) Опережающее задание: определение учащимися лексического значения выделенных слов (слайд 6).

 

4.     Стадия осмысления.

Главной задачей фазы осмысления  является активное самостоятельное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы.

 

1.     Получение новой информации

 

a)    работа с данными словами, результатом которой становится самостоятельная формулировка учащимися определения синонимов (слайд 7);

 

б)  закрепление – чтение правила в учебнике (слайд 8).

 

2.     Развитие умений применять полученные знания на практике

Выполнение учащимися упражнений со следующими заданиями:

 

     а) Упр. 349 в учебнике: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы (слайд 9);

 

     б) подберите  к словам из левого столбика синонимы из правого (слайд 10)

 

     в) подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в словосочетаниях «сырая морковь» (слайд 11), «сырое бельё» (слайд 12), «сырой луг» (слайд 13).

    г)  Работа с текстом стихотворения С.Я.Маршака  по вопросам (слайд14), результатом которой становится усвоение учащимися понятий «синонимический ряд» (слайд 15), «доминанта синонимического ряда» и нахождение учащимися доминанты в данном синонимическом ряду (слайд 16).

 

                        3. Развитие умений работать со словарём синонимов (слайд 17): нахождение учащимися в словарях синонимов к словам  богатырь, врач, печальный, всадник, петь (слайд 18.)

 

                   4. Постановка перед учащимися проблемного вопроса: для чего нужны синонимы? По данным учителем заданиям учащиеся должны самостоятельно сделать вывод, для чего же в нашей речи нужны синонимы:

 

а) Упражнение на сопоставление (сравнить три предложения, в которых есть синонимы). Выполняя упражнение, учащиеся приходят к выводу, что синонимы помогают более точно выразить мысли (слайд 19);

 

б) Устное выполнение упражнения 352 по заданию: укажите синонимы, которые не только называют предмет, действие, признак. Но и выражают наше отношение к ним. При выполнении данного упражнения учащиеся приходят к выводу, что синонимы помогают выразить отношение говорящего к предмету, признаку, действию. (слайд 20);

 

в) Упражнение на устранение в текстах речевых ошибок (тавтологии). После прочтения текста ученики должны сказать, что кажется им неправильным в этих текстах. Затем учащиеся в парах на компьютере устраняют речевые ошибки путём подбора синонимов к повторяющимся словам. Для слабых учеников  даны слова для справок и более лёгкий текст.(слайды 21, 22, 23).

Выполнив упражнение, а также познакомившись с высказыванием К.И.Чуковского, учащиеся приходят к выводу о том, что синонимы помогают избегать повторения слов, служат средством связи предложений в тексте.

 

5.     Рефлексия. Подведение итогов урока. Фаза рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. На данном этапе учащиеся выполняют небольшой тест по материалам урока. (слайд 24) . По результатам теста проводится подведение итогов урока.

 

6.     Домашнее задание (слайд 25)даётся учащимся по выбору:

 

1. составить  сказку о синонимах;

2. составить текст «Зимнее утро», используя в описании природы синонимы;

3. выполнить упражнение 357 по заданию.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 5 классе на тему "Синонимы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx

Скачать материал "Урок в 5 классе на тему "Синонимы""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • СинонимыУрок в 5 классе

    1 слайд

    Синонимы
    Урок в 5 классе

  • Задачи урока:Выяснить, что такое синонимы;
узнать, для чего нужны синонимы в...

    2 слайд

    Задачи урока:
    Выяснить, что такое синонимы;
    узнать, для чего нужны синонимы в языке;
    научиться находить синонимы в текстах;
    научиться использовать синонимы в своей речи.

  • Повторение1. Дайте определение лексикологии.
2. Что такое лексическое значени...

    3 слайд

    Повторение
    1. Дайте определение лексикологии.
    2. Что такое лексическое значение слова?
    3. Сколько лексических значений может быть у слова?
    4. Где можно найти толкование лексического значения слов?

  • Что такое синонимы?Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока...

    4 слайд

    Что такое синонимы?
    Простое слово промежуток:
    В театре несколько минуток,
    Пока начнется новый акт
    Мы называем все…
    Антракт.
    В борьбе, в труде устали слишком,
    Дают уставшим…
    Передышку.

  • После урока непременно
 Нужна ребятам…
 Перемена.
На время что-то прекратив,...

    5 слайд

    После урока непременно
    Нужна ребятам…
    Перемена.
    На время что-то прекратив,
    Мы объявляем…
    Перерыв.

  • Антракт ( фр. entre- между и acte- действие) - краткий перерыв между действия...

    6 слайд

    Антракт ( фр. entre- между и acte- действие) - краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта.
    Передышка - непродолжительный перерыв.
    Перемена - перерыв между уроками.
    Перерыв - промежуток времени, на который прекращается работа.

  • Слова антракт, передышка, перемена, перерыв :1. являются словами одной части...

    7 слайд

    Слова антракт, передышка, перемена, перерыв :
    1. являются словами одной части речи;
    2. обозначают одно и то же;
    3. отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

  • Синонимы (Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя) - это	слова одной и той же ча...

    8 слайд

    Синонимы (Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя) - это
    слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
    (см. правило в рамочке в учебнике на стр.145)

  • Выполните следующие задания:1.  Упражнение 349 на стр.145 учебника: Докажите,...

    9 слайд

    Выполните следующие задания:
    1. Упражнение 349 на стр.145 учебника: Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные слова – синонимы
    метель, пурга, буран;
    зной, жара;
    дорожка, тропинка;
    алфавит, азбука.

  • 2.  Подберите к словам из левого столбика синонимы из правого столбика

    10 слайд

    2. Подберите к словам из левого столбика синонимы из правого столбика

  • 3. Подберите синонимы к значениям многозначного слова  «сырой» в данных слово...

    11 слайд

    3. Подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в данных словосочетаниях:
    Сырая морковь - …

  • Сырое бельё- …

    12 слайд

    Сырое бельё- …

  • Сырой луг - …

    13 слайд

    Сырой луг - …

  • 4. Выполните задания к текстуВьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей п...

    14 слайд

    4. Выполните задания к тексту
    Вьюга снежная, пурга,
    Напряди нам пряжи,
    Взбей пушистые снега
    Словно пух лебяжий.
    Вы, проворные ткачи –
    Вихри и метели,
    Дайте радужной парчи
    Для косматых елей.
    С.Я.Маршак
    Объясните постановку второй запятой.
    Определите стиль текста.
    Какие средства художественной выразительности использует автор?
    Найдите в тексте синонимы.

  • Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег кружиться в во...

    15 слайд

    Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег кружиться в воздухе.
    Пурга – сильная снежная вьюга на открытых пространствах,
    Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении
    Слова вьюга, пурга, метель образуют синонимический ряд

  • Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух и более слов :А...

    16 слайд

    Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух и более слов :

    Антракт, передышка, перемена,
    перерыв
    В каждом синонимическом ряду имеется главное, стержневое слово, которое является наиболее употребительным и в котором заключено основное лексическое значение слов-синонимов. Такое слово называется доминантой синонимического ряда.

  • Существуют специальные словари синонимов  
Словарь - это целый мир, расположе...

    17 слайд

    Существуют специальные словари синонимов

    Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.
    А. Франс

  • В словарях синонимов синонимический ряд начинается доминантойНайдите в словар...

    18 слайд

    В словарях синонимов синонимический ряд начинается доминантой
    Найдите в словаре синонимов синонимы к словам:
    богатырь, врач, печальный, всадник, петь.
    Богатырь, силач, геркулес, атлет;
    Врач, доктор, медик, эскулап, лекарь;
    Печальный, невесёлый, нерадостный, грустный, скорбный, тоскливый, горестный и т.д.
    Всадник, верховой, конный, седок, ездок, наездник
    Петь, исполнять, распевать, играть, напевать, мурлыкать и т.д.

  • Для чего нужны синонимы?1. Сравните:
Сегодня был теплый день
Сегодня был жарк...

    19 слайд

    Для чего нужны синонимы?
    1. Сравните:
    Сегодня был теплый день
    Сегодня был жаркий день
    Сегодня был душный день

    1. Синонимы помогают более точно выразить мысли.

  • 2. Устно выполните упражнение 352Разговор      __________  болтовня
Высокий...

    20 слайд

    2. Устно выполните упражнение 352
    Разговор __________ болтовня
    Высокий __________ долговязый
    Глаза __________ очи
    Перегнать __________ обскакать
    Медленный __________ черепаший

    2. Синонимы помогают выразить отношение говорящего к предмету, признаку, действию и т.д.

  • 3. Что вам кажется неправильным в этих текстах?1.   Затрещали деревья, захрус...

    21 слайд

    3. Что вам кажется неправильным в этих текстах?
    1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее.
    - Все ли сделала? – сказала Яга.
    -Изволь посмотреть сама, бабушка, - сказала Василиса
    Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и сказала:
    - Ну, хорошо.
    Потом сказала:
    - Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!
     

    2. Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – зайчишка. Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. Глянул – а с горы несутся собаки… Так вот от кого спасался зайчишка. «Ах ты, зайчишка!» -думаю. Взял я зайчишку и спрятал за пазуху: «Сиди, зайчишка, не бойся.»

  • 1.   Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретил...

    22 слайд


    1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее.
    - Все ли сделала? – сказала Яга.
    -Изволь посмотреть сама, бабушка, - сказала Василиса
    Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и сказала:
    - Ну, хорошо.
    Потом сказала:
    - Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!
     

    2. Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – зайчишка. Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. Глянул – а с горы несутся собаки… Так вот от кого спасался зайчишка. «Ах ты, зайчишка!» -думаю. Взял я зайчишку и спрятал за пазуху: «Сиди, зайчишка, не бойся.»

  • «Переводчики порой страдают своеобразным малокровием мозга, которое делает их...

    23 слайд

    «Переводчики порой страдают своеобразным малокровием мозга, которое делает их текст худосочным… Я говорю о таких переводчиках, у которых нищенский, убогий словарь…запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них всегда только лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун? Лодка у них всегда лодка и никогда не бот, не челнок, не ладья, не шаланда. Дворец всегда дворец. Почему не чертог, не хоромы, не замок? Многие переводчики думают, что девушки бывают только красивы. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой – и мало ли ещё какие!
    (К.И.Чуковский)
    3. Синонимы помогают избегать повторения слов, служат средством связи предложений в тексте

  • Тест1.  Синонимы – это  
-предметы, 
-слова, 
-животные, 
-растения.
2. Они и...

    24 слайд

    Тест
    1. Синонимы – это
    -предметы,
    -слова,
    -животные,
    -растения.
    2. Они имеют значение
    -противоположное,
    -близкое,
    -разное.
    3. Синонимы могут составлять
    -ряд,
    -строй,
    -шеренгу.

    4. Чтобы подобрать к слову синонимы, какими словарями можно пользоваться:
    -орфографическим,
    -грамматическим,
    -словарем синонимов.
     

    Молодцы!

  • Домашнее заданиеПо  выбору: 
1.  составить  сказку о синонимах;
2. составить...

    25 слайд

    Домашнее задание
    По выбору:
    1. составить сказку о синонимах;
    2. составить текст «Зимнее утро», используя в описании природы синонимы;
    3. выполнить упражнение 357 по заданию.

  • Автор разработки:Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ 
Бо...

    26 слайд

    Автор разработки:
    Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ
    Богородского района
    Нижегородской области
    Ботова Наталья Евгеньевна

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 5 классе на тему "Синонимы" направлен на достижение следующих задач:

Образовательные задачи:

1.      Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы»: синонимы, синонимический ряд, доминанта синонимического ряда.

2.      Сформировать умения:

ü  находить синонимы в текстах,

ü  подбирать синонимы к словам,

ü  использовать синонимы в своей речи с целью её обогащения,

ü  пользоваться словарём синонимов

3.      Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.

4.      расширить лексический запас учащихся;

 Развивающие задачи:

1.      Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения;

2.      развивать навык работы с учебником, со словарной статьей;

3.      развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

4.      развивать умение работать в группах;

5.      развивать умение работать с текстом;

6.      развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

Воспитательные задачи:

1.      создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

2.      воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

3.      воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

4.      воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 026 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 928
    • RAR 491.9 кбайт
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ботова Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ботова Наталья Евгеньевна
    Ботова Наталья Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 34856
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека