Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc
Скачать материал "Урок в 5 классе на тему "Синонимы""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx
Скачать материал "Урок в 5 классе на тему "Синонимы""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Синонимы
Урок в 5 классе
2 слайд
Задачи урока:
Выяснить, что такое синонимы;
узнать, для чего нужны синонимы в языке;
научиться находить синонимы в текстах;
научиться использовать синонимы в своей речи.
3 слайд
Повторение
1. Дайте определение лексикологии.
2. Что такое лексическое значение слова?
3. Сколько лексических значений может быть у слова?
4. Где можно найти толкование лексического значения слов?
4 слайд
Что такое синонимы?
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все…
Антракт.
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим…
Передышку.
5 слайд
После урока непременно
Нужна ребятам…
Перемена.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
Перерыв.
6 слайд
Антракт ( фр. entre- между и acte- действие) - краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта.
Передышка - непродолжительный перерыв.
Перемена - перерыв между уроками.
Перерыв - промежуток времени, на который прекращается работа.
7 слайд
Слова антракт, передышка, перемена, перерыв :
1. являются словами одной части речи;
2. обозначают одно и то же;
3. отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.
8 слайд
Синонимы (Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя) - это
слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
(см. правило в рамочке в учебнике на стр.145)
9 слайд
Выполните следующие задания:
1. Упражнение 349 на стр.145 учебника: Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные слова – синонимы
метель, пурга, буран;
зной, жара;
дорожка, тропинка;
алфавит, азбука.
10 слайд
2. Подберите к словам из левого столбика синонимы из правого столбика
11 слайд
3. Подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в данных словосочетаниях:
Сырая морковь - …
12 слайд
Сырое бельё- …
13 слайд
Сырой луг - …
14 слайд
4. Выполните задания к тексту
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
С.Я.Маршак
Объясните постановку второй запятой.
Определите стиль текста.
Какие средства художественной выразительности использует автор?
Найдите в тексте синонимы.
15 слайд
Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег кружиться в воздухе.
Пурга – сильная снежная вьюга на открытых пространствах,
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении
Слова вьюга, пурга, метель образуют синонимический ряд
16 слайд
Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух и более слов :
Антракт, передышка, перемена,
перерыв
В каждом синонимическом ряду имеется главное, стержневое слово, которое является наиболее употребительным и в котором заключено основное лексическое значение слов-синонимов. Такое слово называется доминантой синонимического ряда.
17 слайд
Существуют специальные словари синонимов
Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.
А. Франс
18 слайд
В словарях синонимов синонимический ряд начинается доминантой
Найдите в словаре синонимов синонимы к словам:
богатырь, врач, печальный, всадник, петь.
Богатырь, силач, геркулес, атлет;
Врач, доктор, медик, эскулап, лекарь;
Печальный, невесёлый, нерадостный, грустный, скорбный, тоскливый, горестный и т.д.
Всадник, верховой, конный, седок, ездок, наездник
Петь, исполнять, распевать, играть, напевать, мурлыкать и т.д.
19 слайд
Для чего нужны синонимы?
1. Сравните:
Сегодня был теплый день
Сегодня был жаркий день
Сегодня был душный день
1. Синонимы помогают более точно выразить мысли.
20 слайд
2. Устно выполните упражнение 352
Разговор __________ болтовня
Высокий __________ долговязый
Глаза __________ очи
Перегнать __________ обскакать
Медленный __________ черепаший
2. Синонимы помогают выразить отношение говорящего к предмету, признаку, действию и т.д.
21 слайд
3. Что вам кажется неправильным в этих текстах?
1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее.
- Все ли сделала? – сказала Яга.
-Изволь посмотреть сама, бабушка, - сказала Василиса
Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и сказала:
- Ну, хорошо.
Потом сказала:
- Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!
2. Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – зайчишка. Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. Глянул – а с горы несутся собаки… Так вот от кого спасался зайчишка. «Ах ты, зайчишка!» -думаю. Взял я зайчишку и спрятал за пазуху: «Сиди, зайчишка, не бойся.»
22 слайд
1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее.
- Все ли сделала? – сказала Яга.
-Изволь посмотреть сама, бабушка, - сказала Василиса
Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и сказала:
- Ну, хорошо.
Потом сказала:
- Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!
2. Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – зайчишка. Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. Глянул – а с горы несутся собаки… Так вот от кого спасался зайчишка. «Ах ты, зайчишка!» -думаю. Взял я зайчишку и спрятал за пазуху: «Сиди, зайчишка, не бойся.»
23 слайд
«Переводчики порой страдают своеобразным малокровием мозга, которое делает их текст худосочным… Я говорю о таких переводчиках, у которых нищенский, убогий словарь…запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них всегда только лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун? Лодка у них всегда лодка и никогда не бот, не челнок, не ладья, не шаланда. Дворец всегда дворец. Почему не чертог, не хоромы, не замок? Многие переводчики думают, что девушки бывают только красивы. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой – и мало ли ещё какие!
(К.И.Чуковский)
3. Синонимы помогают избегать повторения слов, служат средством связи предложений в тексте
24 слайд
Тест
1. Синонимы – это
-предметы,
-слова,
-животные,
-растения.
2. Они имеют значение
-противоположное,
-близкое,
-разное.
3. Синонимы могут составлять
-ряд,
-строй,
-шеренгу.
4. Чтобы подобрать к слову синонимы, какими словарями можно пользоваться:
-орфографическим,
-грамматическим,
-словарем синонимов.
Молодцы!
25 слайд
Домашнее задание
По выбору:
1. составить сказку о синонимах;
2. составить текст «Зимнее утро», используя в описании природы синонимы;
3. выполнить упражнение 357 по заданию.
26 слайд
Автор разработки:
Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ
Богородского района
Нижегородской области
Ботова Наталья Евгеньевна
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок русского языка в 5 классе на тему "Синонимы" направлен на достижение следующих задач:
Образовательные задачи:
1. Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы»: синонимы, синонимический ряд, доминанта синонимического ряда.
2. Сформировать умения:
ü находить синонимы в текстах,
ü подбирать синонимы к словам,
ü использовать синонимы в своей речи с целью её обогащения,
ü пользоваться словарём синонимов
3. Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.
4. расширить лексический запас учащихся;
Развивающие задачи:
1. Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения;
2. развивать навык работы с учебником, со словарной статьей;
3. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
4. развивать умение работать в группах;
5. развивать умение работать с текстом;
6. развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные задачи:
1. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
2. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
3. воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
4. воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах.
6 660 026 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ботова Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.