Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш» («Школа
2100»)
Цели:
-
продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш];
-
познакомить с заглавной буквой Ш;
-
формировать навык чтения по слогам и целыми словами;
-
расширять словарный запас учащихся;
-
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: схемы человечков букв р,
м, л, н, г, ш, картинка Шапокляк, образец написания буквы Ш, таблица «Ши
пиши с буквой И», «Цели урока», карточки с буквами ш, а, у, ы, и, о.
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
Долгожданный
дан звонок.
Начинается
урок.
Мы
пришли сюда учиться,
Не
лениться, а трудиться.
Будем
отвечать активно,
Хорошо
себя вести,
Чтобы
гости дорогие
Захотели
вновь прийти!
-
Ребята! Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их. Садитесь.
II.
Актуализация знаний.
-
Повторим наши знания.
Звуки
бывают … гласные и согласные.
Звуки
мы слышим, а буквы … пишем.
Гласный
звук образует … слог.
Гласные
звуки бывают … ударными и безударными.
Сколько
в слове гласных, … столько и слогов.
Согласные
звуки бывают … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
После
твёрдых согласных пишутся гласные … а, о, у, ы
После
мягких согласных пишется … и.
III. Ознакомление с новым
материалом.
1.
Характеристика и завершение схем-человечков.
-К
нам на урок пришли гости-звуки. Давайте их встретим. Откройте Букварь на с.82.
-
Почему буквы р, м, л, н, г взялись за руки? (Они обозначают звонкие
согласные звуки, могут быть твёрдыми и мягкими)
-
Почему буква ш отказывается дружить с этими согласными? (Это глухой согласный
звук, всегда твёрдый).
-
Дорисуйте схемы человечков (схемы вывешиваются на доску).
2.
Определение темы урока, постановка целей.
-
Отгадайте загадку:
Всё
узнает, подглядит,
Всем
мешает и вредит.
Дорога
ей только крыска,
С
длинным именем Лариска.
-
Кто это? (Шапокляк) Из какой сказки эта героиня? ("Крокодил Гена и его
друзья»)
-
Кто автор сказки? (Э.Успенский)
Учитель
вывешивает на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
-
Назовите имя первый звук в имени старухи? (звук [ш])
-
Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? (Заглавной буквой Ш)
-
Назовите тему нашего урока. (Тема урока: «Заглавная буква Ш»).
-
Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов: (на доске)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
…с заглавной буквой Ш
УЧИТЬСЯ
ОТЛИЧАТЬ … букву Ш от других букв
УЧИТЬСЯ
ЧИТАТЬ … слоги и слова с буквой Ш
3.
Знакомство с графикой заглавной буквы Ш. Сравнивание печатной и письменной
буквы.
-Сегодня
у нашей строчной буквы ш появится старшая подружка, заглавная буква.
-Посмотрите
на неё.
-На
что она похожа?
Учитель
вывешивает на доску рисунки
-У
вас на партах лежат бумажные листочки. Попробуйте сделать из них букву Ш.
I вариант делает строчную
букву, а II вариант – заглавную.
-Покажите
друг друг, что у вас получилось. Сравните.
-Чем
отличается строчная и заглавная буква Шш? (Размером)
Физминутка.
Работа
в прописи. Стр. 0
-Подготовьтесь
к письму, положите пропись под наклоном, сядьте прямо.
-Чтобы
буквы получились красивыми, мы должны подготовить свои ручки. На стр.0 у
совушки обведите плавными линиями пёрышки.
-На
что они походи? (на петли)
-Покажите
в воздухе, какие движения вы сейчас будете делать.
-Выберите
цвет для совы.
-Есть
ли ещё на рисунке такие незаконченные элементы? (луна)
-Какой
цвет выберем для неё? (жёлтый)
-
Чем отличается печатная буква Ш от письменной? (Плавными линиями,
элементами с закруглением). (образец на доске)
Учитель
показывает образец написания буквы на доске. Учащиеся пишут букву в «воздухе».
-
Обведите по светлым линиям букву Ш на демонстрационном табло.
-
Какая буква спряталась в букве Ш? (Буква И)
-
Обведите по светлым линиям букву И и Ш. (1 строчка).
-
Прочитайте слова внизу страницы. Почему они записаны с большой буквы? (Это
имена)
-
Обведите их по светлым линиям и запишите самостоятельно.
Физминутка.
V.
Первичное закрепление материала.
1.
Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием
буквосочетания
ши.
-
Прочитайте столбики слов.
-
Отгадайте загадку.
Стоит
дом,
Кто
в него войдет,
Тот
ум приобретет. (Школа)
-
Найдите это слово среди остальных слов в 1 столбике.
-
Выполним звуко-буквенный анализ слова школа.
Ученик
работает у доски (слово записано на доске)
-
А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными
буквами дружит буква «ш».
Однажды
решила буква «ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало
водить букве «ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во
все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог
ша.
Походила
буква «ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.
Хорошо
ищет буква «ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.
Долго
искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась
буква ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш:
«Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый
звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и
была такая обаятельная, милая и добрая, что букве ш захотелось с ней
подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь
опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!
А
вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и
рядышком никогда не становилась.
На
доске:
ША
ШО
ШУ
ШИ
–
Найдите слова в Букваре, где эти буквы поменялись местами: слог “иш”.
(Трусишка, плутишка, шалунишка, кишка, Мариша, шишка, Мишка)
-Прочитайте
слова, которые относятся к транспорту.
-Среди
этих слов найдите слово, которое спряталось внутри другого (шины, машины)
-
Выполним звуко-буквенный анализ слова машина.
Ученик
работает у доски (слово записано на доске)
-Прочитайте
фамилию известного художника (Шишкин)
Учитель
вывешивает на доску портрет Шишкина
-Какое
«опасное» место заметили? Подчеркните.
-Прочитайте
фамилию известного писателя (Шукшин)
Учитель
вывешивает на доску портрет Шишкина
-Какое
«опасное» место заметили? Подчеркните.
VI. Физминутка.
VII. Знакомство со
стихотворением Д.Хармса «Кораблик».
-
Рассмотрите иллюстрацию на с. 83. Прочитайте название стихотворения.
-
Предположите, о чём будем читать?
-
Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам? («Тигр на улице»)
-
Можно ли предположить, каким будет стихотворение? (Необычным, т.к. на корабле
мышата).
Чтение
1 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
-
Доводилось ли вам видеть таких моряков? Что вы о них думаете?
(Храбрые,
плывут издалека, их четверо, друзья)
-
Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (Пока нет)
Чтение
2 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
-
Что ещё сказал о них автор? (Длинные хвосты, ушки на макушке, боятся кошек и
котов)
-
Что значит «ушки на макушке»?
-
Автор так и не сказал прямо, что за моряки плывут на корабле. Но мы догадались?
Как? (по описаниям)
Самостоятельное
чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.
-
Какое настроение вызывает это стихотворение?
Чтение
вслух.
VIII. Домашнее задание.
Творческое
задание - нарисуйте того, кого очень боятся мышата. Придумайте ему кличку.
IX. Подведение итогов урока.
-
Вспомним, какие цели ставили вначале урока. Достигли ли мы этих целей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.