Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш» («Школа 2100»)
Цели:
- продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш];
- познакомить с заглавной буквой Ш;
- формировать навык чтения по слогам и целыми словами;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: схемы человечков букв р, м, л, н, г, ш, картинка Шапокляк, образец написания буквы Ш, таблица «Ши пиши с буквой И», «Цели урока», карточки с буквами ш, а, у, ы, и, о.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Ребята! Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
- Повторим наши знания.
Звуки бывают … гласные и согласные.
Звуки мы слышим, а буквы … пишем.
Гласный звук образует … слог.
Гласные звуки бывают … ударными и безударными.
Сколько в слове гласных, … столько и слогов.
Согласные звуки бывают … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
После твёрдых согласных пишутся гласные … а, о, у, ы
После мягких согласных пишется … и.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Характеристика и завершение схем-человечков.
-К нам на урок пришли гости-звуки. Давайте их встретим. Откройте Букварь на с.82.
- Почему буквы р, м, л, н, г взялись за руки? (Они обозначают звонкие согласные звуки, могут быть твёрдыми и мягкими)
- Почему буква ш отказывается дружить с этими согласными? (Это глухой согласный звук, всегда твёрдый).
- Дорисуйте схемы человечков (схемы вывешиваются на доску).
2. Определение темы урока, постановка целей.
- Отгадайте загадку:
Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Дорога ей только крыска,
С длинным именем Лариска.
- Кто это? (Шапокляк) Из какой сказки эта героиня? ("Крокодил Гена и его друзья»)
- Кто автор сказки? (Э.Успенский)
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
- Назовите имя первый звук в имени старухи? (звук [ш])
- Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? (Заглавной буквой Ш)
- Назовите тему нашего урока. (Тема урока: «Заглавная буква Ш»).
- Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов: (на доске)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ …с заглавной буквой Ш
УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ … букву Ш от других букв
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ … слоги и слова с буквой Ш
3. Знакомство с графикой заглавной буквы Ш. Сравнивание печатной и письменной буквы.
-Сегодня у нашей строчной буквы ш появится старшая подружка, заглавная буква.
-Посмотрите на неё.
-На что она похожа?
Учитель вывешивает на доску рисунки
-У вас на партах лежат бумажные листочки. Попробуйте сделать из них букву Ш.
I вариант делает строчную букву, а II вариант – заглавную.
-Покажите друг друг, что у вас получилось. Сравните.
-Чем отличается строчная и заглавная буква Шш? (Размером)
Физминутка.
Работа в прописи. Стр. 0
-Подготовьтесь к письму, положите пропись под наклоном, сядьте прямо.
-Чтобы буквы получились красивыми, мы должны подготовить свои ручки. На стр.0 у совушки обведите плавными линиями пёрышки.
-На что они походи? (на петли)
-Покажите в воздухе, какие движения вы сейчас будете делать.
-Выберите цвет для совы.
-Есть ли ещё на рисунке такие незаконченные элементы? (луна)
-Какой цвет выберем для неё? (жёлтый)
- Чем отличается печатная буква Ш от письменной? (Плавными линиями, элементами с закруглением). (образец на доске)
Учитель показывает образец написания буквы на доске. Учащиеся пишут букву в «воздухе».
- Обведите по светлым линиям букву Ш на демонстрационном табло.
- Какая буква спряталась в букве Ш? (Буква И)
- Обведите по светлым линиям букву И и Ш. (1 строчка).
- Прочитайте слова внизу страницы. Почему они записаны с большой буквы? (Это имена)
- Обведите их по светлым линиям и запишите самостоятельно.
Физминутка.
V. Первичное закрепление материала.
1. Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием
буквосочетания ши.
- Прочитайте столбики слов.
- Отгадайте загадку.
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
- Найдите это слово среди остальных слов в 1 столбике.
- Выполним звуко-буквенный анализ слова школа.
Ученик работает у доски (слово записано на доске)
- А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «ш».
Однажды решила буква «ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.
Походила буква «ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.
Хорошо ищет буква «ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.
Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!
А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.
На доске:
ША
ШО
ШУ
ШИ
– Найдите слова в Букваре, где эти буквы поменялись местами: слог “иш”. (Трусишка, плутишка, шалунишка, кишка, Мариша, шишка, Мишка)
-Прочитайте слова, которые относятся к транспорту.
-Среди этих слов найдите слово, которое спряталось внутри другого (шины, машины)
- Выполним звуко-буквенный анализ слова машина.
Ученик работает у доски (слово записано на доске)
-Прочитайте фамилию известного художника (Шишкин)
Учитель вывешивает на доску портрет Шишкина
-Какое «опасное» место заметили? Подчеркните.
-Прочитайте фамилию известного писателя (Шукшин)
Учитель вывешивает на доску портрет Шишкина
-Какое «опасное» место заметили? Подчеркните.
VI. Физминутка.
VII. Знакомство со стихотворением Д.Хармса «Кораблик».
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 83. Прочитайте название стихотворения.
- Предположите, о чём будем читать?
- Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам? («Тигр на улице»)
- Можно ли предположить, каким будет стихотворение? (Необычным, т.к. на корабле мышата).
Чтение 1 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
- Доводилось ли вам видеть таких моряков? Что вы о них думаете?
(Храбрые, плывут издалека, их четверо, друзья)
- Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (Пока нет)
Чтение 2 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)
- Что ещё сказал о них автор? (Длинные хвосты, ушки на макушке, боятся кошек и котов)
- Что значит «ушки на макушке»?
- Автор так и не сказал прямо, что за моряки плывут на корабле. Но мы догадались? Как? (по описаниям)
Самостоятельное чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
Чтение вслух.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание - нарисуйте того, кого очень боятся мышата. Придумайте ему кличку.
IX. Подведение итогов урока.
- Вспомним, какие цели ставили вначале урока. Достигли ли мы этих целей?
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций
для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013).
Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе к букварю Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева УМК "Школа 2100".На уроке ученики знакомятся с заглавной буквой Ш, употребляют её в кличках животных, именах и фамилиях известных людей. Повторение сочетания ши. Знакомятся с произведениями Даниила Хармса. На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся анализировать, оценивать работу.
Цели:
- продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш];
- познакомить с заглавной буквой Ш;
- формировать навык чтения по слогам и целыми словами;
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: