Инфоурок География Другие методич. материалыУрок в 10 классе по теме "Борис Годунов"

урок в 10 классе по теме "Борис Годунов"

Скачать материал

Т е м а:    Смута:  причины и  начало.

     Борис Годунов: неслыханное возвышение и  трагический конец

 

Ц е л и:  1 Образовательные:

Формирование представления об историческом портрете Бориса Годунова, его внутренней и внешней политике, проблемах его царствования, связанных с периодом Смутного времени.

Выработка мнения о противоречивости личности Годунова, об основных тенденциях развития России к началу нового времени.

        2.  Воспитательные:

Развитие чувства уважения к историческому и культурному прошлому своего государства.

Формирование у учащихся представлений о положительных и отрицательных качествах человека.

           3. Развивающие:

 Развитие умений самостоятельно анализировать различные виды источников информации,  выявлять  причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценку историческим фактам, решать проблемные задачи.

Формирование ключевых компетенций: способность к коммуникации, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.

 

Тип урока:              урок изучения нового

Вид урока:             урок решения проблемных задач

 

Оборудование:   учебник  А. Н. Сахаров, А.Н. Боханов  История России  10класс,

       компьютерные презентации, рабочие листы, тексты документов,

       карточки с заданиями для групповой работы, карта «Россия в 17 веке»

 

 

ХОД    УРОКА

1.     Орг. Момент

2.     Вводно-мотивационная часть

Откройте оглавление учебника, прочитайте название 1 главы и скажите

1.        Как называется эпоха, которую мы будем изучать сегодня на уроке?

2.        С чего мы начинаем изучать любое  историческое событие?

3.        В рабочем листе сформулируйте название первого предложения нашей темы.

4.        С именем какого царя связано начало Смуты?

Озвучьте  тему  нашего  урока

Тема:   Смута:  …………………  и  начало.

     Борис Годунов: неслыханное возвышение и  трагический конец

 

Проблема урока      В чём причины трагедии Бориса Годунова?

 

ЭПИГРАФ                 «Да ведают потомки православных

                  Земли родной минувшую судьбу….»

 

                                                                                      (летописец Пимен.   

                                                                                                А.С.Пушкин   Борис Годунов)

 

 - Зачем нам потомкам знать минувшую судьбу родной земли?

 

     Цели урока

        -  Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

 

         -  Чему научиться?

 

Осмысление учебного материала

        План

   1) Причины и начало Смуты

   2) Личность Бориса Годунова;

   3) Особенности внешней и внутренней политики царя;

   4) Неслыханное возвышение и  трагический конец

 

 

1.

Работа в парах  

Ребята, а какие  ассоциации у вас возникают при слове «Смута»?

Выполните в рабочем листе

 

Задание  №  1    Подберите слова синонимы к слову «смута», которые начинались бы на каждую букву слова

                   С  - ссоры, сомнения,

                   М – мятежи

                    У – убийства, угроза

                   Т   - трагедия, террор

                   А – агрессия

Используя данные слова, дайте определение  понятию «смута»

 

Слайд

 

     СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в.

    Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы.

     Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.

 

- Причины Смуты как эпохи безвластия  коренятся в событиях конца XVI в.

- Вспомните итоги правления Ивана Грозного и докажите, что в конце 16 века в России обозначились причины смуты

Результаты работы отразите в схеме, выполнив

 

Задание  № 2      А) политический кризис ………………………………………..

                      Б) экономический кризис………………………………………

                      В) социальный кризис…………………………………………

                      Г) было ли здесь стечение обстоятельств…………………….

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова

 

 Вывод :    Смута была вызвана……………………………………………………               ………………………………………………………………………………..........

 

Смута -  закономерность  или  случайность?  (подчеркнуть, аргументировать)

 

- В 1598 г умирает бездетный Фёдор. Нет законного претендента на престол. В борьбу за власть вступили знатные боярские кланы – Милославские и Романовы. Но фактически претендент на престол уже есть.

 

- Кто являлся наиболее явным претендентом на престол? Почему?

 

– Незнатный, но энергичный и властолюбивый он стал фактическим правителем уже с 1588г. 

А в  1598 г.   на экстренно созванном Земском соборе Годунов был избран царём. Началось неслыханное возвышение Бориса Годунова, попытавшегося на рубеже XVIXVII вв. основать в России новую династию. Но его планам не суждено было осуществиться.  Чтобы узнать, почему нам необходимо выяснить каким был Борис Годунов человеком и правителем

                                                   

                                                              2.1.

Переходим ко второму пункту плана. Предлагаю вам посмотреть  Кинофрагмент    «Путь к власти» (6 мин)  и  выполнить в раб.  листах 

Задание  №  3

1.           Говоря  о  происхождении  Годунова

Н.М. Карамзин  даёт такой отзыв :

 «Возникнув из ничтожества рабского до высоты самодержавца…»      

         А  А.С. Пушкин  такой:   «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»

С чем связано это выражение? На  что указывают оба писателя?

2.     А что позволило Годунову так  неслыханно  возвыситься?

3.     Как трагические события в Угличе повлияли на российскую историю?

4.     Какова роль Бориса Годунова в угличской драме?  

 

 -   Наиболее яркую   оценку личностно – нравственным  качествам Бориса  Годунова даёт  Н.М. Карамзин

Задание  №  4    Прочитайте документ  и выделите те качества личности, 

                              которые даёт  Б. Годунову  Карамзин

Работа с документом  ( Н.М. Карамзин. История государства Российского)

    

             Согласны ли вы с его мнением ?

    « Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место обагренное кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в петле, столь многих вельмож в мрачных темницах и келиях; видит гнусную мзду, рукою Венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и Богом... везде личину добродетели, и где добродетель? В правде ли судов Борисовых, в щедрости, в любви к гражданскому образованию, в ревности к величию России, в политике мирной и здравой? Но сей яркий для ума блеск хладен для сердца, удостоверенного, что Борис не усомнился бы ни в каком случае действовать вопреки своим мудрым государственным правилам, если бы властолюбие потребовало от него такой перемены. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил Державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия, почти неслыханного - предал в добычу Ляхам и бродягам, вызвал на феатр сонм мстителей, и самозванцев истреблением древнего племени Царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нем святоубийцею?»

Вывод: допишите предложение

Личность Бориса Годунова вызвала у меня………………………………………

 

3.1.

 

- В первые же дни царствования Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво:

«Бог свидетель, отче, в моем царстве не будет нищих и бедных.- Затем, взявшись за воротник рубашки, прибавил: - И эту последнюю разделю с ними.»

 

Сдержал ли Борис Годунов своё обещание?  Мы узнаем, прослушав сообщение о его внутренней и внешней политике.

 

Задание  слушая  сообщение о деятельности  Б. Годунова,   выполните  задание

                        № 5  в рабочем листе

Беседа по вопросам к сообщению

  А)  - Какие мероприятия внутренней политики вы выделили?

        - Насколько успешна внешняя политика Б. Годунова?

  Б) Согласны ли вы с утверждением:

             «Методы управления Годунова мало напоминали методы управления царя

               Ивана»

        - Что в политике Годунова было продолжением политики Ивана Грозного, а

              что ее  отличало?

        - Считаете ли вы его хорошим правителем?

 

-  Что, по вашему, перевешивает на чаше весов истории – разумный властитель     или человек, имя  которого будет произносимо с омерзением?

 

4.1

 

Сложная противоречивая натура Бориса Годунова подтолкнула  А.С. Пушкина к созданию его произведения «Борис Годунов»  предлагаю вам посмотреть кинофрагмент и обратиться к проблеме нашего урока

 

 Задание      Какую  проблему  поднимает  автор произведения?

               В чём причины трагедии Бориса Годунова?

 

Слайд

Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил   власть... Всяк считал  себя достойным мономахова венца).                                                    

– Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).

– «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.

 

- Вернитесь к заданию №   6      и заполните последнюю колонку таблицы

 

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока  подумайте

 

Какие  нравственные  уроки  можно почерпнуть из правления Бориса Годунова?

1.     Современный правитель должен …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

2.     Дурная слава переживёт  все …………. …дела.

 

Итог

        Борис Годунов  это  трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившейся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну и их последствий.

В  1598 г. власть формально  готова была функционировать по – прежнему, но пошатнулась её законность.

Той каплей, которая толкнула народ на борьбу с властью, стали события 1601-1603 гг. В них многие увидели Божью кару за избрание на престол не законного царя- «царя Ирода» и стали противниками царя Бориса.

Царь раздавал хлеб, деньги. Но многие были им недовольны. Ему припомнили убийство  царевича и татарское происхождение, и захват царской  власти  безродного.

Доверие народа к власти падает,   положение в стране ухудшается, появляются самозванцы, выдающие себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия, смута нарастает.

 Но это уже другая история

 

Знаниевая  рефлексия 

1.     Соотнести  и вставь пропуски

 

Дата

Событие

Значение

 

1597

 

«урочные лета»

 

……………………………

 

1589г.

 

……………………………

 

Независимость русской церкви от греческой

………….

Смерть царевича Дмитрия

 

 

………………………………..

 

1598г.

 

…………………………

 

          Попытка  основать новую династию

 

1605г.

Смерть Бориса Годунова

 

Появление самозванчев

Выберите  мероприятия, относящиеся к периоду правления Бориса Годунова.   

Ответ запишите в виде цифр

1.       Широкое строительство крепостей

2.       Восстание под предводительством И. Болотникова

3.       Приглашение иностранных мастеров в Москву

4.       Основание новой династии

5.       Окончательное оформление крепостного права

6.       Учреждение патриаршества

7.       Первый избранный царь

8.       Начало деятельности Земских соборов в России

9.       Восстановление Юрьева Дня

10.   Вступление в Москву Лжедмитрия II

 

ДОМ. ЗАДАНИЕ:     п. 1

  Творческое задание       Написать эссе на одну из предложенных тем:

1.       Прокомментируйте суждение историка Н.М. Карамзина, считавшего, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы родился на троне.

2.       Борис Годунов был талантливее Фёдора Ивановича, умереннее Ивана Грозного. От чего же он так быстро стал непопулярным в роли царя

 

 Рефлексия       Я  понял ……………………………………………………….

                           Я узнал …………………………………………………………

                           Я научился ……………………………………………………

  Моё эмоциональное состояние после урока (выбери)

 

 

 

                   Доволен                                     Недоволен                                Равнодушен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:    Смута:  …………………  и  начало.

              Борис Годунов: неслыханное возвышение и  трагический конец

Проблема урока       В чём причины трагедии Бориса Годунова?

ЭПИГРАФ         «Да ведают потомки православных

                  Земли родной минувшую судьбу….»

                                                                                                     (летописец Пимен.   А.С.Пушкин   Борис Годунов)

     План

1)   Причины Смуты

Задание  № 1 Подберите слова синонимы к слову «смута», которые начинались бы на каждую букву слова

С  -                               М –                                У –                             Т   -                            А –

Используя данные слова, дайте определение  понятию «смута»

Задание № 2 вспомните итоги правления Ивана Грозного и докажите, что в конце 16 века в России обозначились

                                                                Причины смуты

 

стечение обстоятельств
экономический
кризис
Политический
кризис

кризис
социальный кризис
 

 

 


………………………..         …………………………           ……………………..         – нет детей у Фёдора

………………………...             ………………………….              ……………………– неурожай и голод 1601 – 1603

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова

Смута была вызвана……………………………………………………………..............................................            

Смута -  закономерность  или  случайность?  (подчеркнуть, аргументировать)

 

2)      Личность Бориса Годунова

Задание № 3  к кинофрагменту «Путь к власти»

5.              Говоря  о  происхождении  Годунова

Н.М. Карамзин  даёт такой отзыв :

    «Возникнув из ничтожества рабского до высоты самодержавца…»     

         А  А.С. Пушкин  такой:   «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»

С чем связано это выражение? На  что указывают оба писателя?

1.       А что позволило Годунову так  неслыханно  возвыситься?

2.      Как трагические события в Угличе повлияли на российскую историю?

3.      Какова роль Бориса Годунова в угличской драме?            

Задание № 4   

Прочитайте документ  какую оценку личностно – нравственным  качествам Бориса                          Годунова даёт   Н.М. Карамзин?  Согласны ли вы с ней?

Документ   ( Н.М. Карамзин. История государства Российского)   

    « Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место обагренное кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в петле, столь многих Вельмож в мрачных темницах и келиях; видит гнусную мзду, рукою Венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и Богом... везде личину добродетели, и где добродетель? В правде ли судов Борисовых, в щедрости, в любви к гражданскому образованию, в ревности к величию России, в политике мирной и здравой? Но сей яркий для ума блеск хладен для сердца, удостоверенного, что Борис не усомнился бы ни в каком случае действовать вопреки своим мудрым государственным правилам, если бы властолюбие потребовало от него такой перемены. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил Державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия, почти неслыханного - предал в добычу Ляхам и бродягам, вызвал на феатр сонм мстителей, и самозванцев истреблением древнего племени Царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нем святоубийцею?»

Вывод: допишите предложение

Личность Бориса Годунова вызвала у меня…………………………………………………………………

 

3)                 Особенности внешней и внутренней политики царя

Задание  № 5       прослушав сообщение о деятельности  Б. Годунова заполните пропуски в таблице и ответьте на вопросы  

Политические силы

Время деят-ти

Кто поддер-

живал

Цели

        Основные мероприятия

Причины поражения или победы

 

Борис Годунов

1598 – 1605гг.

 

Патриарх, часть дворян

 

Основать новую династию

- раздача ………………………………………………….

- отмена …………………………………………………..

- поощрение……………………………………………….

-борьба со ………………………………………………...

-содействовал развитию………………………………… …………………………………………………………….

-посылал………………………………………………….

-высоко ценил западную культуру

-благоустраивал……………………………….................

-бесшумно, но беспощадно……………………………..

…………………………………………………………….

- ввёл систему доносов

-пытался ослабить последствия ………………………..

…………………………………………………………….

-восстановил……………………………………………..

…………………………………………………………….

 

 

Фёдор Годунов

Апрель- июнь 1605 г.

Те же

Продолжить династию

 Не успел ничего

Был убит посланцами самозванца

А)  - Согласны ли вы с утверждением:

          «Методы управления Годунова мало напоминали методы управления царя Ивана»

  - Что в политике Годунова было продолжением политики Ивана Грозного, а   что ее  отличало?

        - Считаете ли вы его хорошим правителем

    Б)  Что, по вашему, перевешивает на чаше весов истории – разумный властитель   

            или человек, имя  которого будет произносимо с омерзением?

 

4) Неслыханное возвышение и  трагический конец

-  Задание № 6   к кинофрагменту           Какую  проблему  поднимает  автор произведения?

                                                                        В чём причины трагедии Бориса Годунова?

1.      …………………………………………………………………………………………………….

2.      ……………………………………………………………………………………………………..

3.      ……………………………………………………………………………………………………..

Задание № 7   Какие  уроки  можно почерпнуть из правления Бориса Годунова? (Допиши предложения)

3.     Современный правитель должен ………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………..

4.     Дурная слава переживёт все ………………….  дела.

 

Закрепление    Соотнести и вставь пропуски

 

Дата

Событие

Значение

1597

                      «Урочные лета»

           ……………………………

1589г.

               ……………………………

 Независимость русской церкви от греческой

………….

Смерть царевича Дмитрия

            ………………………………..

1598г.

               …………………………

          Попытка  основать новую династию

1605г.

Смерть Бориса Годунова

Появление самозванчев

 

ДОМ. ЗАДАНИЕ:     п. 1                                                    

Творческое задание -  Написать эссе на одну из предложенных тем:

1.       Прокомментируйте суждение историка Н.М. Карамзина, считавшего, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы родился на троне.

2.      Борис Годунов был талантливее Фёдора Ивановича, умереннее Ивана Грозного. От чего же он так быстро стал непопулярным в роли царя?».

 

 

 

Рефлексия     Я  понял ………………………………………………………………….

                          Я узнал …………………………………………………………………..

                          Я научился ………………………………………………………………

 

Моё эмоциональное состояние после урока (выбери)

 

 

 

 

 


                     

                   Доволен                                     Недоволен                                Равнодушен

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 10 классе по теме "Борис Годунов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

урок в 10 классе по теме "Борис Годунов "

Тема:Смута:  причины и  начало.

Борис Годунов: неслыханное возвышение итрагический конец

 

Цели:  1 Образовательные:

Формирование представления об историческом портрете Бориса Годунова, его внутренней и внешней политике, проблемах его царствования, связанных с периодом Смутного времени.

Выработка мнения о противоречивости личности Годунова, об основных тенденциях развития России к началу нового времени.

        2.  Воспитательные:

Развитие чувства уважения к историческому и культурному прошлому своего государства.

Формирование у учащихся представлений о положительных и отрицательных качествах человека.

           3. Развивающие:

 Развитие умений самостоятельно анализировать различные видыисточников информации,  выявлять  причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценку историческим фактам, решать проблемные задачи.

Формирование ключевых компетенций: способность к коммуникации, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.

 

Тип урока:              урок изучения нового

Вид урока:             урок решения проблемных задач

 

Оборудование:   учебник  А. Н. Сахаров, А.Н. Боханов  История России  10класс,

 компьютерные презентации, рабочие листы, тексты документов,

карточки с заданиями для групповой работы, карта «Россия в 17 веке»

 

 

ХОД    УРОКА

1.     Орг. Момент

2.     Вводно-мотивационная часть

Откройте оглавление учебника, прочитайте название 1 главы и скажите

1.       Как называется эпоха, которую мы будем изучать сегодня на уроке?

2.       С чего мы начинаем изучать любое  историческое событие?

3.       В рабочем листе сформулируйте название первого предложения нашей темы.

4.       С именем какого царя связано начало Смуты?

Озвучьте тему нашего урока

Тема: Смута:  …………………  и  начало.

Борис Годунов: неслыханное возвышение итрагический конец

 

Проблема урокаВ чём причины трагедии Бориса Годунова?

 

ЭПИГРАФ     «Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу….»

 

(летописец Пимен.

А.С.Пушкин   Борис Годунов)

 

 - Зачем нам потомкам знать минувшую судьбу родной земли?

 

     Цели урока

        -  Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

 

- Чему научиться?

 

Осмысление учебного материала

  План

1) Причины и начало Смуты

2) Личность Бориса Годунова;

3) Особенности внешней и внутренней политики царя;

   4) Неслыханное возвышение и  трагический конец

 

 

1.

Работа в парах  

Ребята, а какие  ассоциации у вас возникают при слове «Смута»?

Выполните в рабочем листе

 

Задание  №  1Подберите слова синонимы к слову «смута», которые начинались бы на каждую букву слова

С  - ссоры, сомнения,

                   М – мятежи

                    У – убийства, угроза

                   Т   - трагедия, террор

                   А – агрессия

Используя данные слова, дайте определение  понятию «смута»

 

Слайд

 

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в.

    Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы.

     Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.

 

- Причины Смуты как эпохи безвластия  коренятся в событиях конца XVI в.

- Вспомните итоги правления Ивана Грозного и докажите, что в конце 16 века в России обозначились причины смуты

Результаты работы отразите в схеме, выполнив

 

Задание  № 2     А) политический кризис ………………………………………..

                      Б) экономический кризис………………………………………

                      В) социальный кризис…………………………………………

                      Г) было ли здесь стечение обстоятельств…………………….

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова

 

Вывод :Смута была вызвана……………………………………………………………………………………………………………………………………..........

 

Смута - закономерность или случайность?  (подчеркнуть, аргументировать)

 

- В 1598 г умирает бездетный Фёдор. Нет законного претендента на престол. В борьбу за власть вступили знатные боярские кланы – Милославские и Романовы. Но фактически претендент на престол уже есть.

 

- Кто являлся наиболее явным претендентом на престол? Почему?

 

– Незнатный, но энергичный и властолюбивый он стал фактическим правителем уже с 1588г. 

А в  1598 г.   на экстренно созванном Земском соборе Годунов был избран царём. Началось неслыханное возвышение Бориса Годунова, попытавшегося на рубеже XVIXVIIвв. основать в России новую династию. Но его планам не суждено было осуществиться.  Чтобы узнать, почему нам необходимо выяснить каким был Борис Годунов человеком и правителем

 

2.1.

Переходим ко второму пункту плана. Предлагаю вам посмотреть  Кинофрагмент   «Путь к власти»(6 мин)  и  выполнить в раб.листах 

Задание  №  3

1.        Говоря  о  происхождении  Годунова

Н.М. Карамзин даёт такой отзыв:

 «Возникнув из ничтожества рабского до высоты самодержавца…»

А  А.С. Пушкин  такой:   «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»

С чем связано это выражение? На  что указывают оба писателя?

2.     А что позволило Годунову так  неслыханно  возвыситься?

3.     Как трагические события в Угличе повлияли на российскую историю?

4.     Какова роль Бориса Годунова в угличской драме?

 

 -   Наиболее яркую   оценку личностно – нравственным качествам Бориса Годунова даёт  Н.М. Карамзин

Задание  №  4Прочитайте документ  и выделите те качества личности,

которые даёт  Б. Годунову  Карамзин

Работа с документом( Н.М. Карамзин. История государства Российского)

 

 Согласны ли вы сего мнением?

« Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место обагренное кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в петле, столь многих вельмож в мрачных темницах и келиях; видит гнусную мзду, рукою Венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и Богом... везде личину добродетели, и где добродетель? В правде ли судов Борисовых, в щедрости, в любви к гражданскому образованию, в ревности к величию России, в политике мирной и здравой? Но сей яркий для ума блеск хладен для сердца, удостоверенного, что Борис не усомнился бы ни в каком случае действовать вопреки своим мудрым государственным правилам, если бы властолюбие потребовало от него такой перемены. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил Державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия, почти неслыханного - предал в добычу Ляхам и бродягам, вызвал на феатр сонм мстителей, и самозванцев истреблением древнего племени Царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нем святоубийцею?»

Вывод: допишите предложение

Личность Бориса Годунова вызвала у меня………………………………………

 

3.1.

 

- В первые же дни царствования Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво:

«Бог свидетель, отче, в моем царстве не будет нищих и бедных.- Затем, взявшись за воротник рубашки, прибавил: - И эту последнюю разделю с ними.»

 

Сдержал ли Борис Годунов своё обещание?  Мы узнаем, прослушав сообщение о его внутренней и внешней политике.

 

Заданиеслушая сообщение о деятельности  Б. Годунова,  выполните задание

№ 5  в рабочем листе

Беседа по вопросам к сообщению

  А)  - Какие мероприятия внутренней политики вы выделили?

        - Насколько успешна внешняя политика Б. Годунова?

  Б) Согласны ли вы с утверждением:

  «Методы управления Годунова мало напоминали методы управления царя

Ивана»

     - Что в политике Годунова было продолжением политики Ивана Грозного, а

  что ее  отличало?

        - Считаете ли вы его хорошим правителем?

 

- Что, по вашему, перевешивает на чаше весов истории – разумный властитель  или человек, имя которого будет произносимо с омерзением?

 

4.1

 

Сложная противоречивая натура Бориса Годунова подтолкнула  А.С. Пушкина к созданию его произведения «Борис Годунов»  предлагаю вам посмотреть кинофрагмент и обратиться к проблеме нашего урока

 

Задание     Какую  проблему  поднимает  автор произведения?

В чём причины трагедии Бориса Годунова?

 

Слайд

–Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть...Всяк считал  себя достойным мономахова венца).                                                    

– Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).

– «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.

 

- Вернитесь к заданию №   6      и заполните последнюю колонку таблицы

 

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока подумайте

 

Какие  нравственные  уроки  можно почерпнуть из правления Бориса Годунова?

1.     Современный правитель должен …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

2.     Дурная слава переживёт  все …………. …дела.

 

Итог

        Борис Годунов  это  трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившейся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну и их последствий.

В 1598 г. власть формально  готова была функционировать по – прежнему, но пошатнулась её законность.

Той каплей, которая толкнула народ на борьбу с властью, стали события 1601-1603 гг. В них многие увидели Божью кару за избрание на престол не законного царя- «царя Ирода» и стали противниками царя Бориса.

Царь раздавал хлеб, деньги. Но многие были им недовольны. Ему припомнили убийство  царевича и татарское происхождение, и захват царской власти  безродного.

Доверие народа к власти падает, положение в стране ухудшается, появляются самозванцы, выдающие себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия, смута нарастает.

 Но это уже другая история

 

Знаниеваярефлексия

1.     Соотнести  и вставь пропуски

 

Дата

Событие

Значение

 

1597

 

«урочные лета»

 

……………………………

 

1589г.

 

……………………………

 

Независимость русской церкви от греческой

………….

Смерть царевича Дмитрия

 

 

………………………………..

 

1598г.

 

…………………………

 

Попытка  основать новую династию

 

1605г.

Смерть Бориса Годунова

 

Появление самозванчев

Выберите  мероприятия, относящиеся к периоду правления Бориса Годунова.

Ответ запишите в виде цифр

1.      Широкое строительство крепостей

2.      Восстание под предводительством И. Болотникова

3.      Приглашение иностранных мастеров в Москву

4.      Основание новой династии

5.      Окончательное оформление крепостного права

6.      Учреждение патриаршества

7.      Первый избранный царь

8.      Начало деятельности Земских соборов в России

9.      Восстановление Юрьева Дня

10.  Вступление в Москву Лжедмитрия II

 

ДОМ. ЗАДАНИЕ:     п. 1

  Творческое заданиеНаписать эссе на одну из предложенных тем:

1.      Прокомментируйте суждение историка Н.М. Карамзина, считавшего, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы родился на троне.

2.      Борис Годунов был талантливее Фёдора Ивановича, умереннее Ивана Грозного. От чего же он так быстро стал непопулярным в роли царя

 

 РефлексияЯ  понял ……………………………………………………….

Я узнал …………………………………………………………

Я научился ……………………………………………………

Моё эмоциональное состояние после урока (выбери)

 

 

 

 

Доволен                                     Недоволен                                Равнодушен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:    Смута:  …………………  и  начало.

              Борис Годунов: неслыханное возвышение и  трагический конец

Проблема урокаВ чём причины трагедии Бориса Годунова?

ЭПИГРАФ         «Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу….»

(летописец Пимен.А.С.Пушкин   Борис Годунов)

  План

1)   Причины Смуты

Задание  № 1Подберите слова синонимы к слову «смута», которые начинались бы на каждую букву слова

С  -                               М –                                У –                             Т   -                            А –

Используя данные слова, дайте определение  понятию «смута»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1304
    • DOCX 71.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Москвичева Светлана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Москвичева Светлана Павловна
    Москвичева Светлана Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14536
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе