Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Скачать материал

Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями

 

Цель урока:  классификация сложных предложений и средств связи между их частями

Задачи:

1) начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.

 

Универсальные учебные действия (УУД):

 Личностные:

 -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,

гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной

 культуры;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать

 средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность,

проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учета характера   сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой

информации, ресурсы Интернета;

-способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

 в том числе и на   электронных носителях;  

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Используемые технологии:         

Ø  сотрудничества

Ø  информационные технологии

Ø  здоровьесберегающие технологии

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

 

I.                  Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

Учитель рассказывает историю метафорического характера – она даёт положительный настрой, активизирует мышление учеников.

 

 

«Всё в твоих руках»

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».

 

   И действительно, ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.

 

II.               Проверка домашнего задания - КАТ 11 стр. 49

Дома вам нужно было определить значение слов цивилизация, прогресс.

 

Ответы учеников

Словарная работа

Цивилизация- общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

 

Прогресс.-1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс) 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л. ....

 

III.           Актуализация знаний

Задача: заинтересовать темой урока, активизировать мышление учащихся

 

Какова тема текста,  с которым вы работали дома.  Книга - опорный фундамент цивилизации.

Чему, по мнению Леонова, может научить нас книга?  Прочитайте это  предложение.

Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно своему человеческому званию.

 

Эпиграфом  к  нашему уроку будут строки  Леонида  Максимовича Леонова

 

Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины,   которая  способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое пр…пятствие на столбовой дороге прогре.. .а.

 

 Скажите, что объединяет эти предложения? Что общего в них  с точки зрения структуры?

Оба предложения сложные.

Какое предложение называется сложным?

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

 

- На какие группы делятся СП  в зависимости от наличия или отсутствия союза (союзного слова) между его частями?    Союзные и бессоюзные

 

На какие группы  и по каким признакам делятся союзные предложения?

Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

  

Какие существуют средства связи?  Интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)

 

Сформулируйте тему урока (слайд)

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Сегодня с вами мы будем работать на  индивидуальных листах. Подпишите  свою работу.  Запишите название темы в ваши листы.

 

IV. Целеполагание и мотивирование

Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) слайд 

Для чего мы изучаем русский язык?

Чтобы сдать ГИА, чтобы получить аттестат, чтобы быть грамотными…

Учащиеся ставят цели урока:

Вспомнить, какие бывают  типы СП;

Назвать  средства связи частей СП;

Уметь ставить запятые в сложных предложениях.

Повторить правописание слов.

 

V. Закрепление изученного.

 

А.  Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины,   которая  способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге прогре.. .а.

                                                                                                        Леонид  Максимович Леонов

Вернемся к  вашим листам и  выполним  1  задание – анализ предложения, записанного в эпиграфе.

Необходимо подчеркнуть грамматические основы, вставить пропущенные буквы и объяснить графически  орфограммы.

Проверка

Пишется Е потому что можно заменить словом с приставкой ПЕРЕ, то есть преодолеть значит ПЕРЕЙТИ.

Это приставка пре-, потому что она близка по значению к приставке пере-, то есть переступить через что-то.

           Тысячелетнего-  числительные один, тысяча, миллион, миллиард соединяются со второй      

           частью слова с   помощью соединительных гласных о, е. Слово пишется слитно, потому    

           что образовано из словосочетания.

 

Б. Работа в группах- 4 группы.

Задание: Каждой группе даны 2 предложения. Вам  необходимо расставить недостающие знаки препинания,  найти грамматические основы,  определить вид СП и средства связи в нем. Защищать работу группы будут 2 человека: 1 чертит схемы, 2- дает характеристику предложений.

 

Откройте учебники- -параграф 8 стр.42 –это ваш помощник.

 

1группа

1.      Жизнь очень коротка, и  мы не должны тратить ни дня на чтение малоценных книг». (Д. Рескин)   ) — =  ], и [  — =  ].  ССП

                 

2.      «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро)   [— =   ], ( когда =). СПП

Давайте проверим работу 1 группы. Допущены ли в ответах ошибки?

Какую оценку поставим 1 группе?

 

Переходим к проверке 2 группы

2 группа

 

1. «В книге память человеческого рода, она рупор человеческой мысли».  (Н.А.Морозов)_  ], [  — =  ]. БСП

 

2.«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де Бальзак)_ [— =   ], ( если =).СПП

 

Оцените работу 2 группы? Оценка-

 

3 группа

 

1. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен) [— =] :[ , ,  =], а[— =   ].РВС

 

 2.  «Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для  людей, умеющих их читать». (Писарев Д.И.)    ], но  [  — =  ].ССП

 

Правильно  ли  3 группа определила  вид СП и средства связи?

Оценка-

 

4 группа Ваш ответ

 

1.«Книга – это волшебница, она преобразила мир». (Н.А.Морозов)_ — -  =  ], [  — =  ].  БСП

 

2. Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А. Блок)

 

Были ли допущены ошибки?   Если да, то какие?  Оценка-

 

VI. Физминутка Ребята, вы  хорошо поработали и заслужили небольшой отдых.


Перед вами  картина Исаака Левитана «Тихая обитель»,  написанная в 1890 году .Это одна из лучших картин Левитана. Посмотрите на картину, почувствуйте,  какое  спокойствие,  умиротворение исходят от полотна. А теперь взбодритесь -  на следующем слайде пунктирные прямоугольники. Начиная от центра,  глазами соедините линии. Справились, молодцы.

 

VII. Подведение итогов.   Последний этап нашей работы- Тестирование

(цель – выявить, насколько успешно усвоены полученные знания). Задание ГИА- В7

 

 

 

 

Работа закончена, проверяем свои результаты.

 

1

2

3

4

5

3

2

3

2

2

 

Поднимите руки, у кого нет ошибок -                     У кого 1 ошибка-

 

VIII.  Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

 

Подведем итог нашего урока. Продолжите предложения

1 группа.  2 группа.  Сегодня я узнал..      я научился…у меня получилось …    я смог…   я попробую…   меня удивило…   урок дал мне для жизни…    мне захотелось

 

IX.   Информация о домашнем задании.

задание разноуровневое:

1) написать по одному из афоризмов о книгах сочинение, используя СП; 

2) выписать из художественных произведений по 3 предложения на разные  типы связи.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок  предназначен для учащихся  9 класса и содержит обобщающий  по данной теме за предыдущие годы.

Урок готовит учащихся к освоению нового материала, к овладению  навыками определения видов сложных предложений.

Представленный урок отвечает всем требованиям современного урока,предъявляемым ФГОС. Интересная подача материала, грамотно подобранный дидактический материал, неординарная динамическая пауза- все работает на достижение поставленных целей.

Цель урока:  классификация сложных предложений и средств связи между их частями

Задачи:

1) начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Используемые технологии:         

Ø  сотрудничества

Ø  информационные технологии

Ø  здоровьесберегающие технологии

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 527 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 434
    • DOCX 198.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лазарева Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лазарева Оксана Александровна
    Лазарева Оксана Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5188
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 456 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека