Урок Типы сложных предложений и средства связи между
их частями
Цель урока: классификация сложных предложений и средств связи между их частями
Задачи:
1) начать работу
по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных
за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому
языку;
2) проверить уровень сформированности
пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также
навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.
Универсальные
учебные действия (УУД):
Личностные:
-осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку,
гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;
- способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- освоение умения
принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать
средства ее осуществления;
- формирование
умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность,
проявлять
инициативность и самостоятельность;
- вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера
сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
-способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой
информации, ресурсы Интернета;
-способность свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
-овладение приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему;
-умение вести самостоятельный поиск
информации.
Коммуникативные:
- формирование
умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя
ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за
действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
|
|
Формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Используемые технологии:
Ø
сотрудничества
Ø
информационные
технологии
Ø
здоровьесберегающие
технологии
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный
материал
I.
Организационный
момент, мотивация к учебной деятельности.
Задача:
организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы
Учитель
рассказывает историю метафорического характера – она даёт положительный настрой,
активизирует мышление учеников.
«Всё
в твоих руках»
Эта
история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но
был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой
вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал
бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка мудреца:
скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он
скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я
раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так
всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился
к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -
живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».
И действительно,
ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.
II.
Проверка
домашнего задания - КАТ 11 стр. 49
Дома вам нужно было
определить значение слов цивилизация, прогресс.
Ответы учеников
Словарная работа
Цивилизация-
общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и
гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в
гражданственный.
Прогресс.-1.
Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс) 2.
разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л. ....
III.
Актуализация знаний
Задача: заинтересовать темой урока, активизировать мышление учащихся
Какова тема текста, с которым вы работали
дома. Книга - опорный фундамент цивилизации.
Чему, по мнению Леонова, может научить нас
книга? Прочитайте это предложение.
Только книга
может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать
бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле
согласно своему человеческому званию.
Эпиграфом к нашему уроку будут строки Леонида
Максимовича Леонова
Благодаря книге накоплен..ые знания
обретают могущество л…вины, которая способна с (тысяче)летнего ра…гона
пр…одолеть любое пр…пятствие на столбовой дороге прогре.. .а.
Скажите, что объединяет эти предложения? Что
общего в них с точки зрения структуры?
Оба предложения сложные.
Какое предложение называется сложным?
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение,
которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух
простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство,
оформленное интонационно.
- На какие группы делятся СП в зависимости от
наличия или отсутствия союза (союзного слова) между его частями? Союзные и
бессоюзные
На какие группы и по каким признакам делятся
союзные предложения?
Сложносочиненные, сложноподчиненные,
бессоюзные.
Какие существуют средства связи? Интонация,
подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)
Сформулируйте
тему урока (слайд)
Обучающиеся
высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.
Типы сложных предложений и средства связи
между их частями
Сегодня с вами мы будем работать на
индивидуальных листах. Подпишите свою работу. Запишите название темы в ваши
листы.
IV. Целеполагание и мотивирование
Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) слайд
Для чего мы изучаем русский язык?
Чтобы сдать ГИА, чтобы получить аттестат, чтобы
быть грамотными…
Учащиеся ставят цели урока:
Вспомнить, какие
бывают типы СП;
Назвать средства
связи частей СП;
Уметь ставить
запятые в сложных предложениях.
Повторить правописание слов.
V. Закрепление
изученного.
А. Благодаря
книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины, которая способна с
(тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге
прогре.. .а.
Леонид Максимович Леонов
Вернемся к вашим листам и выполним 1
задание – анализ предложения, записанного в эпиграфе.
Необходимо подчеркнуть грамматические
основы, вставить пропущенные буквы и объяснить графически орфограммы.
Проверка
Пишется Е потому что можно заменить словом с
приставкой ПЕРЕ, то есть преодолеть значит ПЕРЕЙТИ.
Это приставка пре-, потому что она близка по
значению к приставке пере-, то есть переступить через что-то.
Тысячелетнего-
числительные один, тысяча, миллион, миллиард соединяются со второй
частью
слова с помощью соединительных гласных о, е. Слово пишется слитно, потому
что
образовано из словосочетания.
Б. Работа в группах- 4 группы.
Задание: Каждой
группе даны 2 предложения. Вам необходимо расставить недостающие знаки
препинания, найти грамматические основы, определить вид СП и средства связи в
нем. Защищать работу группы будут 2 человека: 1 чертит схемы, 2- дает
характеристику предложений.
Откройте учебники- -параграф
8 стр.42 –это ваш помощник.
1группа
1. Жизнь очень
коротка, и мы не должны тратить ни дня на чтение малоценных книг».
(Д. Рескин) ) [ — = ], и [ — = ]. ССП
2. «Люди перестают
мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро) [— = ], ( когда =). СПП
Давайте проверим работу 1 группы. Допущены
ли в ответах ошибки?
Какую оценку поставим 1 группе?
Переходим к проверке 2 группы
2 группа
1. «В
книге память человеческого рода, она рупор человеческой мысли». (Н.А.Морозов)_
[ — ], [ — = ]. БСП
2.«Книга
жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де
Бальзак)_ [—
= ], ( если— =).СПП
Оцените работу 2 группы? Оценка-
3 группа
1. «Вся
жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства
исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен) [— =] :[ , , =], а[— = ].РВС
2. «Много на свете хороших книг, но эти
книги хороши только для людей, умеющих их читать». (Писарев Д.И.) [ — ], но [ —
= ].ССП
Правильно ли 3 группа определила вид СП
и средства связи?
Оценка-
4 группа Ваш ответ
1.«Книга – это
волшебница, она преобразила мир». (Н.А.Морозов)_ [ — - = ], [ — = ]. БСП
2. Книга — великая
вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А. Блок)
Были ли допущены ошибки? Если да, то
какие? Оценка-
VI. Физминутка
Ребята, вы хорошо поработали и заслужили небольшой отдых.
Перед вами картина Исаака Левитана «Тихая обитель», написанная в 1890
году .Это одна из лучших картин Левитана. Посмотрите на картину, почувствуйте,
какое спокойствие, умиротворение исходят от полотна. А теперь взбодритесь -
на следующем слайде пунктирные прямоугольники. Начиная от центра, глазами
соедините линии. Справились, молодцы.
VII. Подведение итогов. Последний этап нашей работы- Тестирование
(цель – выявить,
насколько успешно усвоены полученные знания). Задание ГИА- В7.
Работа закончена, проверяем свои
результаты.
Поднимите руки, у кого нет ошибок -
У кого 1 ошибка-
VIII. Рефлексия
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
(мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и
сотрудничества
Подведем итог нашего урока. Продолжите
предложения
1 группа. 2 группа. Сегодня я узнал.. я научился…у меня получилось … я смог… я
попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
IX. Информация о домашнем
задании.
задание разноуровневое:
1) написать по одному из афоризмов о книгах
сочинение, используя СП;
2) выписать из художественных произведений по 3
предложения на разные типы связи.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.